|
|
|
Комментарий к проекту Закона «О телерадиовещании» Министерство связи и информации РК опубликовало на своём сайте проект Закона РК «О телерадиовещании» (по состоянию на 28 февраля 2011 года) и проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам телерадиовещания» (по состоянию на 26 февраля 2011 года). Редакция проекта Закона РК «О телерадиовещании» претерпела изменения в сравнении с редакцией проекта на 26 января 2011 года. Ниже приводится перечень изменений с небольшими комментариями.
Что исключено из законопроекта? Нужно отметить, что из законопроекта исключены несколько норм, которые вызывали довольно бурные общественные дебаты и критику со стороны субъектов рынка телерадиовещания и медийных организаций. Во-первых, статья 26 «Финансирование отечественных телерадиокомпаний иностранными физическими и юридическими лицами» полностью исключена из новой редакции законопроекта. Напомним, что эта статья предусматривала ограничение финансирования от иностранных физических и юридических лиц до 20% при производстве теле-, радиопрограмм на отечественных телерадиоканалах. Во-вторых, из ст. 15 «Распространение иностранных теле-, радиоканалов в Республике Казахстан» исключены п. 5 и п.6. Пункт 5 устанавливал, что «после постановки на учет иностранные теле-, радиокомпании…осуществляют деятельность и договорные отношения на территории РК путем регистрации филиалов или представительств». П. 6 определял, что «осуществление деятельности на территории РК иностранных теле-, радиоканалов без постановки на учет и открытия филиалов или представительств запрещается». Таким образом, иностранные теле-, радиоканалы обязаны будут пройти процедуру постановки на учет СМИ и получить соответствующее свидетельство в течение одного года со дня введения в действие проекта Закона РК «О телерадиовещании». При этом, законопроект предусматривает, что процедуру постановки на учет должен осуществить представитель иностранных теле-, радиокомпаний. В-третьих, из ст. 22 «Защита интересов национального телерадиовещания» исключены п. 3 и п.4. Пункт 3 обязывал телерадиокомпании соблюдать определенное соотношение в пакете теле-, радиоканалов долей программ на государственном и других языках. Этот пункт не корреспондировался со ст. 10 настоящего законопроекта, в которой содержатся аналогичные нормы, но при этом устанавливаются другие «языковые пропорции», действующие в настоящее время. Исключена норма (п. 4), обязывающая осуществлять перевод теле-, радиопрограмм на государственный язык при трансляции или ретрансляции в виде звукового дублирования. В-четвертых, из текста законопроекта исключены все положения, касающиеся цифровых телевизионных приставок, условий и порядка их распределения среди социально защищаемых слоев населения. Из ст. 1 исключен п. 12, который определял понятие «телевизионная абонентская приставка» - отдельное техническое средство, предназначенное для приема абонентом телевизионного сигнала. Также исключен п. 16 ст. 7, который вменял в компетенцию уполномоченного органа право внесения предложений о порядке распределения цифровых телевизионных приставок среди населения. Из ст. 8 исключен п. 2, который определял, что «местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы) принимают меры по обеспечению социально защищаемые слои населения цифровыми телевизионными приставками». И, наконец, из ст. 39 полностью исключен п. 5, который определял, что «социально защищаемые слои населения обеспечиваются цифровыми телевизионными приставками в порядке, определенным Правительством Республики Казахстан».
Что нового в законопроекте? В новую редакцию законопроекта включено несколько новых понятий: · Пункт 25 добавлен в ст. 1. Введено новое понятие «обязательный теле-, радиоканал» - теле-, радиоканал, входящий в соответствующий перечень, утвержденный Правительством РК, обязательный для распространения посредством многоканального вещания на всей территории Республики Казахстан. Это понятие корреспондируется со ст. 12, которая устанавливает порядок формирования перечня теле-, радиоканалов, обязательных для распространения на всей территории РК, а также со ст. 19, которая теперь обязывает операторов телерадиовещания обеспечивать наряду с трансляцией и/или ретрансляцией каналов свободного и условного доступа, еще и обязательные теле-, радиоканалы; · П. 27 ст. 1. В понятийный аппарат проекта закона включено понятие «субтитры» - способ распространения информации, передающейся по телепрограмме, который характеризуется текстовым дублированием языка оригинала телепрограммы. Понятие «субтитры» заменило понятие «бегущая строка», которое использовалось в предыдущей редакции законопроекта. Норма, указанная в п. 26 ст. 1 корреспондируется со ст. 24, которая обязывает телерадиокомпании при производстве телепрограмм информационного и новостного характера обеспечивать их сурдопереводом или переводом в виде субтитров, а также со ст. 10 законопроекта, которая предусматривает, что «перевод теле-, радиопрограмм в виде субтитров не включается в объем теле- радиопрограмм на государственном языке». · Новое понятие «базовый пакет теле-, радиоканалов» включено в законопроект (п. 27 ст. 1). Базовый пакет теле-, радиоканалов - совокупность теле-, радиоканалов, предоставляемых для всех слоев населения по наименьшей цене из числа пакетов, предлагаемых операторами телерадиовещания. Это понятие корреспондируется с п. 2 ст. 22, который устанавливает, что «количество отечественных теле-, радиоканалов в базовом пакете теле-, радиоканалов должно составлять не менее половины от числа всех теле-, радиоканалов в пакете». · Добавлен абзац 3 в п. 2 ст. 10. Новая норма устанавливает, что «перевод теле-, радиопрограмм в виде субтитров не включается в объем теле-, радиопрограмм на государственном языке». С учетом того, что из законопроекта исключено требование об обязательном переводе теле-, радиопрограмм на государственный язык в виде звукового дублирования, перевод в виде субтитров казался наиболее доступной формой исполнения требования о соотношении программ на государственном и других языках. Но включение новой нормы в ст. 10 устанавливает, что перевод в виде субтитров не будет включаться в объем программ на государственном языке, а, значит, телерадиокомпании и производители будут вынуждены создавать оригинальный телевизионный контент на государственном языке. · Добавлен п. 6 в ст. 19, который обязывает операторов телерадиовещания транслировать и/или ретранслировать обязательные теле-, радиоканалы. В предыдущей редакции законопроекта эта норма отсутствовала, операторы телерадиовещания должны были обеспечивать трансляцию и/или ретрансляцию теле-, радиоканалов свободного (бесплатные) и условного (платные). · Добавлен п. 5 в ст. 21 «Сети телерадиовещания». Новая норма предусматривает, что для прокладки кабельных сетей в жилых домах объекты инженерной инфраструктуры, если позволяют технические возможности, предоставляются на равных условиях всем операторам кабельного телерадиовещания». Реализация этого положения создаст равные технические условия для всех операторов кабельного телевидения при прокладке новых кабельных сетей. · Пункт 3 ст. 28 добавлен в новую редакцию законопроекта. Эта норма устанавливает, что операторы телерадиовещания должны при ретрансляции иностранных телеканалов на территории РК соблюдать действующее законодательство о рекламе и обязаны не допускать распространение рекламы, не соответствующей законодательству РК.
Что изменилось в законопроекте?
1. Государственное регулирование в области телерадиовещания П. 3 ст. 5 «Государственное регулирование и контроль в области телерадиовещания» заменена отсылочная норма « в соответствии с Законом РК «О частном предпринимательстве» на бланкетную нормы «предусмотренных законодательством Республики Казахстан». В п. 20 ст. 7 «Компетенция уполномоченного органа» заменена отсылочная норма на Закон РК «О частном предпринимательстве» на бланкетную норму права «в соответствии с законодательством РК». П. 2 ст. 8 «Компетенция местных представительных и исполнительных органов» отсылочная норма «в соответствии с утвержденным техническим регламентом «Требования к безопасности зданий, сооружений и прилегающих территорий» заменена на бланкетную «в соответствии с законодательством Республики Казахстан». 2. Полномочия государственной технической службы Изменены и сокращены полномочия государственной технической службы. Из статьи 9 исключены такие полномочия как техническое обеспечение проведения радиоконтроля и защиты радиоприема от индустриальных помех, техническое обеспечение работ при взаимодействии уполномоченного органа с международными организациями и др. 3. Формирование перечня обязательных теле-, радиоканалов Название ст. 12 изменено. Вместо понятия «перечень теле-, радиоканалов свободного доступа», используемого в предыдущей редакции законопроекта, используется новое понятие «перечень обязательных теле-, радиоканалов». По всему тексту статьи заменено понятие «свободного доступа» на «обязательный» 4. Правовой статус оператора телерадиовещания Редакция п.4 ст. 19 «Оператор телерадиовещания» изменена. Добавлено новое положение, которое предусматривает возможность внесения изменений в содержание транслируемых или ретранслируемых теле-, радиоканалов, если это предусмотрено договором между операторами телерадиовещания и правообладателями. П.. 1 ст. 28 дополнен аналогичным положением о том, что внесение изменений в содержание ретранслируемых теле-, радиоканалов возможно, если это предусмотрено договором между операторами телерадиовещания и правообладателем, а также в иных случаях, предусмотренных ст. 28. 5. Защита интересов национального телерадиовещания П. 2 ст. 22 изменен. Уточнено понятие «пакет теле-, радиоканалов», которое использовалось в предыдущей редакции законопроекта. В данной редакции используется понятие «базовый пакет» как совокупность теле-, радиоканалов, предоставляемых для всех слоев населения по наименьшей цене из числа пакетов, предлагаемых операторами телерадиовещания. 6. Защита детей и подростков при распространении телепрограмм В требование о технической блокировке сцен насилия, жестокости, агрессии (п. 2 ст. 23) внесено изменение. Теперь это требование применимо только при ретрансляции иностранных телеканалов свободного доступа. 7. Защита прав инвалидов при распространении телепрограмм Понятие «бегущей строки» в п. 1 ст. 24 заменено на понятие «субтитры». В предыдущей редакции законопроекта использовалось понятие «бегущая строка», которая, в основном, применима в рекламной деятельности телеканалов. 8. Индивидуальный и коллективный спутниковый прием В п. 3 ст. 36 «Индивидуальный спутниковый прием» произведена замена отсылочной нормы «в соответствии с утвержденным техническим регламентом «Требования к безопасности зданий, сооружений и прилегающих территорий» на бланкетную норму «в соответствии с законодательством Республики Казахстан». П. 2 ст. 37 « Системы коллективного приема теле-, радиоканалов» изменен. Добавлено положение о том, что «система коллективного приема в пределах нескольких зданий, не преследующая коммерческие цели, может быть установлена, если собственником данных зданий является одно физическое или юридическое лицо». Из текста законопроекта исключены спорные положения и требования, такие как требования к иностранным теле-, радиокомпаниям об открытии филиалов и представительств на территории Казахстана и ограничение на иностранное финансирование при производстве телевизионного контента, некоторые другие. Добавлены новые понятия, изменены некоторые нормы законопроекта. Но работа над изменением законопроекта «О телерадиовещании» и его улучшением на этом не должна прекращаться. Не нашли своего отражения в законопроекте многие предложения и рекомендации, разработанные субъектами рынка и медийными организациями, касающиеся: · защиты прав некоторых субъектов отрасли телерадиовещания при переходе на цифровое вещание; · обеспечения прозрачности конкурсных процедур, указанных в законопроекте; · соответствия требований закона международным обязательствам Казахстана и т.д.. Надеемся, что работа над законопроектом «О телерадиовещании» продолжится с привлечением широкого круга заинтересованных лиц - субъектов рынка, общественных организаций и с учетом важности этого законопроекта для общества.
Комментарий к проекту Закона РК «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО ВОПРОСАМ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ» (по состоянию на 26 февраля 2011 года)
Министерство связи и информации Республики Казахстан разрабатывает проект Закона РК «О телерадиовещании» и проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам телерадиовещания»[1]. Планируется, что данные проекты законов будут внесены в План законопроектных работ Правительства РК на 2011 год. Проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам телерадиовещания» предусматривает внесение изменений и дополнений в 13 нормативных правовых актов, а именно: 1. Гражданский Кодекс РК (Особенная часть); 2. Кодекс РК «Об административных правонарушениях»; 3. Бюджетный Кодекс РК; 4. Налоговый Кодекс РК; 5. Закон РК «Об авторском праве и смежных правах»; 6. Закон РК «О языках»; 7. Закон РК «О средствах массовой информации»; 8. Закон РК «О физической культуре и спорте»; 9. Закон РК «О рекламе»; 10. Закон РК «О связи»; 11. Закон РК «О лицензировании»; 12. Закон РК «О частном предпринимательстве»; 13. Закон РК «О государственном контроле и надзоре в РК».
Все предлагаемые изменения и дополнения в действующие нормативные правовые акты по вопросам телерадиовещания можно условно объединить в группы: - замена слов, цифр (изменения в Гражданский Кодекс РК (Особенная часть), Закон РК «Об авторском праве и смежных правах»; Закон РК «О языках»; Закон РК «О средствах массовой информации»; Закон РК «О физической культуре и спорте»; ); - исключения слов, цифр, предложений (изменения в Налоговый Кодекс РК, Бюджетный Кодекс РК); - новая редакция статей действующих нормативных правовых актов (изменения в Закон РК «О лицензировании», Закон РК «О связи»); - дополнение статей действующих нормативных правовых актов новыми словами, цифрами или предложениями (дополнения в Закон РК «О частном предпринимательстве», Закон РК «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан»); - дополнение действующих нормативных правовых актов новыми статьями (дополнения в Кодекс РК об административных правонарушениях, Закон РК «О рекламе»).
Изменения в Гражданский Кодекс РК (Особенная часть)[2] касаются замены слова «кабель» на слова «многоканальное вещание» и слова «кабельного» на слово «многоканального». Аналогичные изменения вносятся и в Закон РК «Об авторском праве и смежных правах»[3]. В ст. 18 Закона РК «О языках[4]» слова «телерадиовещательные каналы» заменяются на «теле-, радиоканалы». В статье 8 Закона РК «О физической культуре и спорте»[5] меняются используемые термины «каналы телерадиовещания» на «теле-, радиоканалы». Изменения, вносимые в Закон РК «О СМИ[6]», предполагают замену слов «радио- и телепрограмма» на унифицированные понятия «теле-, радиоканал». Статья 1 дополняется подпунктом 4-1) следующего содержания: «Теле-, радиоканал - совокупность теле-, радиопрограмм и аудиовизуальных произведений, сюжетов и материалов, сформированных телерадиокомпанией в соответствии с сеткой вещания для последующей трансляции». Исключаются из текста Закона РК «О СМИ» правовые нормы, которые регламентируют ретрансляцию (п. 16 ст. 1), язык вещания и необходимый объем теле-, радиопрограмм на государственном языке (п. 3 ст. 3), порядок лицензирования и конкурсные процедуры (п. 3 ст. 4-2, пп. 3, 4, 5, 6 ст. 4-3), освобождение от постановки на учет (абзац 5 ст. 12), наличие при ретрансляции определенного объема иностранных теле-, радиопрограмм (п. 3-1 ст. 14). Другими словами, из текста Закона РК «О СМИ» исключаются те нормы, которые создавали определенные преференции для операторов кабельного телевидения в сравнении с эфирными вещателями (напомню, что на операторов кабельного телевидения не распространялись ранее принятые законодательные требования о соблюдении языкового баланса («50 на 50») и соотношении программ иностранного и собственного производства («20 на 80»). Согласно предлагаемым изменениям в Бюджетный Кодекс РК[7]из статьи 49 исключается пункт 14, согласно которому поступления в республиканский бюджет обеспечивались, в том числе, и за счет сбора за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям. Из Налогового Кодекса РК[8], соответственно, исключается глава 68 «Сбор за выдачу разрешения на использования радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям», а также исключается пп. 2 пункта 2 ст. 513, который устанавливал, что телевизионные и радиовещательные организации являются плательщиками данного сбора. Следующие поправки следует проанализировать более подробно, поскольку речь пойдет о новой редакции уже действующих норм, касающихся сферы телерадиовещания. Новые виды и подвиды лицензируемой деятельности в сфере телерадиовещания. В первую очередь, отметим новую редакцию ст. 24 Закона РК «О лицензировании»[9], которая полностью изменяет природу лицензируемой деятельности в сфере телерадиовещания. В настоящее время требуется наличие лицензии для занятия деятельностью поорганизации телевизионного и (или) радиовещания. С принятием этого законопроекта получение лицензии будет необходимо для осуществления двух видов деятельности:
(1) формирование теле-, радиоканалов; (2) распространение теле-, радиоканалов, включая такие подвиды деятельности, как: - цифровое эфирное телерадиовещание; - спутниковое телерадиовещание; - кабельное телерадиовещание; - IP телерадиовещание; - интернет телерадиовещание; - аналоговое эфирное радиовещание.
Таким образом, разграничена деятельность телерадиокомпаний по созданию телевизионного и аудиовизуального контента и формированию теле-, радиоканалов и деятельность операторов телерадиовещания по передаче и распространению теле-, радиоканалов посредством многоканального вещания. При цифровом вещании такое раздельное лицензирование производителей контента и операторов по его техническому распространению является нормой, но непонятно как будет действовать новый порядок лицензирования в переходный период (с момента введения в действие закона и до момента отключения аналогового вещания, то есть 17 июня 2015 года) и как будут защищены права нынешних лицензиатов? Законодатель не указывает срок, в течение которого должна произойти замена старых лицензий на новые; не указывается период, в течение которого операторы телерадиовещания должны получить лицензию на распространение теле-, радиоканалов. Новшеством является выделение нескольких подвидов из деятельности по распространению теле-, радиоканалов, в настоящее время не лицензируемой: IP-телерадиовещание, интернет телерадиовещание. Наиболее важными изменениями, вносимыми в Закон РК «О связи»[10], является новая редакция пп. 45 ст. 2 и дополнение в ст. 12. Первоначальная редакция понятия «трансляция - осуществление процесса передачи информации с использованием передающих радиоэлектронных средств, кабельных сетей и номиналов радиочастотного спектра для распространения телевизионных и радиопрограмм» заменена на новое понятие «трансляция - первичное распространение сигнала теле-, радиоканалов, теле-, радиопрограмм с использованием передающих радиоэлектронных средств, номиналов радиочастотного спектра». Этот же закон предлагается дополнить новым положением (п. 3 ст. 12) следующего содержания: «В целях обеспечения трансляции теле-, радиоканалов свободного доступа на всей территории Республики Казахстан национальному оператору телерадиовещания выделяются радиочастоты (радиочастотные каналы) без проведения конкурса». Дополнения в Закон РК «О государственном контроле и надзоре в РК»[11] вносятся в текст Приложения. Приложение к закону определяет сферы деятельности субъектов частного предпринимательства, в которых осуществляется государственный контроль и надзор.В частности, п. 49 п. 1 дополнен положением о том, что в сфере телерадиовещания осуществляется государственный контроль в соответствии с требованием данного закона.
Отдельно рассмотрим предложения разработчиков по включению в действующие нормативные правовые акты (Кодекс РК об административных правонарушениях, Закон РК «О рекламе») новых статей, касающихся административной ответственности за нарушения законодательства о телерадиовещания, и затрагивающих правовое регулирование рекламы иностранных товаров и услуг, ретранслируемой на территории Казахстана.
За административные правонарушения в сфере телерадиовещания предусмотрены крупные штрафы В Кодекс РК об административных правонарушениях[12] предлагается включить статью 342-1 «Нарушения законодательства РК о телерадиовещании». Часть 1 этой статьи перечисляет виды нарушений законодательства о телерадиовещании, за совершение которых телерадиокомпании и операторы телерадиовещания могут быть привлечены к административной ответственности. Это следующие правонарушения: - осуществление трансляции отечественными теле-, радиоканалами менее установленной нормы процентов отечественных теле-, радиопрограмм; - распространения операторами телерадиовещания менее половины отечественных теле-, радиоканалов в базовом пакете теле-, радиоканалов; - осуществления ретрансляции иностранных телеканалов с нарушением целостности, полноты и неизменности телепрограмм; - использование технических средств телерадиовещания не прошедших процедуры подтверждения соответствия; - создание помех радиопередающим и (или) радиоприемным средствам связи посредством индивидуальных наземных спутниковых приемных устройств; - организации системы коллективного (в оригинале пропущено слово «спутникового») приема без письменного согласия собственников здания и/или зданий; - осуществление трансляции телепрограмм информационного и новостного характера без обеспечения сурдопереводом или переводом в виде субтитров; - распространение телепрограмм, содержащие сцены насилия, жестокости, агрессии в запрещенный период времени; - распространение дополнительной информации, превышающей 7,5% процентов площади кадра. За совершение указанных выше правонарушений может быть наложено административное взыскание в виде штрафа. Размер штрафа варьируется в зависимости от того, кем совершено административное правонарушение, указанное в части 1 статьи 342-1. В частности, размер штрафа, наложенный на должностное лицо телерадиокомпании или индивидуальных предпринимателей, составит от 20 до 50 МРП[13] (от 28260 тенге до 70650 тенге), на субъекта малого или среднего предпринимательства - от 100 до 150 МРП (от 141300 тенге до 211950 тенге), на субъекта крупного предпринимательства - от 200 до 300 МРП (от 282600 тенге до 423900 тенге). Часть вторая статьи 342-1 предусматривает, что совершение действий, указанных в части 1, повторно в течение года после наложения административного взыскания, влечет взыскание штрафа в большем размере. Часть третья статьи 342-1 предусматривает привлечение к административной ответственности за нарушение правил технической эксплуатации систем телерадиовещания путем наложения административного взыскания в виде штрафа в размере: на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, субъектов малого или среднего предпринимательства от 30 до 50 МРП (от 42390 тенге до 70650 тенге), на юридических лиц, субъектов крупного предпринимательства от 100 до 150 МРП (от 141300 тенге до 211950 тенге). Часть четвертая статьи 342-1 предусматривает, что совершение действий, указанных в части 2, повторно в течение года после наложения административного взыскания, влечет наложение штрафа в большем размере. Говоря об изменениях, которые будут вноситься в административное законодательство, необходимо отметить, что в настоящее время в нем содержатся более 40 составов административных правонарушений в сфере деятельности СМИ, которые могут быть применены к редакциям, собственникам и должностным лицам СМИ. Административные взыскания могут быть наложены в виде штрафов, конфискации печатной и аудиовизуальной продукции, приостановления или прекращения выпуска (выхода в эфир), конфискации продукции средств массовой информации, а для теле-, радиокомпаний - в виде лишения лицензии по организации телевизионного и (или) радиовещания и запрещением выпуска (выхода в эфир) СМИ. Такую санкцию как приостановление выпуска (выхода в эфир) продукции СМИ на срок до 3 месяцев содержит, например, ст. 348 «Нарушение порядка предоставления обязательных бесплатных экземпляров периодических печатных изданий, фиксации, хранения материалов теле- и радиопередач». Таким образом, во многих административных составах правонарушений в сфере деятельности СМИ содержатся санкции, несоизмеримые с тем вредом, который может быть причинен обществу в случае совершения административного правонарушения. Статья 342-1 в качестве санкций за совершение административных правонарушений в сфере телерадиовещания предусматривает только наложение штрафа, что можно рассматривать как смягчение ответственности. Но следует обратить внимание на то, что размеры административного штрафа одинаковы при совершении разных по степени негативного воздействия на общество деяний. Например, и при распространении телепрограмм, содержащих сцены насилия, жестокости, агрессии в запрещенный период времени и при распространении дополнительной информации превышающей 7.5 процентов площади кадра. В первом случае это административное правонарушение с серьезными негативными последствиями, которое может затронуть общество. Во втором случае - технические недостатки вещания, которые не повлекут за собой негативные последствия. В целом, предлагаемые изменения в Кодекс РК об административных правонарушениях требуют дальнейшей доработки с целью единообразного применения санкций за совершенные правонарушения, как в сфере издательской деятельности, так и в сфере телерадиовещания. Необходимо разграничить санкции за совершение правонарушений технического характера и за совершение правонарушений влекущих серьезные негативные последствия для общества.
Как будет регулироваться ретрансляция рекламы в программах иностранных теле-, радиоканалов? Статью 8 Закон РК «О рекламе»[14] предлагается дополнить пунктом 1-1), который регламентирует правовое положение рекламы при ее ретрансляциина территорию Республики Казахстан. «1-1. Ретрансляция рекламы, которая содержится в теле-, радиопрограммах иностранного теле-, радиоканала, поставленного на учет в уполномоченном органе в соответствии с законодательством Республики Казахстан, и которая ретранслируется на территорию Республики Казахстан, допускается в случае, если за ретрансляцию такой рекламы уплачено юридическому лицу Республики Казахстан, независимо от способа осуществления ретрансляции». Проблема правовой неурегулированности рекламы иностранны х товаропроизводителей, которая ретранслируется казахстанскими операторами кабельного телевидения, очень часто озвучивается при обсуждении законопроектов о телерадиовещании. Сама проблема возникла вследствие наличия различных положений в национальных законах о рекламе, регулирующих рекламу табака и табачных изделий, а также алкогольной продукции. В частности, в России Федеральный Закон «О рекламе»[15] устанавливает, что «реклама алкогольной продукции не должна размещаться в теле-, радиопрограммах» (пп.3 п. 1 ст. 21), «реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей не должна размещаться в теле-, радиопрограммах» (аа.1 ст. 2). Закон РК «О рекламе» тоже устанавливает запрет на рекламу этих видов товаров (п. 1, п. 4 ст. 13). Но в отношении рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, дело обстоит совсем иначе. Так, Федеральный Закон «О рекламе» разрешает рекламу пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в теле-, радиопрограммах, ограничивая лишь время выхода в эфир: в телепрограммах с 22 до 7 часов местного времени, в радиопрограммах с 24 до 9 часов местного времени (п.п.1 ст.2). В Казахстане в теле-, радиопрограммах допускается лишь реклама безалкогольного пива с учетом требований, установленных законом к рекламе товарных знаков и товаров, обозначенных этими знаками[16]. Таким образом, при ретрансляции иностранных, в первую очередь российских телеканалов, в сетях казахстанских кабельных операторов вместе с телевизионным контентом ретранслируется и реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, без учета требований казахстанского законодательства о рекламе. Кстати сказать, в таком же неравном положении оказываются печатные казахстанские и российские издания, распространяемые на территории РК. Согласно Федеральному Закону «О рекламе», реклама алкогольной продукции; пива и напитков, изготавливаемых на его основе; табака, табачных изделий и курительных принадлежностей разрешается в печатных изданиях, кроме первой и последней полосы газет, первой и последней страницы журналов, изданий для несовершеннолетних[17]. Вторая сторона этой проблемы заключается в том, что казахстанская казна не получает доходов в виде налогов от рекламы и продажи этих товаров на территории страны. Что же предлагают разработчики законопроектов о телерадиовещании для того, чтобы урегулировать надлежащим образом распространение в казахстанских кабельных сетях рекламы иностранных товаропроизводителей? Во-первых, в соответствии со ст. 27 проекта Закона РК «О телерадиовещании», «размещение рекламы на теле-, радиоканалах, в том числе ретранслируемых посредством многоканального вещания будет осуществляться в соответствии с требованиями Закона РК «О рекламе». Это означает, что операторы телерадиовещания должны будут обеспечить соответствие ретранслируемой рекламы требованиям казахстанского закона «О рекламе». В основном, это будет касаться рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также рекламы с использованием товарных знаков и товаров, обозначенных этими знаками. Во-вторых, предлагаемые изменения в Закон РК «О рекламе» устанавливает два требования для рекламы любых других товаров и услуг, ретранслируемой на территории Казахстана. Первое: ретрансляция рекламы, размещаемой в иностранных теле-, радиоканалах, допускается только для тех каналов, которые прошли процедуру постановки на учет в качестве СМИ в уполномоченном государственном органе. Второе: за ретрансляцию рекламы должно быть уплачено юридическому лицу Республики Казахстан, независимо от способа осуществления ретрансляции. Если первое требование может быть теоретически исполнено путем технической блокировки указанных рекламных роликов при ретрансляции теле-, радиоканалов, то с выполнением второго требования могут возникнуть проблемы. Как известно, проект Закона РК «О телерадиовещании» [18] устанавливает годичный срок, в течение которого иностранные теле-, радиоканалы должны быть зарегистрированы в РК как средства массовой информации. Если иностранный теле-, радиоканал еще не получил свидетельство о постановке на учет СМИ, то ретранслируемая реклама, видимо, должна подлежать блокировке. Непонятно также требование об уплате за «ретрансляцию такой рекламы юридическому лицу РК, независимо от способа осуществления ретрансляции». Кто должен будет платить за ретрансляцию рекламы на территории РК: товаропроизводитель, иностранный теле-, радиоканал, рекламные агентства, другие субъекты? И кому: операторам телерадиовещания, рекламным агентствам или специально уполномоченным юридическим лицам? Как это все будет осуществляться, фиксироваться и контролироваться? Какая ответственность будет предусмотрена за неисполнение этого требования и на кого она будет возложена? Статья 9 проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам телерадиовещания», которая предусматривает внесение изменений в Закон РК «О рекламе», следует доработать. Возможно, необходимо отсрочить введение в действие нормы о ретрансляции рекламы в иностранных теле-, радиоканалах (пп. 4 п. 9) на год, для того, чтобы дать возможность иностранным теле-, радиокомпаниям пройти процедуру постановки на учет. Это же касается и требования об оплате ретранслируемой рекламы юридическому лицу РК.
[1] Для ознакомления с текстами законопроектов, пожалуйста, перейдите на сайт Министерства связи и информации по ссылке: http://mci.gov.kz/main/index.php?option=com_content&task=view&id=810&Itemid=241 [2] Гражданский Кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года №409; [3] Закон Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах» от 10 июня 1996 года №6; [4] Закон Республики Казахстан «О языках» от 11 июля 1997 года №151; [5] Закон Республики Казахстан «О физической культуре и спорте» от 3 декабря 1999 года; [6] Закон Республики Казахстан «О средствах массовой информации» от 23 июля 1999 года №451-1; [7] Бюджетный Кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года №95-IV; [8] О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый Кодекс) от 10 декабря 2008 года №99-IV; [9] Закон Республики Казахстан «О лицензировании» от 11 января 2007 года №214. [10] Закон Республики Казахстан «О связи» от 5 июля 2004 года №567 [11] Закон Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» от 3 января 2011 года, №377-IV. [12] Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года №155. [13] Размер месячного расчетного показателя (МРП) в I квартале 2011 года составляет 1413 тенге. [14] Закон Республики Казахстан «О рекламе» от 19 декабря 2003 года №508 [15] Федеральный Закон «О рекламе» от 13 марта 2006 года №38-ФЗ [16] Ст. 14-1 «Особенности рекламы товарных знаков и товаров, обозначенных этими знаками» Закона Республики Казахстан «О рекламе» от 19 декабря 2003 года №508 [17] П.п 1,2 п. 1 ст. 21; п.п.2,4 п. 1 ст.22; п.п. 2, 3 п.1 ст. 23 Федерального Закона «О рекламе» [18] П. 4 ст. 15 проекта Закона РК «О телерадиовещании»
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |