|
|
|
29.04.2011 Кино как имидж страны (интервью с Жоэлем Шапроном)
На развитие национального достояния - кинематографа - Франция ежегодно тратит 500 миллионов евро. Но налогоплательщики могут спать спокойно - эту сумму правительство (независимо от того, кто у власти - правые или левые) вытаскивает не из государственного бюджета. С представителем Unifrance Жоелем Шапроном, который участвовал в Неделе французского кино, прошедшей в Алматы, беседовала корреспондент «Известий-Казахстан» Салтанат Исмагулова. Известия-Казахстан: Помните, на пресс-конференции, посвященной Неделе французского кино в Алматы, я спросила вас об особенностях современного национального кино? Я ожидала услышать, что - да, французское кино переживает не лучшие времена, и сейчас нет имен, соответствующих величине Годара и Трюффо. И что оно находится под большим влиянием Голливуда. Жоель Шапрон: На самом деле это не так. В прошлом году мы произвели более 260 картин. А сколько вам удается посмотреть на экране - три-четыре фильма, не больше? И это не ваша вина, а проката. А разве «Иллюзионист», «Турне», «Господин Никто», «Облава» (фильмы, включенные в программу показа. - Прим. автора) похожи на голливудскую продукцию? К сожалению, вы не видите и половины того, что снимается на наших студиях. Относительно американского влияния: тогда можно сказать, что и Жан-Пьер Мельвиль, снимавший Хемфри Богарта в своих детективах, делал «под Голливуд». Я бы внес уточнение: это двустороннее влияние, недаром Тарантино говорит, что, не будь французского кино, он никогда бы не создал свои фильмы. И-К: Программа нынешнего показа очень разнообразная. И особняком в ней стоит «Иллюзионист», который произвел совершенно потрясающее впечатление. Он как бы раздвинул рамки мультипликационного жанра, в нашем представлении адресованного прежде всего детям. Смотреть грустную рисованную мелодраму с участием забытого персонажа - господина Юло Жака Тати - было таким удовольствием! Фильм с посвящением Софи Татищев. Кем она ему приходилась? Шапрон: У Жака Тати не было собственных детей, и все его творческое наследие перешло его родной племяннице. Софи занималась реставрацией фильмов великого режиссера-комедиографа, разбирала его архивы. Возможно, как-то ей попался на глаза сценарий, или, как сейчас говорят, развернутый синопсис неосуществленного фильма. Режиссер Сильвен Шоме - большой поклонник творчества Тати. И, насколько я знаю, с разрешения Софи - и из любви к Жаку Тати - он, воспользовавшись исходным материалом, снял свой фильм «Иллюзионист». И-К: Кого из современных режиссеров вы бы могли отметить? Шапрон: Прежде всего это вечно молодой Франсуа Озон. Он очень популярен, и не только во Франции - его знают во всем мире благодаря многочисленным творческим турне, он сам представляет свои фильмы. Не знаю, как у вас, а в России премьера его последнего фильма «Отчаянная домохозяйка» с Депардье и Катрин Денев состоялась в начале года. В Алматы мы привезли «Турне» Матье Амальрика. И-К: С 21 по 26 апреля в Алматы высадился французский кинодесант из нескольких очаровательных актрис - Рафаэлы Агоге, Жюли Бернар, Кьяры Казелли и режиссера Карима Дриди. Шапрон: Девушки очень молоды, они представляют новое поколение французских актеров. Карим Дриди известен, к сожалению, только во Франции, за границей его знают очень мало, но вы бы видели его дебютную картину «Пигаль»! Увы, статистика такова, что из режиссеров-дебютантов только 10-15 человек остаются в профессии. Кто-то заканчивает свою карьеру на первом же фильме, кому-то удается пробиться до второй постановки. И-К: Сколько дебютов и полнометражных картин вы выпускаете в год и кто финансирует эти проекты? Шапрон: Система финансирования кино во Франции была разработана в 1949 году - с того самого момента, как возникло агентство по созданию и продвижению фильмов за рубеж Unifrance. За 62 года его существование ни разу не стояло под вопросом. Ситуация с производством фильмов остается стабильной независимо от того, кто стоит у власти: правые или левые. К счастью, наши политики всегда мыслят как государственные мужи. Так было при Миттеране, такое положение сохраняется при Саркози. В прошлом году мы выпустили 261 картину и 50 дебютов, и не потому, что Франция - страна гениев. Кино не зависит от государства, а точнее, от госбюджета, оно финансируется специальным фондом, который постоянно пополняется за счет различных налогов. Но не за счет отчислений простых налогоплательщиков. Ежегодно на поддержку и развитие кино и телевидения Unifrance выделяет до 550 миллионов евро. Кроме того, разработана система налоговых льгот для продюсеров, финансирующих дебютные фильмы. И-К: Франция, как государство, заинтересованное в развитии и продвижении своего кино за рубеж, представляет уникальное явление. У нас, к несчастью, сложилось другое положение вещей - когда культура, искусство, в том числе кино, финансируются по остаточному принципу. Так было в советскую эпоху, и сейчас, похоже, ничего не изменилось. Шапрон: Я этого не понимаю. Ведь экспортировать кино гораздо проще и дешевле, чем, скажем, организовывать гастроли национального театра (оркестра или балета) за пределами страны. Представляете, какое это затратное дело - вывозить декорации, реквизит, артистов и т. д. ради одной или двух тысяч зрителей? А кино смотрят миллионы! В фильме с участием Тома Круза «Миссия невыполнима» есть длинная сцена в поезде под Ла-Маншем. И что вы думаете: в голливудском кинопродукте корейцев заинтересовали французские поезда, пошли переговоры об их покупке. Агентство Unifrance как-то провело опрос среди иностранных туристов, чтобы выяснить, почему они выбрали нашу страну, а не Италию или Грецию. Выяснилось, что их первое знакомство с Францией состоялось благодаря фильмам, где они увидели Версаль, Эйфелеву башню, Лувр и Триумфальную арку. Разве это не доказывает, что кино - самый лучший проводник имиджа страны?
Салтанат Исмагулова
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |