|
|
|
07.05.2011 ЦОНы ждет перезагрузка
Автор: Александр УСТИНОВ 05.05.2011 Перезагрузить и отформатировать обещает глава Минсвязи работу системы Центров обслуживания населения по всей стране. А против тех руководителей ЦОНов, кто форматироваться не хочет, Аскар Жумагалиев собирается инициировать служебные расследования и грозит серьезными мерами. Очередной министр с завидным рвением взялся тащить из коррупционно-бюрократического болота плотно засевшего там бегемота. Получив в свое распоряжение ни много ни мало 337 ЦОНов, глава Минсвязи и информации теперь всерьез намерен не просто вытащить каждое заведение из грязи, но и отмыть их, одеть и причесать, чтобы простой народ ходил за справками, как положено, в одно окно и был при этом всем доволен. О своих далеко идущих планах Аскар Жумагалиев заявил на этой неделе в Астане, когда собрал у себя в министерстве руководителей всех ЦОНов и устроил показательную трепку. У особо безответственных по милости министра теперь будут проведены служебные расследования, скорее всего, с последующим увольнением сотрудников, включая и первых руководителей. В планах Минсвязи оборудовать все ЦОНы кондиционерами, чтобы посетителям не было жарко; установить в залах видеокамеры, чтобы видеть, где есть очереди; поставить в каждом ЦОН кофе-автоматы, чтобы люди утоляли жажду; оборудовать во всех этих заведениях детские уголки, где клиенты могли бы оставить детей и беззаботно отправиться на добычу справок, документов и всевозможных выписок. Вот уже в который раз подряд система обслуживания населения по принципу одного окна предается из одних рук в другие. Сначала ЦОНы существовали под крылышком породившего их министерства юстиции. Потом кто-то решил, что они обязательно должны перейти в ведение местных исполнительных органов, и их передали акиматам. Теперь Центры вернули обратно в ведение непосредственно правительства — на этот раз в Министерство связи и информации. Рассудив, что, оказывается, именно главное связное ведомство должно предоставлять населению государственные услуги, все одно-оконно-документационное хозяйство передали по инстанции министру Жумагалиеву. Но в чьем бы ведении ни были ЦОНы, за ними все равно с самого момента их появления тянулась скандальная слава коррумпированности, высшей степени бюрократизма и издевательства над простым народом. Сразу после открытия первых Центров обслуживания населения по принципу одного окна вдруг выяснилось, что окон намного больше и к каждому надо стоять в очереди. В ЦОНах тут же появились предприимчивые посредники, которые за умеренное денежное вознаграждение делали нужные документы за пять минут, тогда как без услуг так называемых помощников на получение справок уходили часы, а то и дни. Но если в то время, когда ЦОНы были в ведении Министерства юстиции, в них наблюдался хоть какой-то порядок, потому что был один контролирующий орган — Минюст, то с передачей их акиматам в Центрах начался полный хаос. В итоге Министерству связи досталось весьма незавидное наследство — раздробленная бесхозяйностью, погрязшая в коррупции и бюрократизме система. Но в Минсвязи не унывают и строят планы, которые всем прежним администраторам ЦОНов даже не снились. Для того чтобы управлять системой ЦОНов, в министерстве специально создали еще один комитет с весьма сложным названием — по контролю автоматизации государственных услуг и координации деятельности ЦОНов. Сотрудники этого подразделения тут же принялись изучать доставшееся им в наследство хозяйство и писать о своих выводах министру. Тот в свою очередь решил собрать всех в Астане и посмотреть в глаза каждому. - Некоторые не вняли вот тем поручениям, которые со стороны министерства в адрес вас, уважаемые руководители, прозвучали, — с ходу начал ругаться Жумагалиев. — Нужно уйти от старых стереотипов и прийти к нормальному видению производства, чтобы обеспечить наших граждан, наше население качественными государственными услугами. При этом начальники ЦОНов в этот момент были похожи на школьных хулиганов, которые намазали стул учителя клеем, но попались с поличным и теперь оказались с позором выставленными перед всей школой. Большинство, к кому обращался министр, в этот момент смотрели не на него, а на свои ботинки, виновато пряча глаза от нового руководителя. Не промолчал на слете начальников ЦОНов и председатель специально созданного комитета. Специально для «разбора полетов» Бахыт Абишев подготовил справку, в которой подробно описал все безобразия творящиеся в Центрах. Впрочем, ничего сенсационного в этом документе не было — перечислялись факты затягивания сроков предоставления госуслуг, волокита, грубость сотрудников, недовольство граждан. Немалое возмущение у министра вызвало то, что сотрудники одного из алматинских ЦОНов незаконно прописывали нуждающихся в регистрации граждан по липовым адресам. - А где у нас Темирхан Кошмагамбетович, руководитель данного ЦОНа? — еле выговорив отчество, спросил министр Жумагалиев, обращаясь в зал. - Он на больничном, — отозвался голос кого-то из присутствующих. - На больничном? — недоверчиво переспросил министр. — А вы кто? - Я заместитель, — ответил все тот же голос. - Вы заместитель директора? — зачем-то опять переспросил глава Минсвязи. — А он на больничном давно уже? - С сегодняшнего дня. - Вот вы скажите, — продолжал министр, видимо, поверив, что человек действительно приболел и приехать в Астану не смог, — каким образом данный гражданин смог прописаться? Каким образом организовано предоставление услуг в данном ЦОНе? Как вы допустили такие нарушения? - А по этому факту я ничего не могу сказать, — отозвался заместитель. Таким разговором с немногословным заместителем внезапно заболевшего директора ЦОН Аскар Жумагалиев остался явно недоволен и тут же поручил устроить в Центре обслуживания населения Алмалинского района Алматы служебное расследование и наказать кого следует. Несмотря на то что сейчас в системе ЦОНов, по словам ее новых руководителей, все плохо, совсем скоро эта структура превратится едва ли не в маленький островок социализма в жестоком капиталистическом мире зла и несправедливости. Об этом собравшимся подробно рассказал вице-министр связи и информации Сакен Сарсенов. - У нас запланированы мероприятия по повышению культуры и этики обслуживания путем внедрения безбарьерного обслуживания, — поведал он о планах министерства и тут же пояснил, что теперь процедура выдачи услуги будет осуществляться путем собеседования и разработан Кодекс культуры и этики обслуживания населения. Про Кодекс культуры и этики понятно без излишних комментариев — после его принятия сотрудники ЦОНов хамить продолжат, но уже делать это будут более культурно. А вот что значит «повышение культуры и этики обслуживания путем внедрения безбарьерного обслуживания» — ясно не совсем. Получается, что раньше хамили людям через барьер, а теперь будут напрямую? - Также нами уже внедряется система видеонаблюдения, — продолжил вице-министр. — Сейчас уже в десяти ЦОНах эта система видеонаблюдения внедрена и выведена на рабочие столы руководства Министерства связи. Мы можем в реальном времени уже отслеживать, в каких ЦОНах накапливаются очереди. Если учесть, что в стране насчитывается 337 ЦОНов, это сколько же столов надо иметь руководству министерства, чтобы следить за всеми ЦОНами одновременно. Министру придется арендовать дополнительное помещение — какой-нибудь спортзал, чтобы можно было разместить мониторы от камер слежения со всех ЦОНов по всей стране. Кроме того, руководство Минсвязи обещает еще массу всевозможных удобств из области реально осуществимого, но пока лишь фантастического. Например, высылать готовые документы клиентам домой по почте: пришел один раз в ЦОН, заказал справку и получил ее дома от почтальона. Или бронирование времени приема у специалистов по интернету. Опять же — мобильные ЦОНы, которые бы ездили по деревням и давали бы документы всем сельчанам. И многое другое. В общем, задумок у нынешнего руководства отечественной системы ЦОН много, но не стоит забывать, что за все годы существования подобных Центров в Казахстане еще никому не удалось изжить в них коррупцию и сделать их работу прозрачной для населения. Посмотрим, как это получится у Минсвязи.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |