|
|
|
Законов не должно быть много
Оксана ДАИРОВА
Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев не раз говорил о необходимости повышения качества правотворчества. О том, что делается сегодня в этом направлении, рассказал директор Института законодательства Министерства юстиции РК, д. ю. н., профессор, академик Академии юридических наук РК, Жумабек БУСУРМАНОВ. - Какую роль выполняет Институт законодательства в деле улучшения качества правотворчества? - Любое государство уделяет много внимания вопросам совершенствования правотворчества. Законы должны быть качественными, справедливыми, действенными. А это возможно, в первую очередь, при наличии профессионального Парламента. Чем сильнее депутатский корпус, тем профессиональнее законотворческая работа, и тем выше вероятность принятия хороших законов. Однако при этом мы должны учитывать и тот факт, что у нас разработчиком законопроектов является Правительство в лице различных министерств и ведомств, то есть качество законов зависит и от уровня профессионализма составителей. Вот почему разработчики должны уделять определенное внимание вопросам совершенствования правотворчества: создавать в своих ведомствах научные центры, юридические службы, которые помогали бы им творить те или иные проекты законов. При этом Министерство юстиции - это тот госорган, который курирует всю законотворческую работу в Правительстве, способствует формированию Планов законопроектных работ Правительства, помогает всем государственным органам в этой части. Прежде чем предложить тот или иной проект закона, Департаменты законодательства и подзаконных актов министерства, а также наш Институт законодательства осуществляют большую аналитическую работу. Институт законодательства наделен особым межведомственным статусом и призван обеспечивать научное сопровождение законопроектной деятельности всех субъектов законодательной инициативы. Основной его целью является участие в разработке проектов законов, научных концепций, проведение фундаментальных и научно-прикладных исследований в области правового обеспечения деятельности государства. То есть сегодня государственные органы-разработчики законопроектов обязаны привлекать наш Институт при разработке проектов законов, в том числе концепций проектов законов. Институт оказывает консультационные услуги государственным органам республики при разработке ими законопроектов. Мы также даем ответы на запросы государственных органов и должностных лиц республики по разъяснению законодательства. С февраля 2010 года по настоящее время Институтом оказаны консультационные услуги по 132 законопроектам, 133 концепциям к проектам законов, проведен анализ международной практики по 75 законопроектам. При этом в ходе разработки проектов законов сотрудники Института используют комплексный подход, включая такие этапы работы, как: анализ национального законодательства и зарубежных государств; анализ практики применения законодательства; сбор научно-правовых материалов, статистических и иных данных; организация конференций, семинаров, заседаний рабочих групп; доработка проектов в связи с замечаниями и предложениями государственных органов. Кроме этого, на завершающей стадии разработки проектов законов, перед их внесением в министерство юстиции и далее в Правительство, мы выдаем окончательное заключение - отрицательное или положительное на все проекты законов, которые разрабатываются министерствами и ведомствами. Последним направлением нашей деятельности является научно-исследовательская работа и на основе наших научных разработок на сегодня сформирован План законопроектных работ на 2011 год. - Известно, что с этого года Институт также осуществляет лингвистическую экспертизу текстов законопроектов, определяет аутентичность текстов на государственном и русском языках… - Совершенно верно. На сегодня наш Институт является единственным уполномоченным органом, который осуществляет лингвистическую экспертизу, то есть устанавливает аутентичность текстов законопроектов на государственном и русском языках. Для реализации данной функции при Институте был создан Центр лингвистики, который призван обеспечивать аутентичность текстов законопроектов на государственном и русском языках. В этой связи при Министерстве юстиции создана рабочая группа из числа депутатов Парламента, членов Правительства, Администрации Президента, Министерства культуры, терминологической комиссии по языкам, представителей вузов, ученых-лингвистов, ученых нашего института. Рабочая группа провела первое заседание, на котором были определены наиболее качественные казахско-русские, русско-казахские словари. При этом лучшими на сегодня признаются словарь, составленный под эгидой Сената, а также словарь юридических терминов, составленный нашим Институтом. Эти два словаря являются основными в процедуре установления аутентичности текстов законопроектов на казахском и русском языках. Причем перевод, данный в этих словарях, считается правильным, стандартным и его никто не должен оспаривать… Центр лингвистики уже действует: дана лингвистическая экспертиза по 15 законопроектам, международным документам. Выполнение работы облегчается тем, что на сегодня на законодательном уровне закреплена обязанность органов-разработчиков, направлять законопроекты на проведение лингвистической экспертизы перед их внесением в Мажилис Парламента. Сейчас решается вопрос расширения штатной численности Центра на 20 человек. - Кем сегодня проводится правовой мониторинг? - Правовой мониторинг осуществляется как самими разработчиками, то есть различными министерствами и ведомствами, так и нашим Институтом. В ходе мониторинга определяется необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений в тот или иной закон, нормативный акт. В ходе всестороннего анализа устанавливается эффективность закона, его действенность, соответствие требованиям современности. К слову, если тот или иной закон перестает отвечать веяниям времени, Министерство юстиции выносит вопрос на заседание Межведомственной комиссии по законопроектной деятельности о внесении изменений и дополнений в действующий закон, вплоть до признания его утратившим силу. Это очень серьезная и кропотливая работа, требующая максимального внимания и фундаментальных знаний - В ходе беседы вы отметили, что оказываете консультационную помощь госорганам по разрабатываемым ими проектам законов. Насколько они учитывают вносимые Институтом замечания и какова степень готовности их устранить? - В процессе оказания консультационных услуг мы, бывает, делаем замечания разработчикам тех или иных законопроектов, вносим предложения изменить, устранить или дополнить некоторые нормы. Не могу похвастаться, что вносимые нами замечания устраняются на все 100%. Но основную массу учитывают. Но есть и такое, что наши замечания учитываются, исправляются, но только представляются в таком свете, будто бы они самостоятельно, в процессе работы, определили минусы и устранили их. А о нашей роли при этом стараются умалчивать. - Не обидно? - Для нас важен конечный результат, чтобы проект закона получился качественным, добротным, отвечающим требованиям времени, а спорить об авторстве замечаний - это не наше дело. - Несколько месяцев назад ваш Институт совместно с Министерством юстиции провел конференцию по вопросам систематизации, кодификации законодательства РК. Насколько сегодня реально систематизировать законодательную базу страны? - Систематизация, кодификация законодательства - очень сложный, трудоемкий, но в то же время очень нужный процесс. Сложность заключается в том, что с определенной периодичностью нужно пересматривать всю законодательную базу, проводить мониторинг с тем, чтобы выявить устаревшие нормы, устранить коллизии, повторы, противоречия. Понимая необходимость ведения такой работы, участники обозначенной вами конференции пришли к решению о необходимости создания специальной комиссии, которая отслеживала бы эти процессы и выверяла все это. При этом мы должны понимать, что нужно не только смотреть назад и проводить правовую ревизию нормативно-правовых актов прошлого, но и в будущем отойти от практики принятия большого количества законов, подзаконных актов и так далее. Сейчас в мире наблюдается устойчивая тенденция принятия не мелких законов, а именно укрупненных, комплексных, консолидированных законов, кодифицированных актов. И мы также должны стремиться к этому, то есть нам нужно объединить несколько законов по тем общественным отношениям, которые их сближают, и тем самым сделать их понятными не только для специалистов, но и для простых граждан.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |