|
|
|
Письмо Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 11 ноября 2011 года № НК-21-28/12347
См. Письмо Налогового комитета Министерства финансов РК от 19 января 2012 года № НК-21-28/551
В связи с обращениями налогоплательщиков в адрес Ассоциации налогоплательщиков Казахстана, просим Вас предоставить разъяснения касательно следующих вопросов. 1. В соответствии с пунктом 2 статьи 123 Налогового кодекса инвестиционные налоговые преференции (далее - ИНП) применяются по выбору налогоплательщика в соответствии с настоящей статьей и статьями 124, 125 Налогового кодекса и заключаются в отнесении на вычеты стоимости объектов преференций и (или) последующих расходов на реконструкцию, модернизацию. Возникают следующие вопросы: А. Компания осуществила инвестиционный проект: строительство торгово-развлекательного комплекса. В торгово-развлекательном комплексе установлено следующее оборудование: лифты, эскалаторы, беговые дорожки, кондиционеры. В соответствии со статьей 123 здание торгово-развлекательного комплекса не может являться объектом преференцией, при этом в отношении установленного в нем оборудования ограничений не предусмотрено. Вправе ли компания отнести на вычеты в первом налоговом периоде после ввода в эксплуатацию, стоимость вышеперечисленного оборудования в соответствии со ст. 123 -125 Налогового кодекса РК. Учитывая, что: Приобретенное оборудование впервые введено в эксплуатацию на территории РК. Будет использовано в деятельности Компании, направленной на получении дохода от эксплуатации торгового центра. Перечисленное оборудование является самостоятельными фиксированными активами, учитываются отдельно от стоимости здания торгового центра. В. В соответствии с пунктом 1 статьи 124 НК РК: «Применение преференций осуществляется по одному из следующих методов: 1) методу вычета после ввода объекта в эксплуатацию; 2) методу вычета до ввода объекта в эксплуатацию». При этом метод вычета после ввода объекта в эксплуатацию заключается в отнесении стоимости объектов либо равными долями в течение трех лет, либо единовременно в периоде ввода объекта в эксплуатацию. В этой связи просим пояснить, означает ли это, что налогоплательщик может применять только один из указанных методов ко всем объектам преференций и не вправе использовать разные методы для разных объектов. Или данная статья должна применяться к каждому объекту и, соответственно, на одном предприятии часть объектов преференций может учитываться по методу «после ввода объекта в эксплуатацию равными долями в течение трех лет», часть объектов по методу «после ввода объекта в эксплуатацию единовременно», а часть объектов по методу «до ввода объекта в эксплуатацию». Например, один налогоплательщик использует несколько отдельных объектов преференций независимых друг от друга по методу вычета после ввода объекта в эксплуатацию согласно пункту 2 статьи 124 Налогового кодекса. Вправе ли он по одному оборудованию (объекту ИНП) использовать систему отнесения на вычеты единовременно, а по другому оборудованию (объекту ИНП) - равными долями в течение трех налоговых периодов? 2. Компания зарегистрирована по месту нахождения объектов обложения в Налоговых Управлениях по регионам по объектам, находящимся в собственности. В 2011 году в этих же регионах у Компании возникло обязательство по доверительному управлению имуществом. Согласно изменениям, внесенным в Налоговый кодекс ЗРК 467-IV повторная регистрация в налоговых органах от Компании не требуется (пункт 3 статьи 577 НК РК), т.е Заявление о постановке на регистрационный учет не сдается. Вопрос: Должна ли Компания при возникновении обязательств по договорам доверительного управления имуществом ставить в известность Налоговые Управления и предоставлять копию нотариально заверенного договора? Если да, то в какой форме уведомлять - в произвольной форме или форме установленного образца?
Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан, рассмотрев в пределах компетенции Ваше письмо от 28.10.2011 года № 484-10/11, сообщает следующее. По первому вопросу (А) По применению преференций в отношении лифтов, эскалаторов, беговых дорожек, кондиционеров, установленных в торгово-развлекательных комплексах, сообщаем, что по данному вопросу направлен запрос в Агентство Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в связи с чем, ответ будет представлен дополнительно. По первому вопросу (Б) В соответствии с пунктом 9 статьи 100 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) затраты налогоплательщика на строительство, приобретение фиксированных активов и другие затраты капитального характера относятся на вычеты в соответствии со статьями 116 - 125 Налогового кодекса. Согласно пункту 5 статьи 120 Налогового кодекса налогоплательщик вправе признавать впервые вводимые в эксплуатацию на территории Республики Казахстан здания и сооружения производственного назначения, машины и оборудование, соответствующие положениям пункта 2 статьи 123 Налогового кодекса: фиксированными активами и относить на вычеты их стоимость в порядке, установленном статьями 116 - 122 Налогового кодекса, или объектами преференций и относить на вычеты их стоимость при соблюдении условий и в порядке, которые установлены статьями 123 - 125 Налогового кодекса. Кроме того, пунктом 5 статьи 122 Налогового кодекса в редакции, установленной статьей 15 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» (далее - Закон о введении) и действующей до 1 января 2012 года, установлено, что последующие расходы на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, а также машин и оборудования подлежат отнесению на вычеты по выбору налогоплательщика, имеющего право на применение инвестиционных налоговых преференций (далее - преференции), в соответствии с пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса или статьями 123 - 125 Налогового кодекса. Согласно пункту 1 статьи 123 Налогового кодекса в редакции, установленной статьей 15 Закона о введении и действующей до 1 января 2012 года, преференции применяются по выбору налогоплательщика в соответствии со статьей 123 Налогового кодекса и статьями 124, 125 Налогового кодекса и заключаются в отнесении на вычеты стоимости объектов преференций и (или) последующих расходов на реконструкцию, модернизацию. При этом пунктом 2 статьи 123 Налогового кодекса предусмотрены условия, соблюдение которых необходимо для применения преференций в отношении зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования. Пунктом 3 статьи 123 Налогового кодекса определены условия для применения преференций в отношении последующих расходов на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, а также машин и оборудования. В соответствии с пунктом 1 статьи 124 Налогового кодекса применение преференций осуществляется по одному из следующих методов: 1) методу вычета после ввода объекта в эксплуатацию; 2) методу вычета до ввода объекта в эксплуатацию. На основании пункта 2 статьи 124 Налогового кодекса применение метода вычета после ввода объекта в эксплуатацию заключается в отнесении на вычеты первоначальной стоимости объектов преференций, определенной в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 125 Налогового кодекса, равными долями в течение первых трех налоговых периодов эксплуатации или единовременно в налоговом периоде, в котором осуществлен ввод в эксплуатацию. В свою очередь, пунктом 3 статьи 124 Налогового кодекса определено, что применение метода вычета до ввода объекта в эксплуатацию заключается в отнесении на вычеты затрат на строительство, производство, приобретение, монтаж и установку объектов преференций, а также последующих расходов на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования до ввода их в эксплуатацию в налоговом периоде, в котором фактически произведены такие затраты. При этом Налоговый кодекс не содержит положений, согласно которым налогоплательщик обязан применять только один из вышеперечисленных методов по всем объектам преференций. Кроме того, обращаем внимание, что согласно статье 125 Налогового кодекса налоговый учет объектов преференций осуществляется пообъектно и отдельно от фиксированных активов. На основании изложенного, учитывая, что преференции применяются по выбору налогоплательщика, считаем, что по зданиям и сооружениям производственного назначения, машинам и оборудованию, которые соответствуют условиям, установленным в пункте 2 статьи 123 Налогового кодекса, налогоплательщик вправе применять различные методы осуществления преференций. Вместе с тем, в отношении последующих расходов на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования, соответствующих условиям пункта 3 статьи 123 Налогового кодекса, предусмотрено применение преференций только по методу вычета до ввода объекта в эксплуатацию. При этом соответствующие решения должны быть отражены в налоговой учетной политике. В соответствии с пунктом 3 статьи 577 Налогового кодекса индивидуальные предприниматели и юридические лица, имеющие на праве собственности, постоянного землепользования, первичного безвозмездного временного землепользования, временного возмездного землепользования, временного владения и пользования, доверительного управления объект налогообложения и (или) объект, связанный с налогообложением, обязаны в течение десяти рабочих дней с даты возникновения таких прав представить налоговое заявление, указанное в пункте 2 данной статьи, для постановки на регистрационный учет в налоговом органе по месту нахождения объекта налогообложения и (или) объекта, связанного с налогообложением. В случае признания индивидуальных предпринимателей и юридических лиц плательщиками земельного налога в соответствии с пунктом 2 статьи 374 Налогового кодекса такие плательщики обязаны представить налоговое заявление, указанное в пункте 2 настоящей статьи, для постановки на регистрационный учет в налоговом органе по месту нахождения объекта налогообложения и (или) объекта, связанного с налогообложением, в течение десяти рабочих дней с даты вступления в силу правоустанавливающих документов, на основании которых возникает право фактического владения и пользования земельным участком. Положения данного пункта не распространяются на индивидуальных предпринимателей, юридических лиц в случае возникновения права на объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, при условии, если по таким индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам постановка на регистрационный учет произведена в соответствии с пунктами 1 или 3 статьи 577 Налогового кодекса до даты возникновения такого права. Таким образом, если юридическое лицо уже состоит на регистрационном учете в налоговом органе по месту нахождения объекта обложения и (или) объекта, связанного с налогообложением, то в случае получения в доверительное управление объектов обложения, подлежащих постановке на регистрационный учет в этом же налоговом органе, у такого налогоплательщика не возникает обязательства в повторной постановке на регистрационный учет по месту нахождения объектов, полученных в доверительное управление. При этом Налоговым кодексом не установлены обязательства по представлению доверительным управляющим каких-либо подтверждающих документов по объектам, полученным в доверительное управление в налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения и (или) объекта, связанного с налогообложением. Вместе с тем, обращаем внимание, что согласно подпункту 6) пункта 1 статьи 20 Налогового кодекса органы налоговой службы обязаны предоставлять налогоплательщику (налоговому агенту) информацию о действующих налогах и других обязательных платежах в бюджет. Такие разъяснения и комментарии не относятся к нормативным правовым актам, не являются обязательными для исполнения.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |