|
|
|
20.11.2011 Чем запомнится мажилис казахстанцам?
После долгих прений в стране досрочно завершил работу мажилис четвертого созыва. Он был избран в 2007 году и просуществовал 4 года. Как показало время, это был далеко не простой период современной истории. Казахстанской независимости предстояло пройти испытание очередным глобальным кризисом. Как и в середине 90-х годов, требовались не только оперативные, но и прежде всего эффективные решения. Необходимо было принимать антикризисные меры. Это позволило стране не только устоять на ногах, но и сохранить бизнес-лидерство на постсоветском пространстве. Кроме того, Казахстан не стал акцентировать внимание на кризисе, а заглядывал уже в «посткризисный период» развития. Поэтому главными задачами стали диверсификация экономики, повышение производительности труда и увеличение инновационных предприятий. И опять же нужны были реформаторский дух и слаженная работа всех ветвей власти. Поэтому сегодня можно говорить о том, что в целом мажилис четвертого созыва справился со своими обязанностями. Народные избранники, решая вопросы регламентации деятельности различных сегментов Казахстана, способствовали дальнейшему укреплению внутриполитической стабильности и социально-экономическому развитию нашей страны. Новый состав парламента будет качественно отличаться от своих предшественников, однако для того, чтобы он эффективно заработал, он должен учитывать опыт мажилисменов 1-го, 2-го, 3-го и 4-го созывов. Президентом нашей страны Нурсултаном Назарбаевым был подписан указ от 16 ноября 2011 года № 175 о роспуске мажилиса парламента республики четвертого созыва и назначении внеочередных выборов депутатов мажилиса парламента РК. После выхода указа о роспуске депутаты нижней палаты парламента провели экстренное совещание. Однако встреча прошла без приглашения представителей средств массовой информации. После прощания многие депутаты начали собирать вещи в пока еще своих рабочих кабинетах и паковать чемоданы, чтобы в течение месяца освободить служебные квартиры для следующего состава народных избранников. Также скоро встанут на стоянку и служебные автомобили, до настоящего времени обслуживавшие депутатов. Однако по окончании работы принято подводить некоторые итоги. Чем же запомнится мажилис четвертого созыва за время своей активной деятельности? Так, приступив к работе в 2007 году, мажилис IV созыва продолжил процесс общественно-политической модернизации страны и углубления межнационального и межконфессионального единства народа. В то время президент страны Нурсултан Назарбаев выступил инициатором проведения демократических реформ, в ходе которых были основательно пересмотрены принципы формирования и функции парламента, в том числе и в сторону усиления законодательного органа как самостоятельного и независимого субъекта власти. Надо отметить, что именно по окончании конституционной реформы 2007 года в нижней палате парламента закрепилось представительство этнических групп, проживающих в различных областях нашей многонациональной страны. Речь идет о девяти депутатах нижней палаты, которые были избраны Ассамблеей народа Казахстана. Постоянно работающие семь комитетов мажилиса, каждый по-своему, в определенной ему сфере, вносили на рассмотрение наиболее актуальные законопроекты, отвечающие требованиям времени. Многие из принятых и одобренных главой государства законопроектов не только регламентировали сферы общественной жизни различных сегментов казахстанского общества, но и способствовали дальнейшей интеграции нашей страны в международное сообщество. Эффективность деятельности комитетов мажилиса наиболее наглядно могут отобразить цифры принятых нормативно-правовых документов. Так, за период своей работы народные избранники рассмотрели и приняли более 500 законов, 480 из которых были подписаны главой государства и вступили в силу, что является достаточно неплохим показателем, свидетельствующим об эффективной деятельности отечественных законотворцев в процессе развития Казахстана и укрепления его имиджа. В то время как в период становления нашей республики депутаты мажилиса второго созыва рассмотрели и одобрили 507 законопроектов, 499 из них после подписания президентом страны обрели статус законов. Вместе с тем деятельность депутатского корпуса четвертого созыва имеет свое неповторимое «лицо». Так, депутатская группа «Жана Казакстан», образованная депутатами из делегированных членов Ассамблеи народа Казахстана, в 2008 году разработала и внесла на рассмотрение парламента законопроект «Об Ассамблее народа Казахстана», который в 2008 году был принят и стал основным регулятором деятельности поистине уникального общественного объединения республиканского масштаба, аналогов которому нет во всем мире. В результате принятия данного закона межэтнические отношения в нашей республике вышли на качественно новый уровень, что, в свою очередь, было с удовлетворением отмечено главами многих ведущих стран мира и известных международных организаций. Тем самым был укреплен авторитет нашей страны, что послужило дальнейшей успешной интеграции Казахстана в международное сообщество. Американский конгрессмен-демократ Эдолфус Таунс отметил: «Очень важно, что республика не останавливается на полпути, а стремится, исходя из западных стандартов и принципов демократии, и дальше углублять данный процесс. Я поздравляю народ и правительство Казахстана с их достижениями и искренне радуюсь за них». Логическим продолжением процесса построения казахстанской модели общества, в основании которой лежат толерантность по отношению к последователям различных вероисповеданий и взаимоуважение между представителями различных этнических групп, стало председательствование нашей страны в ОБСЕ, которая также отметила достижение нашей республики на саммите ОБСЕ в Астане. Знаковым событием стало принятие народными избранниками в середине мая 2010 года закона о первом президенте «О Лидере Нации». Напомним, парламент страны принял поправки в конституционные законы, наделяющие Нурсултана Назарбаева статусом Лидера Нации. Подписанный председателем сената парламента Касым-Жомартом Токаевым, председателем мажилиса парламента Уралом Мухамеджановым, премьер-министром Каримом Масимовым закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения деятельности первого президента Республики Казахстан - Лидера Нации» свидетельствовал о юридической корректности настоящего конституционного закона. Вступивший в силу в середине июня прошлого года закон способствовал обеспечению устойчивости казахстанской политической системы. Другой запоминающейся инициативой народных избранников является принятие закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». На важность этого документа обратил внимание депутатов глава государства Нурсултан Назарбаев на открытии парламентской сессии 1 сентября 2011 года. Новый закон в первую очередь обеспечивает защиту прав и свобод граждан Казахстана, гарантированных Конституцией нашей страны. Кроме этого, он регулирует вопросы создания и регистрации религиозных объединений и предусматривает ответственность за нарушения законодательства в сфере религиозной деятельности. Система образования в Казахстане, за исключением духовных учебных заведений, отделена от религии и носит исключительно светский характер. Согласно нормам принятого документа, сохраняется равенство всех религий и религиозных объединений перед законом, не допускается предоставление некоторым религиям и религиозным объединениям каких-либо преимуществ по отношению к другим. В соответствии с законом «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» представители религиозных объединений не должны участвовать в политических партиях и создавать религиозные структуры в государственных органах. Не забывали народные избранники и о поддержании общественно-политической стабильности внутри нашей страны. Так, в ходе презентации бюджета на следующий год на борьбу с религиозным экстремизмом предлагалось выделить 12,9 млрд тенге. Тем самым депутаты в очередной раз подтвердили, что, рассматривая фундаментальные законы и предпринимая меры по дальнейшему сохранению стабильности в стране, они каждый раз демонстрируют своим избирателям эффективность своей работы, пытаясь оправдать доверие населения и содействовать дальнейшему развитию нашей страны. Конечно, не все, что планировалось депутатским корпусом, было сделано. Так, не была принята государственная программа по борьбе с коррупцией, остался «на полпути» документ «О ратификации протокола о внесении изменений в Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года», не доведены до логического конца законопроекты «О космической деятельности», «О газе и газоснабжении» и др. Очевидно, что новому составу мажилиса достанется конкретный багаж законопроектов, которые нужно будет всесторонне рассмотреть и принять в производство. Вместе с тем мажилис парламента четвертого созыва в результате своей деятельности сформировал пакет законов, которые стали прочной основой для устойчивого развития Казахстана и дальнейшей интеграции нашей страны в мировое сообщество. Андрей КОРОЛЕВ, Алматы
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |