|
|
|
Апостилирование - легализация документов
Ф. Саутнер, гл. специалист отдела Департамента юстиции Северо-Казахстанской области
В настоящее время существует процедура проставления апостиля, действительная для стран, являющихся участниками Гаагской (Нидерланды) конвенции, которая отменяет требования дипломатической или консульской легализации официальных документов от 5 октября 1961 года. В соответствии с Законом РК «О присоединении Республики Казахстан к Конвенции, отменяющей требования легализации иностранных документов» от 30 декабря 1999 года наша страна присоединилась к данной Конвенции. Согласно постановлению Правительства РК «О мерах по реализации положений Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов» от 24 апреля 2001 года, организациями, обладающими правомочиями по проставлению апостиля, в Казахстане выступают 9 государственных органов: Министерство юстиции, Министерство образования и науки, Министерство обороны, Генеральная прокуратура, Министерство внутренних дел, Министерство государственных доходов, Комитет по судебному администрированию при Верховном Суде, КНБ, Комитет по управлению архивами и документацией Министерства культуры, информации и общественного согласия РК. Процедура проставления апостиля осуществляется на территории стран - участниц Гаагской конвенции, в состав которой на сегодняшний день входит 91 страна мира. В Северо-Казахстанской области проставление штампа апостиля производится Департаментом юстиции региона. Штамп апостиля проставляется на документах, исходящих из органов загс и иных государственных органов области, на копиях документов, удостоверенных нотариусами области. Вместе с тем, в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан РК от 15.12.2009 г. «Об утверждении стандарта государственной услуги по апостилированию официальных документов, исходящих из органов юстиции и иных государственных органов, а также нотариусов Республики Казахстан», прием заявлений граждан по вопросам апостилирования документов на альтернативной основе производится центрами обслуживания населения области. Штамп-апостиль не проставляется на: а) документах, совершенных посольствами или консульскими учреждениями Республики Казахстан за границей; б) документах, имеющих прямое отношение к коммерческим или таможенным операциям. Исключением являются следующие документы: уставы и учредительные документы, патентная и иная документация, исходящая от государственного органа (свидетельства о регистрации, лицензии и т.п.). Апостиль проставляется по предъявлении документа и после уплаты государственной пошлины за его проставление. Документы для проставления апостиля предъявляются лично заявителем либо по нотариально удостоверенной доверенности. Необходимо отметить, что, если имеются расхождения в сведениях, указанных в заявлении и анкетных данных, указанных в удостоверении личности либо паспорте заявителя, то прилагается документ, подтверждающий изменение фамилии, имени, отчества. Если апостилируются документы на умерших граждан, то заявителем предоставляется документ, подтверждающий родственные отношения. Для проставления на документе апостиля заявителем заполняется заявление по установленной форме, к заявлению прилагается: - ксерокопия документа, удостоверяющего личность заявителя; - квитанция об уплате госпошлины и, соответственно, сам документ, на котором необходимо проставить штамп-апостиль. В соответствии с Налоговым кодексом РК от 12.06.2011 г. «О налогах и других обязательных платежах» за проставление апостиля предусмотрена уплата государственной пошлины в размере 50 процентов от месячного расчетного показателя. То есть на 1 января 2012 г. сумма государственной пошлины составляла 809 тенге.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |