|
|
|
Комментарии к изменениям, внесенным в Налоговый кодекс (июнь 2012 г.)
Рассмотрим Закон от 22 июня 2012 года № 21-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам магистрального трубопровода и налогообложения». Почти все изменения коснулись налогообложения недропользователей, добывающих газовый конденсат, причем многие изменения введены с 2009, 2010 и 2011 года.
По налогу на добавленную стоимость
1.Статья 245 Налогового кодекса дополнена пунктами 1-1 и 1-2 (введены в действие с 1 января 2009 года) 1-1. Облагается НДС по нулевой ставке оборот по реализации нестабильного конденсата, добытого и реализованного недропользователем, осуществляющим деятельность в рамках контракта на недропользование, указанного в пункте 1 статьи 308-1 настоящего Кодекса, с территории РК на территорию других государств - членов Таможенного союза. Перечень плательщиков НДС, указанных в настоящем пункте, утверждается Правительством РК. Примечание. Газовый конденсат это продукт, выделенный из природного газа и представляющий собой смесь жидких углеводородов - ценное сырье для производства моторных топлив, а также для химической переработки. Для извлечения конденсата из газа применяют масляную абсорбцию или низкотемпературную сепарацию. Полученный Конденсат газовый содержит много растворенного газа (этан-бутановых фракций) - так называемый нестабильный конденсат. Доставка нестабильного газового конденсата осуществляется по трубопроводу под собственным давлением на газобензиновые заводы для извлечения легколетучих фракций и окончательной переработки. В соответствии с внесенными изменениями, недропользователи, осуществляющие реализацию нестабильного газового конденсата с территории РК на территорию других государств-членов Таможенного союза и работающие по соглашению, предусматривающего стабильность налогового режима, облагают данную реализацию по нулевой ставке и имеют право на возврат НДС, связанный с данной поставкой. С 1 января 2011 года также введен подпункт 1-2 статьи 245 Налогового кодекса, в соответствии с которым облагается НДС по нулевой ставке оборот по реализации налогоплательщиком, осуществляющим деятельность в рамках межправительственного соглашения о сотрудничестве в газовой отрасли, на территории другого государства-члена Таможенного союза продуктов переработки из давальческого сырья, ранее вывезенного этим налогоплательщиком с территории РК и переработанного на территории такого другого государства - члена Таможенного союза. Перечень плательщиков НДС, указанных в настоящем пункте, утверждается Правительством РК. В соответствии с данным подпунктом реализация газового конденсата на территории другого государства - члена Таможенного союза после переработки его на территории другого государства - члена Таможенного союза будет являться оборотом по реализации казахстанского налогоплательщика, облагаемого по нулевой ставке. 2. Соответственно в статью 245 Налогового кодекса введены пункты 3 и 4. Пункт 3 (с 1 июля 2010 года) Документами, подтверждающими реализацию нестабильного конденсата, указанного в пункте 1-1 настоящей статьи, являются: 1) договор (контракт) на поставку нестабильного конденсата, вывезенного (вывозимого) с территории РК на территорию других государств-членов Таможенного союза; 2) акт снятия показаний с приборов учета количества реализованного нестабильного конденсата по системе трубопроводов; 3) акт приема-сдачи нестабильного конденсата, вывезенного с территории РК на территорию других государств - членов Таможенного союза по системе трубопроводов. Порядок снятия показаний с приборов учета количества реализованного нестабильного конденсата по системе трубопроводов утверждается Правительством РК. Пункт 4 (с 1 января 2011 г). Документами, подтверждающими реализацию товаров, указанных в пункте 1-2 настоящей статьи, являются: 1) договоры (контракты) на переработку давальческого сырья; 2) договоры (контракты), на основании которых осуществляется реализация продуктов переработки; 3) документы, подтверждающие факт выполнения работ по переработке давальческого сырья; 4) копии товаросопроводительных документов, подтверждающих вывоз давальческого сырья с территории РК на территорию другого государства-члена Таможенного союза. В случае вывоза давальческого сырья по системе магистральных трубопроводов вместо копий товаросопроводительных документов представляется акт приема-сдачи такого давальческого сырья; 5) документы, подтверждающие отгрузку продуктов переработки их покупателю - налогоплательщику государства-члена Таможенного союза, на территории которого осуществлялась переработка давальческого сырья; 6) документы, подтверждающие поступление валютной выручки по реализованным продуктам переработки на банковские счета налогоплательщика в банках второго уровня на территории РК, открытые в порядке, установленном законодательством РК; 7) заключение соответствующего уполномоченного государственного органа об условиях переработки товаров на территории государства-члена Таможенного союза, предусмотренное пунктом 8 статьи 276-13 настоящего Кодекса. При определении суммы превышения НДС, подлежащей возврату, учитываются результаты налоговой проверки, осуществленной в отношении покупателя продуктов переработки налоговой службой государства-члена Таможенного союза по запросу органа налоговой службы РК. Данными пунктами определен перечень документов, подтверждающих реализацию газового конденсата с территории РК на территорию другого государства члена Таможенного союза, а также реализацию переработанного газового конденсата налогоплательщиком РК на территории другого государства члена Таможенного союза. 3. В связи с внесенными изменениями в статью 245 Налогового кодекса внесены соотвествующие изменения и дополнения в статьи кодекса, касающиеся исчисления НДС в Таможенном союзе. Так, с 1 января 2011 года внесены дополнения в абзац первый пункта 2 статьи 276-11, согласно которому в случае реализации на территории государств-членов Таможенного союза продуктов переработки давальческого сырья, ранее вывезенного с территории РК на территорию государств-членов Таможенного союза для переработки, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1-2 статьи 245 настоящего Кодекса, подтверждение экспорта продуктов переработки осуществляется на основании следующих документов: (далее по тексту статьи). То есть, при реализации переработанного газового конденсата казахстанским налогоплательщиком на территории другого государства члена Таможенного союза для подтверждения экспорта следует руководствоваться документами, указанными в пункте 4 статьи 245 Налогового кодекса. 4. С 1 января 2011 года внесены изменения и дополнения в пункт 3 статьи 276-14 Налогового кодекса, а именно в случае превышения срока, установленного в пункте 1 указанной статьи, давальческое сырье, вывезенное для переработки с территории РК на территорию государства-члена Таможенного союза, в целях налогообложения признается облагаемым оборотом по реализации и подлежит обложению НДС с даты вывоза давальческого сырья с территории РК по ставке, установленной пунктом 1 статьи 268 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных пунктом 1-2 статьи 245 настоящего Кодекса и пунктами 2 и 3 статьи 276-11 настоящего Кодекса. Очень важное дополнение. Данными изменениями определено, что установленный в два года срок переработки давальческого сырья, вывезенного с территории РК на территорию государства - члена Таможенного союза, а также ввезенного на территорию РК с территории государств - членов Таможенного союза не распространяется на реализацию газового конденсата налогоплательщиком РК на территории другого государства - члена Таможенного союза, в случае реализации на территории государств - членов Таможенного союза продуктов переработки давальческого сырья, ранее вывезенного с территории РК на территорию государств - членов Таможенного союза для переработки, а также в случае дальнейшего экспорта на территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, продуктов переработки давальческого сырья, ранее вывезенного с территории РК для переработки на территории другого государства - члена Таможенного союза. Кроме того, внесенными изменениями определен размер облагаемого оборота по давальческому сырью, приходящемуся на не ввезенный обратно на территорию РК в установленные сроки объем продуктов переработки давальческого сырья, который определяется в размере стоимости давальческого сырья, включенной в себестоимость таких продуктов переработки, на основании учетной политики, разработанной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, который не подлежит изменению в течение календарного года. 5. Кроме того, перечень товаров, импорт которых освобождается от НДС, определенный пунктом 1 статьи 255 Налогового кодекса дополнен подпунктом 6-1 следующего содержания: «6-1) космических объектов, оборудования объектов наземной космической инфраструктуры, ввозимых участниками космической деятельности, перечень которых определен Правительством РК. Положения настоящего подпункта применяются на основании подтверждения уполномоченного органа в области космической деятельности о ввозе таких космических объектов и оборудования для целей космической деятельности, форма которого утверждается Правительством РК.
По рентному налогу и НДПИ на нефть (действуют до 1 января 2015 года)
Внесены изменения, касающиеся уплаты рентного налога отдельными юридическими лицами. Так, внесены изменения в статью 300 Налогового кодекса, согласно которых не являются плательщиками рентного налога юридические лица, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области нефти и газа, применивших Таможенную процедуру экспорта к сырой нефти в объемах, определенных уполномоченным органом в области нефти и газа, и ранее помещенной под Таможенную процедуру переработки вне Таможенной территории. При этом в случае, если после завершения Таможенной процедуры переработки сырой нефти вне Таможенной территории юридическим лицом не осуществлен фактический ввоз в РК продуктов ее переработки в объемах, указанных в документе об условиях переработки товаров вне Таможенной территории, за исключением продуктов, определенных Правительством РК, такое юридическое лицо является плательщиком рентного налога на экспорт по всему объему сырой нефти, переданной для переработки в рамках Таможенной процедуры переработки вне Таможенной территории в соответствии с подпунктом 2-1 пункта 2 статьи 332 настоящего Кодекса. То есть, до 1 января 2015 года государством предоставлена льгота отдельным недропользователям в части освобождения от уплаты рентного налога при экспорте сырой нефти. Согласно подпункту 2-1 пункта 2 статьи 332 Налогового кодекса в целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) общий объем добытых недропользователем за налоговый период сырой нефти, газового конденсата и природного газа подразделяется также на: сырую нефть, переданную для переработки в рамках Таможенной процедуры переработки вне Таможенной территории, - объем сырой нефти, добытой недропользователем в рамках каждого отдельного контракта на недропользование за налоговый период и переданной недропользователем для переработки в рамках Таможенной процедуры переработки вне Таможенной территории в соответствии с Таможенным законодательством Таможенного союза и (или) Таможенным законодательством РК на нефтеперерабатывающий завод, расположенный за пределами территории Таможенного союза, либо реализованной третьему лицу для последующей передачи для переработки в рамках Таможенной процедуры переработки вне Таможенной территории в соответствии с Таможенным законодательством Таможенного союза и (или) Таможенным законодательством РК на нефтеперерабатывающем заводе, расположенном за пределами территории Таможенного союза. При этом перечень таких недропользователей и их условия переработки сырой нефти утверждаются уполномоченным органом в области нефти и газа. В случае, если после завершения Таможенной процедуры переработки сырой нефти вне Таможенной территории не осуществлен фактический ввоз в РК продуктов ее переработки в объемах, указанных в документе об условиях переработки товаров вне Таможенной территории, за исключением продуктов, определенных Правительством РК, вся сырая нефть, переданная для переработки в рамках Таможенной процедуры переработки вне Таможенной территории, рассматривается для целей исчисления НДПИ как товарная сырая нефть. Соответственно пункту 6 данной статьи внесено дополнение, согласно которого общий объем добытых недропользователем за налоговый период сырой нефти, газового конденсата и природного газа подразделяется также на: товарную сырую нефть, газовый конденсат и природный газ - общий объем добытых недропользователем за налоговый период в рамках каждого отдельного контракта на недропользование сырой нефти, газового конденсата и природного газа за вычетом объемов сырой нефти, газового конденсата и природного газа, указанных в подпунктах 1, 2, 2-1, 3, 4 и 5 настоящего пункта. Статья 332 Налогового кодекса также дополнена пунктом 3-1, в соответствии с которым для подтверждения передачи недропользователем для переработки в рамках Таможенной процедуры переработки вне Таможенной территории в соответствии с Таможенным законодательством Таможенного союза и (или) Таможенным законодательством РК на нефтеперерабатывающий завод, расположенный за пределами территории Таможенного союза, либо реализации третьему лицу для последующей передачи для переработки в рамках Таможенной процедуры переработки вне Таможенной территории в соответствии с Таможенным законодательством Таможенного союза и (или) Таможенным законодательством РК на нефтеперерабатывающем заводе, расположенном за пределами территории Таможенного союза, недропользователь обязан иметь оригиналы или нотариально засвидетельствованные копии следующих документов, подтверждающих физический объем и факт помещения товаров и их продуктов переработки под соответствующую Таможенную процедуру: деклараций на товары, подтверждающих помещение товаров и их продуктов переработки под соответствующую Таможенную процедуру; документа об условиях переработки товаров вне Таможенной территории; заключения уполномоченного органа в области нефти и газа об объемах сырой нефти, добытой конкретным недропользователем в рамках каждого отдельного контракта на недропользование и подлежащей реализации третьему лицу для последующей передачи для переработки в рамках Таможенной процедуры переработки вне Таможенной территории в соответствии с Таможенным законодательством Таможенного союза и (или) Таможенным законодательством РК на нефтеперерабатывающем заводе, расположенном за пределами территории Таможенного союза, а также объемах продуктов переработки, получаемых из указанных объемов, подлежащих вывозу для переработки сырой нефти в разрезе недропользователей в рамках каждого отдельного контракта на недропользование; отчетов о применении Таможенной процедуры переработки вне Таможенной территории; коммерческих и товаросопроводительных документов и (или) актов приема-передачи на товары и продукты переработки; заключения уполномоченного органа в области нефти и газа о фактически ввезенных объемах продуктов переработки, полученных из объемов сырой нефти, добытой конкретным недропользователем в рамках каждого отдельного контракта на недропользование и реализованной третьему лицу для последующей передачи для переработки в рамках Таможенной процедуры переработки вне Таможенной территории в соответствии с Таможенным законодательством Таможенного союза и (или) Таможенным законодательством РК на нефтеперерабатывающем заводе, расположенном за пределами территории Таможенного союза. При отсутствии таких оригиналов документов или их нотариально засвидетельствованных копий соответствующий объем сырой нефти рассматривается для целей исчисления НДПИ как товарная сырая нефть. В соответствии с внесенными изменениями в статью 332 Налогового кодекса статья 334 была дополнена подпунктом 2-1 пункта 1 в части определения стоимости добытых за налоговый период сырой нефти и газового конденсата, а именно: при передаче сырой нефти недропользователем для переработки в рамках Таможенной процедуры переработки вне Таможенной территории в соответствии с Таможенным законодательством Таможенного союза и (или) Таможенным законодательством РК на нефтеперерабатывающий завод, расположенный за пределами территории Таможенного союза, либо реализации третьему лицу для последующей передачи для переработки в рамках Таможенной процедуры переработки вне Таможенной территории в соответствии с Таможенным законодательством Таможенного союза и (или) Таможенным законодательством РК на нефтеперерабатывающем заводе, расположенном за пределами территории Таможенного союза, - как произведение фактического объема сырой нефти, переданной недропользователем в качестве переработки в рамках Таможенной процедуры переработки вне Таможенной территории в соответствии с Таможенным законодательством Таможенного союза и (или) Таможенным законодательством РК на нефтеперерабатывающий завод, расположенный за пределами территории Таможенного союза, либо реализованной третьему лицу для последующей передачи для переработки в рамках Таможенной процедуры переработки вне Таможенной территории в соответствии с Таможенным законодательством Таможенного союза и (или) Таможенным законодательством РК на нефтеперерабатывающем заводе, расположенном за пределами территории Таможенного союза, и производственной себестоимости добычи единицы продукции, определяемой в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, увеличенной на 20 %. И наконец, статья 336 дополнена частью третьей следующего содержания: «В случае реализации и (или) передачи сырой нефти в порядке, предусмотренном подпунктом 2-1 пункта 2 статьи 332 настоящего Кодекса, к установленным ставкам применяется понижающий коэффициент 0,5. При этом в случае, если после завершения Таможенной процедуры переработки сырой нефти вне Таможенной территории не осуществлен фактический ввоз в РК продуктов ее переработки в объемах, указанных в документе об условиях переработки товаров вне Таможенной территории, за исключением продуктов, определенных Правительством РК, понижающий коэффициент, предусмотренный настоящей статьей, не применяется ко всей сырой нефти, переданной для переработки в рамках Таможенной процедуры переработки вне Таможенной территории в соответствии с подпунктом 2-1 пункта 2 статьи 332 настоящего Кодекса. Как следует из вышеизложенного, в Налоговый кодекс внесены изменения в части определения объема и порядка исчисления НДПИ на сырую нефть, переданную для переработки в рамках Таможенной процедуры переработки вне Таможенной территории Таможенного союза на нефтеперерабатывающий завод, расположенный за пределами территории Таможенного союза, либо реализованную третьему лицу для последующей передачи для переработки в рамках Таможенной процедуры переработки вне Таможенной территории на нефтеперерабатывающем заводе, расположенном за пределами территории Таможенного союза.
По возврату сумм НДС
Внесено дополнение в пункт 4 статьи 635 Налогового кодекса, согласно которого требования по поступлению валютной выручки на банковские счета налогоплательщика в банках второго уровня на территории РК не распространяются на налогоплательщиков, осуществляющих реализацию нестабильного конденсата, добытого и реализованного недропользователем, осуществляющим деятельность в рамках контракта на недропользование, указанного в пункте 1 статьи 308-1 настоящего Кодекса, с территории РК на территорию других государств-членов Таможенного союза.
Президентом РК подписан также Закон РК от 21 июня 2012 года № 19-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма и обналичивания денег». Этим законом с 1 января 2013 года внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс в части ограничения расчетов наличными деньгами юридическими лицами, а также уменьшения населением расчетов наличными деньгами. Так, статья 257 Налогового кодекса дополнена подпунктом 4 согласно которому НДС не зачитывается, если подлежит уплате в связи с получением товаров, работ, услуг, указанных в счете-фактуре, оплата за наличный расчет которых с учетом НДС независимо от периодичности платежа превышает 1000-кратный размер МРП, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату выписки счета-фактуры.
Внесены существенные изменения в части налоговых проверок
Так, согласно внесенным изменениям в статью 627 Налогового кодекса тематическая проверка будет охватывать вопросы, касающиеся наличия оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек. Также могут проводиться по данному вопросу и внеплановые проверки налоговых органов. Эти вопросы должны быть обязательно указаны в предписании на документальную или тематическую проверку.
А. Абдирова, партнер юридической компании «GRATA», член Палаты налоговых консультантов РК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |