|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
Г. Дорошева, Партнер по аудиту АК «ТрастФинАудит», аудитор РК, член правления ПАО «Коллегия аудиторов»
ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ УСЛУГИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСТАВОК, ВЫСТАВОК-ЯРМАРОК РЕКЛАМНЫМИ УСЛУГАМИ, И МОЖЕТ ЛИ РЕЗИДЕНТ РК ВЫСТАВЛЯТЬ СЧЕТА - ФАКТУРЫ БЕЗ НДС?
Основная деятельность ТОО «А» - это организация выставок, в том числе выставок - ярмарок на территории РК. Мы являемся плательщиками НДС в РК. Ежегодно в наших выставках участвуют отечественные компании и компании из стран дальнего и ближнего зарубежья. В связи со вступлением в Таможенный союз, участники из РФ начали обращаться с просьбой, выставить счета - фактуры без НДС, так как в РФ услуга организации выставок приравнивается к рекламным услугам. Согласно статье 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 года (далее - Протокол) - взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в статье 4 настоящего Протокола). Согласно пункта 4 статьи 3 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена Таможенного союза, если налогоплательщиком (плательщиком) этого государства приобретаются рекламные услуги. То же самое указано в подпункте 4 пункта 2 статьи 276-5 Налогового кодекса - местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена Таможенного союза, если налогоплательщиком этого государства приобретаются рекламные услуги. Согласно Номенклатуре видов экономической деятельности, утвержденной Приказом Председателя Агентства РК по статистике от 20 мая 2008 г. № 67 (далее - Номенклатура), в класс 73.1 реклама входит подкласс 73.11.0 Деятельность рекламных агентств. В определении подкласса 73.11.0 Деятельность рекламных агентств указано, что этот подкласс включает: - создание и проведение рекламных компаний: создание и размещение рекламы в газетах, средствах периодической печати, на радио и телевидении, в Интернет - ресурсах и других средствах массовой информации; создание и размещение средств рекламы на открытом воздухе, например, билбордов, панелей, бюллетеней, рекламных рамок, оконного оформления, выставочных залов, размещение рекламы на внешней стороне машин и автобусов и т.д.; аэрореклама; распределение и развозка рекламного материала или рекламных образцов; создание стендов и других выставочных структур и сайтов - проведение маркетинговых компаний и других рекламных услуг с целью привлечения и удержания клиентов: продвижение товаров, реклама при помощи прямой почты, маркетинговые консультации. В то же время указано, что этот подкласс исключает организацию встреч и показов, (См. 82.30.0) Подкласс 82.30.0 Номенклатуры - Организация конференций и торговых выставок. Дело в том, что при организации выставок создаются выставочные стенды с названиями компаний участников выставки, распечатывается каталог участников выставки, рассылаются приглашения посетить выставку с перечислением участников выставки, т. е. косвенно рекламируются участники выставки. Однако во введении Номенклатуры указано, что подклассы имеют пятизначный код и являются факультативными, т. е. необязательными для применения вне сферы официальной статистики. В связи с вышеизложенным, просим разъяснить: 1) Является ли в целях налогообложения услуги по организации выставок, выставок-ярмарок рекламными услугами? 2) Является ли местом реализации услуг организации выставок, выставок ярмарок РФ и правомерно ли будет выставление счетов-фактур без НДС?
Комментарии. Налоговый кодекс, к сожалению, не содержит понятия «рекламные услуги», а Закон «О рекламе» не содержит такого вида рекламных услуг, как организация выставок. В приведенной Вами номенклатуре видов экономической деятельности вид 82.30.0 «Организация конференций и торговых выставок» включен в класс «Деятельность в области административно-управленческого, хозяйственного и прочего вспомогательного обслуживания», т. е. не включена в рекламную деятельность по классу 73. Казахстанские налоговые органы (Письмо территориального НК № 1520) придерживаются мнения, что место реализации работ, услуг по организации выставок определяться в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 236 Налогового кодекса, т. е. по месту осуществления предпринимательской или любой другой деятельности лица, выполняющего работы, оказывающего услуги, т. е. местом реализации признается территория РК. Выводы. Таким образом, услуги по организации выставок, оказываемые для резидентов и (или) нерезидентов, являются облагаемым оборотом, и налогообложение осуществляется в общеустановленном порядке. Мнение российских налоговых органов, изложенное в Письме Минфина РФ от 26.06.2012 № 03-07-15/68 следующее: «Применение НДС при выполнении работ (оказании услуг) хозяйствующими субъектами Таможенного союза регламентируется нормами Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 и Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол). Согласно статье 2 Протокола взимание НДС при оказании услуг производится в государстве-члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации услуг, в соответствии с налоговым законодательством данного государства. Статьей 1 Протокола определено, что к рекламным услугам относятся услуги по созданию, распространению и размещению информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и признанной формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, с помощью любых средств и в любой форме. На основании положений статьи 3 Протокола местом реализации рекламных услуг, оказываемых налогоплательщику государства-члена Таможенного союза, признается территория этого государства. Таким образом, местом реализации услуг по организации выставок с целью размещения информации, указанной в статье 1 Протокола, оказываемых казахстанской организацией российской организации, признается территория РФ и такие услуги подлежат налогообложению НДС в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ. Что касается применения НДС в отношении услуг по организации выставок в целях, отличных от рекламных, оказываемых налогоплательщиком одного государства-члена Таможенного союза налогоплательщику другого государства - члена Таможенного союза, то на основании норм Протокола порядок определения места их реализации зависит от целей проведения выставок. Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Протокола при осуществлении выставок в сфере культуры и искусства место реализации услуг по организации этих выставок определяется по месту их фактического проведения. В случае оказания услуг по организации выставок в целях, не связанных с культурой и искусством, а также с рекламой, согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 3 Протокола местом их реализации признается территория государства - члена Таможенного союза, налогоплательщиком которого является лицо, оказывающее услуги. Поэтому при оказании казахстанским налогоплательщиком российской организации услуг по организации выставок на территории РК в данных случаях местом их реализации территория РФ не признается и, соответственно, такие услуги в РФ объектом налогообложения НДС не являются». Таким образом, российские налоговики высказали несколько противоречивое мнение по признанию места реализации услуг по организации выставок, т. е. организация выставок с целью рекламы товаров казахстанской организацией является РФ, т. е. для казахстанского налогоплательщика это необлагаемый оборот и в последнем абзаце письма - местом реализации признается территория РК при организации иных выставок, т.е. облагаемый оборот для казахстанского налогоплательщика. В этой ситуации рискну высказать собственное мнение, заключающееся в следующем: ввиду того, что организация выставок является особым видом услуг, не входящим в понятие «рекламные услуги», то место реализации этих услуг определяется в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 276-5 Налогового кодекса РФ, т. е. местом реализации услуг по организации выставок является РК и, соответственно, является облагаемым оборотом по НДС.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |