|
|
|
Закон Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года № 2710 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.04.2012 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 8 января 2013 года
Заголовок и преамбула изложены в новой редакции, в текст внесены изменения в соответствии с Законом РК от 21.03.02 г. № 309-II (см. стар. ред.)
Настоящий Закон определяет статус, полномочия и организацию деятельности органов национальной безопасности Республики Казахстан. В главах цифры «I-V» заменены соответственно цифрами «1-5» в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) Глава 1 Общие положения В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 21.03.02 г. № 309-II (см. стар. ред.) Статья 1. Назначение органов национальной безопасности Республики Казахстан Органы национальной безопасности Республики Казахстан (далее - органы национальной безопасности) - непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики Казахстан специальные государственные органы, являющиеся составной частью системы обеспечения безопасности Республики Казахстан и предназначенные в пределах предоставленных им полномочий обеспечивать безопасность личности и общества, защиту конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала страны.
Закон дополнен статьей 1-1 в соответствии с Законом РК от 13.02.12 г. № 553-IV Статья 1-1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) конспирация - сокрытие сил, средств, действий, планов и намерений контрразведки путем оперативной зашифровки и закрытия доступа к источникам секретной информации и установление особого порядка надзора; 2) контрразведывательная деятельность - система оперативных и организационных мероприятий по защите основ конституционного строя, экономического и оборонного потенциала Республики Казахстан от разведывательной и подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и иных зарубежных организаций.
В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК № 110-1; Законом РК от 21.03.02 г. № 309-II (см. стар. ред.); Законом РК от 27.05.10 г. № 279-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.); Законом РК от 23.04.12 г. № 14-V (см. стар. ред.) Статья 2. Задачи органов национальной безопасности 1. Задачами органов национальной безопасности являются: 1) участие в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; 2) добывание разведывательной информации в интересах Республики Казахстан в соответствии с Законом Республики Казахстан «О внешней разведке»; 3) выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной направленной на нанесение ущерба безопасности Республики Казахстан деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц; 4) выявление, предупреждение и пресечение терроризма и иной деятельности, направленной на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности Республики Казахстан; 5) выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступлений, отнесенных законодательством к ведению органов национальной безопасности; 6) обеспечение Президента Республики Казахстан, государственных органов, Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан правительственной связью в мирное и военное время; 7) организация шифровальной работы в уполномоченных государственных органах, органах военного управления, национальной безопасности и внутренних дел Республики Казахстан; 8) обеспечение охраны и защиты государственной границы Республики Казахстан. 2. Иные задачи могут возлагаться на органы национальной безопасности настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан. Статья 3. Правовая основа деятельности органов национальной безопасности Правовую основу деятельности органов национальной безопасности составляют: 1) Конституция и законы Республики Казахстан; 2) настоящий Закон; 3) другие нормативные правовые акты Республики Казахстан в части, не противоречащей и не урегулированной настоящим Законом; 4) международные договорные и иные обязательства Республики Казахстан; 5) нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан; 6) Положение о Комитете национальной безопасности, утверждаемое Президентом Республики Казахстан. Статья 4 изложена в редакции Закона РК от 13.02.12 г. № 553-IV (см. стар. ред.) Статья 4. Основные принципы деятельности органов национальной безопасности Деятельность органов национальной безопасности строится на принципах законности, секретности, конспирации, единоначалия, равенства всех перед законом, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, независимости от деятельности политических партий и иных общественных объединений.
В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 21.03.02 г. № 309-II (см. стар. ред.); Законом РК от 10.01.11 г. № 383-IV (см. стар. ред.) Статья 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов национальной безопасности 1. Государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении органами национальной безопасности своей деятельности. 2. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены исключительно в случаях и порядке, прямо предусмотренных законом. 3. В пределах, установленных законодательством, органы национальной безопасности обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами и решениями. 4. Действия органов национальной безопасности, их военнослужащих и работников могут быть обжалованы в вышестоящие органы национальной безопасности, прокуратуру или суд.
В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК № 110-1; Законом РК от 21.03.02 г. № 309-II (см. стар. ред.) Статья 6. Взаимодействие и сотрудничество органов национальной безопасности с государственными органами и организациями Республики, специальными службами иностранных государств 1. Органы национальной безопасности осуществляют свою деятельность во взаимодействии с государственными органами и организациями Республики Казахстан. Должностные лица государственных органов, организаций, командование воинских формирований и частей обязаны оказывать содействие органам национальной безопасности в решении возложенных на них задач. 2. Сотрудничество органов национальной безопасности со специальными службами и органами правительственной связи иностранных государств, международными правоохранительными организациями осуществляется на основе международных договоров Республики Казахстан. См.: Инструкцию об объявлении международного розыска, исполнения и направления компетентными органами Республики Казахстан запросов и поручений по линии Интерпола, а также их обработки Национальным Центральным Бюро Интерпола в Республике Казахстан
Система и организация деятельности органов национальной безопасности В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК № 110-1; Законом РК от 09.12.98 г. № 307-1 (см. стар. ред.); Законом РК от 21.03.02 г. № 309-II (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 13.02.12 г. № 553-IV (см. стар. ред.) Статья 7. Система органов национальной безопасности Единую систему органов национальной безопасности Республики Казахстан составляют: Комитет национальной безопасности Республики Казахстан (далее - Комитет национальной безопасности), его ведомства, территориальные и иные органы национальной безопасности, подразделения специального назначения, учебные заведения, научно-исследовательские учреждения и другие подведомственные организации.
В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 16.05.97 г. № 110-1; от 09.12.98 г. № 307-1; от 21.03.02 г. № 309-II (см. стар. ред.); от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); от 13.02.12 г. № 553-IV (см. стар. ред.) Статья 8. Комитет национальной безопасности 1. Комитет национальной безопасности: 1) образуется, упраздняется и реорганизуется Президентом Республики и не входит в систему центральных исполнительных органов Республики; 2) осуществляет руководство ведомствами Комитета национальной безопасности, территориальными и иными органами национальной безопасности, а также подведомственными организациями; 2-1) организует планирование обеспечения органов национальной безопасности имуществом, его эксплуатацию, сохранность, учет и списание; 3) издает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов национальной безопасности; 4) возглавляет Председатель, который назначается на должность Президентом Республики с согласия Сената Парламента Республики; освобождается Президентом Республики от должности; 5) является юридическим лицом, имеет действительное и условное наименования, свою символику и знаки отличия. 2. Статус и полномочия Комитета национальной безопасности определяются Положением о Комитете национальной безопасности. 2-1. Символику, знаки отличия и ведомственные награды органов национальной безопасности утверждает Президент Республики Казахстан по представлению Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.
В статью 8-1 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 16.05.97 г. № 110-1; от 21.03.02 г. № 309-II (см. стар. ред.); от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); от 13.02.12 г. № 553-IV (см. стар. ред.) Статья 8-1. Ведомства Комитета национальной безопасности 1. Ведомства Комитета национальной безопасности создаются для реализации возложенных на органы национальной безопасности задач по отдельным направлениям их деятельности. 2. Ведомства Комитета национальной безопасности: 1) образуются, упраздняются и реорганизуются Президентом Республики Казахстан по представлению председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан; 2) возглавляются директорами, которые назначаются на должности и освобождаются от должностей Президентом Республики Казахстан по представлению председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан; 3) являются юридическими лицами, имеют действительное и условное наименования.
В статью 9 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 09.12.98 г. № 307-1 (см. стар. ред); от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) Статья 9. Территориальные органы Комитета национальной безопасности 1. Территориальные органы Комитета национальной безопасности по областям, городу республиканского значения и столице Республики и подчиненные им городские и районные управления (отделы, отделения) создаются для реализации возложенных на органы национальной безопасности задач на соответствующей территории. 2. Территориальные органы Комитета национальной безопасности по областям, городу республиканского значения и столице Республики являются юридическими лицами, имеют действительные и условные наименования, печати и штампы, счета, основные фонды, объекты социально-культурного и медицинского назначения. 3. В оперативно-служебной деятельности территориальные органы Комитета национальной безопасности независимы от местных представительных и исполнительных органов и их должностных лиц. См. также: постановление Правительства Республики Казахстан от 15 июня 1999 года № 751 «Об утверждении перечня государственных учреждений Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, финансируемых из республиканского бюджета».
В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 21.03.02 г. № 309-II (см. стар. ред.); Законом РК от 13.02.12 г. № 553-IV (см. стар. ред.) Статья 10. Органы военной контрразведки Органы военной контрразведки: 1) создаются для реализации возложенных на органы национальной безопасности задач в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан; 1-1) являются воинским формированием; 2) имеют действительные и условные наименования, печати и штампы; 3) в оперативно-служебной деятельности независимы от командования Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан. В статью 10-1 внесены изменения в соответствии с Законом РК № 110-1; Законом РК от 21.03.02 г. № 309-II (см. стар. ред.) Статья 10-1. Исключена в соответствии с Законом РК от 13.02.12 г. № 553-IV (см. стар. ред.) Закон дополнен статьей 10-2 в соответствии с Законом РК от 13.02.12 г. № 553-IV Статья 10-2. Органы военной полиции Комитета национальной безопасности. Органы военной полиции Комитета национальной безопасности предназначены для выполнения возложенных на них задач в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 08.04.10 г. № 266-IV (см. стар. ред.) Статья 11. Подразделения специального назначения Подразделения специального назначения создаются для пресечения актов терроризма и иных особо опасных преступных посягательств на личность, общество и государство. Компетенция органов национальной безопасности В статью 12 внесены изменения в соответствии с Законом РК № 110-1; Законом РК от 09.12.98 г. № 307-1; Законом РК от 21.03.02 г. № 309-II (см. стар. ред.); Законом РК от 09.08.02 г. № 346-II (см. стар. ред.); Законом РК от 28.08.09 г. № 192-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.); Законом РК от 27.05.10 г. № 279-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.); Законом РК от 13.02.12 г. № 553-IV (см. стар. ред.) Статья 12. Обязанности органов национальной безопасности Органы национальной безопасности в пределах своих полномочий обязаны: 1) информировать Президента Республики Казахстан, Парламент Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан об угрозах безопасности страны; 2) осуществлять разведывательную деятельность в интересах Республики Казахстан в соответствии с Законом Республики Казахстан «О внешней разведке»; 3) осуществлять контрразведывательную деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной направленной на нанесение ущерба безопасности Республики Казахстан деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц; 4) выявлять, предупреждать и пресекать терроризм и иную деятельность, направленную на насильственное изменение конституционного строя, нарушения целостности и подрыв безопасности Республики Казахстан; 5) выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления, отнесенные законодательством к ведению органов национальной безопасности; 6) оказывать содействие государственным органам в предупреждении и пресечении деятельности на территории Республики Казахстан незаконных военизированных формирований, политических партий и профессиональных союзов других государств, партий на религиозной основе, а также финансирование политических партий и профессиональных союзов иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями; 7) разрабатывать и осуществлять меры по контрразведывательной защите сведений, составляющих государственные секреты, в государственных органах, воинских формированиях, частях и организациях, а также контролировать их деятельность в указанной сфере. Проводить специальную проверку граждан Республики Казахстан, оформляемых (переоформляемых) на допуск к информации, составляющей государственную и служебную тайну; 8) участвовать в разработке и осуществлении мер по обеспечению безопасности объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, объектов жизнеобеспечения регионов и других стратегических объектов, перечень которых определяет Правительство Республики Казахстан; 9) Исключен в соответствии с Законом РК от 27.05.10 г. № 279-IV (см. стар. ред.); 10) участвовать в соответствии с законодательством Республики Казахстан в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Республики Казахстан и выхода из гражданства Республики Казахстан, выезда за границу граждан Республики Казахстан, въезда на территорию Республики Казахстан и выезда за ее пределы иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима их пребывания на территории Республики; 11) принимать во взаимодействии с другими компетентными органами меры по обеспечению безопасности представительств иностранных государств и международных организаций на территории Республики Казахстан; 12) участвовать по указанию Президента Республики Казахстан совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности глав государств, правительств зарубежных стран и руководителей международных организаций на период их пребывания в Республике Казахстан, а также проводимых на территории страны важных общественно-политических мероприятий; 13) обеспечивать охрану и защиту государственной границы Республики Казахстан; 14) вести информационно-аналитическую работу в целях реализации возложенных на органы национальной безопасности задач; 15) выявлять радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности Республики Казахстан; 16) организовать шифровальную и дешифровальную работу, эксплуатировать, развивать правительственную и иные системы специальных видов связи, обеспечивать их безопасность; 16-1) организовывать и нести боевое дежурство в органах национальной безопасности в порядке, установленном Председателем Комитета национальной безопасности; 17) осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, в том числе по предотвращению технического проникновения к сведениям органов национальной безопасности, составляющим государственные секреты; 17-1) принимать необходимые меры по обеспечению конспирации при проведении разведывательной, контрразведывательной и иной оперативно-розыскной деятельности, при реализации материалов, отражающих результаты этой деятельности, а также недопущению рассекречивания источников информации путем распорядительной деятельности Председателя Комитета национальной безопасности или уполномоченного им должностного лица, обеспечивающей ограничение доступа к материалам оперативно-служебной деятельности до их облечения в гласную форму; 18) обеспечивать мобилизационную готовность органов национальной безопасности; 19) осуществлять подготовку кадров для органов национальной безопасности, их переподготовку и повышение квалификации; 20) проводить обязательную специальную проверку граждан Республики Казахстан, поступающих и состоящих на государственной службе, в пределах и порядке, установленных законодательством Республики Казахстан; 21) исполнять письменные требования прокурора, связанные с осуществлением им надзорных функций; 22) представлять по запросу уполномоченного органа по финансовому мониторингу сведения из собственных информационных систем в соответствии с законодательством Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма; 23) осуществлять иные функции, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
В статью 13 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 16.11.99 г. № 476-1; Законом РК от 29.03.2000 г. № 42-II; Законом РК от 21.03.02 г. № 309-II (см. стар. ред.); Законом РК от 08.04.10 г. № 266-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.); Законом РК от 13.02.12 г. № 553-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 23.04.12 г. № 14-V (см. стар. ред.) Статья 13. Права органов национальной безопасности Органы национальной безопасности для выполнения возложенных на них обязанностей имеют право: 1) проводить общие и специальные оперативно-розыскные мероприятия, экспертно-криминалистические исследования, привлекать к работе граждан Республики Казахстан на добровольной основе в качестве внештатных оперативных сотрудников в порядке, установленном Председателем Комитета национальной безопасности; 2) осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, преступные группы, цели и действия которых направлены на подрыв безопасности государства, нарушение целостности Республики Казахстан, насильственное изменение конституционного строя; 3) решать совместно с компетентными государственными органами вопросы о закрытии въезда и выдворении из Республики Казахстан иностранных граждан и лиц без гражданства, которые своими действиями создают угрозу или наносят ущерб безопасности общества и государства; 4) при выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, отнесенных законодательством к ведению органов национальной безопасности, давать обязательные для исполнения поручения другим органам в пределах, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством; 5) вызывать в органы национальной безопасности граждан по материалам, находящимся в производстве, получать от них объяснения, справки, документы и снимать с них копии; подвергать приводу лиц, уклоняющихся от явки по вызову; 6) в соответствии с законодательством проверять у граждан при обоснованном подозрении в совершении преступлений документы, удостоверяющие их личность. Производить задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений, осуществлять проверку документов, личный досмотр задержанных и их транспортных средств, а также изъятие находящихся при них вещей и документов; 6-1) при участии в антитеррористической операции и обеспечении правового режима антитеррористической операции применять меры и временные ограничения, предусмотренные Законом Республики Казахстан «О противодействии терроризму»; 7) осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных и иных объектов, незаконно пребывающих в пограничной зоне. Проверять документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие вещей и документов; 8) использовать средства связи, транспортные средства, принадлежащие организациям, воинским формированиям и частям, для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших или подозреваемых в совершении преступлений, доставления задержанных лиц к месту их содержания, а также для проезда к месту происшествия и доставления нуждающихся в срочной медицинской помощи граждан в лечебные учреждения. По требованию владельцев органы национальной безопасности возмещают в установленном законодательством Республики Казахстан порядке причиненный в результате этого фактический ущерб; 9) беспрепятственно входить на территорию и в помещения организаций, воинских формирований и частей, жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки в целях пресечения преступлений, преследования лиц, подозреваемых в их совершении, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан, нанести ущерб безопасности страны. О случаях насильственного вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения органы национальной безопасности уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов; 10) иметь изоляторы временного содержания, следственные изоляторы для содержания в установленном законодательством Республики Казахстан порядке лиц, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу или задержанных органами национальной безопасности по подозрению в совершении преступлений. В отдельных случаях, по согласованию с органами национальной безопасности, - задержанных и арестованных правоохранительными органами и судами, а также осужденных; 11) осуществлять контроль, оказывать методическую и практическую помощь по вопросам обеспечения сохранности государственных секретов, коммерческой, банковской и иной охраняемой законом тайны, безопасности специальных видов связи и шифровальной работы в «уполномоченных государственных органах, органах военного управления, национальной безопасности и внутренних дел Республики Казахстан; См.: Инструкция о порядке выдачи органами национальной безопасности Республики Казахстан разрешений на осуществление деятельности, связанной с использованием государственных секретов. 12) вносить в государственные органы, воинские формирования, части и организации обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Республики Казахстан, совершению преступлений, расследование которых отнесено законодательством Республики Казахстан к ведению органов национальной безопасности; 13) пресекать использование на территории Республики Казахстан передающих радиоэлектронных средств, используемых с нарушением установленных правил или законодательства Республики Казахстан о защите государственных секретов; 14) получать безвозмездно и с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, от государственных органов, воинских формирований, частей и организаций информацию, необходимую для выполнения задач, возложенных на органы национальной безопасности; 15) информировать местные представительные и исполнительные органы по вопросам, входящим в компетенцию органов национальной безопасности; 16) осуществлять хранение и использование архивных оперативных, следственных и других материалов, относящихся к деятельности органов национальной безопасности; 17) использовать в целях зашифровки личности сотрудников и военнослужащих органов национальной безопасности, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений и транспортных средств документы других государственных органов и организаций, порядок изготовления и (или) оформления которых определяется совместными нормативными правовыми актами; 17-1) направлять в другие государственные органы и организации обязательные для исполнения запросы о предоставлении органам национальной безопасности бланков документов и служебных удостоверений, образцов их заполнения; 18) создавать в установленном законодательством Республики Казахстан порядке организации и подразделения, необходимые для выполнения обязанностей, возложенных на органы национальной безопасности, и обеспечения деятельности указанных органов; 19) разрабатывать, создавать, приобретать и использовать средства специальной связи, вооружения и оснащения, включая специальные технические и иные средства. Заключать в этих целях договоры, контракты с государственными органами и организациями Республики Казахстан, специальными службами и организациями иностранных государств; 20) проводить научные исследования по проблемам обеспечения безопасности Республики Казахстан. Разрабатывать и создавать автоматизированные информационно-аналитические системы и системы специальных видов связи; 21) осуществлять на договорной основе подготовку кадров для государственных органов Республики Казахстан и специальных служб иностранных государств; 23) осуществлять иные функции, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 14. Исключена в соответствии с Законом РК от 13.02.12 г. № 553-IV (см. стар. ред.)
Статья 15. Реализация предоставленных прав Предоставленные настоящим Законом права используются исключительно для решения задач, возложенных на органы национальной безопасности.
Закон дополнен главой 3-1 в соответствии с Законом РК от 13.02.12 г. № 553-IV Глава 3-1. Применение сотрудниками и военнослужащими органов национальной безопасности физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники
Статья 15-1. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники 1. Сотрудники и военнослужащие органов национальной безопасности имеют право на ношение, хранение и применение оружия, боевой техники и специальных средств, а также физической силы. 2. Они обязаны проходить специальную подготовку, периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия. 3. В случаях необходимой обороны и крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник или военнослужащий органов национальной безопасности при отсутствии у него необходимых специальных средств или оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Законом, применять иное не состоящее на вооружении оружие. 4. Сотрудник и военнослужащий органов национальной безопасности не несут ответственности за моральный, материальный и физический вред, причиненный в связи с применением в предусмотренных законами случаях физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники, если защита соответствует характеру и опасности посягательства на охраняемых лиц, других граждан, охраняемые объекты или самого сотрудника или военнослужащего органов национальной безопасности. 5. Применение физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники сотрудниками и военнослужащими органов национальной безопасности с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную законом. 6. В зоне проведения антитеррористической операции сотрудники и военнослужащие органов национальной безопасности, участвующие в антитеррористической операции, имеют право применять в отношении террористов физическую силу, боевую и иную технику, оружие и специальные средства, в том числе служебных животных, без предупреждений и ограничений, предусмотренных настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.
Статья 15-2. Применение физической силы 1. Сотрудники и военнослужащие органов национальной безопасности имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы для пресечения преступлений и административных правонарушений, посягающих на жизнь, здоровье, права, свободы, личное достоинство, собственность и охраняемые интересы граждан и государства, задержания лиц, совершивших общественно опасные деяния с учетом характера правонарушений и конкретных ситуаций, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных обязанностей на органы национальной безопасности. 2. Сотрудник и военнослужащий органов национальной безопасности имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Законом разрешено применение специальных средств или оружия.
Статья 15-3. Применение специальных средств 1. Сотрудники и военнослужащие органов национальной безопасности имеют право применять специальные средства, имеющиеся на вооружении, в следующих случаях: 1) для отражения нападения на граждан и охраняемых лиц; 2) для отражения нападения на здания, сооружения, помещения, другие объекты и транспортные средства, охраняемые органами национальной безопасности, а равно для освобождения этих объектов и средств в случае их захвата; 3) для выявления и пресечения преступлений; 4) для разоружения лиц, незаконно имеющих при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые, ядовитые и радиоактивные вещества; 5) для отражения нападения на сотрудников или военнослужащих органов национальной безопасности, членов их семей либо других лиц, привлеченных к обеспечению охранных мероприятий; 6) для задержания правонарушителей, лиц, оказывающих сопротивление или умышленно препятствующих военнослужащим или сотрудникам органов национальной безопасности или правоохранительных органов в осуществлении возложенных на них служебных обязанностей; 7) при конвоировании и охране задержанных, заключенных под стражу лиц, а также осужденных, подозреваемых и обвиняемых, если имеются достаточные основания полагать, что они могут совершить побег или причинить вред окружающим или собственному здоровью, а также в отношении лиц, препятствующих сотрудникам или военнослужащим органов национальной безопасности в осуществлении возложенных на них законом обязанностей; 8) для освобождения заложников, пресечения массовых беспорядков, групповых действий, посягающих на жизнь, здоровье, права, свободы, личное достоинство и собственность граждан, охраняемых лиц и объектов; 9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника или военнослужащего органов национальной безопасности остановиться, если другими способами невозможно предотвратить реальную угрозу для охраняемых лиц; 10) в случаях необходимой обороны и крайней необходимости. 2. Запрещается применять специальные средства в сторону охраняемого лица, а также в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев совершения ими нападения на сотрудников или военнослужащих органов национальной безопасности, граждан и охраняемых лиц, угрожающего их жизни и здоровью, группового нападения либо оказания вооруженного сопротивления. 3. Перечень специальных средств, используемых органами национальной безопасности, утверждается Правительством Республики Казахстан.
Статья 15-4. Применение оружия и использование боевой техники 1. Сотрудники и военнослужащие органов национальной безопасности имеют право применять оружие и боевую технику как крайнюю меру в следующих случаях: 1) для отражения нападения на граждан, охраняемых лиц, а также лиц, защита и охрана которых поручена сотрудникам или военнослужащим органов национальной безопасности; 2) для отражения нападения на здания, сооружения, помещения и другие объекты и транспортные средства, охраняемые органами национальной безопасности; 3) для отражения нападения на сотрудников или военнослужащих органов национальной безопасности, членов их семей, других лиц, привлеченных этим органом к обеспечению охранных мероприятий, а также для пресечения попытки завладения оружием, транспортным средством, специальной и боевой техникой органов национальной безопасности; 4) для защиты граждан от преступного посягательства, а также освобождения заложников, захваченных охраняемых объектов, сооружений и специальных грузов; 5) для задержания лиц, застигнутых при совершении преступления либо непосредственно после его совершения, оказывающих вооруженное сопротивление, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых, ядовитых и радиоактивных веществ; 6) для нейтрализации и задержания лиц, совокупность внешних признаков и действий которых свидетельствует о наличии реальной угрозы жизни и здоровью других граждан, охраняемых лиц и сотрудников или военнослужащих органов национальной безопасности; 7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |