|
|
|
Итоговый обзор выполнения Республикой Казахстан Национального плана действий в области прав человека на 2009-2012 гг.
Настоящие экспертные обзоры подготовлены и выпущены в рамках проекта «Мониторинг выполнения Республикой Казахстан Национального плана действий в области прав человека на 2009-2012 гг.», финансируемого Европейским Союзом, реализованного Казахстанским Международным бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧиСЗ), Центром исследования правовой политики (LPRC) и Международным центром журналистики MediaNet. Общий бюджет двухгодичного проекта составил 300 000 евро. Вклад Европейского Союза в проект составил 240 000 евро.
Данная публикация подготовлена при поддержке Европейского Союза. Содержание данной публикации является предметом ответственности Казахстанского Международного бюро по правам человека и соблюдению законности и не отражает точку зрения Европейского Союза.
Мнения авторов Обзоров не обязательно отражают официальную точку зрения Казахстанского Международного бюро по правам человека и соблюдению законности и организаций-доноров. Ответственность за содержание несут авторы.
Издано в феврале 2013 г.
Итоговый ОБЗОР выполнения рекомендаций Национального плана действий в области прав человека за 2009-2012 годы
Настоящий обзор предполагает оценку выполнения рекомендаций Национального Плана действий в области прав человека в Республике Казахстан за 2009-2012 годы.
Данный обзор представляет собой краткий вариант общего обзора, который содержит развернутую оценку прав и свобод человека по каждому из выбранных разделов Национального плана, оценку исполнения Национального Плана, а также анализ ситуации, и выработку рекомендаций. Задачей данного обзора является определение степени выполнения Национального Плана и замер результативности выполненной работы.
Вопросы общей оценки ситуации с правами человека, анализа ситуации и предложенных экспертами рекомендаций рассматриваются в рамках Общего обзора.
Обзор составлен по 14 основным разделам Национального плана действий в области прав человека в республике Казахстан (далее Нац. план) на базе анализа, проведенного экспертами в рамках партнерского проекта Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧиСЗ), Международного центра журналистики MediaNet и Центра исследования правовой политики LPRC «Мониторинг исполнения РК Национального плана действий в области прав человека на 2009-2012 гг.», реализуемого при финансовой поддержке Европейского Союза. В обзор вошли 14 из 23 разделов, что составляет 64% разделов содержащихся в Нац. плане.
Содержание данного обзора является предметом ответственности исполнителей проекта и не отражает точку зрения Европейского Союза.
Основной задачей настоящего обзора является определение степени реализации рекомендаций, содержащихся в рассматриваемых разделах Нац. плана, а также выяснение, как реализованные мероприятия повлияли на ситуацию с правами человека в Казахстане. Для стандартизации результатов были применены следующие оценки реализации рекомендаций Нац. плана: - оценка «рекомендация выполнена» предполагает реализацию основных запланированных положений по конкретному пункту Нац. плана; - оценка «рекомендация выполнена частично» - описывает ситуацию, при которой работа по реализации рекомендации Нац. плана начата, но еще не закончена; - оценка «рекомендация не выполнена» - означает, что по данному пункту работа либо вообще не проводилась, либо были выполнены какие-то формальные мероприятия, которые не повлияли на изменение ситуации; - оценка «нет информации» означает отсутствие возможности выяснить степень реализации той или иной рекомендации.
Для уточнения того, что сделано экспертами, было предложено дать оценку выполненности каждого раздела Нац. плана по следующей шкале: - не выполнено ничего - работа только начата - выполнена меньшая часть - выполнена примерно половина - выполнена большая часть - выполнено все
Помимо количественных оценок экспертам было предложено оценить результативность проделанной работы по каждому из разделов Нац. плана. Эксперты оценили эффективность проделанной работы в рамках ответа на вопрос: «Как работа (или ее отсутствие) в рамках реализации данного раздела Нац. плана повлияла на изменение ситуации с правами человека в Казахстане?» по следующим уровням оценки:
- ситуация кардинально улучшилась
- ситуация существенно улучшилась
- ситуация заметно улучшилась
- ситуация немного улучшилась
- ситуация не изменилась
- ситуация ухудшилась
Применение указанных оценочных шкал позволило получить стандартизированные показатели, демонстрирующие результативность мер, предпринятых правительством Казахстана в области прав человека в РК с 2009 по 2012 годы.
Раздел 1: Право на жизнь
Данный раздел Нац. плана содержал только две рекомендации:
1. В целях совершенствования национальных механизмов защиты прав человека и гражданина в Республике Казахстан, усиления международных механизмов защиты прав человека и для полной отмены смертной казни ратифицировать второй Факультативный протокол Международного пакта о гражданских и политических правах от 15 декабря 1989 года, направленный на отмену смертной казни (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 44/128 от 15 декабря 1989 года). Второй факультативный протокол МПГПП от 15.1289. не был ратифицирован. Рекомендация не выполнена. При этом тревожит то, что в последнее время, при принятии законов наблюдается тенденция к появлению статей, допускающих применение смертной казни.
2. Проведение круглых столов, семинаров, конференций по вопросу отмены смертной казни. За четыре года было проведено несколько мероприятий, касающихся темы отмены смертной казни. Из последних можно отметить проведенную в Астане в апреле 2012 года международную конференцию «От моратория к полной отмене смертной казни в Центральной Азии: вызовы транзитного периода». В 2012 году также состоялось 11-ое заседание межведомственной комиссии по международному гуманитарном праву и международным договорам по правам человека, где были приняты рекомендации государственным органам о повторном согласовании вопроса о возможном подписании второго факультативного протокола. Рекомендация выполнена.
Формально, данный раздел плана выполнен наполовину, однако с точки зрения изменения ситуации, включения международных механизмом защиты прав человека в Казахстане, по мнению экспертов, выполнена меньшая часть из запланированных работ. Без ратификации второго Факультативного протокола МПГПП любые круглые столы и конференции, сколь бы многочисленными они ни были, не позволяют говорить о реализации данного раздела Нац. плана. В этом смысле результативность проделанной работы оценена как «изменений нет».
Раздел 2: Право на частную жизнь и защиту персональных данных
Раздел содержал следующие рекомендации: 1. Изучение зарубежного опыта применения различных моделей защиты частной жизни. Оценить результаты не представляется возможным ввиду отсутствия открытых отчетов по теме. Изучение ссылок на передовой международный опыт в законопроектах, вносимых на рассмотрение Парламента РК показывает, что изучение ведется не по последним редакциям первоисточников - иностранным нормативным правовым актам, а по их пересказам в разного рода публикациях разного рода давности. Нет информации.
2. Проведение круглых столов, семинаров, конференций по вопросу применения различных моделей защиты частной жизни. За прошедший год, ни о каких круглых столах, семинарах, конференциях по вопросу применения различных моделей защиты частной жизни с участием вышеуказанных государственных органов не сообщалось. Рекомендация не выполнена.
3. Разработка концепции законодательства о защите права на частную жизнь. Рекомендация не выполнена.
4. Обсуждение концепции законодательства о защите права на частную жизнь с проведением круглого стола (конференции). Рекомендация не выполнена.
5. Разработка проекта Закона о защите частной жизни и персональных данных и проекта закона о внесении изменений и дополнений в иные законодательные акты по вопросам защиты частной жизни. Рекомендация не выполнена.
6. Обсуждение проекта закона о защите частной жизни и персональных данных и проекта закона о внесении изменений и дополнений в иные законодательные акты по вопросам защиты частной жизни с проведением круглого стола. Рекомендация не выполнена.
7. В целях обеспечения конституционных прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, проверить соответствие норм подзаконных актов, регулирующих таможенные правила вывоза и ввоза имущества физическими лицами, нормам Конституции, законам Республики Казахстан и ее международным обязательствам в сфере прав человека, привести процедуру таможенного оформления имущества физических лиц в соответствие с общепризнанными международными стандартами. О проведении данной проверки ничего не известно. Согласно действующему Постановлению Правительства РК от 4 ноября 2010 года № 1152 «Об утверждении перечня и Правил применения технических средств таможенного контроля», должностное лицо таможенного органа, осуществляющее таможенный контроль, в зависимости от форм таможенного контроля и специфики перемещения физических лиц, товаров и транспортных средств, самостоятельно определяет необходимость применения тех или иных технических средств таможенного контроля. При этом технические средства контроля носителей аудио- и видеоинформации применяются для просмотра, прослушивания и стирания аудиоинформации и видеоинформации, записанной на магнитных носителях (бобинах, пленках, компакт-кассетах, дисках, дискетах электронно-вычислительных машин) при таможенном контроле этих технических носителей информации. Технические средства контроля носителей аудио- и видеоинформации используются для осуществления визуального контроля проявленных фотопленок и кинопленок, слайдов и микрофишей. Рекомендация не выполнена.
8. Регулярно освещать в СМИ актуальные вопросы защиты прав человека для широких слоев населения республики, включая публикацию памяток о правах человека при задержании, аресте, при заключении договоров, поступлении в ВУЗ, на работу и увольнении и т.п. Издаваемые в рамках реализации государственной информационной политики публикации представителей государственных органов по рассматриваемому вопросу отличаются формализмом, отсутствием конкретики и привязки к международным стандартам. Рекомендация выполнена частично.
Таким образом, из 8 рекомендаций частично выполнена только одна, по одной нет информации, остальные 6 – не выполнены. Реально не сделано ничего. С точки зрения улучшения ситуации в области права на частную жизнь и защиту персональных данных качественных изменений нет.
Раздел 3: Право на свободу передвижения и выбора места жительства
Данный раздел Нац. плана содержал 11 рекомендаций, из которых не выполнено 8, две – выполнено, одна выполнена частично.
1. Устранить противоречия между законодательными актами и ведомственными инструкциями, регулирующими свободу передвижения внутри страны. Таковыми являются противоречия пункта 1 статьи 76 КоАП РК, статьи 11 и статьи 30 Закона «О правах ребенка в РК» статьям 16 и 21 Конституции РК. Такое же несоответствие имеется в нормах статьи 11 Закона «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» и статьи 30 Закона «О правах ребенка в Республике Казахстан», согласно которым дети могут быть помещены в Центры реабилитации и адаптации без их согласия и без решения суда. 23 ноября 2010 г. принят Закон № 354-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам обеспечения защиты прав ребенка». Положительным моментом явилось то, что теперь, в соответствии с Законом, решения о направлении несовершеннолетних в специальные организации образования или организации с особым режимом содержания принимаются судом. Однако Закон не устранил противоречий между пунктом 1 статьи 76 КоАП РК, и ст. 11, 30 Закона об органах внутренних дел РК и Закона о правах ребенка в РК и ст. 16 и 21 Конституции РК. То есть как и прежде, органичение досуга и установление особых требований к поведению несоврешеннолетнего могут быть назначены любым органом, рассматривающим дело о совершении административного правонарушения несовершеннолетним. И, как и прежде, несовершеннолетние могут помещаться в Центры реабилитации и адаптации без их согласия и без решения суда. Другой момент - это противоречие пункта 5 статьи 618 КоАП РК другим нормам того же кодекса в части изъятия паспортов у иностранцев. Здесь предполагалось, что в готовящемся Административно-процессуальном кодексе это противоречие будет снято. Однако Административно-процессуальный кодекс не принят, а, следовательно, проблема незаконного изъятия паспортов иностранцев остается не решенной. Рекомендация не выполнена.
2. Разработать механизм и процедуры контроля и пресечения выезда из страны граждан Республики Казахстан с целью постоянного жительства за рубежом, которым выезд запрещен (носители государственных секретов, лица, в отношении которых избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и т.д.). 16 июля 2011 года вступил в силу Закон о миграции населения, 11 глава которого определяет разрешительную процедуру выезда за пределы страны на ПМЖ. Закон был принят вопреки рекомендациям БДИПЧ ОБСЕ, в которых содержалось предложение «изъять из законопроекта все упоминания разрешений на выезд и передать эти полномочия на разрешение судам». Учитывая это, а также то, что разрешительная процедура выезда граждан за пределы страны на ПМЖ в третьи страны была сохранена в законе, не претерпев никаких концептуальных изменений можно констатировать, что данная рекомендация не выполнена.
3. Для эффективной координации работы с мигрантами, в 2012 году создать единый государственный орган по миграции в составе Правительства Республики Казахстан. Рекомендация не выполнена.
4. В 2012 году ратифицировать Международную конвенцию ООН о защите прав всех рабочих-мигрантов и членов их семей. Рекомендация не выполнена.
5. Ускорить принятие закона РК «О беженцах». 1 января 2010 года в Казахстане вступил в силу Закон № 216-IV «О беженцах». Ряд ведущих международных правозащитных организаций (FIDH, Human Rights Watch, Правозащитный центр «Мемориал») прокомментировали принятый закон как противоречащий нормам международного права. Однако ни одна из рекомендаций, подготовленных международными правозащитными группами, не нашла отражения в принятом законе «О беженцах».
Формально рекомендация выполнена. Однако с точки зрения приведения ситуации в соответствие с международными стандартами результат половинчатый, мало повлиявший на ситуацию с правами беженцев.
6. Разработать процедуру обращения с лицами, ищущими убежище, и мигрантами, не допускающую их выдворение или экстрадицию без судебного решения. При том, что в соответствии с КоАП РК постановления о выдворении иностранцев принимаются судами, тем не менее, данная рекомендация не выполнена. Дело в том, что помимо КоАП РК существует ряд нормативных правовых актов, позволяющих чиновникам принимать решения о выдворении иностранцев за пределы РК. Например, Инструкция по применению Правил въезда и пребывания иностранных граждан в Республике Казахстан наделяет должностных лиц органов внутренних дел и органов национальной безопасности самостоятельно принимать решения о выдворении иностранцев. Согласно УПК РК постановление о выдаче гражданина иностранного государства может вынести Генеральный прокурор РК и уполномоченный прокурор. А в соответствии с Законом о беженцах (статья 7) решение о принудительном выдворении лица, ищущего убежище, принимает Комитет миграционной полиции МВД РК. Таким образом, учитывая, что из казахстанского законодательства не исключены нормы, допускающие возможность выдворения или экстрадиции мигрантов и/или лиц, ищущих убежище без судебных решений, рекомендация не выполнена.
7. Создать и внедрить современную национальную систему пограничного и миграционного контроля и сеть пунктов временного содержания иностранных граждан, лиц без гражданства, лиц, ищущих убежища или не имеющих определенного правового статуса при контрольно-пропускных пунктах пограничной службы Республики Казахстан. Имеющаяся информация о том, что именно делается на границе в плане изменения ситуации с прохождением пограничного и миграционного контроля иностранными гражданами, лицами без гражданства, лицами ищущими убежища или не имеющими определенного правового статуса, не позволяет говорить о реализации данного пункта Нац. плана.
Полученные ответы из КНБ свидетельствуют о том, что там ведется активная работа по созданию эффективно действующей системы пограничного контроля, предусматривающей компьютеризацию пунктов пропуска, использование современного оборудования, что позволяет улучшить качество пограничного контроля. Целью данной работы является оптимизация пассажиро- и грузопотоков и создание благоприятных условий для всех участников внешнеэкономической деятельности. При этом задачи соблюдения прав лиц пересекающих границу в соответствии с международными стандартами даже не озвучиваются, не говоря уже о конкретных мероприятиях по созданию сети пунктов временного содержания иностранных граждан, лиц без гражданства, лиц, ищущих убежища или не имеющих определенного правового статуса при контрольно-пропускных пунктах пограничной службы Республики Казахстан. Таким образом, говорить о создании современной системы пограничного контроля не приходится. Не выполнена рекомендация и в части создания сети пунктов временного содержания иностранных граждан, лиц без гражданства, лиц, ищущих убежище или не имеющих определенного правового статуса при контрольно-пропускных пунктах пограничной службы Республики Казахстан. Не создана и современная система миграционного контроля, предусматривающая регистрацию иностранцев при въезде в страну, т.е. на границе. Рекомендация не выполнена.
8. Создать открытую и доступную систему эффективного информирования иностранных граждан, лиц без гражданства о правилах въезда и пребывания на территории Республики Казахстан, о миграционном законодательстве страны. Профильные организации не смогли предоставить информацию о выполнении данного пункта Нац. плана, что позволяет заключить, что данная рекомендация не выполнена.
9. Заключить международные договоры о правовой помощи по уголовным делам и выдаче лиц со странами, куда незаконно вывозятся граждане Республики Казахстан с целью сексуальной, трудовой или иной эксплуатации. В рамках выполнения данной рекомендации в сентябре 2011 года было ратифицировано «Соглашение между Республикой Казахстан и Объединенными Арабскими Эмиратами о взаимной правовой помощи по уголовным делам». 17 июня 2011 года была подписана Конвенция между РК и Королевством Испания о взаимной правовой помощи по уголовным делам. Можно говорить о начале работы в этом направлении. Рекомендация выполнена частично.
10. В 2010 году разработать и принять Закон «О документах, удостоверяющих личность гражданина Республики Казахстан. 1 февраля 2012 года Мажилис РК одобрил законопроект «Об удостоверяющих личность документах». 29 января 2013 года этот Закон был принят. Рекомендация выполнена, пусть и с опозданием на два года.
11. В 2012 году разработать и принять Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регистрации населения». Рекомендация не выполнена.
Таким образом, по данному разделу из 11 рекомендаций, полностью выполнены две и одна частично. По мнению экспертов, работа по данному разделу только начата. Однако даже эти скромные результаты нивелируются низкой оценкой результативности: по мнению экспертов, выполненные пункты Нац. плана никак не повлияли на изменение ситуации. Общая оценка «изменений нет».
Раздел 4: Право на свободу объединений.
В части исполнения данного раздела Нац. плана необходимо отметить полное отсутствие конкретных мероприятий реализации обозначенных в нем направлений деятельности. В этом смысле план представляет собой набор пожеланий без указания путей, форм и методов их исполнения. Из всего перечня рекомендаций, содержащихся в Нац. плане, можно говорить о возможности реализации только той его части, которая касается процедур государственной регистрации юридических лиц. Но это только на уровне предположений. По факту ни один пункт данного раздела не реализован.
1. Законодательно упростить порядок регистрации общественных объединений граждан. Рекомендация не выполнена.
2. В законодательстве должно быть четко зафиксировано право каждого создавать или вступать в объединения, союзы, ассоциации, в том числе и неформального характера. Для этого целесообразно принять отдельный Закон «О праве граждан на объединение». В соответствии с действующим законодательством существование объединений граждан без регистрации в установленном законом порядке не допускается. В этой связи, для приведения национального законодательства в соответствие с международными стандартами прав и свобод человека, Нац. планом предусматривалось законодательное закрепление права граждан создавать или вступать в объединения, союзы, ассоциации, в том числе и неформального характера. Для этого необходимо либо принять отдельный закон о праве граждан на объединение, либо предусмотренным законом субъектам обратиться в Конституционный совет с просьбой дать толкование пункта 1 статьи 23 Конституции РК в части права граждан на свободу объединений в любых формах, как формальных, так и неформальных организаций. Рекомендация не выполнена.
3. Обеспечить в законодательстве и на практике упрощенный порядок регистрации некоммерческих юридических лиц. Рекомендация не выполнена.
4. Снизить размер регистрационного сбора для некоммерческих организаций с целью облегчения приобретения ими статуса юридического лица и содействия развитию гражданского общества. Рекомендация не выполнена.
5. В Налоговый кодекс внести норму об освобождении НПО от уплаты налога от предпринимательской деятельности, осуществляемой в рамках уставных целей, или использовать иные механизмы налоговых льгот при осуществлении НПО такой деятельности, используя опыт развитых стран. Рекомендация не выполнена.
6. В Налоговый кодекс внести норму о введении налоговых льгот для коммерческих организаций и индивидуальным предпринимателям, выделяющих часть своего дохода для поддержки казахстанских НПО. Рекомендация не выполнена.
7. Закрепить в законодательстве о некоммерческих организациях, как минимум, еще одну организационно-правовую форму нечленской НПО, например под названием «общественная организация», с тем, чтобы дать возможность гражданам, в количестве меньшем десяти, создавать НПО, не имеющие членства, но при этом не в организационно-правовой форме фондов или учреждений. Рекомендация не выполнена.
8. В 2011 году разработать и принять новый Закон РК «О профессиональных союзах». Рекомендация не выполнена.
9. Законодательно упростить процедуры регистрации, перерегистрации и ликвидации политических партий. Действующее законодательство Казахстана о политических партиях содержит чрезмерные, необоснованные и не соответствующие международным стандартам требования к созданию, регистрации и деятельности политических партий. В 2009 году, в преддверии председательствования Казахстана в ОБСЕ, в законодательство о политических париях были введены изменения, которые существенным образом не повлияли на условия создания и деятельности партий, а некоторые из них напротив еще более усложнили процесс регистрации партий. Рекомендация не выполнена.
Оценка: не сделано ничего К этому следует добавить негативную оценку результативности четырехлетней бездеятельности правительства в части реализации этого раздела Нац. плана. По мнению экспертов, с правом граждан на объединения в Казахстане за прошедшие четыре года реализации Нац. плана ситуация ухудшилась.
Раздел 5: Право на свободу мысли, совести и религии.
По данному разделу предусматривались следующие мероприятия:
1. Изучение зарубежного опыта регулирования свободы мысли, совести и религии. Понятно, что само по себе изучение зарубежного опыта еще ни о чем не говорит, однако сам подход к проблеме, когда вместо общепринятого термина «обеспечение свободы» план содержит термин «регулирование свободы», свидетельствует о принципиальных расхождениях в понимании того, как должны взаимодействовать власть и религии в Казахстане и в остальном цивилизованном мире. Общий контекст ситуации со свободой совести и религии в Казахстане убеждает, что взаимоотношения власти и верующих строятся именно в рамках регулирования этой свободы, но не ее обеспечения. В части выполнения рекомендации нет информации.
2. Рассмотрение и утверждение Экспертным советом Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан рекомендаций по изменению законодательства в сфере обеспечения свободы мысли, совести и религии, подготовленных неправительственными организациями. Экспертный совет Комиссии по правам человека при президенте РК рассмотрел все предложения неправительственных организаций, однако при разработке закона «О религиозной деятельности…» они не были учтены. То есть формально рекомендация выполнена, но фактически ее результат прямо противоположный планируемому. Соблюдая принятые формальные принципы подсчета, мы вынуждены сказать, что рекомендация выполнена. Однако оценивая ее конкретный результат, то, как это повлияло на улучшение ситуации с правами верующих нужно признать, что позитивных изменений не произошло.
3. Проведение мониторинга по соблюдению права на свободу вероисповедания в РК. Отсутствие открытых отчетов государственных органов по мониторингу ситуации с соблюдением права на свободу вероисповедания не позволяет документально подтвердить выполнение этой рекомендации Нац. плана. Нет информации.
4. Проведение круглого стола в рамках подготовки Республики Казахстан к председательству в ОБСЕ по свободе мысли, совести и религии. 24 декабря 2009 года состоялся круглый стол на тему «Свобода мысли, совести и религии: казахстанское измерение в рамках председательства Казахстана в ОБСЕ». В его работе приняли участие ученые, эксперты и религиозные деятели г. Астаны. Рекомендация выполнена.
5. Проведение заседания Совета по связям с религиозными объединениями при Правительстве Республики Казахстан по вопросам соблюдения права на свободу вероисповедания в РК. Нет информации.
6. Проведение заседаний Советов по связям с религиозными объединениями при акиматах областей городов Астаны и Алматы по вопросам соблюдения права на свободу вероисповедания в регионах. Такие заседания проводились регулярно. Более того, только в 2010 году «организационно-пропагандистские» группы, курируемые Комитетом по делам религий, провели серию круглых столов, научно-практических конференций, интерактивных уроков и лекций в учебных заведениях и другие мероприятия в городах Актау, Алматы, Астана, Кокшетау, Уральске и в населенных пунктах Западно-Казахстанской и Павлодарской областей. Однако указанные мероприятия трудно рассматривать в русле помощи в реализации прав граждан на свободу вероисповедания. Их тематика: «О противодействии тоталитарным сектам и экстремистским организациям», «Профилактика и пресечение религиозного экстремизма», «Пути и методы усиления борьбы с тоталитарными и деструктивными сектами», «Роль и значение традиционных религий в духовно-нравственном воспитании человека» и др. убедительно свидетельствуют, что это была откровенно пропагандистская работа против нетрадиционных религиозных организаций в Казахстане. То есть по факту, выполнение данного пункта превратилось в официальную государственную пропаганду нетерпимости к легальным и мирным религиозным меньшинствам. Но это противоречит духу и требованиям Национального плана и не может быть оценено позитивно. Однако формально рекомендация выполнена.
7. Разработка проекта Закона о внесении изменений и дополнений в законодательные акты по обеспечению свободы мысли, совести и религии на основе рекомендаций, подготовленных неправительственными организациями и одобренных Экспертным советом Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан. Выпуск национального отчета по соблюдению права на свободу вероисповедания в РК. Рекомендация выполнена. В итоге был принят Закон «О религиозной деятельности…»
8. Выпуск национального отчета по соблюдению права на свободу вероисповедания в Республике Казахстан. Рекомендация не выполнена.
9. Внесение проекта Закона о внесении изменений и дополнений в законодательные акты по обеспечению свободы мысли, совести и религии в Парламент Республики Казахстан. Рекомендация выполнена.
10. Разработать Концепцию об альтернативной военной службе, позволяющей верующим исполнить свой гражданский долг без ущемления своих религиозных чувств. Рекомендация не выполнена.
Анализ реализации Нац. плана в части свободы совести и религий показывает, что помимо того, что план не отражает основных проблемных моментов, он не содержит реальных шагов, выполнение которых могло бы ощутимо повлиять на улучшение ситуации со свободой совести и вероисповедания. Из 10 содержащихся в Нац. плане рекомендаций были выполнены 5. Не выполнено только два пункта раздела. И с этой точки зрения мы должны констатировать, что в целом данный раздел Нац. плана выполнен! Однако анализ такого «выполнения» показывает, что с точки зрения реального влияния на изменение ситуации в части свободы совести и религии, такое выполнение не может рассматриваться в качестве положительного результата. Ни проведение заседаний Совета по связям с религиозными объединениями при Правительстве, ни проведение мониторинга по соблюдению права на свободу вероисповедания, ни изучение зарубежного опыта регулирования свободы мысли, совести и религии, и уж тем более, ни широкомасштабная кампания, направленная против нетрадиционных религий не улучшили ситуацию в отношении прав граждан на свободу совести и религии. Более того, принятие Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», который выступает здесь в качестве основного показателя эффективности работы правительства, существенно усугубило ситуацию в части регламентации деятельности религиозных общин, добавило проблем их членам в отправлении культов. Несмотря на то, что 5 рекомендаций раздела формально выполнены эксперты дают негативную оценку выполнения плана, отмечая, что реально для улучшения ситуации не сделано ничего. Все это, а также констатация того, что в Казахстане сохраняется общая стратегическая направленность на усиление контроля над деятельностью религиозных общин позволило экспертам негативно оценить результативность проделанной работы по данному разделу и выставить оценку «ситуация ухудшилась».
Раздел 6: Право на свободу мирных собраний и митингов (свобода собраний).
Этот раздел содержит 10 мероприятий, в числе которых:
1. Изучение зарубежного опыта регулирования свободы мирных собраний. Отследить выполнение этого пункта не представляется возможным. Нет информации.
2. Проведение международного круглого стола в рамках подготовки Республики Казахстан к председательству в ОБСЕ с участием членов Группы экспертов ОБСЕ по свободе мирных собраний, разработчиков Руководящих принципов ОБСЕ по свободе мирных собраний. Рекомендация не выполнена.
3. Разработка проекта нового закона о свободе мирных собраний и проекта закона о внесении изменений и дополнений в иные законодательные акты по вопросам свободы мирного собрания на основе проектов законов, подготовленных группой неправительственных организаций и одобренных Экспертным советом Комиссии по правам человека при Президенте РК. Несмотря на отсутствие инициативы со стороны профильных министерств и ведомств, указанный законопроект был разработан и предложен в т. закона о внесении изменений и дополнений в иные законодательные акты по вопросам свободы мирного собрания с проведением круглого стола (конференции). Проведено несколько круглых столов по обсуждению законопроекта. Рекомендация выполнена.
5. Внесение проекта нового закона о свободе мирных собраний и проекта закона о внесении изменений и дополнений в иные законодательные акты по вопросам свободы мирного собрания в Парламент Республики Казахстан. Рекомендация не выполнена.
6. Разработка и принятие ведомственных инструктивных материалов, определяющих порядок рассмотрения уведомлений о проведении мирных собраний местными исполнительными органами, в том числе в отношении взаимодействия с организаторами мирных собраний. Рекомендация не выполнена.
7. Разработка и принятие ведомственных инструктивных материалов, определяющих правила поведения сотрудников правоохранительных органов по поддержанию общественного порядка при проведении мирных собраний, в том числе по взаимодействию с их организаторами и участниками. Рекомендация не выполнена.
8. Осуществление комплексного обучения сотрудников правоохранительных органов, уполномоченных осуществлять обеспечение порядка на мирных собраниях, навыкам взаимодействия с организаторами собраний и их участниками, защиты собраний от провокаций, навыкам ведения переговоров с агрессивно настроенными участниками собраний, а также международным стандартам применения специальных средств и физической силы. Рекомендация не выполнена.
9. Принятие нормативного постановления Верховного суда РК о судебной практике при рассмотрении дел, связанных с реализацией права на свободу мирных собраний. Рекомендация не выполнена.
10. Проведение широкой разъяснительной кампании по формированию общественного мнения в пользу применения ненасильственных форм протеста и цивилизованного выражения своего мнения при проведении собраний. Рекомендация не выполнена.
Выполнено две рекомендации из десяти. Однако выполненные рекомендации никак не повлияли на решение главной задачи – приведение казахстанских законов и правоприменительной практики в соответствие с международными стандартами. В части организации и проведения мирных собраний все осталось точно таким же, как оно и было до принятия Нац. плана. Поэтому общая экспертная оценка работы правительства по данному разделу абсолютно негативная: не сделано ничего. Анализ изменения ситуации с правами граждан на мирные собрания дает общую негативную оценку «ситуация ухудшилась».
Раздел 7: Право на свободу слова и получение информации
1. Совершенствование законодательства, регулирующего деятельность СМИ, с учетом международных правовых актов в сфере прав человека, ратифицированных Республикой Казахстан. Анализ законодательных изменений в 2009-2010 годы не позволяет однозначно говорить о выполнении этой рекомендации Нац. плана. В указанный период были принят ряд законов, направленных на ограничение права граждан, на получение и распространение информации. В частности, закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей» ввел дополнительный контроль за Интернетом. Закон «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты по вопросам защиты прав граждан и неприкосновенности частной жизни» ввел наказание до пяти лет лишения свободы за незаконный сбор и распространение в СМИ сведений о частной жизни. Включенная в Уголовный кодекс новая статья 317-1 – об ответственности за публичное оскорбление, посягательство на честь и достоинство Первого Президента РК предусматривает наказание до трех лет лишения свободы.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |