|
|
|
Концепция
1.Название законопроекта Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оценочной деятельности» (далее - Законопроект). В Концепции правовой политики Республики Казахстан, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан № 858 от 24 августа 2009 года (далее - Концепция), отмечается, что «важным инструментом рыночной экономики является оценочная деятельность, правовое регулирование которой требует постоянного внимания и совершенствования». В соответствии с Планом мероприятий на 2013 год по реализации Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 марта 2013 года № 238, предусмотрена разработка концепции проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оценочной деятельности». Между тем в пунктах 3.3 и 3.4 Плана мероприятий по реализации Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 мая 2010 года № 409, предусмотрена разработка концепции двух законопроектов: по вопросам внедрения международных стандартов оценочной деятельности и по вопросам ужесточения ответственности профессиональных оценщиков. По нашему мнению, указанные вопросы, с целью исключения дублирования, достаточно охватить при разработке концепции проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оценочной деятельности». Важно отметить, что необходимость принятия законопроекта связана также с задачами, которые были поставлены Главой государства в очередном Послании к народу Казахстана: - отменить все разрешения и лицензии, которые напрямую не влияют на безопасность жизнедеятельности граждан Казахстана, и заменив их на уведомления; - создать условия, при которых бизнес будет сам регулировать вопросы контроля качества предоставляемых товаров, работ и услуг; - создать необходимые условия и предпосылки для перехода мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей в разряд средних. Оценочная деятельность в Казахстане сформировалась в начале 90-х годов, хотя в большинстве развитых стран такая специальность существует более полувека. Формирование профессии оценщика в Казахстане началось в 1995 году, когда было создано Государственное агентство по регистрации и оценке недвижимости с территориальными подразделениями во всех областях республики, появились первые общественные объединения профессиональных оценщиков. В 1997 году оценочная деятельность была законодательно отнесена к лицензируемым видам деятельности и образован уполномоченный орган по оценочной деятельности. Развитие оценочной деятельности в Республике Казахстан прошло три этапа своего развития: - с 1995 до 2000 года, когда в основном развивалась государственная оценка; - с 2000 года, с введением в действие Закона Республики Казахстан от 30 ноября 2000 года № 109-II «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» (далее - Закон) в республике законодательно была признана независимая оценка; - с 2009 года, после разразившегося в 2008 году глобального экономического кризиса, с введением в действие Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оценочной деятельности были заложены основы системы саморегулирования оценочной деятельности. Главной проблемой на настоящем этапе развития института оценки, затрудняющей развитие единого и эффективного рынка оценочных услуг, является низкое качество оценки. Основными причинами низкого качества оценки являются: противоречивость ряда положений действующего законодательства, отсутствие комплексной современной системы стандартов; нарушение юридическими лицами законодательства в области оценочной деятельности вследствие отсутствия механизма контроля соответствия юридических лиц и их филиалов установленным квалификационным требованиям после получения юридическим лицом лицензии на оценку. На сегодняшний день уже ни у кого не вызывает сомнения, что оценочная деятельность в Казахстане способствует структурной перестройке экономики, формированию конкурентной рыночной среды, активизации инвестиционных процессов. Независимая оценка стоимости призвана также обеспечивать равные права всем членам общества, путем справедливой оценки их имущественных прав и обязательств. Основной целью государственной политики в сфере оценочной деятельности является принятие организационно-правовых мер для обеспечения достоверности оценки. Только достоверная оценка имущества и адекватная компенсация его порчи или изъятия могут быть реальным механизмом защиты права собственности, которое гарантировано Конституцией Республики Казахстан. Поэтому совершенствование нормативно-правовой базы в области оценочной деятельности как одного из стержневых элементов казахстанской экономики относится к одной из важнейших задач дальнейшего развития оценочной деятельности в стране. Таким образом, значение оценочной деятельности, современное состояние системы оценочной деятельности позволяют сформулировать цели государства по ее развитию: - создание в Республике Казахстан саморазвивающейся и адаптивной к внешним условиям системы оценочной деятельности, обеспечивающей качественные услуги по оценке стоимости; - совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей полноценное включение оценочной деятельности в социально-экономические процессы. Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих задач: · совершенствовать законодательство в сфере оценочной деятельности в целях обеспечения полноты и непротиворечивости законодательства, регулирующего вопросы независимой профессиональной оценки, достоверности результата оценки, повышения роли оценщика в гражданском и хозяйственном обороте; · принять меры по повышению прозрачности рынка недвижимости, в целях обеспечения оценщиками оперативной информацией о ценах реальных сделок; · обеспечить эффективный государственно-общественный контроль качества оценочных работ; · создать условия для развития саморегулируемых организаций оценщиков; · совершенствовать систему подготовки и переподготовки кадров в области оценки; · разработать Отраслевую рамку классификации, Профессиональные стандарты оценщиков и создать независимый центр сертификации; · усилить юридическую ответственность оценщиков. Действующая в настоящее время редакция Закона, принятая в 2000 году, фактически отражала те представления, которые сложились в мировой оценочной практике того времени. Кризисные явления в экономике, в особенности кризис 2008 года, показали, что необходима системная работа по внесению изменений в действующее законодательство. Практика применения Закона выявляет ряд вопросов и проблем, требующих своего осмысления и выработки соответствующих рекомендаций, в связи с чем предлагается 1. уточнить понятие «оценочная деятельность», изложив его в следующей редакции: Оценочная деятельность - предпринимательская деятельность независимых оценочных компаний (далее НОК) по определению достоверной оценки объектов гражданских прав в целях защиты прав собственности граждан, юридических лиц и государства, в связи с чем признать, что субъектами оценочной деятельности являются только НОКи; 2. устранить двойное толкование понятия оценщик, установив, что оценщик - физическое лицо, имеющее Сертификат подтверждающий соответствие его квалификации требованиям, установленным в Профессиональном стандарте утвержденным в соответствии с действующим законодательством; 3. установить, что НОК - юридическое лицо, созданное в организационно-правовой форме товарищества с ограниченной ответственностью, имеющее лицензию на осуществление одного или нескольких видов оценочной деятельности и в обязательном порядке являющаяся членом одной из палат оценщиков; 4. в целях укрупнения НОК и прекращения практики работы одних и тех же оценщиков в качестве индивидуальных предпринимателей и работников ТОО, установить что независимые оценочный компании могут образовываться только в форме ТОО, а руководителем компании и его филиалов может быть только профессиональный оценщик, как это принято в законодательстве Об аудиторской деятельности; 5. для приведения порядка лицензирования оценочной деятельности в соответствии требованиями Закона «О лицензировании» и сокращения разрешительных процедур, отменить лицензирование оценщиков - физических лиц; после утверждения Отраслевой рамки классификации и Профессиональных стандартов оценщиков, внести изменения в Закон О лицензировании, расширив количество видов и подвидов оценочной деятельности в соответствии со сложившейся специализацией; 6. в целях создания предпосылок для организации саморегулирования оценочной деятельности, установить, что минимальная численность членов Саморегулируемых Палат (далее - СРП) может составлять 50 НОК; СРП должны иметь право осуществлять контроль за достоверность оценки, выполняемой их членами, иметь свои внутренние Методические указания по выполнению Национальных Стандартов оценки, страховой фонд, для компенсации убытков потребителям оценочных услуг и право выносить дисциплинарные взыскания руководителям НОК; 7. расширить полномочия Республиканской палаты оценщиков (далее - РПО) предоставив ей право осуществлять экспертизу отчетов, в случае несогласия заказчиков и третьих лиц с результатами рассмотрения их заявлений в СРП; ввести обязательное членство всех СРП в РПО, придав ей статус профессионального отраслевого объединения предпринимателей, позволяющего быть аккредитованным Национальной палатой предпринимателей; 8. уточнить компетенцию уполномоченного органа, дав ему право приостанавливать действие лицензии НОК, в случае выявления Палатой, членом которой он является, факта выполнения недостоверной оценки; в целях повышения качества оценки утвердить минимальные нормы времени для выполнения оценочных услуг и регулярно снабжать РПО информацией о ценах зарегистрированных сделок с объектами недвижимости.
3.Цели принятия законопроекта Законопроект разработан с целью дальнейшего совершенствования законодательства в сфере оценочной деятельности, в том числе путем устранения правовых пробелов, противоречий, установления норм, гарантирующих достоверность результата оценки и ужесточения ответственности профессиональных оценщиков.
4.Предмет регулирования законопроекта Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения, возникающие в сфере оценочной деятельности. 5. Структура законопроекта Законопроект состоит из двух статей. Статья 1 определяет законодательные акты, в которые вносятся поправки, направленные на законодательства в сфере оценочной деятельности: в Кодекс Республики Казахстан от 30 января 2001 года № 155 «Об административных правонарушениях», Закон Республики Казахстан от 30 ноября 2000 года № 109-II «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан». Статья 2 определяет сроки и порядок введения в действие Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оценочной деятельности».
6.Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта Принятие законопроекта будет способствовать: · повышению качества оценки имущества; · усилению контроля за качеством оценочных услуг; · эффективному переходу на саморегулирование оценочной деятельности; · упорядочению деятельности ПО и РПО; · защите прав заказчиков оценочной деятельности; · обеспечению независимости оценщика; · усилению ответственности профессиональных оценщиков за недостоверность оценки. Принятие проекта Закона не повлечет негативных правовых и социально-экономических последствий.
7.Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствии с разрабатываемым законопроектом Отсутствует
8.Регламентированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами Предмет законопроекта регулируется рядом законодательных и подзаконных актов: Гражданский кодекс Республики Казахстан; Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001г. № 155-II; Закон Республики Казахстан от 30 ноября 2000г. № 109-II «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан»; Закон Республики Казахстан от 11 января 2007г. № 214-III «О лицензировании»; Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей» от 4 мая 2010 года 274-IV; постановление Правительства Республики Казахстан № 124 от 12 февраля 2013 года «О некоторых вопросах оценочной деятельности»; постановление Правительства Республики Казахстан от 15 апреля 2010 года № 317 «Об утверждении Правил проведения квалификационного экзамена лиц, претендующих на право занятия оценочной деятельностью»; приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 9 апреля 2010 года № 111. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 13 апреля 2010 года № 6170 «Об утверждении Программы профессиональной переподготовки специалистов в области оценочной деятельности».
9.Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта В разных странах существуют разные критерии регулирования оценочной деятельности. В одних она кодифицирована нормативно-правовыми актами. В других странах к оценке относятся как к предмету предпринимательской деятельности, не подлежащей какому-либо жесткому регулированию, и принципы оценки в таких странах в основном складываются на базе правил, разрабатываемых некоммерческими организациями и объединениями, а также формирующимися обычаями и доктринальными принципами. Интеграционные процессы в Европе, приведшие к созданию Европейского союза, и интенсивно развивающиеся в последние десятилетия процессы глобализации бизнеса, в том числе бизнеса недвижимости, - все это послужило сильнейшим стимулом для объединения усилий оценщиков недвижимости различных стран и регионов. Ведущими международными центрами методического объединения профессиональных структур оценщиков к настоящему времени стали: Международный комитет стандартов оценки IVSC (International Valuation Standard Committee), объединивший ведущие организации оценщиков Европы и Америки: организации 35 стран - действительных членов и еще 14 стран - в различных иных рангах; Европейская ассоциация оценщиков TEGoVA (The European Group of Valuers' Associations), объединившая около сорока профессиональных структур оценщиков европейских стран. В настоящее время в каждой Европейской стране, входящей в IVSC (Международный Комитет по стандартам оценки) или TEGOVA (Европейскую группу ассоциаций оценщиков), существуют национальные режимы регулирования оценочной деятельности. Во всех странах с рыночной экономикой существуют и активно функционируют общественные организации оценщиков. Например, в США сейчас действуют 32 такие организации. Наиболее известные из них это Фонд оценки и Институт оценки США, в которых насчитывается примерно 40000 специалистов. Исключением, пожалуй, являются Италия и Испания - страны, в которых существует определенное государственное регулирование, а также США, где в 1989 г. было введено государственное лицензирование оценщиков недвижимости. Ведущие профессиональные организации США - Институт оценки (Appraisal Institute) и Американское общество оценщиков (American Society of Appraisers - ASA) - создали в 1987 Фонд оценки (The Appraisal Foundation), который должен служить целям достижения единообразия и профессионализма в оценке и обучении. Последнему способствует и работа двух независимых органов - Совета по стандартам оценки (ССО) и Совета по классификации оценщиков (СКО). Государственное регулирование в США осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных штатов. Согласно Закону о реформе финансовых институтов (Financial Institution Reform, Recovery and Enforcement Act -+ FIRREA), принятому Конгрессом США в 1989, полномочия по регулированию оценочной деятельности на федеральном уровне переданы Фонду оценки. Американское Общество Оценщиков - некоммерческая международная организация профессиональных оценщиков, основанная в 1936 году. Американское общество оценщиков является международной организацией, специалистов оценщиков и других лиц, заинтересованных в профессии оценки. ASA является старейшей и единственной крупной профессиональной организацией, представляющей все дисциплины оценки и специалистов оценщиков - физических лиц. Одной из главных целей ASA является обеспечение этической практики и процедур со стороны ее членов. Общество предъявляет высокие требования по укреплению и поддержанию принципов практики оценки и Кодекса этики (Кодекс поведения, к которому все члены должны подписаться) в целях защиты клиента. Одновременно с Фондом в структуре Правительства США действует орган по надзору за исполнением оценочного законодательства - Подкомитет по оценке (Appraisal Subcommittee). СКО разрабатывает, интерпретирует и вносит поправки в Единые стандарты профессиональной оценочной практики - ЕСПОП (Uniform Standards, of Profesional Appraisers Practices - USPAP), обязательные для применения практикующими оценщиками на всей территории США. СКО устанавливает минимальный уровень образования опыта и экзаменационных требований для оценщиков недвижимости. На уровне штатов оценочная деятельность регулируется на основании местных законодательных актов комиссиями по регулированию оценочной деятельности, на которые возложены требования по лицензированию и сертификации оценщиков недвижимости. Оценкой недвижимости в США занимаются, в основном, небольшие оценочные фирмы, как правило, имеющие юридическую форму товариществ. Такие фирмы часто принадлежат одному владельцу, реже — двум владельцам-партнерам. В них обычно заняты 3-10 сотрудников. Одновременно на этом рынке действуют и довольно большие фирмы, являющиеся ответвлениями более мощных организаций, например, оценочными ветвями брокерских фирм[1]. Примечательно, что в США до 1989 г. рынок оценочных услуг был саморегулируемым. Переход к государственному лицензированию был связан с кризисом недвижимости в США. Однако, последний опыт ипотечного кризиса в США показал, что лицензирование оценщиков как вид государственного регулирования несостоятелен в предупреждении кризиса рынка недвижимости[2]. Интерес представляет опыт России, где оценочная деятельность также, как и в нашей стране переживает достаточно бурное и насыщенное различными событиями и новациями время. Основная роль в развитии российской оценки сегодня отдана саморегулируемым организациям - профессиональным объединениям оценщиков. В России до 2007 года лицензировались юридические лица, которым было дано право заниматьсч оценочной деятельностью, оценщики - физические лица не лицензировались, но должны были иметь документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности профессиональными образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки работников[3]. С внесением в 2007 году изменений в Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государство передало исполнение ряда своих функций саморегулируемым организациям оценщиков Национальному совету по оценочной деятельности, которые призваны защищать общественные интересы, формировать единые подходы к осуществлению оценочной деятельности и координировать деятельность оценщиков, а также разрабатывать федеральные стандарты и правила оценки. В соответствии с пунктом 5.1 статьи 18 №128-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» лицензирование оценочной деятельности прекращено с 1 июля 2006г. В соответствии с действующей редакцией Закона №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», государство минимизировало свое вмешательство в сферу оценочной деятельности. Однако государство не полностью отказалось от регулирования рынка оценочных услуг, которые выступают гарантией развитого рынка и единства экономического пространства. Поэтому нормативное правовое регулирование остается в сфере государственных интересов и ответственности. Теперь функции регулятора выполняют Саморегулируемые организации оценщиков и Наблюдательный совет. Деятельность саморегулируемых организаций (далее - СРО) осуществляется в соотвествии с требованиями, установленными в Федеральном законе «О саморегулируемых организациях». СРО должны: 1) объединять в своем составе не менее 25 юридических лиц или не менее 100 физических лиц; 2) иметь в наличии стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации; 3) создать систему обеспечения имущественной ответственности членов, путем организации личного или коллективного страхования, либо формирования компенсационного фонда. Принципиальное различие действующего и предыдущего порядков заключается в том, что субъектами оценочной деятельности после внесения изменения 22.07.2010 г. в закон Об оценочной деятельности в РФ, признаются физические лица - Оценщики, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность. То есть если ранее субъектом оценочной деятельности являлось некое юридическое лицо, действующее на основании выданной ему лицензии на осуществление оценочной деятельности по данному виду имущества, то теперь, так как субъектом является оценщик физическое лицо, оценщик действует на основании членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков. Однако как показала практика, с введением понятия «профессиональная деятельность» и признанием членами СРО только физических лиц, контроль за их деятельностью значительно усложнился, что явилось основной причиной резкого снижения качества предоставления оценочных услуг. В связи с чем, Правительство РФ вынуждено было принять Распоряжение от 26.09.13 г. № 1744-р, которым утвердило план мероприятий («дорожную карту») «Совершенствование оценочной деятельности». Учитывая, что в Казахстане не отменяется система лицензирования оценочной деятельности и в законодательстве отсутствует спорное понятие «профессиональная деятельность», то нет основания перенимать опыт России по признанию физических лиц основными субъектами оценочной деятельности. Основным фактором влияющим на качество и достоверность оценки является наличие достоверной информации. В Америке существует множество отраслевых изданий, около 20 фирм специализируются на сборе информации для оценщиков. Аналогичные фирмы есть в Англии, Франции, Германии. Одной из самых известных баз данных является Damodaran (база данных содержащая экономическую информацию) и Value Line (база данных по компаниям, содержащая финансовую информацию). В связи с тем, что оценочная деятельность в Республике Казахстан появилась несколько позже, чем на Западе, обеспеченность открытой и доступной информацией о рынках, компаниях, сделках оставляет желать лучшего. Немаловажную роль для объективного понимания результатов оценки играет правильно оформленный отчет. В Австралии отсутствуют какие-либо требования к отчету об оценке как на уровне законодательства, так и на уровне делового оборота. Результатом оценки могут являться как одностраничные заключения, так и подробные отчеты. Форма отчета зависит от вида объекта оценки и цели оценки. Тем не менее, отчет, составленный в любой форме, должен быть: простым для понимания; логично составленным; содержательным. В Великобритании все требования к формированию отчета об оценке или же свидетельства об оценке изложены в RICS. Отчет должен быть полным и содержать в себе всю необходимую информацию для идентификации объекта оценки, расчеты для определения стоимости. Итальянский закон закрепляет особую концепцию стоимости, которой должны придерживаться оценщики собственности. Например, взаимосвязь между оценкой недвижимости, общественными работами и городской застройкой была отражена в двух специфических законах, более известных как акты Мерлони. Эти законы описывают процесс передачи подрядчику права владения недвижимостью, принадлежащей муниципальным учреждениям, для того, чтобы частично или полностью возместить затраты подрядчика на строительство. Сложность правильного определения стоимости (с учетом критериев оценки и налоговых правил) делает инвестирование в недвижимость и управление недвижимостью все более трудоемким. В 1998 году Латвийской ассоциацией оценщиков собственности были изданы требования к содержанию отчета об оценке. Тем не менее при оценке объектов залога для банков до сих пор составляется краткое экспертное заключение. В Новой Зеландии при проведении оценки оценщики руководствуются общим кодексом этики и руководством по оценке соответствующего объекта оценки, которые изданы Институтом. Во Франции, результаты оценки оформляются в виде отчета, в котором содержатся необходимые допущения и условия, анализ рынка объекта оценки, описание местоположения объекта, состав оцениваемых прав, количественная и качественная оценка объекта и необходимые выводы. Тем не менее, в ряде случаев эксперт-оценщик может составлять экспертные заключения, в частности, при: · актуализации ранее составленного отчета или проведении промежуточной оценки; · экспертной оценке одного и того же объекта, проводимой каждые 5 лет; · экспертизе отчета об оценке; · аудите объектов недвижимости. В России же требования к содержанию отчетов об оценке прописаны в Федеральном законе об оценочной деятельности, а так же в Федеральном стандарте оценки №3. Отчет должен быть содержательным, полным, раскрывающим всю информацию, касающуюся объекта оценки (месторасположение, окружение, экономическую ситуацию, ценообразующие факторы, применяемые законы и стандарты и др.). В России, также как и во Франции, в ряде случаев допускается составление экспертных заключений для определения диапазона стоимости того или иного объекта. В Казахстане Требования к форме и содержанию отчета утверждены постановлением Правительства. Однако сложившаяся практика экспертизы отчетов, нацеленная только на проверку формы и содержания отчета, привела к тому, что рассматривается не достоверность результата, а только соответствие отчета установленным Требованиям. В тоже время в зарубежной практике не предается такое большое значение форме отчета, главное обеспечить соблюдение требований установленных в стандартах и этических нормах. Европейские стандарты оценки (ЕСО) содержат 5 стандартов и 5 документов о применении оценки для различных целей. Стандарты крупнейшей международной организации оценщиков RICS содержат в своей структуре 6 стандартов с обязательными требованиями и 6 руководств по оценке различных объектов оценки. Структура Международных стандартов оценки (МСО) более развернутая, она содержит 9 стандартов и большое количество руководств по их применению. В МСО -2007 было 15 таких стандартов-рекомендаций. В России принято 6 Федеральных стандартов и находится на утверждении еще 2. Однако этот недостаток стандартов восполняется правом СРО утверждать свои внутренние стандарты. Так Российское общество оценщиков утвердило 22 внутренних стандарта В Казахстане из 12 стандартов, разработанных Республиканской палатой оценщиков, Правительством утверждено всего шесть, что явно недостаточно для обеспечения достоверной оценки. Поэтому следует по опыту зарубежных стран предоставить Палатам оценщиков и/или Республиканской палате оценщиков право утверждать свои стандарты, в которых конкретизировать методы оценки различного вида имущества для самых разнообразных целей. 10.Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта. Реализация законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета.
Проект РПО от авг. 2013
Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оценочной деятельности»
1. Название законопроекта Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оценочной деятельности» (далее - Законопроект).
2. Обоснование необходимости разработки законопроекта Концепция Законопроекта подготовлена во исполнение пунктов 3.3 и 3.4 Плана мероприятий по реализации Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период (постановление Правительства Республики Казахстан от 13 мая 2010 года № 409). В соответствии с пунктом 2.5 Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 важным инструментом рыночной экономики является оценочная деятельность, правовое регулирование которой также требует постоянного внимания и совершенствования. В этой связи необходим комплекс организационно-правовых мер, направленных на: 1) установление государственных стандартов оценки; 2) приведение оценочной деятельности в соответствие с международными требованиями; 3) совершенствование государственной системы регулирования и саморегулирования оценочной деятельности. Оценочная деятельность - предпринимательская деятельность, осуществляемая оценщиками, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости на определенную дату. Оценка имущества - это один из механизмов реализации политики государства в регулировании имущественных отношений, без которого рыночная экономика не может существовать. Основной целью государственного регулирования на предстоящий период является принятие организационно-правовых мер для обеспечения достоверности оценки. Формирование профессии оценщика в Казахстане началось в 1995 году, когда было создано Государственное агентство по регистрации и оценке недвижимости с территориальными подразделениями во всех областях республики. В этом же году наряду с государственной оценкой появились первые общественные объединения профессиональных оценщиков. 7 августа 1997 года приказом Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в нашей стране были утверждены квалификационные требования для яиц, профессионально занимающихся оценкой имущества, тем самым была официально признана новая профессия. В 1997 году законодательно к лицензируемым видам деятельности была отнесена оценочная деятельность и образован уполномоченный орган по оценочной деятельности, В это же время была создана Казахстанская Ассоциация Оценщиков (КАО), которая добилась в 1998 году принятия Казахстана в Международный комитет по стандартам оценки, инициировала разработку и принятие Закона «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан», который был принят в ноябре 2002 года. На первом этапе развития оценочной деятельности с 1998 по 2002 год лицензии получили всего 117 юридических и 343 физических лиц, В 2009 году были созданы палаты оценщиков и введено обязательное членство оценщиков в них, тем самым были организованы основы саморегулирования оценочной деятельности. Однако четырехлетний опыт работы палат выявил и целый ряд серьезных недостатков: 1. В связи с отсутствием закона «О саморегулируемых организациях», в котором указывалась бы минимальная численность членов палаты, они были созданы в каждой области. В результате большинство из них оказались малочисленными и не могли выполнять возложенные на них контрольные функции. 2. Усугубила проблему существующая система двойного лицензирования, когда сначала физически лица должны получить лицензию, а затем они же обязаны были получить лицензию для юридического лица, что противоречит требованиям пункта 8 статьи 4 Закона «О лицензировании». Двойное лицензирование привело к системе двойного членства, когда юридические лица были членами одной палаты, а их оценщики - членами другой палаты. В результате был ослаблен контроль за предоставлением услуг юридическими лицами, регулировать деятельность которых должны были палаты оценщиков. 3. Вместо укрупнения оценочных компаний, действующая упрощенная система лицензирования физических лиц вызвала неоправданно высокий рост численности индивидуальных предпринимателей. Из-за «облегченных» условий допуска к профессиональной деятельности резко снизился средний уровень квалификации оценщиков, усложнился контроль за чрезмерно большим количеством субъектов оценочной деятельности. 4. Отсутствие системы профессиональной специализации по направлениям оценки (недвижимость, бизнес, машины и оборудование, нематериальные активы) явилось тормозом для повышения квалификации, что привело общему снижению качества оценки за счет применения демпинговых цен низко квалифицированными оценщиками. 5. Одной из основных причин демпинга явилась ценовая дискриминация в первую очередь при закупках услуг в рамках государственных контрактов. В результате тарифы на оценочные услуги в Казахстане, которые должны являться результатом серьезного исследования рынка, резко понизились до уровня, который в пять раз ниже, чем в среднем по странам СНГ. Дешевая услуга не может быть качественной. 6. Одной из основных причин низкого качества оценки является информационная закрытость, отсутствие адекватных современных систем информационно - аналитического обеспечения оценочной деятельности, предоставления данных об уже состоявшихся сделках. Определенную негативную роль в медленном становлении системы саморегулирования сыграла фрагментарность и бессистемность нормативно-методического обеспечения оценочной деятельности. Отсутствие современной комплексной системы стандартов оценки, отвечающим требованиям современного рынка. За четыре года было принято и утверждено 6 стандартов оценки, в то время как Международные стандарты содержат 19 стандартов. Не приняты такие важные стандарты как «Проверка достоверности оценки», «Оценка стоимости бизнеса», «Оценка для целей кредитования», «Оценка для МСФО», «Оценка имущества приобретаемого и отчуждаемого государством» и других. Действующие Национальные и Международные стандарты оценки определяют только общие (рамочные) требования, и, в принципе не могут регламентировать всего многообразия факторов и особенностей, с которыми сталкивается оценщик при проведении конкретных объектов в конкретный (данный) момент времени. Поэтому необходимо разработать Методические рекомендации по применению стандартов, в которых бы были приведены расчетные формулы и примеры оценки различного имущества для различного назначения. Отсутствие у палат оценщиков собственных стандартов в форме конкретных методических указаний по выполнению национальных и международных стандартов затрудняет контроль за определением достоверности оценки. Положение усугубляется еще тем, что отсутствует стандарт, устанавливающий правила экспертизы отчета и признания оценки недостоверной.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |