|
|
|
13.12.2013 Трудная дорога к храму
В Алматы состоялась республиканская научно-практическая конференция «Религия и гражданское общество», организованная Агентством по делам религий (АДР) РК совместно с «Гражданским альянсом Казахстана» и общественным фондом «Астана-Зерттеу». На конференции были широко представлены представители гуманитарного блока отечественной науки - религиоведы, политологи, социологи, философы, представители государственного сектора и экспертного сообщества, а также активные участники различных сегментов гражданского общества. Открывая форум, заместитель председателя АДР Галым Шойкин отметил необходимость целенаправленной работы с населением по вопросам профилактики распространения в обществе экстремистских идей. При этом он обратил внимание на социальный аспект данного направления, в плане предупреждения процессов ресоциализации личности. Именно в этом направлении, по его мнению, в регионах накоплен достаточно интересный опыт. Этот факт свидетельствует о важности объединения усилий государства и неправительственных организаций. Также он поставил вопрос о назревшей потребности в разработке модели светского развития Казахстана. С приветственным словом к участникам конференции обратилась заместитель акима г. Алматы Зауреш Аманжолова. Она проинформировала общественность, что при акимате создано управление по делам религий. Это позволяет более детально изучать проблемы на религиозном направлении самого большого города республики. Поскольку южная столица является средоточием религиозных конфессий и религиозного населения, для госорганов очень важно держать руку на пульсе жизни религиозных организаций. Особенно тех, кто не прошел регистрацию. Именно это направление требует глубокого и всестороннего анализа. Госпожа Аманжолова выразила озабоченность бесконтрольной деятельностью миссионерских организаций. Это особенно актуально с учетом высокой концентрации в Алматы высших учебных заведений. Поэтому работа городского акимата в этом направлении будет усиливаться по линии сотрудничества с НПО и другими заинтересованными структурами. Также заместитель акима высказала пожелание, что существующие в городе религиозные учебные заведения будут демонстрировать большую открытость и стремление к конструктивному сотрудничеству. Вице-президент «Гражданского альянса» Артур Платонов сказал о том, что очень сложно переоценить роль НПО в сфере религиозной политики. Тем более что время показало невысокую эффективность государственной пропаганды в этом направлении. Как показывает практика, экстремистские идеи изначально теоретически обосновываются и направлены на пропаганду идей терроризма и «промывание мозгов». Учитывая влияние религии, она используется как инструмент внушения адептами радикальных религиозных течений, которые нередко используют все промахи государства в этом направлении. В условиях возникшего идеологического вакуума, освободившееся место пытаются занять идеологи религиозного экстремизма. Необходимо установить диагноз явлению, почему люди уходят в сферу религиозной сегментации, что толкает их туда и как это связано с упущениями в политике государства в религиозной сфере. И в этой связи особо возрастает роль НПО. Недооценка этой роли может привести к необратимым потерям. Пример распада СССР только подтверждает этот тезис. Особое внимание другие выступавшие уделили общим вопросам. Вместе с тем, заместитель директора института философии, политологии и религиоведения Серик Нурмуратов призвал сконцентрировать внимание участников конференции и на частных моментах, которые имеют принципиальное значение в социальном контексте. Он рассказал о фактах, когда молодежь отдает предпочтение религиозному оформлению брака, игнорируя гражданские акты. Почему религиозные организации и деятели культа не реагируют на эту тенденцию и не объясняют молодым, что такие шаги в перспективе создадут массу проблем бытового и бюрократического характера. Также, по его мнению, государство слишком много внимания обращает на деятельность мелких и не пользующихся влиянием религиозных организаций. А между тем, по-настоящему большие и важные проблемы остаются без внимания. Директор международного центра культур и религий АДР, профессор Айдар Абуов акцентировал внимание присутствующих на возрастающей актуальности религиозной проблематики на международном уровне. На этом фоне казахстанские проблемы не являются оригинальными или проблемными только для нас, поскольку это уже общемировая тенденция. Кроме того, как считает эксперт, необходим анализ не провалов и упущений религиозной политики государства, а то, как более эффективно противостоять экстремизму. Ведь даже в теократической Саудовской Аравии озабочены тем, как необходимо противостоять ваххабизму. Он также затронул проблему повышения уровня религиозной грамотности организаторов и модераторов интернет-ресурсов, специализирующихся на религиозной тематике. Это особенно важно в условиях нарастающих процессов информатизации нашего общества, даже если эти ресурсы пока не замечены в пропаганде экстремизма. Еще одна важная проблема заключается в необходимости выработки более эффективного механизма закрытия сайтов экстремистского характера. Потому что на практике между экспертизой и фактическим закрытием конкретного сайта проходит большое время. А за это время он продолжает отравлять умы и сердца молодых людей. Недооценка интернет-воздействия методами зомбирования, а также фактов использования их для вербовки, чревато негативными последствиями. Казахстанский опыт работы по профилактике религиозного экстремизма привлекает внимание международных экспертных кругов. Даже генсек ООН Пак Ги Мун высказал пожелание, чтобы наши эксперты шире популяризировали казахстанский опыт в проблемных регионах мира. Однако, это не повод для самоуспокоения, поскольку в общественном сознании есть тревожащие моменты. Например, более 20% населения нашей страны высказываются в том духе, что они не хотели бы жить рядом с представителями нетрадиционных религиозных конфессий. Такая, пока еще латентная, тенденция наталкивает на раздумья. Довольно любопытным было выступление директора актюбинского «Консультативно-реабилитационного центра «Ансар» Аскара Сабдина, в котором он продемонстрировал глубокое знание и понимание теоретических аспектов проблемы. Так, он подверг достаточно жесткой критике методологию оценки и работы с салафитскими кругами (концепцию так называемых «кругов доверия»). По его мнению, нельзя допускать пропагандистскую работу со стороны вышеуказанных структур. Еще он обратил внимание коллег на то, что подлинные исламские знания подменяются в обществе какими-то псевдорелигиозными текстами. Поскольку используемая им аргументация носила сугубо специфический характер и не совсем понятна для несведущего человека, мы ограничимся только этими короткими выжимками. Но при этом заметим, что его острое и, как нам показалось, дискуссионное выступление почему-то не вызвало заметной ответной реакции. То ли все были с ним согласны, то ли по каким-то другим неведомым для нас причинам. Еще один эксперт из региона Гульнар Оразбаева (Кокшетау) высказала точку зрения, что сам по себе термин «деструктивный культ» является спорным с точки зрения науки, но не с практической. Она задалась вопросом, почему люди все же уходят не в традиционную религию, а в нетрадиционную? И сама же ответила, потому что им там более комфортно. Особенно тем, кто ущемлен физически и психологически. Такие люди остро ощущают свою ненужность ни обществу, ни кому-либо еще. Казалось бы, звучит несколько банально, но очень рационально с позиции восприятия и понимания глубинных пластов человеческой психологии и внутренней мотивации. Равнодушие, а порой и бездушие, будь со стороны чиновников или простых граждан, становится катализатором процессов формирования питательной среды для апологетов нетрадиционных течений. В этот момент модератор заседания господин Шойкин резонно заметил, что общепринятый принцип, согласно которому профилактикой должны заниматься все же профессионалы, тем не менее, не отменяет необходимости и важности более общей профилактической работы. К сожалению, формат газетной полосы не позволяет нам отразить весь спектр высказанных на конференции мнений, позиций и точек зрения. Поэтому позволим лишь обозначить в виде тезисов одно из них. Но не потому, что оно самое яркое и впечатляющее. Хотя справедливости ради отметим, что на наш взгляд, оно могло бы стать своего рода квинтэссенцией понимания роли религии вообще и ислама в частности для перспектив развития нашего многонационального и поликонфессионального общества. Особенно в контексте нарастания роли религиозного фактора в общественно-политической жизни Казахстана, в том числе с учетом некоторых наметившихся непозитивных аспектов этого процесса. Во время дискуссии на секции «Религия в фокусе гражданского общества» главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения Грета Соловьева высказала следующую мысль: « Остается за кадром огромный духовно-культурный потенциал ислама, как явления культуры. Нужно не только обороняться от религии. Потому что религии не враг общества. Хотя, между тем, религиозность населения нарастает и общество врастает в религию. Но в существующих подходах религиозной политики государства есть некоторые противоречия с жизнью. Поэтому на первое место нужно ставить позитивный потенциал религии вообще и ислама в частности. Особенно в Казахстане. Тогда нам и будет что противопоставить экстремисткой религиозной пропаганде. И это противопоставление должно быть позитивное. И важное место здесь должно принадлежать науке. Религиозное сознание должно изучаться на концептуальном уровне».
Религиозность населения
По результатам полученных данных 2013 года, 87,6% населения страны декларирует свою религиозность, в 2011 году этот показатель составлял 83,7%. Таким образом, за истекший период чуть большая часть населения стала относить себя к людям верующим (+3,9%). Тем не менее, эти показатели скорее свидетельствуют о том, что религиозность населения не снизилась, и по-прежнему остается высокой. Эксперты, принявшие участие в исследовании, также констатируя тот факт, что все большая часть населения относит себя к людям верующим, в то же время акцент делают на «номинальной» вере казахстанцев, то есть носящей не глубокий характер. Эти оценки экспертов могут быть подкреплены тем фактом, что значительная часть верующего населения Казахстана не проявляют активности в религиозной деятельности. Наиболее распространенным типом религиозного поведения является стремление жить по заповедям Божьим (в 2011 г. - 24,8%, в 2013 - 26%). Этот тип религиозного поведения является наиболее размытым, и каждый индивид может трактовать его по-своему. Граждане казахской национальности и другие национальности более активны в религиозной деятельности, чем граждане русской национальности. В свою очередь, граждане другого вероисповедания, куда входят представители католицизма, Свидетели Иеговы, протестанты и другие, регулярно активны в своей религиозной деятельности, нежели представители ислама и православия. (Из выступления директора Центра изучения общественного мнения Гульжан Алимбековой)
Кенже ТАТИЛЯ
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |