|
|
|
10.01.2014 Тормозной путь
Совсем скоро в столице стартует еще одна грандиозная стройка. Если верить прогнозам чиновников, то гостей международной выставки ЭКСПО-2017 будет встречать уже новый железнодорожный вокзал. Правда, информацию о том, каким он будет и во сколько обойдется казахстанским налогоплательщикам, нам найти не удалось - в открытом доступе ее попросту нет. Известно лишь, что новый терминал будет расположен по оси «Аллеи Тысячелетия», его расчетный пассажиропоток составит 35 тысяч человек в сутки, общая площадь - 38,4 тысячи квадратных метра. Впрочем, уже этого достаточно, чтобы прийти к выводу: проект обещает стать довольно затратным как по финансам, так и по времени строительства. Проведение ЭКСПО само по себе является мероприятием весьма дорогостоящим. По прогнозам экспертов, коррупционная составляющая в его рамках может достичь 40-50%.Вряд ли эта участь обойдет и новый железнодорожный вокзал. Одно то, что его строительство несколько раз откладывалось по неизвестным причинам, дает повод сомневаться в качественной организационной работе и конечном эффективном результате. В преддверии начала новой стройки мы решили поразмышлять над тем, что может помешать нормальной реализации этого проекта.
Ерлен Бадыхан, старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ): «Он должен быть избавлен от напастей, которым подвержены почти все вокзалы на постсоветском пространстве» - Разговоры о возведении в Астане нового вокзала ведутся уже лет десять. Аргументов в пользу строительства нового терминала накопилось достаточно: беспрецедентными темпами растет население города, усиливается внутренняя миграция, а транспортные мощности остаются прежними. И дело не столько в том, что Астана задалась целью превратиться в «крупнейший транспортно-логистический центр международного значения и важнейший опорный узловой пункт в международных транспортно-коммуникационных коридорах, обеспечивающих торгово-экономические, культурные и научно-технические связи стран Европы и Азии», сколько в необходимости бесперебойного обеспечения ежедневных транспортных потребностей этого крупного населенного пункта. В октябре 2013-го официальная численность населения города достигла отметки в 800 тысяч человек - это более чем в два раза превышает показатель 2000-го. Согласно данным Агентства РК по статистике, в 2020 году количество жителей Астаны должно увеличиться до 1 млн. 200 тысяч. Каждый месяц в город прибывают несколько тысяч человек с целью остаться в нем навсегда. Что обусловлено, в первую очередь, дисбалансом в экономическом развитии столицы, с одной стороны, и регионов, с другой, - но эта тема для другой статьи, а сейчас я сосредоточусь на транспортном обеспечении потребностей растущей агломерации. По информации «Казахстан Темiр Жолы», существующий вокзал рассчитан на отправление шести тысяч пассажиров в сутки, но на деле в настоящее время с него ежедневно отъезжают около семи тысяч. Поэтому новый вокзал просто необходим для обслуживания возрастающего пассажиропотока. Вопрос лишь в том, где его строить, но и он, кажется, решен: строительство нового вокзала будет вестись на левом берегу на улице Ш.Калдаякова. Как уверяет руководство «Казахстан Темiр Жолы», новый столичный вокзальный комплекс должен стать значительным объектом транспортной инфраструктуры и обеспечить выход казахстанской железной дороги на «качественно новый уровень в организации международных транспортных коридоров». СМИ сообщают, что новый вокзал будет сооружен и сдан в эксплуатацию к 2017 году - чтобы гости EXPO-2017 смогли лично убедиться в его уникальности и неповторимости. Однако мне представляется, что новый вокзал должен не столько поразить жителей и гостей столицы футуристичностью форм и плавностью изгибов, сколько, прежде всего, обеспечить первоклассную надежность и безопасность транспортного сообщения. В первую очередь, он должен быть избавлен от напастей, которым подвержены почти все вокзалы на обширном постсоветском пространстве: «диких» таксистов, случайных арендодателей, попрошаек, карманников и просто лиц без определенного места жительства. Первые две категории зачастую опережают встречающих и настойчиво, а порой навязчиво предлагают свои услуги едва сошедшим с поезда пассажирам. Люди, задавшиеся целью просто уехать на поезде, в явном меньшинстве. А попытка пристроить свой автомобиль на привокзальной парковке часто превращается в серьезное испытание для вашего терпения: все доступное взгляду пространство забито свободолюбивыми таксистами и личным автотранспортом жильцов близлежащих домов. Создается устойчивое впечатление, что руководители вокзалов никак с этими явлениями не борются - или имеют от них личную выгоду. Как говорится, если безобразию не удается положить конец - возглавь его. Как известно, первостепенная задача при возведении вокзала и других крупных объектов - правильно распланировать ресурсы, рассчитать свои силы и финансовые возможности, чтобы строительство не превратилось в долгострой. Или того хуже - кончилось, так и не начавшись, как это произошло с созданием в Астане системы легкорельсового сообщения (ЛРТ), также известной как Астанинский скоростной трамвай. Она должна была быть запущена еще год назад под руководством консорциума французских компаний, но неэффективное планирование (как с той, так и с этой стороны) и финансовые разногласия помешали реализовать этот, на первый взгляд, перспективный проект. 4 июля 2011 года даже состоялась официальная церемония начала строительства ЛРТ, однако этим все и ограничилось. По последней доступной информации, строительство нового железнодорожного вокзала должно начаться уже в этом месяце.
Айдар Алибаев, экономист, глава Ассоциации пенсионных фондов: «Откуда взяться пассажиропотокам, которые смогли бы окупить несусветные затраты?» - Конечно, с одной стороны, это очень здорово - иметь в Астане новый железнодорожный вокзал. Он может сильно украсить столицу Казахстана. Но вот целесообразность такого строительства вызывает много вопросов, на которые хотелось бы получить обстоятельные и убедительные ответы. Что является основной причиной возведения вокзала? Отдельные цифры, которые представил общественности КТЖ, обосновывая его строительство, не вызывают доверия. Мы хорошо знаем: наши чиновники в своем стремлении что-нибудь доказать могут нарисовать любые цифры и найти любые аргументы. Астана - маленький город, а по мировым меркам почти крошечный. Кроме того, сегодня нет никаких экономических подвижек, которые бы диктовали необходимость строительства новых вокзалов. Уровень деловой активности в условиях затяжного кризиса постоянно падает. Чиновники же предпочитают летать на самолетах, да и с точки зрения численности населения Казахстан является маленькой страной. Так откуда же взяться пассажиропотокам, которые смогли бы окупить несусветные затраты? А если сделать билеты дорогими, то ситуация только ухудшится. Да и некуда дальше цены поднимать. У народа итак мало денег. Если же строительство вокзала связано с предстоящим ЭКСПО-2017, то не слишком ли жирно делать такие расходы ради разового мероприятия? Что будет после ЭКСПО? Кто будет заполнять вокзал? Стоимость его эксплуатации никогда не окупится. Я думаю, что новый вокзал это очередной праздник чиновников под названием «Великий распил бюджета». Он стоит в одном ряду с Кок Жайляу в Алмате, с Пантеоном, с пирамидами, ненужными аэропортами, не заполняемыми спортивными объектами и т.д. Выделяемый бюджет на строительство вокзала как обычно будет превышен раза в два - три. Непонятные тендеры, многократно завышенные цены при государственных закупках, низкое качество, дешевые материалы все эти «неизменные радости» строительства крупных объектов сразу дадут о себе знать. И это при том, что не так давно уже строили вокзал в Астане. Также хочу напомнить, что перекосы в расходовании бюджетных средств на цели развития регионов уже приобретают какие-то вселенские масштабы. Региональное развитие страны у нас давно превратилось в развитие одного города. В то время как огромные средства тратятся на строительство в Астане, другие города страны сидят на диете, не говоря уж о развитии, а точнее недоразвитии сельских территорий. Поэтому считаю, что в условиях экономического кризиса, удорожания жизни, отсутствия производств строительство ж/д вокзала в Астане пустая трата денег.
Сауле Исабаева
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |