|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
П. Лошкарев, директор ТОО «Восток-аудит», Аудитор РК, CIPA, DipIFR
КАК ВЕСТИ УЧЕТ ВЛОЖЕНИЙ В СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?
Компания А (ТОО, резидент РК, плательщик НДС, работает на общеустановленном режиме налогообложения) заключила договор о создании совместного предприятия - завода по производству труб на территории РК с компанией - нерезидентом (Китай). Согласно условиям договора о совместной деятельности вкладом китайской стороны является оборудование (мини-завод) по производству труб, вкладом казахстанской компании - помещение для размещения завода, монтаж мини-завода, набор персонала, обеспечение будущего производства оборотными средствами, дальнейший сбыт продукции. В дальнейшем планируется создать отдельное предприятие, но в настоящий момент оно еще не зарегистрировано. Работы по подготовке помещения и установке оборудования в Компании А уже ведутся, закупаются материалы, потребляются услуги. 1. Как правильно вести учет вложений в настоящее время в Компании А? Как инвестиции или как незавершенное строительство? 2. НДС в зачет по приобретенным товарам и услугам, использованным для реконструкции помещения под будущий завод? Включается в стоимость инвестиций (незавершенки), в зачет не берется? 3. Если в настоящее время все затраты будут собираться на сч. «Незавершенное строительство», какие проводки нужно будет сделать в бухучете Компании А при регистрации совместного предприятия?
В соответствии с пунктом 13 МСФО (IAS) 31 «Участие в совместном предпринимательстве» функционирование некоторых видов совместного предпринимательства предусматривает использование активов и иных ресурсов его участников, вместо создания корпорации, товарищества или иного предприятия, или использования самостоятельной финансовой структуры, отдельной от самих участников. Каждый из участников совместного предпринимательства использует свои собственные основные средства и имеет собственные запасы. Каждый из участников также несет собственные расходы и принимает на себя обязательства, самостоятельно привлекает финансирование, предполагающее его собственную ответственность. В связи с этим активы, которые планируется передать для совместной деятельности, следует учитывать в своем балансе, при их строительстве до ввода в эксплуатацию - на счете 2930 «Незавершенное строительство». НДС по приобретенным товарам, работам и услугам, используемым при строительстве завода, оборот по реализации которого не будет являться освобожденным, подлежит отнесению в зачет в полном объеме. В случае передачи построенного объекта в качестве инвестиций в совместно контролируемое предприятие в бухгалтерском учете следует отразить проводку: Дебет 2210 «Инвестиции, учитываемые методом долевого участия» Кредит 2930 или, если объект был введен в эксплуатацию, - 2410 «Основное средство». В случае, если совместная деятельность будет осуществляться на основе простого товарищества без регистрации нового юридического лица, никаких проводок делать не нужно, активы, предаваемые в совместную деятельность будут продолжать учитываться на балансах сторон.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |