|
|
|
Выгоды от инвестиций в «зеленую» экономику
В январском Послании народу Казахстана Глава государства Н. Назарбаев поставил задачи по изучению международного опыта в области перехода к «зеленой» экономике. Реализация этой задачи требует активизации в проведении как фундаментальных, так и прикладных исследований по основным направлениям Концепции по переходу к «зеленой» экономике. К сожалению, в последние годы исследования в области изменения климата, экономических механизмов стимулирования «зеленых» инвестиций на национальном уровне, не считая отдельных международных проектов, практически не проводились. В то же время Всемирный экономический форум в Давосе ярко продемонстрировал, что вопросы смягчения изменения климата, инвестирования возобновляемой энергетики и внедрения чистых технологий являются не только объектом исследования международных организаций, но и ТНК, обеспечивая им конкурентоспособность на глобальных финансовых рынках. Одним из признанных мировым сообществом альтернативных источников финансирования «зеленых» технологий в мире является участие предприятий в углеродной торговле или торговле квотам и на выбросы парниковых газов (ПГ). Этот рыночный механизм снижения выбросов парниковых газов, получившем название «двойного» выигрыша (win-win), несмотря на некоторое снижение объемов сделок углеродной торговли в связи со снижением темпов мировой экономики, имеет большие перспективы. В целом схема базируется на принципе «ограничение и торговля» (cap and trade): ограничение накладывается на общий объем выбросов, участвующих в схеме компаний, которые могут при необходимости продавать или покупать квоты на выбросы в рамках установленного ограничения. С момента принятия Киотского протокола внутренняя система торговли квотами (СТВ) получила наибольшее свое развитие в странах Европейского союза, США, Японии и КНР. По данным Международной консалтинговой компании Point Carbon, основными продавцами квот в настоящее время являются страны Восточной Европы (Чехия - 33%, Эстония - 15%, Польша -7% и др.). Покупателями квот в свою очередь выступают японские государственные и частные компании - 61% от мировой торговли, Испания - 14%, а также американские и западно-европейские частные компании. В Европе СТВ функционирует наряду с энергосберегающими инициативами. Стимулирование сокращения выбросов за счет продажи квот напрямую не связано с энергосбережением, однако в то же время энергосберегающие мероприятия приводят к уменьшению эмиссии углерода - CO2, и тем самым у предприятий появляется запас квот для продажи. В целом оборот европейского рынка разрешений на выбросы составил в 2012 году около 120 млрд. евро. Штраф за 1 тонну выбросов составляет 100 евро, скорректированный на темпы инфляции. Как уже отмечалось выше, в связи с финансовым кризисом в ЕС наблюдается некоторое снижение аукционной торговли квотами, однако возможность ее организации для новых участников, особенно стран СНГ, не исключается. В США в последние годы активно идет внутренняя торговля между штатами, особенно известна Калифорнийская биржа. Торговлей охвачены все первичные поставщики электроэнергии, и источники выбросов свыше 25 тыс. тонн СО2. Во второй и третий периоды - 2015-2020 годы - система регулирования охватит всех оптовых поставщиков топлива (бензина, природного газа и др.) с учетом «парникового» содержания их продукции по потреблению: 350 предприятий на первом этапе и 600 - на втором. По прогнозам, углеродный рынок штата вырастет с 1,7 млрд. в 2012 году до 10 млрд. долларов - в 2016-м. В Японии первоначальные обязательства составляли 6% от 1990 года, но в 2013 году правительство пересмотрело свои обязательства к 2020 году снизить на 3,8% по сравнению с 2005-м. Штраф за невыполнение обязательств достигает 600 долларов плюс 1,3-кратная стоимость компенсации избыточных выбросов. В целом префектура Токио обязуется к 2020 году снизить выбросы ПГ на 25% от уровня 20-летней давности. В Китае в соответствии с планом 12-й пятилетки, которая получила название «зеленой», сокращение выбросов парниковых газов на единицу ВВП должно составить 17%. С 2013 года в торговле квотами участвовали города Пекин, Чунцин, Шанхай, Тяньцзинь; провинции Хубэй и Гуандун, что в совокупности представляет более 2 500 предприятий. С 2015 года торговля распространится на всю территорию Китая. Существующие биржи по торговле выбросами имеют разные форматы и объемы продаж. Так, в Пекине в схему включаются все источники выбросов свыше 10 тыс. тонн СО2 в год. Из стран СНГ активно участвует в углеродных торгах Украина. Так, в 2013 году транзакции в рамках двусторонних договоров были осуществлены со следующими странами: Бельгия, Великобритания, Германия, Испания, Нидерланды, Польша, Франция, Швейцария, Швеция, Эстония. Всего таких транзакций было произведено 104, что позволило заработать Украине более 30 млн. евро. По итогам первого периода действия Киотского протокола эта страна смогла привлечь около 470 млн. евро благодаря торговле квотами. Наличие национальной системы торговли квотами на выбросы в России рассматривается не только как условие реализации объявленной политики энергосбережения, но и как механизм повышения конкурентоспособности российского бизнеса, особенно в энергоемких экспортоориентированных секторах экономики. По оценкам Всемирного банка, затраты на снижение выбросов СО2 в стране на порядок ниже, чем в развитых странах мира: на 1 тонну снижения выбросов СО2 России требуется затратить 20 доларов, США - 190, ЕС - 270, Японии - 600 долларов. Предполагаемая цена 1 тонны квот после 2008 года колеблется в пределах от 5 по минимальным оценкам до 15-29 долларов - по максимальным. Реальные объемы ежегодного спроса на квоты в период 2012-2015 годов оцениваются в 400 млн. тонн. В целом, по экспертным оценкам, за счет продажи квот на выбросы Россия может зарабатывать до 10 млрд. долларов в год. Полученная прибыль от продажи квот предприятиями может составить от 2 до 20% общего финансирования проектов по снижению выбросов. Большой потенциал для участия в углеродной торговле имеет Республика Казахстан. Как известно, страна ратифицировала Киотский протокол в 2007 году и является участвующей стороной приложения А, что дает право на участие в проектах совместного осуществления и механизмах чистого развития. В то же время Казахстан принял добровольные обязательства по сокращению выбросов на 15% к 2020 году от уровня 1990 года. В начале нынешнего года постановлением Правительства РК утвержден Второй Национальный план распределения квот на выбросы парниковых газов на 2014-2015 годы, разработанный в соответствии со ст. 16 Экологического кодекса и с учетом положений международных договоров в области изменения климата. В него вошли 166 предприятий энергетической, угольной, нефтяной, газовой и перерабатывающей промышленности страны, базовая линия выбросов которых превышает 20 тыс. тонн двуокиси углерода. В Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой» экономике отмечается, что основной объем выбросов приходится на следующие сектора национальной экономики: электроэнергетику с использованием ископаемого топлива - угля, горнодобывающие отрасли и транспорт. При этом текущие выбросы превосходят предельные значения для Европы: по твердым частицам - 50% от общего объема выбросов, что больше чем в 10 раз; по оксидам азота - 60%, что больше на 20%; по оксидам серы - 47% (более чем в 2,5 раза). В настоящее время Министерством окружающей среды и водных ресурсов совместно с АО «Жасыл Даму» проводится большая работа по внесению изменений и дополнений в Экологический кодекс РК, уточнению перечня сфер деятельности для квотирования, улучшению системы «мониторинг, отчетность, переход от исторического метода наделения квотами к методу бенчмаркинга и внедрению международных стандартов серии ISO для регламентирования работы верификаторов. Безусловно, для того чтобы национальный углеродный рынок заработал и Казахстан мог выйти на международные рынки, еще много предстоит сделать как в законодательном, так и в институциональном плане. Однако эффект от развития СТВ и для отечественного бизнеса, и для страны в целом очевиден. Важной составляющей этого направления «зеленой» экономики являются понимание и поддержка как государственных органов, так и бизнес-структур, а также квалификация потенциальных игроков системы сap and trade. В рамках своей миссии Научно-образовательный центр «Зеленая Академия» начиная с 2014 года проводит на системной основе при поддержке проекта ЮСАИД и Consus Carbon Engeenering (Республика Польша) обучение предприятий по инвентаризации, верификации и мониторингу выбросов парниковых газов. Впервые в Казахстане проводятся тренинги специально для верификаторов по обучению международным стандартам Европейской системы торговли выбросами. Надеемся, что такого рода тренинги будут способствовать готовности отечественных предприятий к работе в условиях нового соглашения по климату, которое планируется принять в 2015 году. В целом запуск национальной системы торговли квотами на выбросы, а также эффективное участие казахстанских предприятий в ней будут способствовать обеспечению большей устойчивости национальной экономики в долгосрочной перспективе.
Бахыт ЕСЕКИНА, директор научно-образовательного центра «Зеленая Академия», д. э. н., профессор
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |