|
|
|
25.03.2014 Отечественные ученые открыто заявляют о преждевременности утверждения стандарта 12-летнего образования в Казахстане
В стенах Академии педагогических наук Казахстана состоялось обсуждение государственного общеобязательного стандарта начального образования 12-летней школы. Ведущие ученые встретились, чтобы детально рассмотреть данный стандарт, представленный Министерством образования и науки. Как известно, процесс перехода на 12-летнее образование начнется в 2015 г. Правительство РК и Минобр дают самые благоприятные прогнозы на благополучный исход данной реформы, несомненными плюсами которой, по их мнению, являются снижение перегрузки учащихся, продление периода детства, облегчение адаптации к основной школе, четкое определение профессионального будущего и прочее. Но вот ученые с этим категорически не согласны! Итогом встречи ведущих ученых Казахстана стало открытое письмо на имя премьер-министра Республики Казахстан Серика Ахметова, председателя мажилиса Парламента РК Нурлана Нигматулина и первого заместителя председателя партии «Нур Отан» Бауржана Байбека. Сами ученые свое письмо-обращение называют не иначе как криком души, который, они надеются, будет услышан и учтен.
Открытое письмо
Мы, нижеподписавшиеся ученые, занимающиеся проблемой совершенствования системы образования, выражаем большую озабоченность по поводу качества ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (далее - Стандарт) 12-летней школы, представленного Министерством образования и науки, а также планируемого срока утверждения Стандарта (май 2014 г.). Разработанный документ основан на зарубежных стандартах без учета особенностей и национальных ценностей Казахстана. Данное утверждение основывается на том, что, во-первых, определены ценности и цели среднего образования, которые не отражают проблемы воспитания и обучения в начальных классах. Особенности возрастного периода учащихся начальных классов требуют особого подхода в воспитании духовно-нравственных качеств. В Стандарте они не заявлены. Анализ материалов, касающихся содержания учебных предметов в «Сквозных темах», изучаемых в 1-м классе, показал, что включены темы, не учитывающие казахстанские реалии. Например: «Приготовление бутерброда и пиццы». «Бутерброд», «пицца» - разве это казахская национальная еда? Таких примеров встречается множество. Граждан какой страны мы намерены воспитывать? Во-вторых, с первого класса предусмотрено обучение интегрированному предмету «Искусство», включающему в себя «Изобразительное искусство», «Музыку» и «Технологию». На наш взгляд, изучение этих предметов интегрированно является неправильным. У каждого из этих предметов своя направленность в эстетическом воспитании учащихся. Интеграция предметов друг с другом прослеживается слабо. Проблема подготовки учителей, которые преподавали бы три предмета интегрированно, также не решена. Кто и как будет выполнять эту функцию? В-третьих, при отборе содержания предметов не учтены как возрастные особенности, так и уровень знаний учащихся. В содержании предмета «Введение в науку» предусмотрено изучение моделирования электрических цепей с помощью компьютерных программ. Электрическая цепь - это сложный электромагнитный процесс, который определяется понятиями «электродвижущая сила», «ток» и «напряжение». Для того чтобы создать модель при помощи компьютерных программ, необходимо знать его сложные характеристики. Разве это могут знать учащиеся начальных классов? В содержании каждого учебного предмета можно встретить много таких тем, которые не в состоянии усвоить учащийся начального класса. Такие задания наносят вред психолого-физиологическому здоровью учащихся. В-четвертых, с первого класса предусмотрено изучение предмета «Информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ). В развитых странах ИКТ не преподается как специальный предмет. Так как учащиеся должны овладеть компьютерной техникой только на уровне пользователя. К тому же не секрет, что в настоящее время в сельских школах для изучения этого предмета на необходимом уровне не созданы условия в виде достаточного количества компьютерной техники, сети Интернет и др. В-пятых, в послании Главы государства народу Казахстана в стратегической программе «Казахстан-2050» указано о необходимости владения выпускниками школ казахским, русским и английским языками. Мы полностью поддерживаем идею президента. Однако Глава государства не указал о необходимости обучения английскому языку с первого класса. Наукой доказано, что эффективное изучение других языков возможно на основе владения родным языком. Выдающийся педагог К. Д. Ушинский и известный психолог Л. С. Выготский научно доказали, что прежде чем начать изучение иностранного языка, ребенок должен в совершенстве владеть родным языком. Изучение трех языков с первого класса значительно усложняет содержание начального образования и затрудняет достижение цельности миросозерцания ребенка. Изучив учебные планы более чем 20 ведущих стран мира, мы убедились в том, что в 1-м и 2-м классах изучается в основном один язык, в редких случаях два языка. В нашей стране по решению Министерства образования и науки с 2013/2014 учебного года в 1-х классах введено обучение английскому языку в объеме одного часа в неделю. На данном этапе неизвестно, на каком уровне проводится обучение трем языкам, каковы результаты обучения. Есть много случаев, когда первоклассники в устной речи в одном предложении используют и казахские, и русские, и английские слова. И трудно понять, на каком языке говорят дети. В Стандарте с 1-х классов запланировано обучение одному языку в объеме 5 часов, второму языку - 3 часов, третьему языку - 2 часов. Согласно санитарным правилам, утвержденным в 2011 году правительством Республики Казахстан, казахский, русский, иностранный языки и ИКТ являются трудными предметами. В 1-м классе на обучение этих предметов выделено 11 часов. Это составляет 48 процентов от учебной нагрузки. В Японии лишь обучение японскому языку составляет 34 процента, предмет ИКТ не изучается. В Казахстане функционируют 74 школы с узбекским, уйгурским и таджикским языками обучения, кроме того, в 135 смешанных школах есть классы, где занятия ведутся на этих языках. В этих школах и классах обучаются 96 240 детей. Эти дети с 1-го класса в объеме 5 часов в неделю должны изучать свой родной язык, то есть изучить четвертый язык. Они не смогут выдержать такую нагрузку, им будет крайне тяжело. Обучение трудным предметам в большом объеме в начальных классах снижает у обучающихся желание учиться и отрицательно влияет на их психолого-физиологическое здоровье. В международном исследовании TIMSS 2007 года казахстанские школьники 4-го класса по математике заняли 5-е место, по естествознанию 11-е. В исследовании TIMSS 2011 года школьники 4-го класса по математике заняли 24-е место, по естествознанию 32-е. В этом же 2011 году восьмиклассники (четвероклассники 2007 года) по этим предметам заняли 17-е и 20-е место. Из этого видно, что за четыре года качество образования резко ухудшилось. Среди 65 стран в исследованиях PISA-2009, PISA-2012 15-летние казахстанские учащиеся показали самые низкие результаты. Если мы будем обучать первоклассников в 2015/2016 учебном году по вышеуказанному Стандарту и запланированной нагрузке, тогда их качество знаний значительно понизится, а здоровье резко ухудшится. Духовно-нравственное воспитание детей реализуется только через родной язык. Не секрет, что в настоящее время в городах живут казахские дети, которые плохо знают свой родной язык. Это становится большой проблемой. Если мы будем обучать с 1-го класса трем языкам, тогда качество овладения казахским языком резко снизится. В 1879 году император Японии Мэйдзи в своем указе «Великие принципы образования» отметил: «Люди должны сначала воспитать в себе духовность и придерживаться моральных устоев, а затем они могут усвоить различные предметы в соответствии со своими способностями». Эта идея стала основной позицией юго-восточных стран, так называемых азиатских «тигров», показывающих высокие результаты в области образования в международных исследованиях. Мы считаем, что идею Главы государства нужно понимать именно с этой позиции. В этих странах в начальных классах учащиеся изучают предметы, направленные на духовно-нравственное и физическое воспитание, в объеме 51 процент от общей учебной нагрузки, а в рассматриваемом Стандарте данные предметы составляют 30 процентов. Что, на наш взгляд, очень мало. Для того чтобы результативно провести реформу образования, необходимо проводить педагогические эксперименты. Во всех ведущих странах мира реформы в области образования осуществляются только на основе эксперимента. Например, в Германии, когда был разработан план перспективного развития системы образования, для выявления правильности принимаемых решений было проведено около 2000 экспериментов, и итоги были обсуждены на общественных заседаниях. Для подтверждения своих аргументов мы провели анкетирование среди 103 учителей начальных классов в восьми школах Алматы, в районах Карасай, Жамбыл, Кордай Алматинской области. По результатам анкетирования 83,97 процента учителей подтверждают правильность нашей позиции. На основе вышеизложенных фактов просим приостановить утверждение данного Стандарта. Стандарт необходимо утверждать после того, как на эксперименте будет доказано, что повысится качество образования и воспитания. В связи с этим предлагаем в 2015/2016 и 2016/2017 учебных годах в городах Астана, Алматы и во всех областях республики, выбрав по одному административному району с охватом имеющихся в них школ с казахским, русским языками обучения и малокомплектных школ, провести эксперимент на основе этого Стандарта. Для подведения итогов эксперимента необходимо при правительстве создать специальную комиссию.
Подготовила Оксана ЛЫСЕНКО, Алматы
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |