|
|
|
Источник: Делового еженедельника «КУРСИВъ» (www.kursiv.kz)
24.04.2014 Измерения по выкройке ЕЭК Казахстан не смог добиться понимания своей позиции по итогам прошедшего в конце прошлой недели заседания Совета ЕЭК. Яблоком раздора стали два положения, касающиеся вопросов технического регулирования, которые предполагается включить в качестве 6 раздела проекта договора о Евразийском экономическом союзе. Суть возникших разногласий заключается в том, что если Беларусь и Россия предлагают унифицировать требования и правила технического регулирования, то Казахстан старается максимально сохранить национальную систему. Поскольку решения в Совете ЕЭК принимаются единогласно, то сторонам предстоит как минимум еще один тур переговоров, которые пройдут в Астане и Москве. Как стало известно «Къ» из имеющейся в распоряжении редакции справки, подготовленной казахстанскими переговорщиками для первого вице-премьера Бакытжана Сагинтаева, курирующего процесс создания правовой базы интеграции, камнем преткновения стали два вопроса. Во-первых, казахстанская сторона настаивает на «исключении из объектов технического регулирования строительство зданий и сооружений и на исключении из раздела VI проекта Договора сферы строительства (процессов строительства и проектирования (включая изыскания)». Против этого возражали представители Беларуси и России. Есть три базовых причины, на которых основывается позиция казахстанских переговорщиков. Во-первых, по их мнению, которое наиболее четко сформулировал, выступая на прошедшем недавно совете национальных инвесторов, заместитель председателя правления НПП Рахим Ошакбаев, «здания и сооружения - не взаимопоставляемые товары. Конечным результатом проектирования и строительства является недвижимость, которая не пересекает границы. Поэтому нет никакой необходимости установления единых требований и правил. У Казахстана должна оставаться возможность самим определять требования безопасности к зданиям и сооружениям, с учетом в том числе нашей климатической специфики, сейсмичности и так далее». Во-вторых, как полагают казахстанские переговорщики, если отдать Комиссии полномочия по нормированию в строительстве и проектировании, разработке строительных норм и правил, это серьезно затормозит реформирование строительного сектора Казахстана, поскольку процесс разработки этих требований в комиссии непрозрачен и интересы казахстанской стороны зачастую не учитываются. И в-третьих, включение в сферу наднационального техрегулирования процессов проектирования приведет, по сути, к скрытому внедрению согласованной и даже унифицированной промышленной политики. Против нее всегда возражала казахстанская сторона, поскольку процессы проектирования касаются не только строительства зданий и сооружений, но и производства (изготовления) машин и оборудования, сельхозтехники, а также автодорог и иных инфраструктурных объектов, например трубопроводов, железнодорожного транспорта и так далее. Еще один пункт, по которому пока согласия в коллегах по интеграции нет, касается признания результатов работ по оценке соответствия, в том числе сертификатов соответствия и протоколов испытаний третьих стран. То есть вопросов качества продукции. По мнению казахстанских переговорщиков, базовым соглашением необоснованно исключается возможность установления сторонами в национальных законодательствах обязательных требований к продукции. По сути, страны-участники лишаются права на оперативное предотвращение внезапно появившихся обстоятельств, влияющих на жизнь и здоровье граждан, а также ограничивающих предпринимательскую деятельность. Они считают, что такое положение не отвечает национальным интересам. Поскольку национальные меры ветеринарного и технического регулирования способны более оперативно отреагировать на устранения негативных последствий, в отличие от наднациональных документов, изменения в которые вносятся согласно длительной процедуре (Публичное обсуждение, ВГС, Решение Совета ЕЭК - срок до одного года). По информации «Къ», министр по делам экономической интеграции Жанар Айтжанова и АО ЦРТП при МЭБП РК в целях выполнения требований ВТО предложили в проекте договора предусмотреть норму, позволяющую Казахстану признавать результаты оценки соответствия третьих стран в соответствии с национальным законодательством. При этом отдельно оговорив, что такая «продукция предназначена только для обращения на территории Республики Казахстан».
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |