|
|
|
Перемен требуют наши права, перемен требует наша земля, перемен мы ждем перемен
Сидельников А.Б., адвокат
«Өтірік сөз өрге баспас» - Қорқыт ата.
На сегодняшний день вопрос: «Чтобы я изменил в действующем законодательстве РК, почему, и что это даст стране?» более чем актуален для всех тех граждан РК, которые имеют в своей собственности хотя бы маленький клочок земли на праве частной собственности. Ведь именно в Конституции РК как основном законе страны закреплено право частной собственности, в том числе и на землю, также регламентируется возможность принудительного отчуждения собственности в исключительных случаях для государственных нужд, при этом, в основном Законе страны четко прописано, что защита частной собственности осуществляется наравне с государственной. Прежде всего, свою работу хотелось бы начать с того, что благодаря правильной и четко выверенной конституционной политике, проводимой Президентом страны - Лидером Нации Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым, с первых лет независимости государственность Казахстана была, не просто провозглашена и окончательно закреплена в Конституции 1995 года, но и признана как внутри страны, так и международным сообществом. Этому во многом способствовала и способствует жесткая установка Главы государства по обеспечению всемерной реализации потенциала Конституции во всех сферах жизни. На собственном опыте мы познавали соотношение идеалов либерализма и насущных потребностей людей, правильность определения приоритетов реформ, непреложность верховенства прав и свобод человека. Несмотря на сложность и неординарность возникавших ситуаций, выход из них всегда находился в строгом соответствии с Основным Законом. Именно это стало одной из эффективных гарантий мира, стабильности, уверенности и процветания - всего того, что сегодня за рубежом называют «казахстанский путь развития». Основной Закон ориентирован на международные акты. В нем четко отражена концепция естественных прав человека. Состоятельность Конституции Казахстана не только в том, что она соответствует общепринятым стандартам, но и в том, что в ней нашли свое закрепление положения, связанные с историей и традицией нашего многонационального народа, а также созидание государственности на исконной казахской земле. Многонациональный казахстанский народ принял Конституцию для того, чтобы жить в соответствии с правилами, которые установлены в ней. Конституционный «каркас» Казахстана строится на взаимосвязи таких элементов, как власть народа, свобода личности, законность и общее благо. Поэтому внесения изменений в действующее законодательство, регулирующие правоотношения между частным собственником и государством при изъятии земли, определения цены, и передаче её в государственную собственность более чем актуально для современного казахстанского общества. А последнее отчасти находится в социально-напряженном состоянии из-за Закона РК «О государственном имуществе» (далее Закон), который от части, как показала судебная практика, грубейшим образом нарушает и явно ущемляет право частной собственности на землю, так как данный Закон во-первых, находится в противоречии с нормами Конституции РК. На протяжении более чем года со стороны исполнительной, судебной власти и Прокуратуры г. Алматы, Алматинской области допускаются многочисленные и грубейшие нарушения Конституционных прав граждан и человека, твориться беззаконие и произвол, не стала исключением наша процветающая столица. Все мы отлично помним событие, связанное с несанкционированным митингом, прошедшим в г.Астане в конце марта н.г., в результате которого десятки женщин и детей были задержаны. А ведь они хотели всего лишь на всего привлечь внимание действующей власти к своей проблеме. И эта проблема как мною, было, ранее озвучено является уже проблемой многих казахстанских собственников имеющих земельные участки на праве частной собственности с различным целевым назначением (крестьянские хозяйства, производственные базы, ИЖС, дачи т.п.). Которых вынуждают отдать их даром, а тому, кто не соглашается, суды выносят незаконные решения и отчуждают землю в пользу государства за бесценок, под строительство БАКАД в Алматинской области, в г.Алматы под строительство транспортных развязок в частности пробивки ул. Толе би до ВОКАД, ну и в г.Астане где всегда имеются государственные нужды, так как город продолжает развиваться. Из анализа средств массовой информации усматривается, что 21 мая 2013г. бывший глава кабмина С.Ахметов на очередном заседании правительства расшевелил подчиненных за явно заволокиченную стройку. Тогда аким Алматинской области Ансар МУСАХАНОВ доложил о сложившейся ситуации. В ответ Премьер-Министр назвал ситуацию «проблемой Минтранскома и областного акимата», поручив им до конца мая доложить ему окончательно о решении вопроса с выкупом земель (интернет сайт www.zakon.kz). После чего 31 мая 2013г. в представительстве акимата Алматинской области в южной столице первый заместитель акима региона Амандык БАТАЛОВ собирал большое совещание. Где присутствовали как акимы трех проблемных в ситуации с БАКАДом районов - Илийского, Талгарского и Карасайского, так и собственники, которых строительство коснулось непосредственно. В результате чего чиновниками было дано много обещаний, которые на самом деле не исполняются. Начать строительство БАКАДа протяженностью 65,5 км планировалось уже в этом 2014 году и завершить его в течение трех лет. По данным Минтранскома, стоимость проекта оценивается в 85 млрд. тенге. В свою очередь как бы все понятно, что реализация стратегических программ по развитию автодорожной отрасли в РК и строительство автодорог является общим благом для всех, для этого государство выделяет миллиарды, почему же тогда собственникам земельных участков предлагают взамен изымаемой земли всего лишь дешевую «пачку сигарет». Тогда как, к примеру, БАКАД или ВОКАД будут платными дорогами, и приносить для начала концессионеру пусть и долгосрочную, но прибыль, а затем как показывает международная практика при реализации таких проектов и государству. Следует заметить, что социальная напряженность среди люди достигает своего пика, некоторые доведены до отчаяния и готовы идти на крайние меры. Неужели, чтобы привлечь внимание к своей проблеме необходимо сжечь себя заживо или кричать в рупор с башенного крана???!!! В отличие от братской Украины, казахстанские собственники земель понимают, осознают и пока еще верят, что живут в правовом государстве, которое стремиться в тридцатку самых развитых стран мира. В государстве, где господствует право, господство права означает, что принимаемые законы и другие НПА должны быть обусловлены объективными потребностями общественного прогресса, должны исходить из идеи справедливости. Вместо этого, местные органы власти ведут себя «по-разбойничьи» по отношению к конституционным правам и частной собственности граждан РК: «Разве это справедливо?». Тогда как, государство, должно основывать свою деятельность только на праве: строго соблюдать требования правовых норм, действовать в рамках, определенных ими, защищать граждан. Однако, несмотря на такую несправедливость и беззаконие, народ использует цивилизованный и правовой подход к решению данной проблемы, что в свою очередь говорит об определенном уровне социально-правовой культуры граждан, а людей, которые из-за строительства БАКАДа и транспортных развязок могут пойти по миру, в Алматинской области, г. Алматы и г. Астане на сегодняшний день сотни. Почему так происходит? С этим вопросом обращались к многим должностным лицам в государстве, в том числе и к заместителю начальника управления земельных отношений акимата Алматинской области Айдосу АБДРАХМАНОВУ. - В 2011 году вышел новый закон о государственном имуществе, - объяснил он. - В нем расписывается порядок расчета и выплаты компенсации за изъятие земель под госнужды. До принятия этого закона всем собственникам компенсация выплачивалась, исходя из рыночной цены объекта. А теперь так: если человек приобрел участок у государства, то ему возмещается та сумма, за которую он его покупал. Если он купил у частного лица или предприятия, то возмещается сумма, указанная в договоре купли-продажи. Если же сумма оплаты не указана, то за основу берется кадастровая стоимость. В случае, когда на участке имеются какие-то узаконенные строения, то они оцениваются по рыночной стоимости. - Сколько участков под БАКАД уже выкуплено? - Нам необходимо было выкупить 724 участка в трех районах области. На сегодняшний день выкуплено 379 участков. Собственники, конечно, недовольны. Сейчас в судах рассматривается 119 дел, связанных с выкупом земель под строительство БАКАДа. Но суды тоже руководствуются законом о госимуществе. Некоторые жители нанимают своих оценщиков, которые, конечно, определяют рыночную стоимость. Ее они и рассчитывают получить, но изменить ситуацию можно, лишь изменив закон. Конечно, dura lex, sed lex (закон суров, но это закон), и его надо выполнять. Вот только жителям, которые в ближайшее время рискуют остаться на улице, от этого не легче. А посему они намерены отстаивать свое имущество всеми доступными методами и способами. - Костьми ляжем, под бульдозеры кидаться будем, но землю не отдадим! - говорят люди. - У нас другого выхода нет (интернет сайт www.tengrinews.kz). А причина в том, что собственники обращают внимание судов, что им при разрешении спора следует руководствоваться п. 3 ст. 26 Конституции РК из содержания, которой вытекает, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд, в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения. Однако суды применяют в практике и ставят во главу угла п. 2 ст. 67 Закона РК «О государственном имуществе» (далее Закон). Присуждая сумму компенсации за изымаемые земельный участок согласно кадастровой стоимости либо стоимости указанной в гражданско-правовой сделке, не учитывая то обстоятельство, что реальная рыночная стоимость данных земель на момент изъятия и приобретения разница в тысячи раз. Данная норма Закона находится в противоречии с Конституцией РК и по своей юридической силе стоит ниже норм Конституции, на что также в судах г. Алматы, Алматинской области неоднократно акцентировалось внимание, но все ходатайства, остаются не услышанными. С обращением о проверке конституционности действующих законов и других нормативных правовых актов могут обратиться - только суды. Тем самым Конституцией установлен механизм, направленный на максимальную защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина. А в силу ст. 78 Конституции, если суд в процессе рассмотрения дела усомнится в конституционности правовой нормы, то он приостанавливает производство по делу и обращается в Конституционный Совет. Что касается Конституции, то она, по мнению председателя КС РК И. Рогова, сегодня не требует изменений. А необходимость совершенствования текущего законодательства очевидна и вытекает из тех задач, которые были поставлены Лидером Нации и Президентом нашей страны. Так к примеру у собственника Епифанова Г.И. для государственных нужд в г. Алматы под пробивку ул. Толе би до ВОКАД изымают земельный участок (кад.№ 20-315-930-068) расположенный по адресу: г.Алматы, Медеуский район, жилой район Жана Коктобе, уч.32, который принадлежит ему на праве частной собственности по стоимости указанной в договоре купли-продажи датируемой 14.04.04г. в размере 2 622 000 (два миллиона шестьсот двадцать две тысячи) тенге, т.е. по цене указанной в гражданско-правовой сделке 10 лет тому назад. Разве это справедливо, где логика у этой нормы Закона в контексте всей правовой системы РК, на лицо алогичность п. 2 ст. 67 Закона РК «О государственном имуществе», как можно было вообще принять такую норму???!!! Изъятие частного имущества в общественных интересах — обычная практика правовых государств. Установлено, что государство может в исключительных случаях ограничивать частные имущественные права во имя поддержания публичного общественного порядка. Однако в правовом государстве такие ограничения не должны носить фискального характера. Эти ограничения возможны лишь при условии возмездности. Такова позиция Европейского суда по правам человека. К примеру, Европейский суд по правам человека, в свое время обязавший мэрию Киева выплатить, такие компенсации, что надолго отбил желание производить изъятия, для казахстанцев к сожалению недоступен. Так вот, базовые нормы Закона РК «О государственном имуществе» — это ст. 67 «Размер возмещения стоимости земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд» и ст. 208 «Особенности оценки имущества, приобретаемого государством при его изъятии для государственных нужд». Эти статьи в целом противоречат друг другу, что уже порождает коррупционную составляющую, как такой Закон мог пройти правовую экспертизу???!!! Такое понятие как «Конституционная законность» - не умозрительная категория, а состояние общества, при котором государственные органы, общественные институты и граждане содействуют достижению конституционных целей и задач. Следовательно, назрела необходимость привести в порядок норму Закона РК «О государственном имуществе РК» в соответствие с Конституцией РК и всей правовой системой РК, в том числе исключить слова из содержания п. 2 ст. 67 Закона РК «о государственном имуществе» - «в размере стоимости указанной в гражданско-правовом договоре» и изложить её в новой редакции: «стоимость земельного участка, отчуждаемого для государственных нужд, перешедшего к собственнику по гражданско-правовой сделке определяется в размере не превышающей рыночную стоимость на день его отчуждения». Таким образом, правовые акты не являются чем-то застывшим, но, следуя за развитием общества, постоянно модернизируются, то и нам необходимо четко представлять, под воздействием каких факторов происходили изменения законов, и к каким последствиям это привело. А это значит, что мы должны уметь законы комментировать, анализировать, критиковать, с тем, чтобы в конечном итоге быть способным понять вклад нового закона в юридическую систему в целом и последствия, возникающие от принятого закона. А пока на практике получается как в басне Крылова И.А. «Волк и ягненок» - «У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, но мы Истории не пишем;… Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Американский публицист, философ и политик Томас Пейн (1737-1809) сказал: «Конституция есть вещь, предшествующая государству, а государство - это всего лишь детище Конституции» - а не наоборот. И в заключение, подводя итог, остается лишь дать ответ на вопрос, что даст это изменение Закона стране, то здесь все четко, ясно и понятно, что государство в данном случае: - во-первых, закрепит на законодательном уровне правовое средство защиты права частной собственности; - во-вторых, поднимет авторитет всех ветвей власти, в том числе и судебной; - в-третьих, что немало важно для политики проводимой руководством нашей страны, укрепит веру в обществе в торжество справедливости тем самым, снимет накопившуюся в обществе социальную напряженность.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |