|
|
|
23.05.2014 Великий шелковый путь современности
С углублением международных экономических связей на Евразийском континенте и ростом грузопотоков между Восточной Азией и Европой актуальным становится возрождение транспортного коридора «Великий шелковый путь», об этом заявил министр транспорта и коммуникаций РК Женис Касымбек, выступая на IX Международной конференции «ТрансЕвразия-2014». Как быстро и с комфортом долететь из одной точки мира в другую, минуя континенты, моря и океаны, и как лучше и безопаснее доставить необходимый груз обсуждали вчера в Астане транспортники из стран Евро-Азиатского региона, специалисты международных и региональных организаций, финансовых и проектных институтов, крупных зарубежных и казахстанских транспортных компаний. Такая возможность была предоставлена им на площадке международной конференции «ТрансЕвразия-2014», которая вот уже девятый год подряд проходит в столице Казахстана. В нынешнем году в Астану прилетело свыше 300 делегатов. Главными темами нынешнего форума транспортников было снятие барьеров в рамках усиливающейся интеграции и возрождение Великого шелкового пути. - В Казахстане на сегодня создана развитая сеть транзитных маршрутов. По территории страны проходят пять международных транспортных коридоров. Построено 1 700 км новых железных дорог, в удовлетворительное и хорошее состояние приведены 19 тысяч километров автомобильных дорог и проведена реконструкция 9 аэропортов страны, - сообщил министр транспорта и коммуникаций Казахстана Женис Касымбек, открывая на правах хозяина международную конференцию. Он напомнил собравшимся, что создание многовариантных путей сообщения между Европой и Азией отвечает интересам всех стран евро-азиатского континента. Кроме этого, такой подход является основным приоритетом Казахстана, поскольку через территорию нашей страны проходят практически все транспортные коридоры, соединяющие Европу и Азию. - В последние годы с углублением международных экономических связей на Евразийском континенте и ростом грузопотоков между Восточной Азией и Европой актуальным становится возрождение транспортного коридора «Великий шелковый путь». То есть речь идет о создании комплексного евразийского трансконтинентального моста, - отметил казахстанский министр. По его словам, в настоящее время в Казахстане реализуется около 200 проектов, связанных с модернизацией транспортной инфраструктуры, планируется строительство терминалов, запуск контейнерных блок-поездов в направлении Китай - Европа - Китай. В целом ожидается, что к 2020 году транзитные перевозки через Казахстан возрастут в два раза. Женис Касымбек напомнил, что в республике идет строительство трансконтинентального автодорожного коридора Западная Европа - Западный Китай, большая часть которого уже эксплуатируется. - Данная автодорога - это самый короткий путь из Китая в Европу. Завершение проекта позволит сократить сроки доставки грузов из Китая в Европу автотранспортом с 45 до 10 дней по сравнению с морским путем и обеспечит рост транзитных грузопотоков по направлениям Китай -Центральная Азия, Китай - Россия - Западная Европа к 2015 году в полтора раза, -- добавил Ж. Касымбек. Выступавший на встрече первый заместитель Премьер- Министра Казахстана Бакытжан Сагинтаев заметил, что с созданием Евразийского экономического союза (ЕАЭС) транспортные возможности Казахстана возрастают в разы, так как снимаются барьеры по доставке грузов и передвижению людей по территории трех стран - партнеров по экономическому объединению. Более детально об этом рассказал член коллегии (министр) по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Даниал Ахметов. В частности, он сообщил о том, что Казахстан, Беларусь и Россия намерены реализовать проект «Единое евразийское небо». - Мы понимаем, что замыкаться в одном общем пространстве ни одна страна не должна. Поэтому мы разрабатываем программу единого евразийского неба, поскольку альтернативы интеграции нет. Этот проект будет способствовать превращению воздушного пространства ЕАЭС в востребованный транзитный мост между Европой и Юго-Восточной Азией и другими континентами, - сказал Даниал Ахметов. По его словам, «Единое евразийское небо» предусматривает создание общего рынка авиационных услуг, единой зоны транспортировки воздушным транспортом. Даниал Ахметов также сообщил с трибуны конференции, что в будущем Астана может стать авиационным хабом для пассажиропотоков Казахстана, Южного Урала и Западной Сибири. - Новая высокоскоростная железная дорога по маршруту Минск - Москва - Астана - Алматы позволит создать условия для формирования новой сети авиационных транспортных хабов. К примеру, Казань и Астана могут стать новыми авиационными хабами, способными обеспечить международное транспортное сообщение, - сказал Д. Ахметов. Напомним, что идею о строительстве скоростной железнодорожной магистрали Минск - Москва - Астана - Алматы предложил ранее Президент Казахстана. Тему преимуществ, которые принесет интеграция в рамках ЕАЭС, продолжил заместитель министра транспорта Российской Федерации Алексей Цыденов. - Россия отводит Казахстану большую роль в реализации проекта транспортного коридора N.E.W. Именно интеграция между нашими странами окажет позитивный эффект на реализацию данного маршрута, по которому планируется перевозить грузы из Китая в США, - заявил А. Цыденов в своем выступлении на конференции. По его словам предполагается, что транспортный коридор N.E.W. пройдет из Китая через территорию Казахстана, России и далее на Восточное побережье США. А пунктом перегрузки контейнеров железной дороги на море назначен Мурманский морской торговый порт. - Сегодня, чтобы попасть из Западного Китая на Восточное побережье США, груз идет сначала в порты Юго-Восточного Китая, далее через Тихий океан в Сан-Франциско, а потом транзитом через весь американский континент приходит на Восточное побережье. Это долго и дорого. Та инфраструктура, которую мы сегодня создаем, позволит это сделать быстрее и дешевле. И интеграция России и Казахстана позволяет это сделать на еще более высоком и позитивном уровне, - подчеркнул российский вице-министр транспорта. Как сказал А. Цыденов, будущий маршрут более чем в 3 раза сокращает расстояние перевозки грузов с Западного Китая в Америку и обеспечивает не только скорейшую доставку грузов, но и составляет серьезную ценовую конкуренцию любым альтернативным путям. Тема ценовой конкуренции, затронутая в выступлении российского гостя, нашла продолжение и в кулуарах конференции. Так, председатель правления ENRC Logistics Эдуард Каплан заметил, что тренд интеграции национальных транспортных систем в мировую очень актуален. - Такие форумы крайне полезны для нас. Здесь идет активный обмен мнениями, развиваются партнерские отношения. Транспортная отрасль, наверное, самая интегрированная отрасль в мире. Мы - частные логистические операторы являемся как раз главными реализаторами идеи интеграции. Мы объединяем с одной стороны грузоотправителей, с другой - перевозчиков, и порты, инфраструктуру - с третьей стороны, - сказал Эдуард Каплан. Он заметил, что единое таможенное пространство значительно облегчает процедуры по доставке грузов, и наземный коридор из Китая в Европу становится более реальным после упрощения таможенных процедур. - С созданием Таможенного союза и будущего Евразийского экономического союза у нас появляется больше возможностей инициировать предоставление тех или иных скидок на товары не просто для того, чтобы больше прибыли заработали трейдеры или грузоотправители, а для наращивания объемов перевозок по тем или иным направлениям. Мы думаем, что от этого экономика Казахстана, грузоотправители и экспортеры будут развиваться еще более успешно, - подчеркнул глава компании. Однако, по его мнению, сегодня для реализации смелых планов и проектов необходимо также продолжать развитие нормативно-правовой базы. Он выразил сожаление, что с появлением частных операторов-перевозчиков не все бизнес-процессы прописаны в законодательных актах, подзаконных актах.?- Вторая проблема, которая тормозит реализацию наших общих планов, это образование. Наши университеты, наши институты должны иметь более сильную базу в подготовке специалистов в области современной логистики, - резюмировал Эдуард Каплан.
Кульпаш КОНЫРОВА
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |