|
|
|
Назарбаев приглашает Армению в ЕАЭС без Нагорного Карабаха
Заявление президента Нурсултана Назарбаева, о невозможности вступления Армении в ЕАЭС с Нагорным Карабахом, прозвучавшее 29 мая в день подписания договора о создании Евразийского экономического союза, вызвало бурное одобрение в Азербайджане и жесткое неприятие в Армении. Президент Армении Серж Саргсян попросил коллег по евразийскому движению установить срок для подписания Договора о присоединении к Евразийскому экономическому союзу до 15 июня 2014 года. На что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заметил, что Армения может вступить в ЕАЭС и ТС в рамках тех границ, которые признанны Организацией Объединенных Наций. То есть без Нагорного Карабаха. «Чтобы там одного еще нашего товарища не возбуждать в Азербайджане, вы так вступали в ВТО, нужно и в Евразийский союз вступить в рамках зафиксированных в ООН границ. Мы получили письмо президента Азербайджана о том, что в ВТО Армения вступила с оговоркой, что положения должны распространяться на территорию Армении в рамках ее международных границ, признанных ООН. Это для обсуждения», - сказал Назарбаев. Это не первый раз, когда президент Казахстана заостряет внимание армянского коллеги на условиях вхождения в интеграционные объединения - ТС и ЕАЭС. Во время декабрьского заседания Высшего евразийского экономического совета в конце 2013 года президент РК Нурсултан Назарбаев обратил внимание на то, что хотя дорожная карта по присоединению Армении к ТС принята, но вопрос о том, где будет проходить граница Таможенного союза в этой стране остается открытым из-за проблемы Нагорного Карабаха. Тогда Нурсултан Назарбаев акцентировал внимание еще на одной проблеме - невозможности вступления в ТС и ЕЭП стран с неопределенным статусом. Таким образом, этот посыл президента мог касаться не только Южной Осетии, о вступлении которой в Таможенный союз время от времени заявляют лидеры непризнанной республики, но и к ситуации вокруг Нагорного Карабаха. «Вместе с тем вопрос о границе Таможенного союза, где она будет проходить в Армении, в связи с нагорно-карабахским конфликтом остается открытым. Поэтому мы будем вместе с коллегами подписывать «карту», но с особым мнением, которое будет приложено. Думаю, что в ходе обсуждения наши эксперты придут к согласованию этих вопросов», - отметил тогда Назарбаев. В свою очередь, говоря о заявлении Нурсултана Назарбаева, вице-спикер парламента Армении, пресс-секретарь правящей Республиканской партии Армении Эдуард Шармазанов заявил, что Армения и Нагорный Карабах являются единой экономической территорией. Таможенный союз и Евразийский экономический союз не могут решать связанные с границей вопросы, так как не имеют таких полномочий, заявил он. Пресс-секретарь МИД Армении Тигран Балаян, сказал по этому поводу, что позиция Еревана относительно установления КПП между Арменией и непризнанным Нагорным Карабахом осталась неизменной. Ситуацию о присоединении Армении в ЕАЭС прокомментировали и в Азербайджане. Заместитель руководителя администрации президента Азербайджана, заведующий отделом по внешним связям Новруз Мамедов подтвердил в интервью 1news.az, что президент Азербайджана Ильхам Алиев направил главам государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) письмо по поводу членства Армении в экономическом союзе. «Государства, создавая подобные структуры, стремятся в максимальной степени защитить собственные интересы. Это право любой страны. Однако в вопросе создания ЕАЭС тема членства Армении затрагивает интересы Баку. В течение почти трех лет официальный Ереван предпринимал маневры в отношениях с Европейским Союзом, раздавая обещания, однако в одно прекрасное утро президент Армении проснулся и заявил о решении относительно членства в Евразийском союзе. Все государства мира признают территориальную целостность Азербайджана. Кроме того, руководители стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ также выступали с заявлениями, в которых было подчеркнуто, что сохранение статус-кво в армяно-азербайджанском конфликте невозможно и недопустимо. Однако, несмотря на это, армянская сторона не считается с принципами и нормами международного права. Суть письма президента Азербайджана заключается в том, что если возможность членства Армении в ЕАЭС действительно рассматривается, то должны быть учтены нормы международного права. Если Ереван, продолжая оккупацию части территорий Азербайджана, пытается посредством членства в новой международной структуре добиться определенной легитимизации оккупации путем политических, экономических и культурных шагов, то это невозможно и непозволительно. Об этом четко говорится в письме президента Ильхама Алиева, где также указывается на факт стратегического партнерства и тесного сотрудничества Азербайджана с Казахстаном, Беларусью и РФ, которые также признали территориальную целостность нашей страны. Думается, что шагов, направленных на ущемление интересов Азербайджана, в рамках ЕАЭС предпринято не будет. Президент Казахстана четко заявил о необходимости не задеть интересы Азербайджана и показать, что Армения вступает в объединение в рамках границ, зафиксированных в ООН. Это заявление также следствие процессов, протекающих в международной политике», - сказал Мамедов. Руководитель парламентской фракции Армении «Дашнакцутюн» Армен Рустамян заявил, что Армения не согласится вступить в ЕАЭС без Нагорного Карабаха. «Если вопрос будет поставлен строго, то мы всегда говорили, что в какой бы союз ни вошли, будь то ЕС или ЕАЭС, мы вступим в тот, который признает Карабах, независимо от того, потеряем ли мы что-то в экономическом плане или нет, поскольку в противном случае потеряем гораздо большее. Если будет поставлен вопрос о том, что мы готовы за эту цену не вступать в ЕАЭС, то есть не войти с Карабахом, то не думаю, что какая-либо власть согласиться с этим. Шаг Назарбаева не был неожиданностью, поскольку он всегда выступал в роли защитника Турции и Азербайджана. Изначально было ясно, что Казахстан проводит их лоббинг. Чем чаще речь идет о полноценном членстве Армении в этой структуре, тем больше заостряются вопросы, поскольку Азербайджан вышел из процесса, и будет делать все, чтобы Армения не вступила в ЕАЭС и не закрепила свои позиции», - заявил Рустамян. Сам президент Армении в ходе своего выступления 31 мая подчеркнул, что никаких препятствий для членства страны в Таможенном и Евразийском союзе нет, речь идет только о вопросах технического характера, касающихся торговых отношений. «Что касается заявления Назарбаева. Во-первых, априори ошибочно говорить о границах. О каких границах идет речь? Таможенный союз не решает проблемы Карабаха. А кто сказал, что мы вместе с Карабахом вступаем в ТС? Такого не было и не может быть, поскольку Карабах, по меньшей мере, согласно нашему законодательству, нашим преставлениям, на сегодня не входит в состав Армении. А то, что членство в Таможенном союзе способствует решению проблемы Нагорного Карабаха, - это однозначно. Конечно, заявление Назарбаева было неприятным, однако оно не может нанести нам какого-либо вреда», - заявил Саргсян, по сути, признав, что Армения не считает Нагорный Карабах своей территорией. Заместитель генерального директора информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства Юлия Якушева сказала kursiv.kz, что проблема границ, в рамках которых Армения вступает в ЕАЭС, не должна политизироваться и искусственно обостряться. Это в значительной степени технический вопрос. ЕАЭС создается на основе норм международного права. Не только казахстанский президент, но и представители российской стороны, неоднократно подчеркивали, что любое государство может войти в состав ТС, ЕЭП или ЕАЭС только в признанных ООН границах. Армения именно таким образом стала членом ВТО и ряда других крупных международных организаций. Поэтому условия вступления в ЕАЭС не являются чем-то исключительным. Кроме того, нужно учитывать, что Нагорно-Карабахская Республика является непризнанным государством и не позиционирует себя как часть Армении. «Отдельной заявки на вступление НКР в Евразийский союз, насколько я знаю, не поступало, но тогда и основы для дискуссии нет. Поэтому заявления Нурсултана Назарбаева кажутся мне вполне соответствующими общим подходам стран ЕАЭС. Но это формальная сторона вопроса. Но армяно-азербайджанский конфликт слишком сложен и глубок, чтобы вокруг этой темы не возникало множество эмоциональных заявлений и субъективных трактовок. Азербайджанские СМИ восторженно трактовали заявления президента Казахстана в контексте силы азербайджанской дипломатии и тюркского братства между Азербайджаном и Казахстаном. Армянские СМИ и политики восприняли слова Нурсултана Назарбаева как попытку нанести удар по интересам Армении в ЕАЭС в пользу Азербайджана. Не стоит отрицать тесные связи между Азербайджанской Республикой и Республикой Казахстан, но в данном случае был продемонстрирован достаточно взвешенный и обоснованный подход. В таких вопросах не должно быть места эмоциям и вольным трактовкам», - отметила Якушева. Руководитель клуба политологов «Южный Кавказ», азербайджанский эксперт Ильгар Велизаде сказал kursiv.kz, что условия принятия Армении в ЕАЭС никак не отличаются от условий вступления в эту организацию других стран. Вступающая страна принимается в тех границах, которые признаются как минимум другими странами-членами. А поскольку Нагорный Карабах и территории вокруг него никогда не признавались Астаной, Москвой и Минском частью территории Армении, то условия эти вполне объяснимы и закономерны. Другое дело, что армянское политическое руководство, заявляя, что рассматривает Нагорный Карабах и собственно Армению как единое экономическое пространство, по сути, провоцирует участников ЕАЭС на конфликт с Баку и ставит свои интересы выше интересов своих партнеров. «Армении, по большому счету все равно какие отношения сложились, например, у Баку и Астаны, и что эта провокация может обернуться кризисом в отношениях между двумя соседними и братскими странами. Зато, Нурсултан Назарбаев это прекрасно осознает. Этим и объясняется его жесткая артикуляция этим вопросом. Что касается, личных отношений лидеров Казахстана и Азербайджана, то, думаю, не будет преувеличением сказать, что Нурсултан Назарбаев симпатизирует Ильхаму Алиеву и стоит полагать, что эта симпатия взаимна. Однако в практике международных отношений дружеские и доверительные отношения между лидерами стран не всегда являются достаточно вескими основаниями для политических действий. Дело в том, что Казахстан, его лидер придерживается в международных делах достаточно четких принципов, одним из которых является принцип добрососедства, в первую очередь со странами близкими территориально и этнически, если ему пытаются навязать другую линию поведения, то реакция как правило, бывает жесткой. Еревану стоило бы над этим призадуматься», - отметил Велизаде. Экс-дипломат Казбек Бейсебаев сказал, что вряд ли Ереван, желая вступить в ТС и ЕАЭС, не понимает проблему Карабаха. Есть и другой аспект - по экономическим показателям и по уровню жизни, между Россией, Казахстаном и Белоруссией не столь большая разница, что не скажешь об Армении и Кыргызстане. Если для России интеграционные проекты имеют больше геополитическое значение, то для Казахстана и Белоруссии экономика стоит на первом месте. «При членстве Армении и Кыргызстана рано или поздно станет вопрос о финансовой помощи из общего кармана. Проще говоря, какой интерес Казахстану выделять деньги для решения экономических и финансовых проблем новых членов. В этом есть главный вопрос», - заметил он. Генеральный директор центральноазиатского фонда развития демократии Толганай Умбеталиева подчеркнула, что Казахстан достаточно жестко относится к присоединению новых членов как в ТС, так и теперь ЕАЭС. Такой же была реакция, когда Кыргызстан впервые заявил, что хотел бы рассмотреть возможность вступления в ТС. В первую очередь, Акорде не совсем ясны последствия объединения трех государств - России, Белоруссии и Казахстана, не считая новых членов. Не ясно как это скажется на экономике Казахстана. Внутри страны практически все экспертное сообщество, за исключением, провластного, высказалось в целом со скепсисом относительно интеграции. И если первые годы в ЕЭС будет неблагоприятными для экономики страны, не исключено, то это отразится на авторитете власти. «Официальная Астана решила придерживаться норм международного права, отодвинув политику на второй план. К тому же ближайшие 2 года в Казахстане предвыборные, и любые политические маневры, так или иначе, связаны с этим. И глава государства и подведомственные ему структуры, например, аппарат президента, будут пытаться максимально минимизировать градус критики власти. А в таких довольно противоречивых политических ситуациях, которая сложилась между Арменией и Азербайджаном, и особенно, когда это может непосредственно касаться и тебя, нейтральной позицией является именно соблюдение норм международного права. Тем самым, Казахстан говорит, что противоречия между двумя государствами, с которыми «дружит» Астана, они должны решать сами, не заставляя других делать вынужденный политический выбор», - отметила Умбеталиева. Политолог, эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов подчеркнул, то, что Армения войдет в союз только в границах, признанных ООН означает, что возможные претензии Еревана на Нагорный Карабах и несколько азербайджанских районов, оккупированных Арменией в ходе армяно-азербайджанской войны в начале 1990-х, не будут признаны ее партнерами по будущему союзу. Очевидцы, наблюдавшие за выражением лица армянского президента, услышавшего перед своим выступлением обращенные к нему слова хозяина саммита, президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, утверждают, что это, мягко говоря, были не самые счастливые минуты в жизни Сержа Саргсяна. Армянские дипломаты, похоже, в некотором смятении. Замминистра иностранных дел Сергей Манасарян дал понять, что, несмотря на слова Назарбаева, «остающиеся разногласия не носят концептуального характера». В Баку же выражаются гораздо менее корректно, - это «евразийская оплеуха Еревану». «Трудно сказать, каким эхом откликнется предъявленный Саргсяну в Астане ультиматум на внутриполитической ситуации в Армении. Скорее всего, серьезных потрясений не будет, поскольку у Еревана, еще год назад надеявшегося подписать соглашение об ассоциации с ЕС, но уже в сентябре 2013-го вынужденного заявить о присоединении к Таможенному союзу, после украинских событий еще меньше остается пространства для маневра в сторону Европы. Ведь еще пару недель назад в ходе переговоров с прибывшим в Армению визитом президентом Франции Франсуа Олландом можно было услышать о еще остающихся у Еревана шансах, подписать политическую часть соглашения об ассоциации с ЕС. Теперь с этим покончено. Верховным приоритетом для Армении остается военная и энергетическая безопасность, главным, а возможно, и единственным гарантом которой остается Россия. И вряд ли приходится сомневаться, что именно Москва определяет ту невиданную скорость интеграции, с которой Ереван стремится вступить сначала в Таможенный, а затем и в Евразийский союз. Говорят, что ЕАЭС - исключительно экономический по своему содержанию проект. Так, да не так. Для Казахстана - да. Для Армении и России, как мы видим, вовсе - нет», - заметил Дубнов. Эксперт Института евразийских исследований Данияр Косназаров сказал kursiv.kz подчеркнул, что заявления касательно Карабаха делались и раньше главой Казахстана. Безусловно, для президента РК это возможность сделать жест в адрес Азербайджана, с которым Казахстан объединяет не только Каспийское море, но и «тюркская» идентичность». Заявление, сделанное Назарбаевым уже вызвало бурную реакцию в азербайджанских СМИ, многие политики и политологи встретили подход Астаны позитивно. Стоит также отметить, что скоро ожидается проведение Саммита совета тюркоязычных государств и Астане не хотелось бы сгущать краски перед встречей на уровне глав государств. Существуют предпосылки полагать, что президент Казахстана готов и дальше уделять внимание сотрудничеству тюркских государств. С учетом довольно активной позиции азербайджанской стороны в организациях под «тюркским» баннером, важно, чтобы Баку был удовлетворен действиями Астаны. Это важно, в первую очередь, с точки зрения усиления переговорных позиций Казахстана внутри тюркских организаций. Вместе с тем, не надо забывать, что тюркский участок требует гораздо больших усилий, энергии и денег, заметил эксперт «Гораздо важнее то, что Астане нужно было показать, что Казахстан может диктовать условия внутри ЕАЭС и определять тон дискуссий. Здесь не столько делается упор на равноправие, сколько на личный вес президента Казахстана. Хотя именно аргумент о равноправии звучит довольно долго и часто. Казахстану было важно доказать общественности, например, что Союз не предполагает установление политического блока. Астана от мультивекторной политики не намерена отказываться. От этого не будет отказываться никто из нынешних участников ЕАЭС. И каждая из сторон будет использовать свои связи с третьими странами для более успешного конкурирования внутри евразийского рынка, в особенности это будет характерно для Казахстана. Что касается вступления Армении, есть все предпосылки полагать, что она вступит в ближайшее время. Здесь больше давлеет фактор российско-армянских взаимоотношений, чем азербайджанско-казахстанская солидарность. Для Москвы по многим параметрам важно иметь в ЕАЭС Армению, в первую очередь по политическим и геополитическим аспектам, имея границы с Турцией, Грузией и Ираном. В Армении также находится российская военная база и важно, чтобы она там оставалась и не стала предметом торга между Ереваном и Западом. После кризиса на Украине и реакции США, ЕС и России, Ереван определенно извлек для себя уроки», - заключил Косназаров.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |