|
|
|
04.06.2014 Вопросы предоставления юридическим лицам Республики Казахстан льгот Эльвира Хайруллина Старший юрист Международная юридическая фирма Integrites, Казахстан
Вопросы предоставления юридическим лицам Республики Казахстан льгот в связи с осуществлением ими инвестиций в Республике Казахстан регулируются главным образом Законом Республики Казахстан от 8 января 2003 года «Об инвестициях» (далее - «Закон об инвестициях») и Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10 декабря 2008 года (далее «Налоговый кодекс»). Так, Законом об инвестициях установлены инвестиционные преференции («Инвестиционные преференции»), а Налоговым кодексом - налоговые преференции («Налоговые преференции»). Ниже подробно описаны Инвестиционные преференции и Налоговые преференции, а также процедура их предоставления.
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ
Законом об инвестициях (см. Статью 13 Закона об инвестициях) предусмотрены следующие Инвестиционные преференции для юридических лиц Республики Казахстан, реализующих инвестиционные проекты: 1) освобождение от обложения таможенными пошлинами при импорте оборудования; 2) государственные натурные гранты в виде земельных участков, зданий, оборудования и т.п.; 3) льготы по земельному налогу и налогу на имущество; и 4) промышленные льготы в виде возмещения или оплаты части затрат на газ, электроэнергию, приобретение земельного участка, приобретение (строительство) зданий, сооружений.
В соответствии с Законом об инвестициях право на Инвестиционные преференции, указанные в пунктах 1) и 2) выше, имеют лица, осуществляющие инвестиционный проект и инвестиционная деятельность которых соответствует Перечню приоритетных видов деятельности, утвержденному Правительством Республики Казахстан. Льготы, указанные в пунктах 3) и 4) выше, распространяются на инвестиционный проект, который является стратегическим. Закон об инвестициях определяет «Инвестиционный стратегический проект» как инвестиционный проект, входящий в перечень инвестиционных стратегических проектов, определяемый Правительством Республики Казахстан (далее «Перечень стратегических проектов»), и способный оказать стратегическое влияние на экономическое развитие Республики Казахстан (см. п. 10 Статьи 1 Закона об инвестициях). В соответствии с Законом об инвестициях (см. п. 2 Статьи 18-1 Закона об инвестициях) для включения в Перечень стратегических проектов Инвестиционный проект должен быть направлен на производство продукции с высокой добавленной стоимостью (более высоких переделов и переработки), соответствовать приоритетным видам деятельности и отвечать одному из нижеуказанных критериев: (а)быть направленным на производство продукции, входящей в перечень видов деятельности по производству высокотехнологичной продукции, утверждаемый Правительством Республики Казахстан; либо (б)объем инвестиций по нему должен составлять не менее 5 миллионов МРП (минимального расчетного показателя), установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. Кроме того, для предоставления инвестиционной преференции в виде промышленных льгот, помимо наличия статуса Инвестиционного стратегического проекта, Закон об инвестициях устанавливает дополнительное требование (см. п. 5 Статьи 13 Закона об инвестициях), заключающееся в том, чтобы такой проект реализовывался в населенных пунктах с низким уровнем социально-экономического развития («Дополнительное требование»). Перечень таких населенных пунктов утверждается Правительством.
Б.Процедура предоставления Инвестиционных преференций
Ниже описаны процедуры (i) освобождения от уплаты таможенных пошлин при импорте оборудования и (ii) предоставления государственных натурных грантов. Процедура освобождения от уплаты таможенных пошлин при импорте оборудования Согласно Закону об инвестициях освобождение от обложения таможенными пошлинами при импорте оборудования предоставляется посредством заключения инвестиционного контракта с уполномоченным органом (Комитетом по инвестициям Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан). Для заключения указанного контракта соответствующему юридическому лицу необходимо представить в указанный уполномоченный орган следующие документы: 1) заявку на предоставление инвестиционных преференций («Заявка»); 2) справку о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица; 3) копию Устава юридического лица, заверенную подписью первого руководителя и печатью юридического лица; 4) бизнес-план инвестиционного проекта или инвестиционного стратегического проекта (требования к бизнес-плану устанавливаются уполномоченным органом); 5) копии документов, обосновывающих сметную стоимость строительно-монтажных работ и затраты на приобретение фиксированных активов, сырья и (или) материалов, используемых при реализации инвестиционного проекта или инвестиционного стратегического проекта, заверенные подписью первого руководителя и печатью юридического лица (перечень указанных документов устанавливается законодательством Республики Казахстан); 6) копии документов, устанавливающих источники и гарантии финансирования инвестиционного проекта или инвестиционного стратегического проекта, заверенные подписью первого руководителя и печатью юридического лица. (В случае финансирования инвестиционного проекта из собственных средств необходимо приложить письменное подтверждение об их наличии); 7) документы, подтверждающие размер запрашиваемого государственного натурного гранта и предварительное согласование его предоставления; 8) справку налогового органа по месту регистрации об отсутствии налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям. Заявка рассматривается уполномоченным органом в течение 20 рабочих дней. В случае решения уполномоченного органа об освобождении от обложения таможенными пошлинами, он в течение 5 рабочих дней уведомляет таможенные органы о таком решении и в течение 10 рабочих дней с даты указанного решения готовит для подписания инвестиционный контракт с учетом положений модельного контракта (далее - «Инвестиционный контракт»). Инвестиционный контракт регистрируется уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня подписания и вступает в силу со дня его регистрации. Срок действия инвестиционного контракта определяется сроком действия предоставленной инвестиционной преференции. Освобождение от обложения таможенными пошлинами предоставляется на срок действия инвестиционного контракта, но не более 5 лет с момента его регистрации (см. 2 Статьи 17 Закона об инвестициях). Государственные натурные гранты и процедура их предоставления Государственные натурные гранты предоставляются уполномоченным органом по согласованию с другими соответствующими уполномоченными органами (например, по земельным ресурсам и т.п.) (i) во временное безвозмездное пользование, либо (ii) на праве временного безвозмездного пользования с последующей безвозмездной передачей в собственность или в землепользование при условии выполнения инвестиционных обязательств по Инвестиционному контракту. Безвозмездная передача предоставленного государственного натурного гранта в собственность или в землепользование осуществляется по решению уполномоченного органа. Такое решение принимается по истечении срока действия инвестиционного контракта в случае выполнения инвестором инвестиционных обязательств по Инвестиционному контракту. Максимальный размер государственного натурного гранта составляет не более 30% от объема инвестиций в фиксированные активы юридического лица Республики Казахстан. В случае, если оценочная стоимость запрашиваемого государственного натурного гранта превышает указанный максимальный размер, юридическое лицо Республики Казахстан имеет право получить от уполномоченного органа запрашиваемое имущество с оплатой разницы между его оценочной стоимостью и максимальным размером государственного натурного гранта.
НАЛОГОВЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ
Суть Налоговых преференций заключается в отнесении на вычеты стоимости объектов преференций и (или) последующих расходов на реконструкцию, модернизацию одним из нижеуказанных методов по выбору компании-налогоплательщика: -до ввода объекта в эксплуатацию, в налоговом периоде в котором фактически произведены такие затраты, либо
-после ввода объекта в эксплуатацию, единовременно или равными долями в течение первых трех лет. В соответствии с Налоговым кодексом (см. п. 2 ст. 123 Налогового кодекса) к объектам преференций относятся впервые вводимые в эксплуатацию на территории Республики Казахстан здания и сооружения производственного назначения, машины и оборудование, которые в течение не менее 3-х налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода в эксплуатацию, соответствуют одновременно следующим условиям: 1) являются основными средствами или активами сроком службы более одного года, произведенными и (или) полученными концессионером (правопреемником или юридическим лицом, специально созданным исключительно концессионером для реализации договора концессии) в рамках договора концессии; 2) используются в деятельности, направленной на получение дохода; 3) не являются активами, которые имеют прямую причинно-следственную связь с осуществлением деятельности по контракту на недропользование; 4) в налоговом учете последующие расходы, понесенные недропользователем по данным активам, не подлежат распределению между деятельностью по контракту на недропользование и внеконтрактной деятельностью; 5) не являются активами, вводимыми в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта по контрактам, заключенным до 1 января 2009 года в соответствии с законодательством Республики Казахстан об инвестициях. Для применения вычетов по Налоговым преференциям компании-налогоплательщики должны вести налоговые регистры в форме, утверждаемой Правительством Республики Казахстан. Налоговый кодекс определяет круг лиц, не имеющих право на применение Налоговых преференций. К ним относятся: -организации, осуществляющие деятельность на территориях специальных экономических зон; -компании, производящие и (или) реализующие подакцизные товары, в том числе все виды спирта, алкогольную продукцию и табачные изделия; -компании, применяющие специальный налоговый режим, предусмотренный главой 63 Налогового кодекса, а именно производители сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельские потребительские кооперативы. Льготы по (i) уплате налога на добавленную стоимость (НДС) при ввозе товаров; и (ii) уплаты корпоративного подоходного налога (КПН) законодательством Республики Казахстан не предусмотрены. Однако обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с Налоговым кодексом (см. п.1 Статьи 250 Налогового кодекса) при импорте определенных товаров, в том числе оборудования, НДС уплачивается методом зачета. Перечень указанных товаров и порядок его формирования утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 марта 2003 года № 269. Необходимо отметить, что в указанный Перечень могут быть включены только те товары, производство которых отсутствует на территории Республики Казахстан или не покрывает потребности Республики Казахстан. При импорте товаров, включенных в вышеназванный Перечень, НДС будет уплачиваться методом зачета, где уплата методом зачета, по смыслу и сути, аналогична освобождению НДС.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |