|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz)
25.09.2014 Вместо «зоны» - браслет
В советское время, точнее - в середине восьмидесятых годов, на сто тысяч казахстанцев приходилось 667 заключенных. В два с половиной раза больше, чем в настоящее время. В девяностых годах по индексу тюремного населения Казахстан в мире занимал третье место после США и Российской Федерации. За годы независимости рейтинг удалось улучшить - подняться с третьей позиции до тридцатой. Конечная цель - выбыть из списка пятидесяти стран - лидеров по тюремному индексу. Об этом сообщил заместитель генерального прокурора республики Жакып Асанов, выступая в Актобе на выезд-ном заседании Комитета сената Парламента РК по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам. - Но с 2012 года возникла угроза резкого увеличения числа заключенных, что связано, как минимум, с двумя причинами. Первая - ужесточение спроса за учет и регистрацию преступлений. В итоге из тени вышли традиционно укрываемые кражи, грабежи, хулиганства, состав-ляющие семьдесят процентов всей преступности. Если до 2011 года в среднем в год регистрировалось 130 тысяч преступлений, то в 2013 году - 360 тысяч, - привел конкретные цифры Жакып Асанов. Второй причиной стала, как ни странно, амнистия 2012 года. В качестве превентивной меры Генеральная прокуратура совместно с Верховным судом и МВД в прош-лом году приступила к реализации проекта «10 мер по снижению тюремного населения». Его главная задача - выявить причины высокой наполняемости тюрем и выработать комплекс мер по каждой из них. При этом предпринимаемые шаги не должны снизить уровень защищенности общества и граждан. Инициатива позволила за короткий срок улучшить тюремный индекс страны на четыре позиции с 30-й на 34-ю, а рейтинг по числу заключенных на шесть позиций - с 32-й на 38-ю. Число осужденных к лишению свободы прежде держался на уровне 40-45 процентов. С прошлого года их доля снижена до 37 процентов. Суды стали чаще назначать альтернативные меры наказания в виде ограничения свободы, штрафов, исправительных работ. Также привычным становится условно-досрочное освобождение и замена наказания более мягким его видом. В этом году из колоний на УДО вышли 2760 человек, это в пять раз больше, чем в прошлом году. Еще на 8 процентов снизилось число арестов в ходе следствия, так как прокуроры применяют залоги. - Обратите внимание на следующую цифру. Если в прошлом году залог применялся к пяти обвиняемым, то в этом году - уже к двум тысячам, - акцентировал внимание аудитории заместитель генерального прокурора. Гораздо больше стало примирений обвиняемых с потерпевшими до суда. За 6 месяцев 2014 года за время следствия за примирением прекращена 21 тысяча уголовных дел, это в четыре раза больше, чем в 2012 году. Такая корректировка прокурорско-следственной практики значительно разгрузила суды, предоставив им больше времени для наиболее сложных дел. Указанные меры имеют и экономический эффект. В результате сокращения числа заключенных на 13 тысяч за три года бюджет сэкономил почти 8 млрд тенге. Государство на пенитенциарную систему только в этом году предусмотрело 54 млрд тенге. Сегодня на сто тысяч населения у нас приходится 290 заключенных, но и этот индекс тоже высок. Выше в два раза, чем в европейских странах, и самый худший среди стран Цент-ральной Азии. Жакып Асанов в своем докладе озвучил еще один действенный инструмент уменьшения тюремного населения - это электронные средства слежения. Новый Уголовный кодекс в три раза увеличивает число лиц, за которыми суды могут установить электронный контроль. Если сегодня он применим в отношении 26 тысяч человек, то с 2015 года эта цифра вырастет в три раза. В США электронный мониторинг ежедневно используют в отношении ста тысяч осужденных, в Швеции вместе с браслетом к компьютеру подключается телефон осужденного. Во Франции лиц, к которым применяются электронные браслеты, в три раза больше, чем заключенных.
Справка
Заместитель генерального прокурора Жакып Асанов затронул и тему модернизации правоохранительной системы страны. Ее реализация запланирована в два этапа: с 2014 по 2017 годы и с 2018 по 2020 годы. Программа нацелена на повышение качества правоохранительной деятельности до уровня мировых стандартов, в связи с чем вводится новый критерий ее оценки - уровень доверия населения. В развитых странах, таких как Германия, Польша, Япония, Гонконг, Сингапур, он приближен к восьмидесяти процентам. - Сейчас мы разрабатываем различные модели опроса и анкетирования граждан, в том числе в электронном формате. Не зря говорится: с плохими законами, но с хорошими кадрами можно построить прекрасную страну, но если плохи чиновники, не спасут и лучшие законы. От эффективности каждого сотрудника зависит результат функционирования всей системы, - подчеркнул докладчик. - При разработке концепции кадровой политики мы задавались вопросом: каким должен быть в идеале сотрудник правоохранительных органов? Вся его работа будет описана в виде алгоритма действий. К примеру, в Алматы мы спросили у участковых инспекторов, что они должны делать конкретно, если совершено бытовое насилие? И каким будет их содержание разговора с агрессором и жертвой? К сожалению, четкого ответа мы не услышали. Между тем должны быть пошагово расписаны их действия, в том числе и шаблоны бесед с участниками конфликтов. Таким образом, предусматривается стандартизация всех работ с указанием порядка и содержания действий на отдельных участках работы, - продолжил он.
Жанат СИСЕКЕНОВА, Актобе
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |