|
|
|
25.09.2014 Налоговая политика ориентирована преимущественно на интересы добывающих компаний - Перуашев
По мнению депутата Азата Перуашева, налоговая политика ориентирована преимущественно на интересы добывающих компаний. «Вопреки многочисленным лозунгам госорганов о поддержке перерабатывающей промышленности, налоговая политика ориентирована преимущественно на интересы добывающих компаний», - заявил сегодня в ходе пленарного заседания в мажилисе лидер ДПК «Ак жол» Азат Перуашев, обращаясь с запросом к главе правительства, передает Kazakhstan Today. Как сказано в запросе, казахстанский экспорт имеет ярко выраженную сырьевую направленность. Так, по итогам 2013 года доля минерального сырья в общем объеме экспортных операций превысила 76%. В то же время, экспорт потребительских товаров составил лишь 4,6%. «Если из экспорта потребительских товаров исключить нефтепродукты и агропродовольственные товары, то экспорт готовой потребительской продукции составляет всего лишь 0,4% казахстанского экспорта. Не случайно глава государства в послании народу Казахстана 17 января этого года поставил задачу увеличения доли не сырьевой продукции в казахстанском экспорте до 70%», - сказал А. Перуашев. Он отметил, что для реализации этих поручений правительством проводится определенная работа. В частности, разработаны программы поддержки, такие как «Экспорт-2020», и соответствующие инструменты в виде компенсаций части расходов по выходу на внешний рынок, организация зарубежных торговых поездок и выставок, информационная поддержка, торговое финансирование и страхование и т.д. Между тем, по мнению депутата, подобные меры не могут сравниться по своему влиянию с таким важнейшим направлением экономического регулирования, как налоговая политика. «Во многом именно в нынешней налоговой политике заложены диспропорции, формирующие преимущества добывающего сектора перед отечественной обрабатывающей промышленностью. Так, в действующей редакции Налогового кодекса для экспортеров установлены условия возврата НДС по следующей схеме: при экспорте более 70% продукции НДС возвращается в сокращенные сроки не более 60 дней; при экспорте менее 70%, предприятию возвращается лишь 35% НДС, причем в срок до 180 рабочих дней. А остальная сумма (65%) остается «замороженной» на неопределенный срок и не выплачивается годами. Это не «фигура речи», а реальная практика налогового администрирования в Казахстане, которая сводит на «нет» все красивые презентации чиновников о «налоговом рае», - считает А. Перуашев. По его словам, нарастающие суммы не возврата НДС по каждому предприятию-экспортеру приводят к финансовым потерям, практическому росту себестоимости и потере конкурентоспособности отечественных товаров. «Очевидно, что по объективным причинам именно сырьевые предприятия способны экспортировать более 70% продукции. И именно они получают преимущество от такой налоговой политики. Более того, такая налоговая политика сдерживает и диверсификацию сырьевых компаний, делая для них невыгодными инвестиции в переработку собственного сырья. Обработанная продукция заведомо сталкивается с более высокой конкуренцией на внешних рынках, включая вопросы технологии, производственных и логистических затрат и т.д. Поэтому развитие переработки для сырьевого сектора означает автоматическое снижение экспорта продукции, что чревато проблемами с возвратом НДС», - сказал лидер «Ак жола». По его мнению, по тем же самым причинам, обрабатывающим предприятиям крайне сложно обеспечить 70%-ный экспорт своих товаров. В результате именно их средства годами не возвращаются государством, что ведет к росту себестоимости и еще большему снижению конкурентоспособности. «Элементарный расчет показывает, что при задержке возврата НДС на один год, его реальная стоимость уменьшается на стоимость коммерческого кредита на пополнение оборотных средств, то есть на 15-18%, которые бизнес вынужден заимствовать, чтобы обеспечить работу предприятий. Тем самым задержка возврата НДС наносит прямой финансовый ущерб отечественным производителям обрабатывающих секторов промышленности», - отметил депутат. В запросе также подчеркивается, что если отечественный товар конкурентоспособен, то при существующих условиях производителям для получения возврата НДС необходимо отправлять основную часть продукции на экспорт, игнорируя существующий спрос на внутреннем рынке. В результате происходит необоснованное удорожание цен даже на производимую в стране продукцию. Кроме того, такая деформация налоговой политики приводит к тому, что торговать чужими товарами в Казахстане давно стало выгоднее и проще, чем производить свои и нести потери от не возврата НДС, производственные затраты, высокие транспортные расходы, коррупционную «ренту» и т.д. «Получается замкнутый круг: вопреки многочисленным лозунгам и заявлениям госорганов о поддержке перерабатывающей промышленности, стержень государственной экономической политики в лице налогового регулирования, напротив, ориентирован на создание и сохранение преимуществ добывающих компаний. Ведь добывающие предприятия получают возврат НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, из налогов, уплачиваемых в том числе и обрабатывающей промышленностью, малым и средним бизнесом. Сложившееся положение не способствует появлению новых высокотехнологичных предприятий, осуществляющих глубокую переработку сырья и материалов и производящих качественную конкурентоспособную продукцию. Но даже при этом национальный бизнес, опираясь на политическую волю главы государства, периодически совершает успешные прорывы, что также нельзя не отметить. Проблема лишь в том, что такие прорывы пока что, скорее, исключение, чем правило, и совершаются они нередко вопреки обстоятельствам», - сказано в запросе. В этой связи депутаты «Ак жола» обратились к главе правительства с просьбой рассмотреть возможность принятия мер поддержки отечественных экспортеров-товаропроизводителей в виде снижения барьера доли экспорта в общем объеме производства с 70 до 30%, а также сокращения сроков возврата сумм превышения НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, до 30 дней.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |