|
|
|
Приоритеты реформирования
Р. Хайрбеков, судья Специализированного межрайонного суда по уголовным делам Западно-Казахстанской области
Принципиально важным достижением на пути строительства правового государства в Казахстане является четкое закрепление в Конституции РК демократического принципа разделения власти. Согласно п. 4 ст. 3 Конституции «государственная власть в республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципами ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов». Как известно, судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и предназначена для защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечения исполнения законов, иных нормативных правовых актов и международных договоров. Постановление Президента страны «О государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан» от 12 февраля 1994 года стало историческим документом, утвердившим приоритетные направления реформы судебно-правовой системы. Этим постановлением четко регламентированы структура судебных органов республики, полномочия судей, вопросы судейских кадров. Верховный Суд РК признан высшей инстанцией судебной власти, в компетенцию которого входила кассационная, надзорная, контролирующая деятельность над работой нижестоящих судов, а также он был признан органом, дающим разъяснения по вопросам судебной практики и применения законодательных актов. Были определены структура и состав судебных органов. Следующим шагом в реформировании судебной системы стал Указ Президента, подписанный в 1995 году, имеющий силу Конституционного закона: «О судах и статусе судей в Республике Казахстан». Закон утвердил определяющий статус независимой судебной власти - одной из равноправных ветвей единой государственной власти. В 2000 году Глава государства инициировал принятие нового Закона «О судебной системе и статусе судей в Республике Казахстан» и при этом подчеркнул, что он нам нужен «для укрепления независимости судебной власти судебной системы», повышения качества отправления правосудия и надежной судебной защиты прав и законных интересов граждан. В период с 1996 по 2005 годы были разработаны 147 законопроектов, в том числе «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей в Республике Казахстан»; «О присяжных заседателях». Принятая в последние годы законодательная база оказала позитивное влияние в деле реализации гарантий самостоятельности и единства судебной системы Казахстана, укрепила статус судьи, усилила его независимость. Государственные меры по последовательному усилению материальных и социальных гарантий их деятельности, улучшению материально-технической базы судов, а также рост бюджетных ассигнований на эти цели дали положительные результаты для повышения эффективности правосудия. Образование Комитета по судебному администрированию при Верховном Суде РК как уполномоченного органа по материально-техническому обеспечению судов республики позволило исключить влияние на судебную систему исполнительной ветви власти. Настойчиво проводится в республике работа в целях усиления гласности и прозрачности судебных процедур, специализации судов и судей. Созданы и работают межрайонные специализированные экономические, административные, уголовные и ювенальные суды. Открыт веб-сайт Верховного Суда, функционирует Единая информационная база судебных актов. В правовом государстве признается только сила закона и справедливость. Судебную систему следует оградить от воздействия власти и денег, правосудие должно вершиться судьями с безупречной репутацией, твердой гражданской позицией, руководствующимися только Конституцией и законами. Закон РК «О присяжных заседателях» регулирует общественные отношения, связанные с участием присяжных заседателей в уголовном судопроизводстве, в нем четко определены правовой статус, гарантии независимости, правовые, экономические и организационные основы обеспечения деятельности присяжных заседателей. Введение института присяжных заседателей стимулировало состязательный процесс, который повышает требования к качеству работы сотрудников прокуратуры, к следователям и защите. Рост профессиональной ответственности и качества работы непременно приведет к повышению престижа суда и доверия граждан к правосудию. Республика Казахстан определилась с моделью суда присяжных, однако это вовсе не означает, что судопроизводство с участием присяжных заседателей не будет нуждаться в дальнейшем развитии. Надо полагать, в перспективе практика суда присяжных по мере накопления опыта потребует внесения объективных корректив в его работу. В этом плане важно опираться на потенциал Конституции РК в области правосудия. Важным звеном совершенствования профессиональных навыков судей является подготовка и обучение кадров судейского корпуса, принятие мер по повышению образовательного и профессионального мастерства судей, стажировки в судах кандидатов в судьи. Все эти меры должны способствовать качественному улучшению уровня судебной защиты прав и свобод граждан и юридических лиц и формированию позитивного имиджа судебной системы РК в целом. Приоритетами дальнейшего совершенствования системы правосудия являются: - реализация задач, направленных на формирование независимого, объективного, беспристрастного суда, достижение международных стандартов отправления правосудия, повышение уровня ответственности судей перед обществом, создание условий прозрачности деятельности судов; - дальнейшее укрепление правовых и социальных гарантий судей, в том числе повышение заработной платы судей, своевременное предоставление жилья, улучшение пенсионного обеспечения, включая судей в отставке; - требуют проработки вопросы, связанные с отбором кандидатов на должность судьи, приостановлением и прекращением его полномочий, повышением профессионализма судей и их ответственности за злоупотребление властью; - введение должности помощника судьи с приданием ему статуса государственного служащего, что позволит освободить судью от технической работы и улучшить качество отправления правосудия. Реформирование судебной системы в Казахстане будет способствовать укреплению правопорядка в стране, позволит оперативно разрешать судебные дела, в полной мере реализует положение Конституции о праве каждого на судебную защиту своих законных прав и интересов.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |