Г. Шахворостова, сертифицированный
бухгалтер-практик (САР)
КАК ОТРАЖАТЬ В УЧЕТЕ ПОСТУПЛЕНИЕ И СПИСАНИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ?
Компания приобретает бухгалтерскую литературу (журналы), как правильно их приходовать? Как материалы и потом списывать или как расходы будущих периодов?
Для начала определим, что такое запасы. В соответствии с МСФО (IAS) 2 «Запасы» запасы - это активы:
предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности;
находящиеся в процессе производства для такой продажи; или
находящиеся в виде сырья или материалов, которые будут потребляться в процессе производства или предоставления услуг.
Себестоимость запасов должна включать все затраты на приобретение, затраты на переработку и прочие затраты, понесенные для того, чтобы обеспечить текущее местонахождение и состояние запасов.
Как следует из этого определения бухгалтерская литература и периодические издания не соответствуют этим критериям и, как правило, отражаются в бухгалтерском учете в виде расходов будущих периодов.
Расходы будущих периодов являются краткосрочными активами компании и в большинстве случаев отражаются в составе административных расходов или накладных расходах. Расходы будущих периодов списываются ежемесячно равномерно, в течение срока, на который они были рассчитаны (определены). При этом списание расходов будущих периодов в зависимости от условий договора могут относиться к различным отчетным периодам.
Расходы будущих периодов отражаются следующей корреспонденцией счетов:
| Дебет | Кредит | Содержание операции |
| 1620 «Расходы будущих периодов» | 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам» | Отражение начисленных расходов, связанных с определенным периодом времени |
| 7210 «Административные расходы» 8040 «Накладные расходы» | 1620 «Расходы будущих периодов» | Отражение расходов в каждом отчетном периоде |
Следует также добавить, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса суммой НДС, относимого в зачет в соответствии с пунктом 1 указанной статьи, является сумма налога, которая подлежит уплате по счетам-фактурам, выписанным в соответствии с пунктом 11 статьи 263 Налогового кодекса, в части, приходящейся на стоимость полученных в отчетном налоговом периоде периодических изданий и иной продукции средств массовой информации, включая размешенные на интернет-ресурсе в общедоступных телекоммуникационных сетях.
Согласно пункту 11 статьи 263 Налогового кодекса в случае реализации периодических печатных изданий и иной продукции средств массовой информации, включая размещенные на интернет-ресурсе, счет-фактура выписывается не позднее пяти дней после даты совершения оборота по реализации.
Так как списание изданий осуществляется через расходы будущих периодов, то сумму НДС, указанную в счете-фактуре на периодические издания, можно относить в зачет по полученным изданиям пропорционально в течение всего периода. Но если сумма НДС незначительна, то можно отнести в зачет сразу всю сумму на основании счета-фактуры.
На вычеты относятся расходы по полученным в отчетном году периодическим изданиям, оставшаяся сумма по неполученным изданиям также будет продолжать отражаться по статье расходы будущих периодов.