|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
И. Обуховская, профессиональный бухгалтер РК
КАК ОФОРМИТЬ НА РАБОТУ ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО - РЕЗИДЕНТА РФ ПО ТРУДОВОМУ ДОГОВОРУ, И КАКИМИ НАЛОГАМИ ОБЛАГАЮТСЯ ДОХОДЫ ДАННОГО СОТРУДНИКА?
Какие необходимы документы при приеме на работу, и какие налоги удерживаются с доходов работника гражданина России? Компания хочет принять на работу гражданку России, вида на жительство нет и гражданство менять не собирается. Требуется ли разрешение на работу с миграционной полиции, и с кем она должна составить договор? Может ли Казахстанское ТОО принять на работу в качестве директора жителя России? Если да, то как это нужно оформить, какие отчеты сдавать и как удерживать налоги?
Нормативная база. В соответствии со статьей 3 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (между Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации) (далее - соглашение), деятельность, связанная с привлечением трудящихся-мигрантов, осуществляется работодателями государства трудоустройства без учета ограничений по защите национального рынка труда, а трудящимся-мигрантам не требуется получения разрешений на осуществление трудовой деятельности на территориях государств Сторон. Следовательно, компании, привлекающей для работы физическое лицо резидента РФ, не требуется получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Далее согласно статье 4 соглашения трудовые отношения трудящегося-мигранта с работодателем регулируются законодательством государства трудоустройства, а также настоящим соглашением и оформляются путем заключения трудового договора. Для заключения трудового договора трудящийся-мигрант представляет работодателю документы, предусмотренные трудовым законодательством государства трудоустройства, а также документ (ы), подтверждающий (е) законность нахождения трудящегося-мигранта на территории государства трудоустройства. Положения Трудового кодекса. При этом согласно пункту 1 статьи 31 Трудового кодекса, для заключения трудового договора с физическим лицом нерезидентом необходимо предоставление: - паспорт; - документ об образовании, квалификации, наличии специальных знаний или профессиональной подготовки при заключении трудового договора на работу, требующую соответствующих знаний, умений и навыков; - копия документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства либо временного проживания; - документ, подтверждающий трудовую деятельность - трудовая книжка (для лиц, имеющих трудовой стаж); - документ воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу); - документ о прохождении предварительного медицинского освидетельствования (для лиц, обязанных проходить такое освидетельствование в соответствии с установленными правилами). Хотелось бы отметить, что с учетом того, что сотрудница является нерезидентом, при приеме на работу так же необходимо копии свидетельств о присвоении регистрационного номера налогоплательщика, и документ (ы), подтверждающий (е) законность нахождения трудящегося-мигранта на территории государства трудоустройства. К таким документам относятся отметка пограничной службы в паспорте о пересечении государственной границы и миграционная карта. Комментарии. Далее в соответствии со статьей 5 соглашения трудящийся-мигрант и члены его семьи освобождаются от регистрации, постановки на учет по месту пребывания, в уполномоченных органах государства трудоустройства в течение 30 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства. Срок временного пребывания трудящегося-мигранта и членов его семьи определяется сроком действия трудового договора трудящегося-мигранта с работодателем. Таким образом, гражданке РФ в течение 30 суток необходимо заключить трудовой договор и обратиться в миграционные службы для получения разрешения на временное пребывание на территории Республики Казахстан в связи с трудоустройством на срок действия трудового договора. Документы, необходимые для регистрации в Миграционную полицию, - паспорт, миграционная карточка, нотариально заверенная копия трудового договора. Налогообложение. Что касается вопроса по поводу налогообложения сотрудницы резидента РФ, то согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса, доходами нерезидента из источников в РК признаются доходы физического лица-нерезидента от деятельности в РК по трудовому договору (контракту), заключенному с резидентом или нерезидентом, являющимся работодателем. Далее согласно пункту 3 статьи 201 Налогового кодекса исчисление ИПН, удерживаемого у источника выплаты, производится налоговым агентом путем применения ставки, установленной пунктом 1 статьи 158 Налогового кодекса по ставке 10% к сумме доходов, облагаемых у источника выплаты, определенных подпунктом 18 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса без осуществления налоговых вычетов. Далее по поводу СН на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 355 Налогового кодекса плательщиками СН являются юридические лица-резиденты РК. Соответственно согласно пункту 2 статьи 357 Налогового кодекса объектом налогообложения являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам-нерезидентам в виде доходов, определенных подпунктом 18 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса. Также хотелось бы отметить, что согласно Закону РК «Об обязательном социальном страховании» обязательному социальному страхованию подлежат работники, самостоятельно занятые лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан и осуществляющих деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан, за исключением получателей пенсионных выплат из Государственного центра по выплате пенсий. При этом Гражданин другого государства не входит в категорию, имеющих право получения социальных пособий (льгот) в связи с наступлением социальных рисков по видам обязательного социального страхования согласно вышеуказанного Закона, т. к. имеет статус лица, являющегося гражданином другого государства, законно находящегося и на законном основании занимающегося оплачиваемой трудовой деятельностью на территории Республики Казахстан. В связи с чем, граждане другого государства не подлежат обязательному социальному страхованию в Республике Казахстан, и перечисление социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования за них не производится. Далее в соответствии со статьей 11 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (между Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации) (далее - соглашение) социальное обеспечение (социальное страхование), кроме пенсионного, трудящихся мигрантов осуществляется в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Таким образом, в связи с различным пенсионным законодательством государств-партнеров в рамках соглашения, российские трудящиеся-мигранты, осуществляющие временную трудовую деятельность на территории государств-партнеров, не подлежат пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Пенсионное обеспечение указанных трудящихся - мигрантов осуществляется по законодательству государства, гражданами которого они являются. Налоговая отчетность. Декларация по ИПН и СН (ФНО 210.00) по иностранцам и лицам без гражданства на основании пункта 1-1 статьи 162 Налогового кодекса представляется налоговым агентом в налоговые органы по месту уплаты налога ежеквартально не позднее 15 числа второго месяца, следующего за кварталом, в который входят отчетные налоговые периоды. Таким образом, в рассматриваемом случае компания будет исчислять и уплачивать только ИПН и СН, ОПВ и СО в Государственный фонд социального страхования не должны выплачиваться за данную сотрудницу. При этом так же возникает обязательство по предоставлению в налоговые органы в установленные законом сроки декларации по ИПН и СН (Форма 210.00).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |