|
|
|
Криминализация геноцида по законодательству Республики Казахстан
1 января 2015 года была введена в действие новая редакция Уголовного кодекса Республики Казахстан.[i] В главу 4 новой редакции Уголовного кодекса включены составы преступлений против мира и безопасности человечества. Большинство из этих преступлений являются преступлениями по международному праву.[ii] Таким образом, уголовное законодательство Республики Казахстан имплементирует обязательства государства по соответствующим международным договорам, в которых она участвует,[iii] и отражает тенденции развития так называемых обычных норм международного уголовного права.[iv] В настоящей статье имплементация состава преступления геноцида в уголовное законодательство Республики Казахстан рассматривается с точки зрения международного уголовного права и юридической техники.
1. Состав преступления геноцида и источники права
Состав преступления геноцида сформулирован в статье 168 Уголовного кодекса Республики Казахстан: 1. Геноцид, то есть умышленные деяния, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо создания иных жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы [...] 2. Те же деяния, совершенные в военное время [...] В значительной степени, формулировка состава преступления соответствует определению, содержащемуся в статье 2 Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г.[v] В частности, в ней отражены такие существенные элементы определения преступления геноцида, как: - принадлежность жертв преступления к определенной национальной, этнической, расовой или религиозной группе; - наличие прямого умысла на полное или частичное уничтожение такой группы. В то же время, объективную сторону преступления геноцида, изложенную в части первой статьи 168, казахстанский законодатель сформулировал самостоятельно, дословно заимствовав формулировку из статьи 160 предыдущей редакции Уголовного кодекса, в силу чего она по всем пунктам в той или иной степени отличается от конвенционной: - видимо, в целях уточнения применения формулировки по кругу жертв (национальная, этническая, расовая или религиозная группы) и исключения ее расширительного толкования, указательное местоимение «такой [группы]»было заменено на указательное местоимение «этой [группы]"; - относительно детальная, на первый взгляд, формулировка «причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства [членам такой группы]»была заменена на более общую категорию «причинения тяжкого вреда [их] здоровью»;[vi] - неясно, все ли сознательно осуществляемые «меры, рассчитанные на предотвращение деторождения [в среде такой группы]»следует считать «насильственным воспрепятствованием деторождению» по смыслу соответствующей фразы описательной диспозиции статьи 168, или казахстанский законодатель действительно имел в виду лишь наиболее жестокие меры; - говоря о «принудительной передаче детей», законодатель не уточняет, в отличие от Конвенции 1948 г., что речь идет о передаче детей именно «из одной человеческой группы в другую», что делается, в конечном счете, для того, чтобы, находясь в новой группе, дети более не ассоциировали себя с группой, из которой они фактически происходят; - в заключительной альтернативной диспозиции «насильственное переселение» является существенным дополнением к конвенционной формулировке. Представляется, что здесь может иметь место смешение объективных сторон преступления геноцида, с одной стороны, и «этнической чистки» либо «депортации или насильственного перемещения населения», с другой стороны. Кроме того, в статье 168 не уточняется, в отличие от Конвенции, что преступлением является предумышленное создание условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение ее. В результате, может сложиться впечатление, что для целей казахстанского уголовного закона преступными будут считаться лишь меры, направленные на полное физическое уничтожение соответствующей группы. В свою очередь, часть вторая статьи 168 Уголовного кодекса устанавливает уголовную ответственность за совершение преступления геноцида в «военное время». Поскольку уголовное законодательство Республики Казахстан не содержит определения понятия «военное время», можно предположить, что имеются в виду ситуации международных[vii] либо немеждународных вооруженных конфликтов,[viii] подлежащих определению в соответствии с действующим международным правом – в первую очередь, в соответствии с Женевскими конвенциями 1949 года о защите жертв войны и Дополнительными протоколами 1977 года к ним. С учетом вышеизложенных обстоятельств, представляется, что, в случае применения статьи 168 в судебной практике (а такой практики до сих пор не было), суд будет исходить из фактических обстоятельств дела и применять собственный уголовный закон с учетом соответствующего международно-правового опыта. В соответствии со статьями 15(1) и 16 Уголовного кодекса, уголовной ответственности за преступление геноцида подлежат вменяемые физические лица, достигшие ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
2. Предусмотренные правовые последствия
Преступление геноцида отнесено уголовным законом Республики Казахстан к особо тяжким преступлениям[ix] и наказывается по первой части статьи 168 лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет либо пожизненным лишением свободы, а по части второй статьи 168 – лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью. В отношении квалификации особо тяжких преступлений, установления меры ответственности и назначения наказания за их совершение, порядка исполнения наказания и погашения судимости, уголовным законом Казахстана предусмотрены следующие правовые последствия: (1) наступление уголовной ответственности за приготовление к преступлению (статья 24(2));[x] (2) наступление уголовной ответственности за покушение на совершение преступления (статья 24(4));[xi] (3) повышение степени уголовной ответственности за совершение преступления группой (статья 31(3));[xii] (4) возможность назначения в качестве наказания по первой части статьи 168 в виде лишения свободы на срок до двадцати лет (статья 46(3))[xiii] либо пожизненно (статья 46(4)),[xiv] а по второй части статьи 168 – вплоть до смертной казни (статья 47)[xv]; (5) возможность лишения лица почетного, воинского, специального или иного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса (статья 49);[xvi] (6) при назначении наказаний по совокупности преступлений – поглощение менее тяжкого наказания более тяжким путем частичного или полного сложения наказаний (статья 58(3));[xvii] (7) в отдельных случаях, при назначении наказаний по совокупности преступлений – назначение окончательного наказания путем частичного или полного сложения наказаний, но срок окончательного наказания в виде лишения свободы не должен превышать двадцати пяти лет (статья 58(4));[xviii] (8) неприменение сроков давности к лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества (статья 71(6));[xix] (9) возможность применения условно-досрочного освобождения по истечении не менее двух третей назначенного срока наказания (статьи 72(3)(3)[xx] и 86(1)(4))[xxi]; (10) теоретически, вследствие стечения тяжелых обстоятельств, возможность отсрочки отбывания наказания на срок до трех месяцев (статья 76(2));[xxii] (11) возможность применения акта амнистии (статья 78(2)[xxiii] или акта помилования (статья 78(4))[xxiv]; (12) погашение судимости по истечении восьми лет после отбытия наказания (статья 79(3)(5)[xxv], или, в случае совершения преступления лицами, не достигшими восемнадцати лет, – по истечении трех лет после отбытия наказания (статья 89(4)).[xxvi]
* Сергей Вячеславович Саяпин (s.sayapin@kimep.kz) – доктор права (Dr. iur.), ассистент-профессор Школы права Университета КИМЭП. [i] См. Закон Республики Казахстан № 226-V ЗРК от 3 июля 2014 года. [ii] См. по поводу концепции преступлений по международному праву в издании: Г. Верле, Принципы международного уголовного права (Фенiкс, ТрансЛит, 2011), стр. 187 – 223. [iii] См. Закон Республики Казахстан № 54-III ЗРК «О международных договорах Республики Казахстан», статья 20(1): «Каждый действующий международный договор Республики Казахстан подлежит обязательному и добросовестному выполнению Республикой Казахстан». [iv] См. выше, прим. 2, стр. 69 – 72. [v] Казахстан присоединился к Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 26 августа 1998 г. Статья 2 Конвенции гласит: «В настоящей Конвенции под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: а) убийство членов такой группы; b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; c) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; е) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую». [vi] Содержание альтернативной диспозиции «причинение тяжкого вреда здоровью» следует толковать в свете содержания пункта одиннадцатого статьи 3 Уголовного кодекса:»[Т]яжкий вред здоровью – вред здоровью человека, опасный для его жизни, либо иной вред здоровью, повлекший за собой: потерю зрения, речи, слуха или какого-либо органа; утрату органом его функций; неизгладимое обезображивание лица; расстройство здоровья, соединенное со значительной стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть; полную утрату профессиональной трудоспособности; прерывание беременности; психическое расстройство; заболевание наркоманией или токсикоманией». [vii] См. статью 2, общую для Женевских конвенций 1949 года. [viii] См. статью 3, общую для Женевских конвенций 1949 года, и Второй Дополнительный протокол 1977 года к Женевским конвенциям 1949 года. [ix] В соответствии со статьей 11(5) Уголовного кодекса,»[о]собо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двенадцати лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни». [x] Статья 24(2): «Уголовная ответственность наступает за приготовление к тяжкому или особо тяжкому преступлению, а также за приготовление к террористическому преступлению». [xi] Статья 24(4): «Уголовная ответственность наступает за покушение на преступление средней тяжести, тяжкое или особо тяжкое преступление, а также за покушение на террористическое преступление». [xii] Статья 31(3): «Преступление признается совершенным преступной группой, если оно совершено организованной группой, преступной организацией, преступным сообществом, транснациональной организованной группой, транснациональной преступной организацией, транснациональным преступным сообществом, террористической группой, экстремистской группой, бандой или незаконным военизированным формированием». [xiii] Статья 46(3): «Лишение свободы за совершение преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается на срок от шести месяцев до пятнадцати лет, а за особо тяжкие преступления – до двадцати лет либо пожизненно». [xiv] Статья 46(4): «Пожизненное лишение свободы может устанавливаться за совершение особо тяжких преступлений, а также как альтернатива смертной казни. Пожизненное лишение свободы не назначается лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет, женщинам, мужчинам в возрасте шестидесяти трех и свыше лет. Пожизненное лишение свободы в порядке помилования может быть заменено лишением свободы на определенный срок». [xv] Статья 47: «1. Смертная казнь – расстрел как исключительная мера наказания устанавливается за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании. 2. Смертная казнь не назначается лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет, женщинам, мужчинам в возрасте шестидесяти трех и свыше лет. 3. При введении Президентом Республики Казахстан моратория на исполнение смертной казни исполнение приговора о смертной казни приостанавливается на время действия моратория. 4. Приговор о смертной казни приводится в исполнение не ранее чем по истечении одного года с момента его вступления в силу, а также не ранее чем по истечении одного года после отмены моратория на исполнение смертной казни. 5. Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на определенный срок с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Лица, приговоренные к смертной казни, в случае отмены моратория на исполнение смертной казни имеют право ходатайствовать о помиловании независимо от того, ходатайствовали ли они об этом до введения моратория или нет». [xvi] Статья 49: «1. При осуждении за совершение умышленного уголовного правонарушения с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского, почетного или иного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса. 2. При осуждении за совершение умышленного уголовного правонарушения лица, имеющего государственные награды Республики Казахстан, а равно специальное, воинское, почетное или иное звание, классный чин, дипломатический ранг или квалификационный класс, присвоенные Президентом Республики Казахстан, суд при вынесении приговора может внести, а по коррупционным преступлениям вносит представление Президенту Республики Казахстан о лишении осужденного этих наград, званий, классного чина, дипломатического ранга или квалификационного класса». [xvii] Статья 58(3): «Если совокупность уголовных правонарушений включает в себя тяжкое или особо тяжкое преступление, то окончательное наказание назначается путем поглощения менее строгого наказания более строгим или путем частичного или полного сложения наказаний. При этом окончательное наказание в виде лишения свободы не может превышать двадцать лет». [xviii] Статья 58(4): «Если совокупность уголовных правонарушений включает в себя хотя бы одно особо тяжкое преступление, за совершение которого настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двадцати лет, то окончательное наказание назначается путем частичного или полного сложения наказаний. При этом окончательное наказание в виде лишения свободы не может превышать двадцать пять лет». [xix] Статья 69(6): «Сроки давности не применяются к лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, коррупционные преступления, террористические преступления, экстремистские преступления, пытки, преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также особо тяжкие преступления против личности, основ конституционного строя и безопасности государства, против общественной безопасности и общественного порядка, в сфере экономической деятельности». [xx] Статья 72(3)(3): «Условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным [...]не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление […]». [xxi] Статья 86(1)(4): «Лица, осужденные к лишению свободы, ограничению свободы или исправительным работам за совершение преступления в несовершеннолетнем возрасте, в случае отсутствия у них злостных нарушений установленного порядка отбывания или исполнения наказания подлежат условно-досрочному освобождению после фактического отбытия или исполнения [...]не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление, сопряженное с посягательством на жизнь человека». [xxii] Статья 76(2): «Лицу, осужденному к лишению свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление, за исключением лиц, осужденных за террористическое или экстремистское преступление, либо преступление, совершенное в составе преступной группы или против половой неприкосновенности малолетних, суд может при наличии оснований, указанных в части первой настоящей статьи, отсрочить отбывание наказания на срок до трех месяцев». [xxiii] Статья 78(2): «На основании акта об амнистии [... л]ицам, осужденным за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, может быть сокращен срок назначенного им наказания [...]» [xxiv] Статья 78(4): «При помиловании лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такое лицо может быть освобождено от дополнительного вида наказания. С лица, отбывшего наказание или освобожденного от дальнейшего его отбывания, актом помилования может быть снята судимость». [xxv] Статья 79(3)(5): «Судимость погашается [...]в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, – по истечении восьми лет после отбытия наказания». [xxvi] Статья 89(4): «Для лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет, сроки погашения судимости, предусмотренные статьей 79 настоящего Кодекса, сокращаются и соответственно равны: [...] 4) трем годам после отбытия лишения свободы за особо тяжкое преступление».
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |