|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
Д. Пак, профессиональный бухгалтер РК, CAP, аудиторская компания «ТрастФинАудит» г. Алматы
КАКИМ КРИТЕРИЯМ ДОЛЖНА СООТВЕТСТВОВАТЬ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ СЭЗ «АСТАНА-НОВЫЙ ГОРОД» И КАКОВ ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ?
Какие критерии должны быть выполнены организацией, которая намерена осуществлять деятельность на территории СЭЗ «Астана-новый город» и каков порядок налогообложения такой организации?
Налогообложение организаций, осуществляющих деятельность на территориях СЭЗ, регламентировано главой 17 Налогового кодекса. Статьей 150 Налогового кодекса определены следующие общие положения и требования к организациям, осуществляющих деятельность на территориях СЭЗ: 1. Для целей применения настоящей статьи организацией, осуществляющей деятельность на территории СЭЗ, является юридическое лицо, соответствующее одновременно следующим условиям: 1) юридическое лицо зарегистрировано в качестве налогоплательщика по месту нахождения в налоговом органе на территории СЭЗ или осуществлена его постановка на регистрационный учет по месту нахождения объекта, облагаемого земельным налогом, налогом на имущество или платой за пользование земельными участками, в таком налоговом органе при наличии налогового органа на территории СЭЗ либо юридическое лицо зарегистрировано в качестве налогоплательщика по месту нахождения в территориальном подразделении налогового органа, в компетенцию которого входит территория СЭЗ, при отсутствии налогового органа на территории СЭЗ; 2) юридическое лицо является участником СЭЗ в соответствии с законодательством Республики Казахстан о СЭЗ; 3) юридическое лицо не имеет структурных подразделений за пределами территории СЭЗ; 3. К организациям, осуществляющим деятельность на территориях СЭЗ, не относятся: 1) недропользователи; 2) организации, производящие подакцизные товары, за исключением организаций, осуществляющих производство, сборку (комплектацию) подакцизных товаров, предусмотренных подпунктом 6 статьи 279 настоящего Кодекса; 3) организации, применяющие СНР; 4) организации, применившие инвестиционные налоговые преференции; 5) организации, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса. Организации, осуществляющие деятельность на территориях СЭЗ, не вправе применять положения настоящего Кодекса, установленные для организации, осуществляющей деятельность по организации и проведению международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан. 4. Отнесение полученных (подлежащих получению) доходов к доходам от видов деятельности, указанных в подпунктах 4 и 5 части первой пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании подтверждения местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, выданного в порядке и по форме, которые установлены Правительством Республики Казахстан. Отнесение полученных (подлежащих получению) доходов к доходам от видов деятельности, указанных в подпункте 4 части первой пункта 2 настоящей статьи, осуществляется на основании подтверждения автономного кластерного фонда, выданного в порядке и по форме, которые установлены Правительством Республики Казахстан. 5. Исчисление налогов и платы за пользование земельными участками, а также возврат превышения НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим разделом и статьями 244-2 и 244-3 настоящего Кодекса. Налогообложение организаций, осуществляющих деятельность на территории СЭЗ «Астана - новый город» определено статьей 151-1 Налогового кодекса, в соответствии с которой установлено, что: 1. В целях применения подпункта 5 части первой пункта 1 статьи 150 настоящего Кодекса видами деятельности, соответствующими целям создания СЭЗ «Астана - новый город», являются: 1) производство продуктов химической промышленности; 2) производство резиновых и пластмассовых изделий; 3) производство прочих неметаллических минеральных продуктов; 4) производство бытовых электрических приборов; 5) производство машин и оборудования; 6) металлургическая промышленность; 7) производство электрического оборудования, в том числе электроосветительного оборудования; 8) производство стеклянных компонентов для осветительных приборов; 9) производство продуктов питания; 10) производство древесной массы и целлюлозы, бумаги и картона; 11) производство мебели; 12) производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов; 13) производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава; 14) производство воздушных и космических летательных аппаратов; 15) производство основных фармацевтических продуктов и препаратов; 16) производство электронных деталей; 17) строительство и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, административного и жилого комплексов в соответствии с проектно-сметной документацией; 18) строительство и ввод в эксплуатацию больниц, поликлиник, школ, детских садов, музеев, театров, высших и средних учебных заведений, библиотек, дворцов школьников, спортивных комплексов в соответствии с проектно-сметной документацией. 2. При исчислении налогов и платы за пользование земельными участками организациями, осуществляющими деятельность на территории СЭЗ «Астана - новый город», по объектам налогообложения и (или) объектам, связанным с налогообложением, расположенным на территории СЭЗ и используемым при осуществлении видов деятельности, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, применяются: ü коэффициент 0 к соответствующим ставкам при исчислении земельного налога; ü коэффициент 0 к соответствующим ставкам при исчислении платы за пользование земельными участками на срок, указанный в договоре временного возмездного землепользования (аренды), но не более десяти лет со дня предоставления земельных участков на праве временного возмездного землепользования (аренды); ü ставка 0 процента к среднегодовой стоимости объектов налогообложения при исчислении налога на имущество. 3. Если иное не установлено настоящим пунктом, организация, осуществляющая деятельность на территории специальной экономической зоны «Астана - новый город», при определении суммы КПН, подлежащей уплате в бюджет, уменьшает сумму исчисленного в соответствии со статьей 139 настоящего Кодекса КПН на 100%. Положения настоящего пункта не распространяются на КПН, исчисленный по доходам, полученным (подлежащим получению) от осуществления вида деятельности, указанного в подпункте 18 пункта 1 настоящей статьи. В случае, если организация, осуществляющая вид деятельности, указанный в подпункте 18 пункта 1 настоящей статьи, осуществляет также один из видов деятельности, указанных в подпунктах 1 - 17 пункта 1 настоящей статьи, такая организация в целях исчисления налогового обязательства по корпоративному подоходному налогу ведет раздельный учет по деятельности, указанной в подпункте 18 пункта 1 настоящей статьи, и другой деятельности. На основании изложенного, для целей осуществления деятельности на территории СЭЗ «Астана - новый город» юридическое лицо должно соответствовать общим положениям и критериям, установленным статьей 150 Налогового кодекса и осуществлять виды деятельности, соответствующие целям создания специальной экономической зоны «Астана - новый город» согласно пункту 1 статьи 151-1 Налогового кодекса. При выполнении указанных условий налогообложение при исчислении налогов и платы за пользование земельными участками организациями, осуществляющими деятельность на территории СЭЗ «Астана - новый город», по объектам налогообложения и (или) объектам, связанным с налогообложением, расположенным на территории СЭЗ и используемым при осуществлении видов деятельности, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, применяются: ü коэффициент 0 к соответствующим ставкам при исчислении земельного налога; ü коэффициент 0 к соответствующим ставкам при исчислении платы за пользование земельными участками на срок, указанный в договоре временного возмездного землепользования (аренды), но не более 10 лет со дня предоставления земельных участков на праве временного возмездного землепользования (аренды); ü ставка 0 процента к среднегодовой стоимости объектов налогообложения при исчислении налога на имущество. При определении суммы КПН, подлежащей уплате в бюджет, уменьшает сумму исчисленного в соответствии со статьей 139 настоящего Кодекса КПН на 100%. Однако следует иметь в виду, что если организация, осуществляющая деятельность на территории СЭЗ «Астана - новый город», осуществляет ее по строительству и вводу в эксплуатацию больниц, поликлиник, школ, детских садов, музеев, театров, высших и средних учебных заведений, библиотек, дворцов школьников, спортивных комплексов в соответствии с проектно-сметной документацией, то она должна вести раздельный учет от других видов деятельности, определенных подпунктами 1 - 17 пункта 1 статьи 151 Налогового кодекса.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |