|
|
|
Оглашен 14 апреля 2014 года Заместителю Премьер-Министра Республики Казахстан Тугжанову Е.Л.
Депутатский запрос касательно выдачи лицензий на медицинскую деятельность
Уважаемый Ералы Лукпанович!
Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан № ҚР ДСМ167/2020 от 29.10.2020г. утверждены минимальные стандарты оснащения организаций здравоохранения медицинскими изделиями. Введенная с 2021 года новая правовая регламентация лицензирования медицинской деятельности значительно ограничила свободу предпринимательства в сфере здравоохранения, а созданные этим приказом административные барьеры и коррупционные риски повлекли массовый отказ в выдаче лицензии на медицинскую деятельность ввиду несоответствия организаций здравоохранения предъявляемым требованиям. С начала года во всех регионах сформировалась широкая практика отказа в выдаче разрешительных документов на медицинскую деятельность. По данным Министерства здравоохранения на 1 апреля 2021 года по республике поступило 4 654 заявок на получение лицензии, из них 2 014 (43,3%) отказов, выдано 1 481 (31,8%) лицензия, остальные заявки - 1159 (24,9%) на рассмотрении. С января по февраль 2021 года в городе Алматы на получение лицензий на занятие медицинской деятельностью поступило 336 заявлений, из которых 320 (95,2%) были отклонены. В городе Нур-Султане с 5 января по 15 марта из поступивших 438 заявок было отклонено 231 (52,7%), в Атырауской области - из 80 заявлений отклонено 57 (71%), в Туркестанской области из поступивших 131 заявления отклонено 93 (70,9%).
Сотрудниками Департаментов Комитета контроля медицинской и фармацефтической дейтельности на местах выдвигаются требования, не предусмотренные Стандартом государственной услуги «Выдача лицензии на медицинскую деятельность». Согласно п.2 Приказа данный подзаконный акт предусмотрен только для медицинских организаций, оказывающих услуги в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и/или обязательного медицинского страхования (ОСМС/ГОБМП). В связи с этим положения данного Приказа не применимо для организаций, не работающих в системе ОСМС/ГОБМП. Однако, к примеру, Департамент Комитета по городу Алматы применяет нормы Приказа ко всем медицинским организациям, подавшим заявление на получение лицензии независимо от участия их в системе гарантированного объема медицинской помощи или обязательного страхования. Также департамент требует у предпринимателей оснащать кабинеты дорогостоящим оборудованием, в которых нет необходимости. К примеру, в каждый кабинет врача общей практики и терапевта - многоканальный ЭКГ аппарат, в каждый кабинет педиатра - аппарат отоакустической эмиссии, в каждый кабинет акушера-гинеколога - кардиотокограф, кольпоскоп, в каждый процедурный, прививочный, перевязочный кабинеты - дефибриллятор и т.д. Таких примеров много. Несмотря на то, что положения данного Приказа влекут регуляторную нагрузку, так как устанавливают обязательные для исполнения дополнительные финансовые затраты для субъектов регулирования, он был издан без проведения процедур анализа регуляторного воздействия, что противоречит требованиям п.3 ст.19 Закона РК «О правовых актах» и ст. 82 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан. Соблюдение норм Приказа увеличивает стоимость клиник 1-3 уровня на 50-70 млн. тг. и исключает возможность возмещения понесённых затрат. Более того, приведут к увеличению затрат из республиканского бюджета. Кроме этого, Приказ регламентирует стандарты оснащенности только для 33 видов медицинской деятельности из существующих более 134 видов медицинских услуг. Все это приводит к «хаосу» в здравоохранении, так как многие медицинские организации не соответствуют требованиям Приказа, что подтверждается большим числом отказов в выдаче лицензий на медицинскую деятельность во всех областях республики.
На основании вышеизложенного предлагаем следующее: 1. Правительству Республики Казахстан в соответствии с п.3 ст.14 Конституционного Закона Республики Казахстан «О правительстве Республики Казахстан» до приведения в соответствии с законодательством приостановить действие Приказа министра здравоохранения Республики Казахстан № ҚР ДСМ167/2020 от 29.10.2020г. «Об утверждении минимальных стандартов оснащения организаций здравоохранения медицинскими изделиями» в отношении частных медицинских организаций. 2. Министерству здравоохранения Республики Казахстан: 1) Необходимо внести изменения и дополнения в Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан № ҚР ДСМ167/2020 от 29.10.2020г. «Об утверждении минимальных стандартов оснащения организаций здравоохранения медицинскими изделиями», пересмотрев необоснованно завышенные требования к оснащению медорганизаций с учетом их востребованности в практической деятельности, а также с проведением процедур анализа регуляторного воздействия. 2) Провести проверку причин отказов на выдачу лицензии на медицинскую деятельность в территориальных департаментах Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности во всех областях и городах республиканского значения и привести их в соответствии с законодательством; при установлении нарушений обеспечить выдачу предпринимателям разрешительных документов (лицензии); 3) Разработать единые методические указания для территориальных департаментов Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности по применению законодательства, регламентирующего лицензирование медицинской деятельности. Учитывая вышеизложенное, просим обеспечить исчерпывающее рассмотрение поставленных вопросов. Ответ просим предоставить в установленные законодательством сроки.
С уважением,
Члены фракции партии «Nur Otan» Д. Турганов Г. Нурумова З. Камасова С. Мусабаев
Член фракции «Народная партия Казахстана» Е. Смайлов
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |