|
|
|
Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 15 декабря 2020 года № 4
Данная редакция действовала до внесения изменений от 16 ноября 2022 года
Конституционный Совет Республики Казахстан в составе Председателя К.А. Мами, членов Совета А.К. Даулбаева, В.А. Малиновского, И.Д. Меркеля, Р.Ж. Мукашева, А.А. Темербекова и У. Шапак, рассмотрел в открытом заседании обращение Президента Республики Казахстан К.К. Токаева о даче официального толкования пункта 2 статьи 15 Конституции Республики Казахстан. Заслушав сообщение докладчика - члена Конституционного Совета Республики Казахстан А.К. Даулбаева, изучив материалы конституционного производства, заключения государственных органов, заключение эксперта - доктора юридических наук, профессора К.Ж.Балтабаева, проанализировав международный опыт, законодательство и практику отдельных зарубежных стран, Конституционный Совет Республики Казахстан установил: Президент Республики Казахстан направил обращение в Конституционный Совет Республики Казахстан о даче официального толкования пункта 2 статьи 15 Конституции Республики Казахстан. В обращении поставлены следующие вопросы: «Обязывают ли конституционные положения пункта 2 статьи 15 Конституции Республики устанавливать в уголовном законе смертную казнь за все предусмотренные в них преступные деяния? Возможна ли с позиции конституционных требований к кругу преступлений, за которые может применяться исключительная мера наказания, ратификация Второго Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленного на отмену смертной казни, с допускаемой им оговоркой?». При толковании рассматриваемой нормы Основного Закона применительно к предмету обращения Конституционный Совет исходит из следующего. 1. Конституция Республики Казахстан и международные акты признают право на жизнь в качестве основной ценности демократического общества, определяют его главенствующий статус и устанавливают обязательства государства по гарантированию данного права для всех людей без каких бы то ни было различий (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о правах ребенка и другие). Согласно пункту 1 статьи 1 Конституции Республики человек, его жизнь, права и свободы являются высшими ценностями государства. Пункт 2 статьи 15 Основного Закона предусматривает, что никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании Конституционный Совет в нормативном постановлении от 30 января 2003 года № 10 разъяснил, что при толковании пункта 2 статьи 15 Конституции следует исходить из смысла и контекста этой нормы в структуре Конституции, расположенной в Разделе II «Человек и гражданин». Норму об исключительной мере наказания следует считать ограничительной, поскольку она распространяется лишь на особо тяжкие преступления, а не на преступления иной степени тяжести. Конкретные составы особо тяжких преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь, определяются уголовным законодательством. При этом за особо тяжкие преступления в законе могут быть установлены и иные, кроме смертной казни, наказания. Законом Республики Казахстан от 21 мая 2007 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» пункт 2 статьи 15 Конституции был изложен в следующей редакции: «2. Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании.». Конституционная реформа коснулась лишь сферы применения смертной казни, которая была значительно сужена - вместо особо тяжких преступлений предусмотрено установление данного вида наказания только за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время. Это дает основание полагать, что изложенные правовые позиции Совета сохраняют свою юридическую силу и должны применяться с учетом изменений в круге уголовно-наказуемых деяний, за которые устанавливается высшая мера наказания. Конституционный Совет считает, что положения пункта 2 статьи 15 Конституции в части установления смертной казни за указанные в нем преступные деяния необходимо рассматривать во взаимной связи с нормой подпункта 1) пункта 3 статьи 61 Основного Закона, в соответствии с которым Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц. Данные полномочия, включающие определение категорий уголовных правонарушений, преступности и наказуемости деяний исходя из степени их общественной опасности и криминогенной ситуации в стране, охватывают и вопросы установления смертной казни за преступления, перечень которых определен в Конституции. С учетом этих факторов высший представительный орган, осуществляющий законодательную власть, в рамках конституционных требований и только в уголовном законе может определять необходимость установления смертной казни за преступления, предусмотренные в пункте 2 статьи 15 Основного Закона, в том числе сужения их круга. Это подтверждается и практикой развития уголовного законодательства страны, в котором не за все деяния, указанные в Конституции, устанавливалась смертная казнь. 2. В международном праве четко выражена тенденция к отмене смертной казни. Как равноправный член мирового сообщества Казахстан с самого начала учитывает ее при создании внутригосударственного права. В стратегических и программных документах уголовная политика была нацелена на ограничение числа преступлений, за совершение которых предусматривается смертная казнь. Об этом свидетельствуют введение пожизненного лишения свободы как ее альтернативы, моратория на исполнение смертной казни в 2003 году, существенная гуманизация уголовной политики посредством конституционной реформы 2007 года с последующим приведением в соответствие с ней уголовного законодательства, укрепление процессуальных гарантий при рассмотрении уголовных дел данной категории и другие. Таким образом, в Казахстане смертная казнь в течение довольно длительного времени не исполняется, что означает наличие сформировавшегося устойчивого правового режима неприменения исключительной меры наказания. Очередной этап в последовательной реализации данного курса ознаменовало подписание Республикой Казахстан 23 сентября 2020 года Второго Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленного на отмену смертной казни (далее - Второй Факультативный протокол). В статье 1 данного международного акта сказано, что ни одно лицо, находящееся под юрисдикцией государства-участника настоящего Протокола, не подвергается смертной казни. Каждое государство-участник принимает все необходимые меры для отмены смертной казни в рамках своей юрисдикции. Пункт 1 статьи 2 Второго Факультативного протокола закрепляет, что не допускается никаких оговорок к настоящему Протоколу, за исключением оговорки, сделанной в момент ратификации или присоединения, которая предусматривает применение смертной казни в военное время после признания вины в совершении наиболее тяжких преступлений военного характера, совершенных в военное время. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 ноября 2020 года № 756 на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики внесен проект Закона Республики Казахстан «О ратификации Второго Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленного на отмену смертной казни», согласно которому предполагается ратификация данного международного акта со следующей оговоркой: «Республика Казахстан в соответствии со статьей 2 Второго Факультативного протокола оставляет за собой право применения смертной казни в военное время после признания виновным в совершении особо тяжких преступлений военного характера, совершенных в военное время.». В нормативном постановлении Конституционного Совета от 18 мая 2006 года № 2 отмечено, что ратификация международного договора является одним из способов выражения государством своего согласия на обязательность для него международного договора. В случае ратификации, Казахстан берет на себя обязательство привести в соответствие со Вторым Факультативным протоколом Уголовный кодекс и иные законы Республики. Конституционный Совет считает, что положения пункта 2 статьи 15 Конституции в части круга уголовных правонарушений, за совершение которых может быть установлена смертная казнь, не являются препятствием для ратификации Второго Факультативного протокола. Законодатель в рамках Конституции и предоставляемой ею дискреции вправе с учетом сделанной оговорки принять законодательные меры по гармонизации уголовного закона с требованиями пункта 1 статьи 2 данного международного акта. На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 4) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 3 статьи 17, статьями 31-33, 37 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 41 Конституционного закона Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года «О Конституционном Совете Республики Казахстан», пунктами 4-1 и 13 Регламента Конституционного Совета Республики Казахстан, применительно к предмету обращения, Конституционный Совет Республики Казахстан постановляет: 1. Пункт 2 статьи 15 Конституции Республики Казахстан следует понимать так, что Парламент Республики Казахстан вправе в обозначенных его конституционными положениями рамках определять в уголовном законе конкретный перечень преступлений, за совершение которых устанавливается смертная казнь, и, при необходимости, сокращать круг входящих в него преступных деяний. 2. Нормы пункта 2 статьи 15 Конституции Республики Казахстан не препятствуют ратификации Второго Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленного на отмену смертной казни, с допускаемой им оговоркой, и гармонизации уголовного законодательства с положениями пункта 1 статьи 2 данного международного акта. 3. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан нормативное постановление вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики, окончательным и обжалованию не подлежит. 4. Опубликовать настоящее нормативное постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |