|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
Досье на проект Бюджетного кодекса Республики Казахстан
1. Проект Бюджетного кодекса РК (май 2023 года) 2. Пояснительная записка к проекту Бюджетного кодекса РК (май 2023 года) 3. Консультативный документ регуляторной политики к проекту Бюджетного кодекса РК 4. Письмо Ассоциация налогоплательщиков Казахстана от 23 мая 2023 года № 646-05/23 5. Письмо Ассоциация блокчейн и индустрии дата-центров в Казахстане 10. Письмо Институт «Bastama» от 18 мая 2023 года № 751-0518-2023-МНЭ 11. Письмо Ассоциация финансистов Казахстана от 17 мая 2023 года № 01-01/02/1668 13. Проект Бюджетного кодекса РК (октябрь 2023 года)
БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС (в новой редакции) (май 2023 года)
Настоящий Кодекс регулирует бюджетные, межбюджетные отношения, устанавливает основные инструменты управления государственными финансами, положения, принципы и механизмы функционирования бюджетной системы, образования и использования бюджетных средств, а также формирование и использование Национального фонда Республики Казахстан.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Бюджетное законодательство Республики Казахстан 1. Бюджетное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим Кодексом. Бюджетное законодательство Республики Казахстан действует на всей территории Республики Казахстан и распространяется на всех физических и юридических лиц. 2. Положения настоящего Кодекса, касающиеся государственных учреждений, не распространяются на Национальный Банк Республики Казахстан и его ведомства и организации, финансируемые из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. 3. Положения настоящего Кодекса применяются с учетом особенностей, установленных законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан, регулирующими вопросы государственных секретов, выборов Президента Республики Казахстан, депутатов Парламента Республики Казахстан, депутатов маслихатов, акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов, а также членов органов местного самоуправления в Республике Казахстан, осуществления оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности, обеспечения внешнеполитической деятельности, обороноспособности и национальной безопасности страны, финансирования судебной системы Республики Казахстан. 4. Внесение изменений и дополнений в настоящий Кодекс осуществляется после обязательного согласования с центральным уполномоченным органом по бюджетной политике. 5. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора. 6. Акты Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов о распределении денег соответственно из республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год утрачивают силу после окончания соответствующего финансового года, за исключением положений данных актов о выделении денег на возвратной основе. Действия приложений к закону о республиканском бюджете (решению маслихата о местном бюджете) по второму и третьему годам планового периода утрачивают силу с введением в действие закона о республиканском бюджете (решения маслихата о местном бюджете) на следующий плановый период. 7. Закон о республиканском бюджете, решение маслихата о местном бюджете, акты Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов об их реализации, а также нормативные правовые акты о внесении изменений и дополнений в них вводятся в действие с 1 января соответствующего финансового года.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе 1. В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия: 1) утвержденный бюджет - бюджет, утвержденный Парламентом Республики Казахстан или соответствующим маслихатом; 2) бюджет - централизованный денежный фонд государства, предназначенный для финансового обеспечения реализации его задач и функций; 3) бюджетная система - совокупность бюджетов и Национального фонда Республики Казахстан, а также бюджетных процесса и отношений; 4) бюджетные средства - деньги и иные активы государства, поступление в государственную собственность и расходование которых отражаются в бюджете в денежной форме; 5) неиспользование (недоиспользование) - сложившаяся по итогам отчетного периода сумма превышения плана финансирования по платежам над оплаченными обязательствами по бюджетной программе; 6) неосвоение - сумма неиспользованных (недоиспользованных) бюджетных средств за вычетом сумм экономии бюджетных средств, нераспределенного остатка резерва на инициативы Президента Республики Казахстан, резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов, возврата целевых трансфертов на развитие, выделенных в истекшем финансовом году, разрешенных доиспользовать по решению Правительства Республики Казахстан или местных исполнительных органов; 7) государственные финансы - совокупность отношений республиканского бюджета, местных бюджетов, Национального фонда Республики Казахстан, квазигосударственного сектора, внебюджетных фондов, возникающих при формировании, распределении, перераспределении денежных средств; 8) бюджетная политика - совокупность мер управления государственными финансами Республики Казахстан, направленных на обеспечение устойчивости государственных финансов; 9) устойчивость государственных финансов - состояние государственных финансов, обеспечивающее финансирование реализации задач и функций государства с учетом его обязательств в долгосрочном периоде; 10) бюджетный процесс - регламентированная бюджетным законодательством Республики Казахстан деятельность государственных органов, государственных учреждений, субъектов квазигосударственного сектора на этапах прогнозирования, планирования, рассмотрения, утверждения, исполнения, уточнения и корректировки бюджета, ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности, бюджетного учета и бюджетной отчетности, мониторинга и оценки результатов; 11) неэффективное исполнение бюджетных программ - недостижение конечных результатов бюджетных программ, в том числе при полном освоении бюджетных средств; 12) бюджетные отношения - отношения, возникающие в бюджетном процессе; 13) бюджетные операции - операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета; 14) отчетный финансовый год - год, предшествующий текущему финансовому году планового периода; 15) плановый период - три финансовых года, следующих за текущим финансовым годом; 16) очередной финансовый год - год, следующий за текущим финансовым годом; 17) финансовый год - период времени, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря календарного года, в течение которого осуществляется исполнение бюджета; 18) финансирование - выделение бюджетных денег их получателям; 19) активы государства - имущественные и неимущественные блага и права, имеющие стоимостную оценку, полученные в государственную собственность в результате прошлых операций или событий; 20) уточненный бюджет - утвержденный бюджет с учетом изменений и дополнений, принятых Парламентом Республики Казахстан или соответствующим маслихатом в ходе его исполнения, в случаях, установленных статьей 94 настоящего Кодекса; 21) скорректированный бюджет - утвержденный (уточненный) бюджет с учетом изменений и дополнений, внесенных в ходе его исполнения на основании постановлений Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов, решений акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, в случаях, установленных статьей 98 настоящего Кодекса; 22) показатели результатов - совокупность целевых индикаторов, конечных результатов, характеризующих деятельность государственного органа по реализации плана развития государственного органа, планов мероприятий или планов развития субъектов квазигосударственного сектора, планов развития области, города республиканского значения, столицы и (или) бюджетных программ; 23) целевой индикатор - показатель, количественно измеряющий достижение цели плана развития государственного органа, планов мероприятий или планов развития субъектов квазигосударственного сектора или плана развития области, города республиканского значения, столицы; 24) внебюджетный фонд - централизованный денежный фонд, создаваемый в форме юридического лица или контрольного счета наличности, основным предназначением которого является реализация социально значимых функций государства; 25) государственный инвестиционный проект - комплекс мероприятий, направленных на достижение стратегических целей государства путем осуществления бюджетных инвестиций, реализации проектов государственно-частного партнерства, в том числе концессионных проектов; 26) налоговый потенциал региона - возможная сумма поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, включая налоговые расходы и ненаблюдаемую экономику; 27) конечный результат - показатель бюджетной программы, количественно измеряющий достижение цели и (или) целевого индикатора плана развития государственного органа, плана развития области, города республиканского значения, столицы и (или) бюджетной программы в пределах предусмотренных бюджетных средств. 2. Другие понятия бюджетного законодательства Республики Казахстан, не указанные в настоящей статье, используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса. Понятия других отраслей законодательства Республики Казахстан, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в соответствующих отраслях законодательства Республики Казахстан, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При несовпадении определений понятий бюджетного законодательства Республики Казахстан с определениями понятий других отраслей законодательства Республики Казахстан применительно к бюджетным отношениям используются понятия бюджетного законодательства Республики Казахстан.
Статья 3. Принципы бюджетной системы Республики Казахстан Бюджетная система Республики Казахстан основывается на принципах: 1) принцип единства - применение единых принципов организации и функционирования бюджетной системы, использование единой бюджетной классификации, единых процедур и технических решений бюджетного процесса в Республике Казахстан; 2) принцип долгосрочной устойчивости государственных финансов - формирование налогово-бюджетной политики и реализация политики управления государственными финансами, включая определение бюджетных параметров и параметров Национального фонда Республики Казахстан; 3) принцип реалистичности - соответствие параметров государственных финансов показателей бюджета параметрам государственных финансов, прогнозу социально-экономического развития, документам Системы государственного планирования; 4) принцип полноты - полнота учета в бюджете всех поступлений и расходов, в Национальном фонде Республики Казахстан предусмотренных законодательством Республики Казахстан, недопущение зачетов взаимных требований с использованием бюджетных средств, равно как и уступок прав требований по бюджетным средствам; 5) принцип обоснованности - планирование бюджета на основе нормативных правовых актов и других документов, определяющих необходимость включения в проект бюджета тех или иных поступлений или расходов и обоснованность их объемов, а также использование бюджетных средств, средств Национального фонда Республики Казахстан и активов государства в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 6) принцип эффективности - планирование и исполнение бюджета для достижения наилучшего конечного результата с использованием запланированного объема расходов либо достижения запланированного конечного результата с использованием меньшего объема бюджетных средств, средств, выделенных субъектам квазигосударственного сектора, средств Национального фонда Республики Казахстан путем обеспечения качественного предоставления государственных услуг; 7) принцип результативности и ответственности - планирование и исполнение бюджета, использования средств Национального фонда Республики Казахстан принятие административных и управленческих решений, ориентированных на достижение показателей результатов документов Системы государственного планирования, с соблюдением законодательства Республики Казахстан и обеспечение ответственности участников бюджетного процесса за принятие решений, не соответствующих законодательству Республики Казахстан; 8) принцип самостоятельности бюджета - установление стабильного распределения поступлений между бюджетами разных уровней и определение направлений их расходования в соответствии с настоящим Кодексом, недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения местных бюджетов, и остатков бюджетных средств местных бюджетов в вышестоящие бюджеты, недопустимость возложения на нижестоящие бюджеты дополнительных расходов без соответствующей их компенсации; 9) принцип подотчетности и транспарентности - обсуждение документов в случаях, установленных настоящим Кодексом, в представительных органах, на общественных советах, на собрании местного сообщества, опубликование нормативных правовых актов в области государственных финансов и бюджетного законодательства Республики Казахстан, утвержденных (уточненных, скорректированных) бюджетов и других документов, определенных настоящим Кодексом, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, а также обязательная открытость для общества и средств массовой информации.
Статья 4. Участники бюджетного процесса Участниками бюджетного процесса являются: 1. Правительство Республики Казахстан, местные исполнительные органы, в том числе аппараты акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов. 2. Представительные органы - Парламент Республики Казахстан и маслихаты. 3. Государственные органы. 4. Уполномоченный орган по стратегическому планированию - государственный орган, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан, осуществляющий руководство в сферах стратегического планирования и проведения реформ. 5. Центральный уполномоченный орган по бюджетной политике - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области бюджетной политики, в том числе в области управления государственными финансами и прогнозирования доходов, экономической политики, политики привлечения инвестиций, государственно-частного партнерства, государственных инвестиционных проектов, межбюджетных отношений, государственного и гарантированного государством заимствования и долга, управления государственными активами, привлечения и в пределах компетенций, установленных настоящим Кодексом, использования грантов. 6. Центральный уполномоченный орган по региональной политике - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области формирования и реализации государственной политики в сфере регионального развития и развития местного самоуправления. 7. Центральный уполномоченный орган по государственному планированию - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области государственного планирования. 8. Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области бюджетного планирования, в пределах компетенции методологическое руководство по бюджетному планированию, а также выработку предложений по совершенствованию системы бюджетного планирования. 9. Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области исполнения бюджета, ведения бухгалтерского учета, бюджетного учета и бюджетной отчетности по исполнению республиканского бюджета и, в пределах своей компетенции, местных бюджетов, внебюджетных фондов. 10. Государственное казначейство - ведомство центрального исполнительного органа, осуществляющее руководство в сфере исполнения бюджета, на которое возложены функции уполномоченного органа по казначейскому исполнению бюджета. Полномочия уполномоченного органа по казначейскому исполнению бюджета заключаются в осуществлении реализационных и контрольных функции в сфере исполнения республиканского и обслуживания исполнения местных бюджетов, Фонда компенсации потерпевшим, Фонда поддержки инфраструктуры образования, Национального фонда Республики Казахстан. 11. Органы государственного казначейства - территориальные подразделения государственного казначейства. 12. Местный уполномоченный орган по государственному планированию - исполнительный орган, финансируемый из местного бюджета, осуществляющий функции в сфере стратегического, экономического и бюджетного планирования в соответствующей административно-территориальной единице. 13. Местный уполномоченный орган по исполнению бюджета - исполнительный орган, финансируемый из местного бюджета, осуществляющий функции в сфере исполнения бюджета, ведения бухгалтерского учета, бюджетного учета и бюджетной отчетности по исполнению местного бюджета. 14. Совет по управлению Национальным фондом Республики Казахстан - консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан, вырабатывающий предложения по эффективному использованию Национального фонда Республики Казахстан и его размещению в финансовые инструменты, за исключением нематериальных активов. Решение о создании Совета по управлению Национальным фондом Республики Казахстан, его состав и положение о нем утверждаются Президентом Республики Казахстан. 15. Бюджетная комиссия - совещательный орган, создаваемый с целью обеспечения своевременной и качественной разработки проекта бюджета и выработки предложений по планированию и исполнению бюджета. Правительство Республики Казахстан образует Республиканскую бюджетную комиссию, утверждает положение о ней, компетенции и состав. Местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения) образуют соответствующие местные бюджетные комиссии, утверждают положения о них, компетенции и состав. Бюджетные комиссии осуществляют свою деятельность на постоянной основе. Рабочими органами бюджетных комиссий являются центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию и местный уполномоченный орган по государственному планированию. Порядок организации деятельности бюджетной комиссии разрабатывается и определяется рабочим органом соответствующей бюджетной комиссии. 16. Общественный совет - консультативно-совещательные, наблюдательные органы, образуемые в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об общественных советах». 17. Администратор бюджетных программ - государственный орган, ответственный за планирование, обоснование, реализацию и достижение результатов бюджетных программ, определяемый согласно возложенным на него законами Республики Казахстан функциям, полномочиям и компетенциям. Администратор бюджетных программ самостоятельно использует бюджетные средства в случае, если он является одновременно администратором бюджетной программы и государственным учреждением. Структурные и территориальные подразделения государственных органов не могут быть администраторами бюджетных программ, за исключением органов внутренних дел и территориальных подразделений уполномоченного органа в сфере гражданской защиты области, города республиканского значения, столицы, которые являются администраторами областных бюджетных программ, бюджетных программ городов республиканского значения, столицы. 18. Субъекты квазигосударственного сектора - государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, учредителем, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. 19. Получатели бюджетных средств - физические и юридические лица, получающие бюджетные средства через администратора бюджетных программ и использующие их в рамках реализации бюджетных программ. 20. Резиденты Республики Казахстан - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, с местонахождением в Республике Казахстан, а также их филиалы и представительства с местонахождением в Республике Казахстан и (или) за ее пределами. 21. Финансовое агентство - национальный управляющий холдинг и юридические лица, сто процентов акций которых принадлежит национальному управляющему холдингу, а также банк или организация со стопроцентным участием государства, осуществляющая отдельные виды банковских операций, уполномоченные в соответствии с законодательством Республики Казахстан на реализацию государственной инвестиционной политики в определенных сферах экономики и осуществляющие в этих целях заимствования на финансовом рынке Республики Казахстан и (или) международном финансовом рынке. 22. Интегратор в области бюджетного процесса - юридическое лицо, единственным акционером которого является государство, определяемое центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета, на которое возлагаются функции по обеспечению цифровизации и автоматизации бюджетного процесса, а также иные функции, предусмотренные договором.
Статья 5. Цифровизация и автоматизация бюджетного процесса 1. Цифровизация и автоматизация бюджетного процесса - это создание и развитие информационных систем государственных органов в области бюджетного процесса. Цифровизация и автоматизация бюджетного процесса обеспечивается интегратором в области бюджетного процесса. 2. Цифровизация и автоматизация бюджетного процесса осуществляются с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан о доступе к информации, о государственных секретах, об административных процедурах, об общественных советах, об информатизации.
Глава 2. УРОВНИ, ВИДЫ И СТРУКТУРА БЮДЖЕТА Статья 6. Уровни бюджета 1. В Республике Казахстан утверждаются, исполняются и являются самостоятельными бюджеты следующих уровней: 1) республиканский бюджет, утверждаемый законом Республики Казахстан; 2) областной бюджет, бюджеты города республиканского значения, столицы, утверждаемый решениями областных маслихатов, маслихатов городов республиканского значения, столицы; 3) районный (города областного значения) бюджет, утверждаемый решением маслихата района (города областного значения); 4) бюджеты города районного значения, села, поселка, сельского округа, утверждаемый решением маслихата района (города областного значения). 2. Республиканским бюджетом является централизованный денежный фонд, формируемый за счет поступлений, определенных настоящим Кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций центральных государственных органов, их структурных и территориальных подразделений и реализации общереспубликанских направлений государственной политики. 3. Областным бюджетом, бюджетами города республиканского значения, столицы является централизованный денежный фонд, формируемый за счет поступлений, определенных настоящим Кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций местных государственных органов областного уровня, города республиканского значения, столицы, их структурных и территориальных подразделений и реализации государственной политики в соответствующей административно-территориальной единице. Районным (города областного значения) бюджетом является централизованный денежный фонд, формируемый за счет поступлений, определенных настоящим Кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций местных государственных органов районного (города областного значения) уровня, их структурных и территориальных подразделений и реализации государственной политики в соответствующем районе (городе областного значения). Бюджетом города районного значения, села, поселка, сельского округа является централизованный денежный фонд, формируемый за счет поступлений, определенных настоящим Кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций акима города районного значения, села, поселка, сельского округа, структурных и территориальных подразделений и реализации государственной политики в соответствующей административно-территориальной единице. Областной бюджет, бюджеты города республиканского значения, столицы, районный (города областного значения) бюджет, бюджеты города районного значения, села, поселка, сельского округа относятся к местным бюджетам. 4. В Республике Казахстан в случаях, установленных настоящим Кодексом, может разрабатываться, утверждаться и исполняться чрезвычайный государственный бюджет. Чрезвычайный государственный бюджет формируется на основе республиканского и местных бюджетов и вводится в случаях чрезвычайного или военного положения в Республике Казахстан.
Статья 7. Виды бюджета, используемые в качестве аналитической информации 1. В Республике Казахстан составляются следующие виды бюджетов, используемые в качестве аналитической информации и не подлежащие утверждению: государственный бюджет; консолидированный бюджет; бюджет области; бюджет района (города областного значения); гражданский бюджет. 2. Государственным бюджетом является централизованный денежный фонд государства, объединяющий республиканский и местные бюджеты без учета взаимопогашаемых операций между ними. Консолидированным бюджетом является централизованный денежный фонд государства, объединяющий республиканский бюджет, бюджеты областей, городов республиканского значения, столицы, поступления и расходы Национального фонда Республики Казахстан, поступления и выплаты Фонда компенсации потерпевшим, внебюджетных фондов, без учета взаимопогашаемых операций между ними. Бюджетом области является централизованный денежный фонд, объединяющий областной бюджет, бюджеты районов (городов областного значения) без учета взаимопогашаемых операций между ними. Бюджетом района (города областного значения) является централизованный денежный фонд, объединяющий районный (города областного значения) бюджет, бюджеты городов районного значения, сел, поселков, сельских округов без учета взаимопогашаемых операций между ними. Взаимопогашаемыми операциями являются операции, осуществляемые при формировании консолидированного бюджета, государственного бюджета, бюджета области и района (города областного значения), а также отчетов об их исполнении, связанные с исключением сумм трансфертов, бюджетных кредитов и других денег, передаваемых из одного уровня бюджета на другой, в целях исключения двойного счета. 3. Гражданским бюджетом является информация, раскрывающая основные положения республиканского и местных бюджетов, в том числе по гендерным признакам, публикуемая в доступной для общественности форме в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса. Гражданский бюджет формируется при планировании республиканского и местных бюджетов и в процессе их исполнения центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию, местными уполномоченными органами по государственному планированию, центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета и местными уполномоченными органами по исполнению бюджета. Порядок составления, включающий перечень обязательных разделов гражданского бюджета, рекомендации по их разработке, периодичность подготовки гражданского бюджета, порядок его размещения и порядок взаимодействия государственных органов при составлении гражданского бюджета определяется центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию. Методологическая поддержка и общее руководство по разработке гражданского бюджета осуществляется центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию.
Статья 8. Структура бюджета 1. Структура бюджета состоит из следующих разделов: 1) доходы: налоговые поступления; неналоговые поступления; поступления от продажи основного капитала; поступления трансфертов; 2) затраты; 3) чистое бюджетное кредитование: бюджетные кредиты; погашение бюджетных кредитов; 4) сальдо по операциям с финансовыми активами: приобретение финансовых активов; поступления от продажи финансовых активов государства; 5) дефицит (профицит) бюджета; 6) ненефтяной дефицит (профицит) бюджета; 7) финансирование дефицита (использование профицита) бюджета: поступление займов; погашение займов; используемые остатки бюджетных средств. 2. Поступлениями бюджета являются доходы, суммы погашения бюджетных кредитов, поступления от продажи финансовых активов государства, займы. Доходами бюджета являются налоговые, неналоговые поступления, поступления от продажи основного капитала, поступления трансфертов. Доходы не имеют целевого назначения, за исключением целевых трансфертов. Введение новых видов доходов, отмена или изменение действующих осуществляются с обязательным внесением изменений или дополнений в настоящий Кодекс. Налоговыми поступлениями являются налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), за исключением платы за негативное воздействие на окружающую среду, таможенные пошлины, таможенные сборы, установленные в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, установленные в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе. К налоговым поступлениям также относятся авансовые платежи, вносимые в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан в счет уплаты предстоящих таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. Неналоговыми поступлениями являются: обязательные, невозвратные платежи в бюджет, установленные настоящим Кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан, кроме предусмотренных Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан, не относящиеся к поступлениям от продажи основного капитала; деньги, передаваемые в бюджет на безвозмездной основе, кроме трансфертов; деньги от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг). Поступлениями от продажи основного капитала являются поступления в бюджет денег: 1) от продажи государственного имущества, закрепленного за государственными учреждениями; 2) от продажи товаров из государственного материального резерва; 3) от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности, в частную собственность или предоставления их в постоянное или временное землепользование либо реализованных иным способом в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан или международными договорами; 4) от продажи нематериальных активов, принадлежащих государству. Поступлениями трансфертов являются поступления трансфертов из одного уровня бюджета в другой, из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет. Суммами погашения бюджетных кредитов являются поступления в бюджет, связанные с возвратом основного долга по полученным из бюджета кредитам, а также юридическими лицами требований по оплаченным государственным гарантиям, государственным гарантиям по поддержке экспорта. Поступлениями от продажи финансовых активов государства являются поступления в бюджет от продажи долей участия, ценных бумаг юридических лиц, в том числе международных организаций, находящихся в государственной собственности, государственных учреждений и государственных предприятий в виде имущественного комплекса, а также иного государственного имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении государственных предприятий. Займами являются поступления денег в бюджет, связанные с выпуском государственных эмиссионных ценных бумаг и (или) заключением договоров займов. 3. Расходами бюджета являются затраты, бюджетные кредиты, приобретение финансовых активов, погашение займов. Затратами являются бюджетные средства, выделяемые на невозвратной основе. Бюджетными кредитами являются деньги, выделяемые из бюджета в соответствии со статьей 153 настоящего Кодекса. Приобретением финансовых активов являются бюджетные средства, направляемые на приобретение в государственную собственность долей участия и ценных бумаг юридических лиц, в том числе международных организаций. Погашением займов являются бюджетные средства, направляемые на погашение основного долга в соответствии с международными договорами о государственных займах, ратифицированными Республикой Казахстан, а также по внутренним займам, выданным в соответствии с главой 27 настоящего Кодекса. 4. Ненефтяной дефицит (профицит) республиканского или государственного бюджета равен разнице между поступлениями в республиканский или государственный бюджет с исключением поступлений займов, поступлений трансфертов из Национального фонда Республики Казахстан и вывозной таможенной пошлины на сырую нефть и расходами республиканского или государственного бюджета, за исключением погашения займов. Полученная величина с отрицательным знаком является ненефтяным дефицитом республиканского или государственного бюджета, с положительным знаком - ненефтяным профицитом республиканского или государственного бюджета. Размер ненефтяного дефицита (профицита) республиканского бюджета утверждается законом о республиканском бюджете. Размер ненефтяного дефицита (профицита) государственного бюджета не утверждается и используется в аналитических целях. 5. Чистое бюджетное кредитование определяется как разница между бюджетными кредитами и погашением бюджетных кредитов. 6. Операции с финансовыми активами включают в себя: 1) приобретение финансовых активов; 2) поступления от продажи финансовых активов государства. Сальдо по операциям с финансовыми активами определяется как разница между приобретением финансовых активов и поступлениями от продажи финансовых активов государства. Приобретение финансовых активов и поступления от продажи финансовых активов государства осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание Проект Бюджетного кодекса РК (май 2023 года)Пояснительная записка к проекту Бюджетного кодекса РК (май 2023 года)Консультативный документ регуляторной политики к проекту Бюджетного кодекса РКПисьмо Ассоциация налогоплательщиков Казахстана от 23 мая 2023 года № 646-05/23Письмо Ассоциация блокчейн и индустрии дата-центров в КазахстанеПисьмо Национальная Ассоциация табачных и никотиносодержащих изделий от 18 мая 2023 года № 385-1805-2023-МНЭПисьмо Национальная Ассоциация пищевой промышленности Казахстана от 18 мая 2023 года № 181-0518-2023-МНЭПисьмо Национальная Ассоциация информационных технологий Казахстана от 18 мая 2023 года № 83-0518-2023-МНЭПисьмо Объединение юридических лиц «Саморегулируемая организация «Ассоциация казахстанских грузовых железнодорожных перевозчиков» от 24 мая 2023 года № 05-01-06-560 «Заключение Объединения юридических лиц «саморегулируемая организация «ассоциация Казахстанских грузовых железнодорожных перевозчиков»Письмо Институт «Bastama» от 18 мая 2023 года № 751-0518-2023-МНЭПисьмо Ассоциация финансистов Казахстана от 17 мая 2023 года № 01-01/02/1668Письмо Акционерное общество «Институт экономических исследований» «Заключение научной экономической экспертизы проекта закона |