| ||||||||||||||||||||
|
|
|
26.12.2025 Алиментный фонд как инструмент защиты прав ребенка в Республике Казахстан в условиях неплатежеспособности родителей
С. Темирбулатов, Почетный юрист РК
Вопрос содержания детей после развода или распада семьи остаётся одной из наиболее острых социальных проблем в Республике Казахстан. Несмотря на значительный прогресс в правовом регулировании алиментных обязательств, масштабы неплатежей вызывают все больший общественный резонанс и требуют системного анализа казахстанской практики и международного опыта. Право ребенка на содержание со стороны родителей является одним из базовых социальных и семейно-правовых принципов, закрепленных в национальном и международном праве. Вместе с тем в правоприменительной практике Республики Казахстан сохраняется устойчивая проблема неисполнения алиментных обязательств, усугубляемая отсутствием доходов у должников, их уклонением от исполнения судебных решений, а также применением процедур банкротства граждан. Действующее законодательство (Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года и Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, ратифицированная Республикой Казахстан 8 июня 1994 г.) исходит из приоритета алиментных обязательств, однако фактически перекладывает риск неплатежеспособности родителя на несовершеннолетнего ребенка. Это противоречит логике социального государства и требует поиска дополнительных правовых механизмов защиты интересов несовершеннолетних. Приведу некоторые цифры по практике взыскания алиментов в Казахстане. По состоянию на 1 октября 2024 года в Казахстане у судебных исполнителей находилось около 322 тыс. исполнительных производств по взысканию алиментов. Из них примерно 311 тыс. — против мужчин, а более 11 тыс. — против женщин. Проблемных дел (долги, розыск, официально непризнанные доходы) насчитывается около 31 тыс. на сумму приблизительно 33 млрд тенге. Кроме того, по данным Министерства юстиции РК, в производстве судебных исполнителей находятся 283 тыс. исполнительных дел, из которых 16 352 содержат задолженность на общую сумму около 16 млрд тенге. Если посмотреть статистику по вопросу об ответственности за неуплату алиментов, то она выглядит следующим образом. За 2024 г. более 4 500 должников привлечены к административной ответственности за неуплату алиментов, а 391 человек осужден по статье 139 Уголовного кодекса РК. Рост уголовных дел по неуплате алиментов также фиксируется: в 2024 году зарегистрировано 745 дел по ст. 139 УК РК — это на 53,6% больше, чем в 2023 г.; за первый квартал 2025 г. таких дел уже 268 (рост на 11,7%). (К сожалению, не смог предоставить читателям актуальную статистику за 2025 год, поскольку Министерством юстиции РК итоговые цифры за этот год еще не опубликованы). Как связаны проблема неисполнения алиментных обязательств должников и банкротство граждан? Закон Республики Казахстан «О восстановлении платежеспособности и банкротстве граждан Республики Казахстан» распространяется на граждан, имеющих непогашенные обязательства, включая алиментные. Вместе с тем алиментные обязательства не подлежат прекращению или списанию в рамках процедур банкротства. Несмотря на формальный приоритет алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка, закон не предусматривает: гарантированного источника текущего содержания ребенка; участия государства или иных субъектов во временном исполнении алиментных обязательств; регрессного механизма возмещения выплаченных за должника сумм. В результате признание гражданина банкротом не улучшает положение ребенка, а лишь фиксирует невозможность немедленного исполнения судебного решения. В Казахстане не впервые поднимается вопрос о создании Алиментного фонда (далее - Фонд). В 2013 году Союз кризисных центров поднял этот вопрос и обратился к партии «Нур Отан» с предложением о продвижении инициативы создания государственного Алиментного фонда. Данное предложение не было поддержано Правительством страны. В 2016 г. депутат Мажилиса М. Магеррамов обратился с депутатским запросом к Премьер-министру страны с предложением рассмотреть вопрос о создании такого фонда. Правительство отказало в этом со ссылкой на наличие кризисных явлений в экономике страны и недостатка бюджетных средств. Этот же вопрос ещё дважды - в 2024 и 2025 годах - обсуждался на правительственном часе в Мажилисе, однако своего решения он так и не нашел. В зарубежных правовых системах выработаны различные подходы к решению проблемы неуплаты алиментов. Так, например, американо-канадская модель государственного администрирования предусматривает, что государственные органы централизованно обеспечивают взыскание алиментов, применяя широкий спектр принудительных мер, однако, как правило, не выплачивают алименты за должника напрямую. Европейская модель алиментных авансов (Франция, Германия, Польша) определяет, что государство выплачивает ребенку минимальное содержание при отсутствии платежей со стороны родителя, одновременно приобретая право регрессного требования к должнику. Общей чертой европейской модели является признание того, что риск неплатежеспособности родителя не должен возлагаться на ребенка. В Китае система семейных обязательств включена в гражданское законодательство и предполагает жёсткую ответственность за уклонение. Китайские суды активно применяют принудительные меры — от изъятия имущества до административных санкций — и реально используют механизмы кредитных чёрных списков (например, ограничения на покупку билетов на транспорт). Эти меры оказывают высокий эффект в обеспечении исполнения решений. Турецкая система сочетает судебное взыскание алиментов с государственными пособиями для детей, чьи родители не в состоянии платить. Государство гарантирует базовые выплаты, а затем взыскивает их с плательщика, действуя как «первичный кредитор». Это смягчает социальные последствия для ребёнка и снижает риск детской бедности.
С учетом зарубежного опыта и национальных особенностей предлагается создание в Казахстане Алиментного фонда как специализированного публично-правового института. Основными целями Алиментного фонда, по нашему мнению, должны стать: 1) обеспечение минимального уровня содержания несовершеннолетних детей; 2) временная компенсация неисполненных алиментных обязательств; 3) последующее регрессное взыскание выплаченных сумм с должников. Фонд и его деятельность не подменяют алиментные обязательства родителей, а лишь гарантируют защиту прав ребенка в период неплатежеспособности должника. Теперь об источники формирования средств фонда. Принципиальной особенностью предлагаемой модели является смешанный характер финансирования. Фонд создается, по нашему мнению, из следующих составляющих: 1. средства республиканского и (или) местных бюджетов в допустимых предельных объемах; 2. добровольные взносы меценатов и физических лиц; 3. пожертвования благотворительных и неправительственных организаций; 4. регрессные поступления от должников после восстановления их платежеспособности; 5. иные не запрещенные законом источники. Привлечение негосударственных источников позволяет снизить бюджетную нагрузку и одновременно усилить социальную солидарность. По вопросу о правовом механизме функционирования Алиментного фонда вносятся такие предложения. С точки зрения юридической конструкции Алиментный фонд может, по нашему мнению, функционировать по следующей модели: 1. основанием для выплаты несовершеннолетнему ребенку средств является судебное решение о взыскании алиментов и подтверждение факта его неисполнения; 2. Фонд осуществляет ежемесячные выплаты ребенку в пределах установленного законом прожиточного для семьи минимума; 3. выплаченные суммы не считаются социальным пособием, а образуют регрессное требование к должнику; 4. регрессное требование не подлежит списанию в рамках процедур банкротства граждан; 5. Фонд приобретает статус взыскателя и после восстановления доходов должника вправе от судебных исполнителей требовать перечисления определенных сумм задолженности. Как всякое новое предложение, предлагаемая модель Фонда может иметь свои преимущества и вызовы, которые здесь необходимо рассмотреть. К числу преимуществ относятся: 1. повышение уровня защиты прав ребенка; 2. снижение социальной напряженности; 3. систематизация работы с проблемной алиментной задолженностью. К потенциальным вызовам могут быть отнесены: 1. опасность появления у должников ложной уверенности в том, что за них Фонд будет содержать брошенных ими детей; 2. необходимость четкого нормативного разграничения алиментных и социальных выплат; 3. потребность в прозрачном и эффективном управлении Фондом. Указанные риски могут быть минимизированы путем детальной законодательной регламентации и эффективного финансового контроля. При такой регламентации в обязательном порядке должно быть закреплено, что получателями денежных средств из Фонда будут только несовершеннолетние дети из социально уязвимых и многодетных семей.
Создание внебюджетного Алиментного фонда в Республике Казахстан представляет собой логичный этап развития механизмов защиты прав ребенка в условиях неплатежеспособности родителей. Смешанная модель финансирования, включающая бюджетные и внебюджетные источники, соответствует принципам социального государства и позволяет перераспределить риски с наиболее уязвимой стороны — несовершеннолетнего ребенка — на общество и государство в целом с последующим возложением ответственности на должника. Реализация данной инициативы потребует принятия специального закона или внесения комплексных изменений в семейное, гражданское и законодательство о банкротстве Республики Казахстан. Сегодня Казахстан стоит перед вызовом: несмотря на развитую правовую базу, проблемы исполнения алиментных обязательств остаются глубоко социальными и требуют комплексного подхода, основанного на лучших международных практиках и защитных механизмах для детей.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |