| ||||||||||||||||||||
|
|
|
Решение Апелляционной комиссии Министерства финансов Республики Казахстан
Классификация подшипника выжимного
Таможенные споры Юридическое лицо Классификация товаров Иные
Министерством финансов Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) получена жалоба Компании «W» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - таможенный орган) о начислении таможенных платежей и налогов. Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу правильности классификации товаров - «подшипник выжимной гидравлический» и подшипников (в ассортименте), по результатам которой вынесено уведомление о результатах проверки на общую сумму 4 374,9 тыс. тенге. Компания «W» не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа. Так, Компания «W» сообщает, что классифицировала товар - подшипник выжимной гидравлический, по коду 8412 21 800 8 ТН ВЭД, как «Прочие силовые установки и двигатели гидравлические линейного действия (цилиндры)» (таможенная пошлина - 7%), тогда как таможенный орган принимает код 8482 10 900 8, как «Прочие подшипники шариковые» (таможенная пошлина - 10%). Компания «W» считает решение таможенного органа неверным по следующим основаниям: 1) Функциональное назначение изделия. Заявленный товар представляет собой интегрированное гидравлическое устройство, основным функциональным элементом которого является цилиндр, создающий усилие для приведения в действие механизма сцепления. Основная функция - преобразование гидравлического давления в линейное механическое усилие, характерна именно для цилиндров; 2) Единый корпус, исключающий самостоятельное использование подшипников. Подшипниковый узел встроен в корпус гидроцилиндра и не подлежит обособленному применению, в связи с чем, не может рассматриваться как подшипник в чистом виде; 3) Современная технологическая интеграция функций. Товар представляет собой унифицированное устройство, заменяющее традиционные элементы (вилку, выжимной подшипник, цилиндр), подключающиеся напрямую к гидросистеме; 4) Системный подход к классификации. В соответствии с Основными правилами интерпретации (далее - ОПИ) при классификации необходимо исходить из основного функционального назначения товара. При этом в выводах таможенного органа отсутствует обоснование каким образом сделан вывод о наличии в составе шарикового подшипника и что он используется в товаре в качестве самостоятельного элемента, определяющего классификацию по коду 8482 10 900 8 ТН ВЭД. Факт наличия элементов, обеспечивающих вращение (в том числе опорных поверхностей) не означает автоматической отнесение товара к категории шариковых подшипников. В связи с чем, Компания «W» считает, что правомерно классифицировала выжимной гидравлический подшипник по коду 8412 21 800 8 ТН ВЭД. Кроме того, Компания «W» не согласна с выводами таможенного органа по непризнанию оригинальных экземпляров сертификатов происхождения товаров, выданных экономической палатой Республики Северная Македония, так как в сертификатах в соответствии с приложением № 2 «Требования к сертификату о происхождении товара» к Правилам определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров), утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018г. № 49 (далее - Решение № 49) имеется достоверная информация, по которой были идентифицированы товары, указанные в сертификате с товарами, указанными в декларации на товары. Выводы таможенного органа об отсутствии в сертификатах реквизитов инвойса, спецификации к контракту или иного товаросопроводительного документа для использования содержащегося в них описания товара в целях его идентификации, а также веса брутто и (или) других количественных характеристик товара несостоятельны, так как согласно требованиям, указание реквизитов инвойса является допустимым, но не обязательным, а сведения о количественных характеристиках указаны в разделе 7 представленных сертификатов (в единицах/штуках) Количественные характеристики, отраженные в сертификатах, код ТН ВЭД, наименование и страна происхождения товаров, соответствуют количественным характеристикам в приложенном инвойсе, при этом в инвойсе указан артикул товара, позволяющий идентифицировать данные товары. На основании пункта 40 вышеуказанного решения (действующая редакция) «наличие ошибок (опечаток), допущенных при заполнении сертификата, не влияющих на достоверность сведений, содержащихся в таком сертификате, и не ставящих под сомнение происхождение товара, не является основанием для не рассмотрения такого сертификата в качестве документа о происхождении товара» отсутствие указания в сертификатах ряда дополнительных и необязательных параметров не опровергает и не ставит под сомнение факт производства товара в указанных странах, при наличии представленных Компанией «W» документов, позволяющих однозначно идентифицировать место происхождения товара. На основании изложенного, Компания «W» просит отменить уведомление о результатах проверки. Рассмотрев доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам. По классификации товара. Согласно статье 40 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее - Кодекс) под классификацией товаров понимается поэтапное отнесение рассматриваемых товаров к конкретным товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям по ТН ВЭД. Классификация товаров осуществляется исходя из основных критериев: 1) функция, которую товар выполняет; 2) материал, из которого сделан товар. При этом соблюдается принцип однозначного отнесения товаров с учетом степени их обработки к товарным подсубпозициям на основе применения ОПИ и примечаний к разделам, группам (в том числе примечаний к товарным позициям, субпозициям), а также дополнительных примечаний, которые разъясняют специфические классификационные вопросы. Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска. В рассматриваемом случае, Компанией «W» из Польши осуществлен ввоз товара - подшипник выжимной гидравлический с помещением под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. При декларировании данного товара Компанией «W» в графе 33 ДТ заявлен код - 8412 21 800 8 ТН ВЭД, как «Прочие двигатели и силовые установки» (таможенная пошлина - 7%).
Согласно техническому описанию товара, представленному Компанией «W» на требование таможенного органа, подшипник выжимной гидравлический - это компонент, который соединяет действия водителя с механическими действиями узла сцепления, обеспечивая плавное переключение передач и улучшая характеристики автомобиля. Снижает износ компонентов сцепления за счет минимизации физического трения и натяжения. Материал состоит из алюминия, в сочетании с пластиковым корпусом. Исходя из изображения и описания товара, встроенный гидроцилиндр в подшипнике отсутствует, товар не обладает функцией преобразования давления жидкости в механическое усилие, как это характерно для линейных гидравлических цилиндров товарной позиции 8412 ТН ВЭД. Из технического описания следует, что товар представляет собой шариковый подшипник упорного типа, предназначенный для включения сцепления при осевом перемещении под воздействием внешнего усилия. Гидравлический привод сцепления (гидроцилиндр) в состав изделия не включен. Выжимной подшипник принимает усилие, создаваемое внешним цилиндром, и передаёт его вращающейся корзине сцепления. В соответствии с Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013г. № 4 «О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» исходя из текстов товарной позиции 8412 к категории товаров (Б) силовые установки и двигатели гидравлические относятся (3) Гидроцилиндры, состоящие, например, из латунного или стального цилиндра и поршня, приводимого в действие давлением масла (или другой жидкости), прилагаемым с одной стороны поршня (одностороннего действия) или с двух сторон (двустороннего действия), которые преобразуют энергию давления жидкости в линейное движение. Отсутствие преобразования гидродавления внутри самого изделия исключает классификацию в товарной позиции 8412. Согласно примечанию 2 к разделу XVI «ЧАСТИ» в общем, части, пригодные для использования исключительно или главным образом в конкретных машинах или аппаратах (включая машины и аппараты товарной позиции 8479 или 8543) или в группах машин или аппаратов той же товарной позиции, включаются в ту же товарную позицию, что и машины или аппараты. Указанные выше правила не относятся к частям, которые сами образуют изделие, охваченное одной из товарных позиций данного раздела (кроме товарных позиций 8487 и 8548); они во всех случаях включаются в соответствующие товарные позиции, даже если они специально предназначены для работы в качестве части конкретной машины. В частности, это относится к следующим частям, в том числе: (5) Шариковые или роликовые подшипники и полированные стальные шарики с допуском, не превышающим 1% или 0,05 мм, в зависимости от того, что меньше (товарная позиция 8482). Классификация в товарной позиции 8412 ТН ВЭД допускается только при наличии встроенного гидроцилиндра с функцией преобразования давления, что отсутствует в данном случае и не подтверждается представленными документами. Факт соединения с гидросистемой не означает, что товар обладает признаками силовой установки или линейного двигателя, если он фактически не преобразует энергию. Таким образом, в соответствии с ОПИ 1 и согласно текстам товарной позиции 8482 ТН ВЭД в данную товарную позицию включаются все шариковые, роликовые или игольчатые роликовые подшипники, соответственно классификация вышеуказанного товара должна осуществляться в товарной подсубпозиции 8482 10 900 8 ТН ВЭД, как «Подшипники шариковые или роликовые, прочие» (таможенная пошлина - 10%). Кроме того, отмечаем, что декларирование аналогичного товара - подшипник выжимной гидравлический, Компания «W» осуществляет в товарной подсубпозиции 8482 10 900 8 ТН ВЭД, который принят таможенным органом по результатам таможенной проверки. Таким образом, начисления таможенных платежей и налогов в связи с неверной классификацией товара - подшипник выжимной гидравлический является правомерным. Касательно антидемпинговой меры. Согласно статье 397 Кодекса при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения. Кроме того, в соответствии со статьей 398 Кодекса таможенные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты в бюджет таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих уплате в Республике Казахстан. Так, Компанией «W» из Польши осуществлен ввоз подшипников (в ассортименте), заявленных по 1 ДТ (товары №2-3, №6-9, №25, №30-32, №34, №58-59) по кодам - 8482 10 900 8 и 8482 20 000 9 ТН ВЭД. В графе 44 ДТ в отношении данных товаров Компанией «W» под кодом «06013 - Сертификат о происхождении товара формы «А» заявлены сертификаты о происхождении товаров от 21.09.2022г. По сведениям, заявленным в ДТ, страной происхождения товаров являются Словакия, Индия, Вьетнам, Венгрия, Турция и Республика Корея. В ходе таможенной проверки таможенным органом направлено Компании «W» требование о предоставлении документов, в частности предоставления оригиналов сертификатов о происхождении товаров, которые были предоставлены Компанией «W». При этом в вышеуказанных сертификатах о происхождении товаров, выданные Республикой Северная Македония графы заполнены отличным от печатного способа, отсутствуют описание товара и реквизиты инвойса, а также сведения по весу брутто товара. В соответствии со статьей 37 Договора о Евразийском экономическом союзе (ратифицирован Законом Республики Казахстан от 14.10.2014г. № 240-V ЗРК) для целей применения мер таможенно-тарифного регулирования (за исключением целей предоставления тарифных преференций), применения мер нетарифного регулирования и защиты внутреннего рынка, установления требований к маркировке происхождения товаров, осуществления государственных (муниципальных) закупок, ведения статистики внешней торговли товарами применяются правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров), устанавливаемые Евразийской экономической комиссией. В реализацию данного положения утверждено Решение №49. Пунктом 21 Решения №49 установлено, что происхождение товаров подтверждается декларацией о происхождении товара или по желанию декларанта сертификатом о происхождении товара, за исключением случаев, установленных пунктами 35 - 37 и 39 данного решения, когда подтверждение происхождения товаров сертификатом является обязательным. Согласно пункту 26 Решения №49 сертификат о происхождении товара оформляется в соответствии с требованиями согласно приложению № 2 к Решению № 49. Так, пунктом 35 Решения №49 определено, что в случае, если товар является аналогичным товаром по отношению к товару, в отношении которого применяется мера защиты внутреннего рынка, обусловленная происхождением товара, происхождение такого товара подтверждается сертификатом о происхождении товара. Согласно пункту 2 Решения №49 под аналогичными товарами понимаются товары, классифицируемые тем же кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и имеющие такое же описание, как и товары, в отношении которых применяются ответные меры или меры защиты внутреннего рынка, обусловленные происхождением товаров. Кроме того, приложением № 2 к Решению № 49 установлены требования к сертификату о происхождении товара. В частности, согласно пункту 2 приложения № 2 к Решению № 49 установлено, что сертификат заполняется на английском, французском или русском языке печатным способом. Согласно пункту 5 приложения № 2 Решения № 49 сертификат должен содержать следующую информацию: 1) наименование страны происхождения товара; 2) регистрационный номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат (в случае содержания в оттиске печати данных о наименовании уполномоченного органа дополнительное указание таких сведений не требуется); 3) наименование и адрес экспортера (производителя, продавца или отправителя товара); 4) наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя; 5) описание товара, достаточное для его идентификации таможенным органом с товаром, заявленным при таможенном декларировании. В дополнение к описанию товара, указанному в абзаце первом данного подпункта, допускается указывать реквизиты инвойса, спецификации к контракту или иного товаросопроводительного документа для использования содержащегося в них описания товара в целях его идентификации; 6) вес брутто и (или) другие количественные характеристики товара; 7) информация об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата). В случае использования сертификата, выданного уполномоченным органом в электронном виде без оформления оригинала сертификата на бумажном носителе, допускается отступать от требований о наличии в сертификате оттиска печати уполномоченного органа и подписи должностного лица этого уполномоченного органа. При этом такой сертификат должен содержать графическое изображение печати уполномоченного органа, за исключением случаев использования уполномоченным органом электронной базы данных, предусмотренной пунктом 47 Решения №49, позволяющей проверить сведения, указанные в таком сертификате. Рассмотрев оригиналы сертификатов о происхождении товаров, выданные Республикой Северная Македония, представленные таможенным органом по рассматриваемой ДТ, установлено следующее: - по товарам №6 и №25 представлены сертификаты о происхождении товаров (страна происхождения Словакия); - по товарам №7, №31, №32 и №59 представлены сертификаты о происхождении товара (страна происхождения Корея); - по товару №8 представлен сертификат о происхождении товара (страна происхождения Вьетнам); - по товарам №9 и №58 представлены сертификаты о происхождении товаров (страна происхождения Венгрия); - по товару №30 представлен сертификат о происхождении товара (страна происхождения Индия); - по товару №34 представлен сертификат о происхождении товара (страна происхождения Турция). В соответствии с подпунктом 3) пункта 5 статьи 397 Кодекса происхождение товара считается неподтвержденным в случае, если по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения. Вышеуказанные сертификаты не соответствуют требованиям к сертификату о происхождении товара, утвержденного приложением № 2 к Решению № 49 по следующим основаниям: - сертификаты заполнены отличным от печатного способа; - в сертификатах отсутствует вес брутто товара; - в наименовании товаров отсутствуют артикулы изделий, а также отсутствует ссылка на инвойс, в связи с чем невозможно провести их идентификацию. По товарам №2 и №3 (страна происхождения Словакия) сертификаты о происхождении товаров не представлены и в графе 44 не заявлены. На основании вышеизложенного и на основании статьи 397 Кодекса происхождение товаров, заявленные по рассматриваемой ДТ (товары №2-3, №6-9, №25, №30-32, №34, №58-59) считается неподтвержденным. Дополнительно сообщаем, что согласно информации об электронных базах данных уполномоченных органов третьих стран, которые могут быть использованы для проверки выданных ими сертификатов о происхождении товара в рамках преференциальной и непреференциальной торговли, размещенной на сайте Евразийской экономической комиссии, доступ к базе данных Экономической палаты Республики Северная Македония осуществляется путем сканирования QR-кода, нанесенного на такой сертификат и указан веб-портал: https://e-mchamber.mk. В вышеуказанных сертификатах о происхождении товаров QR-коды отсутствуют. При этом для входа на веб-портал Экономической палаты Республики Северная Македония требуется регистрации и язык входа на сайт македонский. В связи с чем проверить достоверность сертификатов и сведений, заявленных в представленных сертификатах о происхождении товаров, не представилось возможным. Таким образом, начисление таможенным органом антидемпинговой пошлины по рассматриваемой ДТ (товары №2-3, №6-9, №25, №30-32, №34, №58-59) является правомерным. Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки в части начисления таможенных платежей и налогов признаны правомерными.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |