|
|
|
Облачное ЭЦП. Проблема, с которой столкнется аутсорсинговый бизнес
Плотникова Кристина Директор юридического департамента Гунина Дарина Старший юрист ТОО «Просто Бэк-офис» (pbo.kz)
Недавно в ряде казахстанских СМИ (например, https://www.zakon.kz/5027117-zhumagaliev-etsp-stanet-oblachnoy.html) была анонсирована новость, в которой министром цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Аскаром Жумагалиевым было сообщено, что в ближайшее время ЭЦП будет храниться на неком «облачном сервере» и отпадет необходимость гражданам обращаться в ЦОН (НАО «Правительство для граждан») за получением ЭЦП. Гражданину для получения какой-либо государственной услуги достаточно будет пройти видеоидентификацию по биометрическим данным и его ЭЦП автоматически всплывет из сервера. Иными словами, ЭЦП ключа как такового не будет, будет идентификация гражданина по видеосвязи. Таким образом, облачное ЭЦП существенно облегчит жизнь казахстанцев: не нужно будет получать ЭЦП, продлевать и где-то хранить. Безусловно, модернизация получения и использования ЭЦП призвана с целью улучшения и удобства данных процессов для граждан, однако при разработке ряда нововведений не учитывается мнение бизнес-среды, аутсорсинговых (консалтинговых) компаний. Многие компании не осуществляют самостоятельное ведение бухгалтерского и налогового учетов, а передают эти, безусловно, обязательные процессы на аутсорсинг. Аутсорсинговые компании - это компании, предоставляющие бухгалтерские (ведение бухгалтерского и налогового учетов), юридические и иные услуги различным субъектам рынка (как крупным, средним субъектам предпринимательства, так и малым). Передача на аутсорсинг ведения своей бухгалтерии призвана упростить внутренние процессы компании, получить гарантированный объем качественных и своевременных услуг. По многим параметрам передача дел компании на аутсорсинг - это, во-первых, выгодно, а во-вторых, предприниматель уверен, что вести его компанию будут только высококвалифицированные специалисты, которые, в случае каких-либо ошибок, понесут за это ответственность. Между тем, многие услуги, в особенности бухгалтерские, аутсорсинговые компании оказывают с помощью ЭЦП компаний-клиентов. Так, в спектр услуг аутсорсинговых компаний с использованием ЭЦП клиентов входит: работа с кабинетом налогоплательщика, сдача налоговой и статистической отчетностей, работа на портале ЭСФ (электронных счетов-фактур), работа с первичной документацией, регистрация юридических лиц и внесение изменений в регистрационные данные на портале электронного правительства EGOV, ведение исковой работы в судебном кабинете, а также иные сопутствующие услуги. Более того, при регистрации юридического лица на портале «Информационная система электронных счетов-фактур» (далее - ЭСФ) необходимо использование двух ЭЦП: ЭЦП первого руководителя как физического лица и ЭЦП юридического лица. То есть, при регистрации юридического лица портал ЭСФ дополнительно запрашивает подписание Соглашения об использовании ЭСФ с помощью ЭЦП первого руководителя как физического лица. Далее ЭЦП физического лица и пароль от ЭЦП сохраняется в информационной системе 1С, при смене первого руководителя или смене пароля от ЭЦП необходимо повторно регистрировать юридическое лицо на портале ЭСФ. У аутсорсинговой компании может быть более 1 000 клиентов-компаний, и, если, например, ЭЦП станет облачной, где идентификация владельца ЭЦП будет проходить по биометрическим данным (видеосвязи), то количество стольких клиентов аутсорсинговой компании не сможет постоянно приезжать в офис компании (по несколько раз на дню) и подтверждать (авторизовывать) сдачу какой-либо документации с помощью видеоидентификации. Учитывая, что в Республике Казахстан функционирует более 800 аутсорсинговых компаний, которые удаленно предоставляют весь спектр бухгалтерских и юридических услуг своим клиентам, а также высокий уровень развития онлайн сервисов по сдаче отчетностей, ведению претензионно-исковой деятельности, бухгалтерского учета, и их постоянное развитие, модернизацию и увеличение количества сервисов, которые можно получать онлайн, формат ЭЦП тоже требует модернизации, чтобы идти в ногу со временем и быть актуальным для бизнеса. Рынок требует разработки возможности выпуска ЭЦП на аутсорсинговую компанию, которую юридические лица-клиенты будут выпускать именно на определенные полномочия и на конкретную аутсорсинговую компанию. Такая мера поможет избежать огромного количества рисков, связанных с физической передачей своих ключей ЭЦП аутсорсинговым компаниям, и повысит уровень ответственности таких компаний за совершаемые действия. Например, сегодня возможно переоформление и постановка на учёт автотранспортного средства онлайн посредством ЭЦП. Однако согласно новостным порталам Республики Казахстан, уже имели место случаи мошенничества с использование ЭЦП физических лиц. На сегодня эта функция доступна для физических лиц, но в скором будущем, мы полагаем, будет доступна и для юридически лиц. Вывод: Создание возможности выпуска ЭЦП для аутсорсинговых компаний - это уже крайняя необходимость, которая снизит правовые риски для физических и юридических лиц, которые сегодня просто передают свои ЭЦП аутсорсинговым компаниям, ведь аутсорсинговые услуги облегчают ведение бизнеса. Если ЭЦП станет облачной, то оказывать полноценные бухгалтерские и юридические услуги, в том числе сдавать документацию удаленно за своих клиентов, аутсорсинговая компания не сможет, и, как следствие, это негативно скажется на юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, получающих такие услуги. В этой связи, мы видим выход из этой ситуации в следующем: создание возможности выпуска ЭЦП для аутсорсинговых компаний, которую юридические лица-клиенты будут выпускать именно на определенные полномочия и на конкретную аутсорсинговую компанию в целях оказания бухгалтерских и юридических услуг, а пока, по крайней мере, оставить в качестве альтернативы ЭЦП, существующую на сегодняшний день, которая может храниться на флеш-накопителях, компьютерах пользователей и иных носителях.
Все выводы и предложения (рекомендации), отраженные в настоящем обзоре, носят исключительно рекомендательный характер и не влекут обязательств по совершению третьим лицом каких-либо определенных действий. В случае возникновения каких-либо вопросов, пожалуйста, обращайтесь (электронная почта: office@pbo.kz). Просто Бэк-офис осуществляет аутсорсинг бухгалтерских и юридических услуг и является новым решением для предпринимателей.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |