|
|
|
К вопросу о предстоящем референдуме в Республике Казахстан о строительстве АЭС: некоторые проблемы
Караев Алипаша, ГНС Института законодательства и правовой информации РК, ГНС Института Публичного права Каспийского университета, К.ю.н. асс. Профессор ВШП «Адилет».
Надиров Эмин, Юрист Deloitte TCF.
Конституция Республики Казахстан провозглашает, что единственным источником государственной власти является народ, осуществляющий ее непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы. Всенародные голосования имеют большое значение для построения демократической государственности, обеспечения непрерывности конституционного процесса, реализации гражданами конституционного права участвовать в управлении делами государства и общества. Для государств, вставших на путь демократии, реализация политических прав и свобод имеет не только теоретическое, но и важное практическое измерение. Актуальность этой проблемы возрастает также с принятием Указа Президента Республики Казахстан «О проведении 6 октября 2024 года республиканского референдума», в ходе которого гражданам предстоит высказать свое отношение к строительству атомной электростанции в Казахстане. Данный вопрос, безусловно, важен для всего населения, а потому был вынесен на суд общественности. Предшествующие этому событию дискуссии выявили полярность подходов к строительству АЭС. Не вторгаясь в полемику и понимая, что решение о проведении референдума уже принято, рассмотрим правовые аспекты организации и проведения референдума, а также обратим внимание ученых на некоторые проблемы законодательства. Правовой основой проведения референдума являются Конституция Казахстана, конституционные законы «О республиканском референдуме» (далее - «Конституционный закон»), «О выборах в Республике Казахстан», а также акты Центральной комиссии референдума, носящие нормативный характер. Согласно законодательству правом назначать референдум в Казахстане обладает только Президент страны. В свою очередь, с такой инициативой, помимо Президента, могут выступить: 1) Парламент Республики Казахстан, который обращается с инициативой о назначении референдума к Президенту Республики Казахстан; 2) Правительство Республики Казахстан; 3) не менее чем 200 000 граждан Республики, обладающих правом на участие в республиканском референдуме, в количественном отношении в равной мере представляющих все области, столицу Республики и города республиканского значения. Предметом референдума могут быть: 1) принятие Конституции, конституционных законов, законов Республики, внесение в них изменений и дополнений; 2) решение иных наиболее важных вопросов государственной жизни Республики. При этом законодательство не перечисляет перечень вопросов, которые считаются «наиболее важными». Между тем, расплывчатость последнего пункта предоставляет широкие возможности субъективного толкования данного понятия. На практике это приводит к тому, что к «наиболее важным» могут быть отнесены самые различные вопросы - от морально-этических, до строго политических. К примеру, в конституционной истории Казахстана в 1995 году к таковым относили вопросы продления полномочий главы государства, которые шли в разрез с нормами Конституции о выборности Президента. Чтобы исключить в будущем повторения подобных вариантов манипулирования общественным мнением, а также в целях охраны избирательных прав и свобод граждан и обеспечения верховенства Конституции в Конституционный закон необходимо внести положение о том, что предметом референдума не могут быть вопросы продления полномочий Президента. Конституционным законом также установлены ограничения в отношении предмета референдума. К таковым отнесены вопросы, нарушающие конституционные права и свободы человека и гражданина, унитарности и территориальной целостности, административно-территориального устройства и границ, правосудия и обороны, национальной безопасности и охраны общественного порядка, бюджетной и налоговой политики, амнистии и помилования, и некоторые другие. Установленные ограничения носят исчерпывающий характер, и никакие другие нормативные акты не могут их расширять. По вопросам, вынесенным на референдум, граждане и общественные объединения республики обладают гарантированным правом выражать свое мнение на собраниях, митингах, в средствах массовой информации. Конституционный закон также запрещает распространение идей, направленных на изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности государства, войны, социальное, национальное, религиозное и иное превосходство. Для предотвращения лоббирования интересов каких-либо политических партий и корпоративных групп запрещено прямое, косвенное финансирование или иное обеспечение референдума со стороны международных организаций, общественных объединений иностранных государств, юридических лиц и граждан. Вопрос о строительстве АЭС, несомненно, относится к категории «наиболее важных», а потому Президент решил его вынести на республиканский референдум. Вместе с тем, не ставя под сомнение необходимость строительства АЭС в Казахстане в обществе возникают вопросы о целесообразности проведения такого голосования. К примеру, в ряде стран строительство АЭС не сопровождалось проведением всенародных референдумов. Примеры такого подхода есть во Франции, России, Узбекистане, Японии, Турции и др. странах. В мире также есть страны, которые полностью отказались от строительства атомных станций (Армения, Австралия, Азербайджан и др.), а в Италии, Болгарии и Литве вопрос о запрете атомной энергетики решался в ходе референдума. Как видим, какого-либо однозначного ответа на вопрос, необходимо ли проводить референдум для строительства АЭС, нет, и каждая страна действует исходя их собственных соображений. Вместе с тем, с точки зрения целесообразности, проведение данного референдума в Казахстане не обязательно. Вопрос мог быть решен на уровне Правительства, поскольку находится в его компетенции. Так, согласно Закону Республики Казахстан от 12 января 2016 года № 442-V ЗРК «Об использовании атомной энергии» (далее - «Закон») Правительство Республики Казахстан: 1) разрабатывает основные направления государственной политики в области использования атомной энергии; 2) принимает решения о районе строительства, строительстве и отмене строительства ядерных установок и пунктов захоронения. При этом под ядерными установками Закон понимает установку, включающую помещения, сооружения и оборудование, на которой осуществляется один или несколько из перечисленных видов деятельности: производство, переработка, использование, транспортировка, хранение, захоронение ядерного материала, за исключением установок для добычи и (или) переработки природного урана или тория. Иными словами, Правительство вправе принять самостоятельное решение о строительстве АЭС и не прибегать к «помощи» граждан. Не менее актуальны и проблемы обеспечения явки на референдум. Референдум, согласно Конституционному закону, считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Конституционный закон также гласит, что он должен проходить на добровольной и гласной основе, с соблюдением принципов всеобщего, равного, тайного и прямого права граждан на участие в референдуме. Соблюдение данных критериев необходимо для повышения доверия избирателей к институтам прямой демократии и явки на участки для голосования. В период, предшествующий референдуму, необходимо создавать равные условия для всех участников данного процесса, чтобы информация и мнения могли циркулировать свободно. Этот процесс должен сопровождаться широкой общественной дискуссией, свободным обсуждением в средствах массовой информации альтернативных вариантов развития энергетики, проведением иных информационных мероприятий в рамках Конституции и законов. Принципы, на основе которых проходят референдумы должны быть наполнены реальным правовым содержанием. Особенно остро стоит вопрос об обеспечении гласности, и объективном освещении процесса голосования. Гласность и открытость требует обеспечения не только внутреннего общественного контроля за процессом голосования, но и международного наблюдения. Выполняя свою миссию наблюдатели должны быть не только законопослушны, но социально-ответственны перед гражданами, взвешенно подходить к выполнению своей миссии, быть сдержанными, не комментировать результаты подсчета голосов до их официального опубликования, воздерживаться от размещения в СМИ негативной информации и др. Между тем, практика проведения голосования, особенно на выборах, показывает, что наблюдатели, призванные обеспечивать общественный контроль за ходом голосования, нередко сами не соблюдают законодательство, создавая в обществе определённую социальную напряжённость. В ходе голосования не должно быть вмешательства в работу комиссий. Необходимо также исключить вброс бюллетеней и максимально гарантировать избирательные права граждан. На наш взгляд, процедура голосования и подсчета голосов является наиболее уязвимой и нуждается в дальнейшем совершенствовании. И, наконец, последнее, о чем хотелось бы нам сказать. Казахстан вступил в век информационных технологий, но при этом, процесс голосования остался в «бумажном» веке. В связи с этим, необходимо разработать правовую основу для перехода к электронным технологиям голосования и определения их итогов. В ряде стран мира широко используют электронные платформы при проведении выборов и референдумов. Онлайн-голосование, с применением электронной цифровой подписи избирателей, значительно сократит бюджетные расходы, устранит влияние человеческого фактора, повысит явку избирателей и обеспечит прозрачность процедуры голосования. Среди прочего ее введение позволит сэкономить народные средства и направить их в социальную сферу. Обозначенные проблемы потребуют не только внесения поправок в действующие нормативные правовые акты, но и принятия ряда новых законов, реализация которых будет способствовать большей справедливости и прозрачности электорального законодательства, приблизит его к международным стандартам и позволит гражданам Казахстана быть реальными участниками политических процессов в стране.
Список использованных источников:
1. Конституционный Закон Республики Казахстан от 2 ноября 1995 года № 2592 «О республиканском референдуме»; 2. Конституционный Закон Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года № 2464 «О выборах в Республике Казахстан»; 3. Закон Республики Казахстан от 12 января 2016 года № 442-V ЗРК «Об использовании атомной энергии»; 4. Указ Президента Республики Казахстан от 2 сентября 2024 года № 636 О проведении 6 октября 2024 года республиканского референдума 5. Кудайберген М.К. / Референдум как решение наиболее важных вопросов государственной жизни / Вестник Казахстанско-Американского Свободного Университета / Усть-Каменогорск / 2013: https://articlekz.com/article/31841 6. Караев А.А. Конституционная безопасность Республики Казахстан: состояние, проблемы механизм обеспечения. Алматы. Дельта Принт. 2017. 7. Informburo.kz / Строительство АЭС в Узбекистане: подписан документ о начале работ / 11.09.2024: https://informburo.kz/novosti/stroitelstvo-aes-v-uzbekistane-podpisan-dokument-o-nacale-rabot 8. BAIGENEWS / Строительство АЭС: как в разных странах принимают решения / 12.09.2023: https://baigenews.kz/stroitelstvo-aes-kak-v-raznyh-stranah-prinimayut-resheniya_159784/
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |