|
|
|
Источник: Департамента гос. доходов по Атырауской области (atr.kgd.gov.kz)
21.06.2022 О правомерности применения СНР для СМБ и освобождения от уплаты налогов
По применению специального налогового режима для субъектов малого бизнеса В соответствии с подпунктом 5) пункта 4 статьи 683 Налогового кодекса не вправе применять СНР для СМБ юридические лица, у которых учредитель или участник одновременно является учредителем или участником другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим или особенности налогообложения. С момента возникновения нарушения, в связи с установлением факта неправомерного применения СНР для СМБ, одно из юридических лиц прекращает применение СНР для СМБ, при этом другое юридическое лицо вправе применять СНР для СМБ, так как нарушение подпункта 5) пункта 4 статьи 683 Налогового кодекса устранено.
О правомерности применения освобождения, установленного статьей 57-4 Закона РК «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» Комитетом государственных доходов МФ РК при проведении камерального контроля, на предмет правомерного применения освобождения, установленного статьей 57-4 Закона РК «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Закон о введении) выявлены факты неправомерного применения вышеуказанного освобождения. В связи с чем, налогоплательщикам, допустившие вышеуказанное нарушение, выставлены уведомления об устранении нарушений по результатам камерального контроля. Отмечаем, что по индивидуальным предпринимателям, установлены факты осуществления внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) по отношению с третьими странами по ввозу спецтехники, запасных частей для автомобилей, прицепов и т. д. подлежащей использованию в предпринимательской деятельности. В соответствии со статьей 57-4 Закона о введении установлено, что на период с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года лица, применяющие специальные налоговые режимы, признаваемые субъектами микропредпринимательства или малого предпринимательства и не осуществляющие отдельные виды деятельности, уменьшают на 100 процентов, подлежащую уплате сумму исчисленных налогов в соответствии со статьями 686, 687, 695, 700 Налогового кодекса. Следует учесть, что в соответствии со статьей 57-4 Закона о введении освобождение от налогов на доходы субъектов микро- и малого бизнеса на 3 года не распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих отдельные, указанные в данной статье виды деятельности, в том числе ВЭД. Обращаем внимание на то, что в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2014 года № 1011 «Вопросы Министерства национальной экономики Республики Казахстан», вопрос формирования государственной политики в сферах налоговой и бюджетной политики, в том числе по определению плательщиков налогов, льгот и установлении налоговых ставок относится к компетенции Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее – МНЭ). При этом, согласно разъяснению МНЭ исходя из общепринятого понимания под ВЭД – понимается отрасль хозяйственной деятельности, которая осуществляется в производственной, научно - технической сфере, экспорте, импорте товара и выходе предприятий на международный рынок сбыта. Если у предпринимателя была хоть одна операция в рамках ВЭД в течение отчетного периода, то он теряет право применения освобождения от налогов на такой отчетный налоговый период. В Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС) обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. Учитывая указанное, МНЭ считает, что для целей налогообложения под лицами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, понимаются лица, осуществляющие импорт и экспорт товаров, оказание работы и услуги, по отношению к третьим странам. При этом вышеуказанное ограничение не должно распространяться на внешнеэкономическую деятельность в рамках ЕАЭС (члены ЕАЭС - Республики Казахстан, Армения, Беларусь, Российская Федерация, и Кыргызская Республика). Таким образом, исходя из разъяснения МНЭ, если индивидуальным предпринимателем осуществлялся ввоз товаров, перемещаемых с территории третьих стран, то такой индивидуальный предприниматель не вправе применить уменьшение, предусмотренное статьей 57-4 Закона о введении. Вместе с тем, если физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, осуществлялся ввоз товаров для собственных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, то такой индивидуальный предприниматель не является участником ВЭД, соответственно, вправе применить вышеуказанное уменьшение.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |