|
|
|
См.: начало
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Научно-практический комментарий
РАЗДЕЛ 5. ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ
Глава 51. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 883. Вступление постановления по делу об административном правонарушении, предписания о необходимости уплаты штрафа в законную силу Постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа вступают в законную силу: 1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, предписания о необходимости уплаты штрафа, если оно не было обжаловано или опротестовано; 2) немедленно после вынесения постановления по жалобе, протесту, а также постановления в случае, предусмотренном статьей 839 настоящего Кодекса; 3) немедленно в случае, предусмотренном абзацем первым части второй статьи 811 настоящего Кодекса; 3-1) немедленно по письменному ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшего, предусмотренных статьями 744 и 745 настоящего Кодекса; 4) после оглашения постановления о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан.
КОММЕНТАРИЙ___________________________________________ Исполнение постановлений — заключительная стадия производства по делам об административных правонарушениях. Выделение норм об исполнительном производстве в специальный раздел КоАП обусловлено особенностями этой стадии. На ней наступает административная ответственность виновного, реально применяются административные наказания, а значит, фактически реализуются меры административного принуждения. На трех предыдущих стадиях - возбуждения дела (административного расследования), рассмотрения дела, пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях - компетентные субъекты обязаны собрать, проанализировать обстоятельства дела, дать им правовую оценку, определить, как воздействовать на виновного. Результаты этой деятельности фиксируются в официальных документах: протоколах, постановлениях, решениях. На стадии исполнения завершается производство, исполняются принятые по делам постановления, решения, осуществляется карательное воздействие. Поэтому на стадии исполнения появляется много новых участников производства, действуют особые принципы, специфичны и содержание деятельности субъектов власти и статус привлеченного к административной ответственности. Стадия исполнения постановлений о наложении административных взысканий состоит из трех этапов: 1) обращение постановления к исполнению, согласно которому в течение суток после вступления его в законную силу, оно обращается к исполнению судьей, органом (должностное лицо), вынесшим постановление за счет его направления органу (должностному лицу), уполномоченному приводить его в исполнение; 2) приведение в исполнение постановления о наложении административного взыскания, которое заключается в проведении ряд организационных действий уполномоченным органом; 3) непосредственное, фактическое исполнение взыскания заложенного в постановлении вступившего в силу (в виде уплаты штрафа, лишения специального права и т.п.). Все эти этапы последовательны и в своей совокупности являются заключительной стадией производства по делам об административных правонарушениях. Важный юридический вопрос — время вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу. С этого момента лицо официально признается правонарушителем, считается виновным, привлекавшимся к административной ответственности. В соответствии с нормативным постановлением Верховного Суда Республики Казахстан № 5 от 20 апреля 2010 года «О постановлении по делу об административном правонарушении», постановление по делу об административном правонарушении – это процессуальный документ, в котором по результатам рассмотрения дела отражается итог производства по делу об административном правонарушении. Вынесение постановления по делу об административном правонарушении, призванного обеспечить выполнение задач производства по делам об административных правонарушениях, требует особой ответственности за его законность и обоснованность. Постановление является законным, если оно соответствует требованиям Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, а также соответствует положениям иных норм законодательства. Обоснованность постановления означает то, что в постановлении должны быть отражены имеющие значение для данного дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости, допустимости и достоверности[1912]. Рассмотрев дело об административном правонарушении, суд, орган (должностное лицо) выносит одно из следующих постановлений о: 1) наложении административного взыскания; 2) прекращении производства по делу. В случае, если административное правонарушение зафиксировано сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме, решение по делу об административном правонарушении оформляется в виде предписания о необходимости уплаты штрафа. Вступление постановления по делу об административном правонарушении, предписания о необходимости уплаты штрафа в законную силу означает, что указанные решения по делу об административном правонарушении становятся обязательными для лиц, в нем участвующих, суда, органа (должностного лица), вынесшего решение, а также для всех иных физических и юридических лиц. Постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа вступают в законную силу в следующих случаях: 1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, предписания о необходимости уплаты штрафа, если оно не было обжаловано или опротестовано; Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законные представители физического лица, представители индивидуального предпринимателя, юридического лица, защитник, представитель потерпевшего могут обжаловать, а прокуроры опротестовать постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа в вышестоящий орган (должностному лицу), суд. Жалоба, протест на постановление по делу об административном правонарушении подаются в течение 10-ти суток со дня вручения копии постановления, а в случае, если перечисленные выше лица не участвовали в рассмотрении дела, – со дня получения постановления. Жалоба, протест на предписание о необходимости уплаты штрафа могут быть поданы в течение 10-ти суток после истечения срока, предусмотренного ст. 817 КоАП. В соответствии с данной статьей, в случае, если административное правонарушение зафиксировано сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме, дело считается рассмотренным по истечении 15-ти суток с момента надлежащего доставления предписания о необходимости уплаты штрафа, за исключением дел, рассмотренных по существу в порядке сокращенного производства. Жалоба, протест на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенные в связи с неисполнением или исполнением ненадлежащим образом налогового обязательства, установленного Налоговым кодексом Республики Казахстан, или обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении и об обязательном социальном страховании, выявленных по результатам налоговой проверки, могут быть поданы в течение 30-ти суток со дня вручения или получения копии постановления. Если постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа в установленные сроки не были обжалованы или опротестованы, после их истечения данные решения вступают в законную силу. 2) немедленно после вынесения постановления по жалобе, протесту, а также постановления в случае, предусмотренном ст. 839 Кодекса; Рассмотрев жалобу, протест на постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа, вышестоящий орган (должностное лицо) принимает одно из следующих решений об: 1) оставлении постановления, предписания без изменения, а жалобу, протест без удовлетворения; 2) изменении постановления; 3) отмене постановления, предписания и прекращении дела; 4) отмене постановления, предписания и вынесении нового постановления по делу. Решение по жалобе, протесту на постановление по делу, предписание выносится в виде постановления по жалобе, протесту (ст. 826-4 КоАП). Согласно ст. 839 КоАП, рассмотрев жалобу, апелляционное ходатайство прокурора на постановление суда, вышестоящий суд принимает одно из следующих решений об (о): 1) оставлении постановления без изменения, а жалобы, апелляционного ходатайства – без удовлетворения; 2) изменении постановления; 3) отмене постановления и прекращении дела при наличии обстоятельств, предусмотренных статьями 741 (обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении) и 742 (обстоятельства, позволяющие не привлекать к административной ответственности) КоАП, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; 4) отмене постановления и вынесении нового постановления по делу. Решение по результатам рассмотрения жалобы, апелляционного ходатайства прокурора на постановление суда выносится в виде постановления по жалобе, апелляционному ходатайству. При вынесении перечисленных выше решений постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа вступает в законную силу немедленно. Логично предположить, что в случаях, когда вынесенным решением отменяется обжалованное или опротестованное постановление, указанное положение не применяется. 3) немедленно в случае, предусмотренном абзацем первым части второй статьи 811 Кодекса; В соответствии с абзацем первым ч. 2 ст. 811 КоАП в случае оплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной суммы штрафа в течение 7 суток дело считается рассмотренным по существу, решение – вступившим в законную силу, а лицо – привлеченным к административной ответственности. Порядок сокращенного производства по делу об административном правонарушении, о котором идет речь в ст. 811 КоАП, предполагает, что при обнаружении административного правонарушения и установлении совершившего его лица уполномоченное лицо, имеющее право составлять протокол об административных правонарушениях в соответствии со статьей 804 КоАП, возбуждает административное производство и разъясняет лицу право оплаты штрафа в размере 50-ти % от указанной в санкции статьи суммы штрафа в течение 7 суток. Уполномоченное лицо, составившее протокол, вручает лицу копию протокола об административном правонарушении с квитанцией установленного образца. Если административное правонарушение зафиксировано сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме, лицо имеет право оплаты штрафа в размере 50-ти % от указанной суммы штрафа в течение 7 суток с момента надлежащего доставления предписания о необходимости уплаты штрафа с квитанцией установленного образца. 3-1) немедленно по письменному ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшего, предусмотренных статьями 744 и 745 настоящего Кодекса; Согласно ч. 1 ст. 744 КоАП, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, вправе заявлять ходатайства, в том числе о незамедлительном рассмотрении дела в суде и немедленном вступлении постановления по делу об административном правонарушении в законную силу. Аналогичное право предоставлено законом потерпевшему в соответствии с ч. 2 ст. 745 КоАП. Таким образом, комментируемая норма направлена на реализацию законных прав указанных участников производства по делам об административных правонарушениях. 4) после оглашения постановления о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан. Согласно п. 9 нормативного постановления Верховного Суда РК от 13 декабря 2013 года № 4 «О судебной практике рассмотрения дел о выдворении иностранцев или лиц без гражданства за пределы Республики Казахстан», в решении об административном выдворении указывается разумный срок, в течение которого иностранец или лицо без гражданства должны покинуть территорию Республики Казахстан. Под разумным сроком судам надлежит понимать срок достаточный для исполнения постановления, с учетом установленной административной и уголовной ответственности за невыполнение иностранцем или лицом без гражданства принятого в отношении него решения о выдворении. В соответствии с п. 28 нормативного постановления Верховного Суда РК № 5 от 20 апреля 2010 года «О постановлении по делу об административном правонарушении», течение разумного срока начинается с момента вступления постановления о выдворении в законную силу. В соответствии с пп. 4) ст. 883 КоАП постановление суда о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан вступает в законную силу после оглашения. В случае, если выдворение назначено в качестве дополнительного взыскания к основной мере взыскания, постановление суда вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если оно не было обжаловано или не принесено апелляционное ходатайство.
Статья 884. Обязательность постановления о наложении административного взыскания, предписания о необходимости уплаты штрафа 1. Постановление о наложении административного взыскания, предписание о необходимости уплаты штрафа обязательны для исполнения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, физическими лицами и их объединениями, юридическими лицами. 2. Постановление о наложении административного взыскания, предписание о необходимости уплаты штрафа подлежат исполнению с момента вступления их в законную силу. 3. Постановление о наложении административного взыскания в виде лишения специального права и административного ареста подлежит исполнению с момента его вынесения.
КОММЕНТАРИЙ__________________________________________ Часть 1. Обеспечение исполнения постановления по делу об административном правонарушении, предписания о необходимости уплаты штрафа является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях. Нормативно закрепленная обязательность исполнения постановления о наложении административного взыскания, предписания о необходимости уплаты штрафа всеми государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, физическими лицами и их объединениями, юридическими лицами является залогом решения данной задачи. Стоит отметить, что такое свойство решения по делу об административном правонарушении распространяется на перечисленный круг лиц и органов вне зависимости от того, имели ли они отношение к рассмотренному делу или нет. Постановление о наложении административного взыскания, предписание о необходимости уплаты штрафа обязательно для исполнения лицами, в отношении которых они вынесены. Указанные решения обязательны к приведению в исполнение компетентными должностными лицами и органами. Лица и органы, непосредственно не связанные с рассмотренным делом, обязаны считаться с авторитетом вынесенного на основе закона решения и способствовать его исполнению. Важность подобного отношения к обязательности перечисленных выше документов отражена В нормативном постановлении Верховного Суда РК от 19 декабря 2003 года № 12 «Об ответственности за неисполнение судебных актов». Так, в п. 1 нормативного постановления указано, что в соответствии с п. 3 ст. 76 Конституции РК, статьями 127, 472 УПК, ч. 2 ст. 21 ГПК РК, ст. 884 КоАП, вступившие в законную силу судебные акты, а также распоряжения, требования, поручения, вызовы, запросы и другие обращения судов и судей при отправлении правосудия, постановление о наложении административного взыскания обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц, должностных лиц, граждан и подлежат исполнению на всей территории Республики Казахстан. Неисполнение вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта либо исполнительного документа, а равно воспрепятствование их исполнению влечет предусмотренную законом ответственность[1913]. Административная ответственность за неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта и исполнительного документа предусмотрена в соответствии со ст. 669 КоАП. Так, согласно ч. 1 ст. 669 КоАП, неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта и исполнительного документа - влечет штраф на физических лиц в размере пяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до пяти суток, на должностных лиц, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов - в размере двадцати месячных расчетных показателей или административный арест на срок до пяти суток, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере сорока, на субъектов крупного предпринимательства - в размере пятидесяти месячных расчетных показателей. Задача обеспечения исполнения постановления по делу об административном правонарушении относится и к постановлению о наложении административного взыскания, как одному из его видов, выносимому судом, органом (должностным лицом) в результате рассмотрения дела об административном правонарушении. Административное взыскание является мерой государственного принуждения, применяемой уполномоченными на то законом судьей, органами (должностными лицами) за совершение административного правонарушения, и заключается в предусмотренном КоАП лишении или ограничении прав и свобод лица, совершившего такое правонарушение. Административное взыскание применяется в целях воспитания лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения требований законодательства и уважения правопорядка, а также предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное взыскание не имеет своей целью причинение физических страданий лицу, совершившему административное правонарушение, или унижение его человеческого достоинства, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания: 1) предупреждение; 2) административный штраф. Если административное правонарушение зафиксировано сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме, штраф оформляется в виде предписания о необходимости уплаты штрафа; 3) конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения; 4) лишение специального права; 5) лишение разрешения либо приостановление его действия, а также исключение из реестра; 6) приостановление или запрещение деятельности; 7) принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения; 8) административный арест; 9) административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства. При наложении административного взыскания судом, органом (должностным лицом) учитываются, в том числе в интересах обеспечения исполнения соответствующего постановления, характер совершенного административного правонарушения, личность виновного (по отношению к физическому лицу), имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Так, в п. 19 нормативного постановления Верховного Суда РК от 20 апреля 2018 года № 5 «О постановлении суда по делу об административном правонарушении» об этом упоминается следующим образом: «При определении меры административного взыскания суд обязан привести мотивы избранной меры административного взыскания в описательно-мотивировочной части постановления. При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, в том числе его поведение до и после совершения правонарушения, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Обратить внимание судов на необходимость строгого соблюдения при вынесении постановления принципа индивидуализации административного взыскания, при наличии альтернативных мер взысканий в санкциях статей Особенной части КоАП. В постановлении необходимо указывать, какие конкретно обстоятельства, свидетельствующие о характере и степени общественной опасности правонарушения, а также личности виновного, учтены при избрании меры взыскания. Ссылка в постановлении лишь на то, что административное взыскание наложено «с учетом личности виновного», является недостаточной. Суд вправе ссылаться в качестве мотива избрания им определенной меры взыскания только на такие обстоятельства, которые были исследованы в судебном заседании. При отсутствии в санкции статьи Особенной части КоАП альтернативных мер административного взыскания ссылка на статьи 56 и 57 КоАП, а также обоснование мотива избрания данной меры административного взыскания не требуется. В этом случае в постановлении следует отразить, что санкцией данной нормы КоАП предусмотрен лишь один конкретный вид административного взыскания»[1914]. Также, в соответствии с нормативным постановлением Верховного Суда РК от 22 декабря 2016 года № 12 «О некоторых вопросах применения судами норм Общей части Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях», административное взыскание за совершение административного правонарушения налагается в пределах, предусмотренных в статье Особенной части КоАП за данное административное правонарушение, в точном соответствии с положениями КоАП. Наложение взыскания ниже низшего предела санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части КоАП, не допускается. Однако при установлении обстоятельств, в соответствии со ст. 56 КоАП, смягчающих ответственность физического лица, судья вправе сократить сумму налагаемого административного штрафа, но не более чем на тридцать процентов от общей суммы штрафа (ч. 2 ст. 819 КоАП). Недопустимо применение такого сокращения в отношении не указанных в данной статье других субъектов административных правонарушений (например, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей), а равно по другим видам административных взысканий. Часть 2. Исполнение постановления о наложении административного взыскания, предписания о необходимости уплаты штрафа относится к заключительному этапу производства по делу об административном правонарушении, который наступает только по вступлении указанных решений в законную силу. Условия вступления постановления о наложении административного взыскания, предписания о необходимости уплаты штрафа в законную силу регламентированы ст. 883 КоАП. Исполнение постановления о наложении административного взыскания, предписания о необходимости уплаты штрафа имеет следующую последовательность: - обращение к исполнению; - приведение в исполнение. Данные решения приводятся в исполнение уполномоченными на то органами, должностными лицами в порядке, установленном КоАП, другими законами. Часть 3. Порядок исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде лишения специального права и административного ареста обладает исключительным характером, поскольку в отличие от остальных данное постановление подлежит исполнению с момента его вынесения. Порядок исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде лишения специального права и административного ареста регламентируется статьями 900- 904, 913-914 КоАП. При исполнении взыскания в виде лишения специального права учитывается, что срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. Срок лишения права управления транспортными средствами не может быть менее шести месяцев и более десяти лет. Лишение права управления транспортными средствами не может применяться к лицам (и соответственно исполняться), которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения либо уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанными лицами в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являлись. Лишение права охоты, рыболовства, хранения и ношения охотничьего оружия, боевых припасов к нему и рыболовных снастей не может применяться к лицам, для которых охота (рыболовство) является основным законным источником существования, за исключением систематического нарушения порядка пользования этим правом. При исполнении взыскания в виде административного ареста, принимается во внимание, что он устанавливается на срок до тридцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения - до сорока пяти суток. Административный арест назначается судьей в исключительных случаях в пределах, предусмотренных в статьях Особенной части настоящего раздела. Административный арест не может применяться (и соответственно исполняться) к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, инвалидам 1 и 2 групп, а также женщинам в возрасте свыше пятидесяти восьми лет, мужчинам свыше шестидесяти трех лет и мужчинам, в одиночку воспитывающим детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста. В пункте 26 нормативного постановления Верховного Суда РК от 20 апреля 2018 года № 5 «О постановлении суда по делу об административном правонарушении» обращается внимание судов, что в постановлении о наложении административного взыскания в виде ареста судье следует указать момент, с которого подлежит исчислению срок ареста, с учетом времени фактического задержания, с точностью до часа и минуты. В резолютивной части постановления указывается срок ареста - количество суток цифрами и прописью[1915]. Срок административного задержания включается в срок административного ареста. Особенности исполнения ареста закреплены в Приказе Министра внутренних дел РК от 26 июля 2017 года № 504. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 24 августа 2017 года «Об утверждении Правил организации деятельности и внутреннего распорядка специальных учреждений, осуществляющих исполнение наказания в виде ареста».
Статья 885. Обращение постановления о наложении административного взыскания, предписания о необходимости уплаты штрафа к исполнению Обращение постановления о наложении административного взыскания, предписания о необходимости уплаты штрафа к исполнению возлагается на судью, орган (должностное лицо), вынесшие постановление, или орган, оформивший предписание. Постановление направляется органу (должностному лицу), уполномоченному приводить его в исполнение, в течение суток со дня вступления его в законную силу. Постановление о наложении административного взыскания в виде лишения специального права направляется органам, уполномоченным приводить его в исполнение, немедленно после его вынесения.
КОММЕНТАРИЙ____________________________________________ Обращение постановления о наложении административного взыскания, предписания о необходимости уплаты штрафа к исполнению заключается в их передаче субъектом принятия решения (судьей, органом, должностным лицом) органу, должностному лицу, уполномоченному приводить их в исполнение. Обращение к исполнению осуществляется исключительно тем судьей, органом (должностным лицом), который вынес данное постановление или оформил предписание. Дела об административных правонарушениях рассматривают и выносят по ним соответствующее решение: 1) судьи специализированных административных судов; 2) судьи специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних; 3) районные (городские) суды, если на территории соответствующей административно-территориальной единицы не образованы специализированный межрайонный административный суд и специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних; 4) должностные лица государственных органов, уполномоченные КоАП. Перечень данных органов приведен в главе 36 КоАП. Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенных к их ведению согласно ст. 684 КоАП. Должностные лица государственных органов, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, рассматривают дела и налагают административные взыскания за административные правонарушения, за исключением дел, указанных в ст. 684 КоАП. Дела об административных правонарушениях, за которые в качестве одного из видов административного взыскания предусмотрены административный арест, административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранцев либо лиц без гражданства, конфискация предметов, явившихся орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно конфискация доходов (дивидендов), денег и ценных бумаг, полученных вследствие совершения административного правонарушения, лишение специального права, предоставляемого конкретному лицу (в том числе право управления транспортным средством), лишение лицензий, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) на определенный вид деятельности, либо совершение определенных действий, принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения, приостановление или запрещение деятельности, рассматриваются судьей. В соответствии со ст. 24 КоАП по письменному заявлению лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело о любом правонарушении, предусмотренном Особенной частью раздела 2 КоАП, рассматривается судьей, если оно подано до рассмотрения дела об административном правонарушении. По письменному заявлению либо по заявлению в форме электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью, законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно осуществлять свои права, дело может быть рассмотрено в специализированных районных и приравненных к ним административных судах, а при отсутствии таковых – в судах общей юрисдикции. Судья, орган (должностное лицо), вынесшие постановление, направляют его органу (должностному лицу), уполномоченному приводить его в исполнение, в течение суток со дня вступления его в законную силу. Тот час и те сутки, которыми определяется начало течения срока для передачи постановления о наложении административного взыскания, предписания о необходимости уплаты штрафа, не засчитывается в его продолжительность. Течение срока по общему правилу - со следующих суток. При исчислении срока сутками в него не включается нерабочее время. Исчисление срока сутками начинается после ноля часов суток, следующих за юридическим фактом, влекущим течение срока и истекает в двадцать четыре часа последних суток срока. Установление определенного срока упорядочивает процедуру исполнения и способствует реализации положений и норм КоАП. Как справедливо отмечено В нормативном постановлении Конституционного Совета РК от 13 апреля 2012 г. № 2 «Об официальном толковании норм Конституции Республики Казахстан по вопросу исчисления конституционных сроков»»: «конкретными сроками, закрепленными в Основном законе, лимитируется возможность ограничения уполномоченными органами и должностными лицами прав человека и гражданина, создаются предпосылки для гарантирования свободы личности. Ими также определяются периоды деятельности отдельных государственных органов и должностных лиц, начало и окончание осуществления ими своих полномочий, а также взаимодействие ветвей государственной власти в условиях действия системы сдержек и противовесов. Соблюдение этих сроков является одним из условий обеспечения режима конституционной законности»[1916]. Порядок обращения к исполнению постановления о наложении административного взыскания в виде лишения специального права кардинальным образом отличается. Оно направляется органам, уполномоченным приводить его в исполнение немедленно после вынесения. Согласно ст. 900 КоАП, постановление судьи о лишении права управления транспортными средствами, за исключением тракторов, самоходных машин и других видов техники, исполняется должностными лицами органов внутренних дел. Постановление судьи о лишении права управления трактором, самоходной машиной или другими видами техники исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники. Постановление судьи о лишении права управления судами, в том числе маломерными, исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил пользования судами, в том числе маломерными. Постановление судьи о лишении права охоты исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты. Постановление суда о лишении права ношения и хранения оружия исполняется должностными лицами органов внутренних дел. Перечисленным выше органам постановление о наложении административного взыскания в виде лишения специального права направляется немедленно. В главе 52 КоАП определен порядок исполнения отдельных видов административных взысканий, там же определены органы, уполномоченные приводить их в исполнение. Вынесенные по делу об административном правонарушении решения подлежат исполнению добровольно либо принудительно. В случае принудительного исполнения постановления о наложении административного взыскания, предписания о необходимости уплаты штрафа, его порядок определяется Законом РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей». Исполнительное производство – меры, направленные на принудительное исполнение исполнительных документов с взысканием с должника исполнительской санкции, пени, расходов по исполнительному производству, оплаты деятельности частного судебного исполнителя. Задачами исполнительного производства являются обязательное и своевременное принятие мер, направленных на принудительное исполнение исполнительных документов, выдаваемых на основании судебных решений, определений, предписаний и постановлений по гражданским и административным делам, приговоров и постановлений по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также постановлений иных органов в соответствии с Законом «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей». Исполнительное производство осуществляется на принципах:
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |