|
|
|
Ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными
Пономарева С.Н., Судья Аксуского городского суда
Закон Республики Казахстан «О дорожном движении» запрещает водителю управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или токсикоманического) из-за угрозы безопасности дорожного движения. Ежегодно выявляются многочисленные случаи нахождения нетрезвых водителей за рулем, среди которых ранее лишенные прав управления транспортными средствами. При этом, чем больше степень тяжести алкогольного опьянения, тем выше коэффициент тяжести дорожно-транспортных происшествий. Пьянство за рулем - это серьезная проблема, которая тесным образом связана с уровнем аварийности на всех видах транспорта. Для усиления противодействия таким правонарушениям 27 декабря 2019 года в Уголовный кодекс Республики Казахстан (далее УК) включена новая статья 345-1 УК, предусматривающая ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатацию транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения, которая в отличие от статьи 345 УК (Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицами управляющими транспортными средствами), предусматривает более жесткую ответственность. Так, согласно части 1 статьи 345-1 УК, причинение по неосторожности средней тяжести вреда здоровью является не уголовным проступком, а преступлением, и виновный может быть наказан лишением свободы на срок до одного года, с лишением права управления транспортными средствами сроком на десять лет. А в случае причинения тяжкого вреда здоровью (часть 2), лицо наказывается лишением свободы до трех лет, также с лишением права управления транспортными средствами сроком на 10 лет. Причинение смерти потерпевшему (часть3), влечет ответственность с аналогичным сроком лишения права управления транспортными средствами и с лишением свободы на срок до семи лет, а причинение смерти двум или более лицам (часть 4), предусматривает ответственности на срок от семи до десяти лет, с пожизненным лишением права управлять транспортным средством. По объективным и субъективным признакам преступления, предусмотренные статьями 345 и 345-1 УК - совпадают. Непосредственным объектом выступают общественные отношения в сфере безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, а также жизнь и здоровье граждан. Для наступления ответственности по статье 345-1 УК должны иметь место: нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством в состоянии опьянения, общественно-опасные последствия, предусмотренные уголовным законом и причинная связь между деянием и наступившими последствиями. Анализ судебной практики показывает, что нарушение правил дорожного движения чаще всего выражается в превышении скорости, неправильном обгоне, несоблюдении правил проезда перекрестков, выезде на встречную полосу движения, неподчинении сигналам светофора и другие. Нарушением правил эксплуатации является управление неисправным транспортным средством, установка дополнительных внешних световых устройств, перевозка негабаритных грузов, огнеопасных, взрывчатых, отравляющих веществ и т.д. Нарушение указанных правил следует отличать от нарушений правил безопасности, которые допускаются при производстве ремонтных, уборочных, погрузочно-разгрузочных и других работ, которые затрагивают охраняемые уголовным законом объекты - жизнь и здоровье человека, либо безопасные условия труда. В этих случаях виновный несет ответственность по другим статьям УК. Местом совершения деяния, предусмотренные статьей 345-1 УК, могут быть автомагистраль, улица, двор дома или территория предприятия, железнодорожный переезд, трамвайные пути, тротуары и другие. Обязательным условием уголовной ответственности по вышеуказанной статье является состояние опьянения лица, управляющего в момент совершения преступления транспортным средством. Факт употребления алкоголя и состояния алкогольного опьянения определяется уполномоченными на это должностными лицами на месте преступления и в медицинских учреждениях, где в заключениях указывается состояние водителя: трезв или имеет ли место факт опьянение, состояние опьянения. Преступление имеет материальный состав, и считается оконченным с момента причинения по неосторожности вредных последствий, предусмотренных статьей 345-1 УК. Степень тяжести причиненного вреда здоровью потерпевшего либо причины его смерти определяется судебно-медицинской экспертизой. Причинная связь в анализируемых преступлениях носит, как правило, сложный специфический характер ввиду взаимодействия целого ряда неблагоприятных факторов, предшествовавших по времени преступному последствию. Ими могут быть противоправные действия самого водителя, иных участников дорожного движения, эксплуатация технически неисправного автотранспорта, сложная дорожная обстановка, плохая погода, другие причины и условия, подлежащие выяснению. Но как показывает практика и анализ уголовных дел данной категории, в качестве причины дорожно-транспортного происшествия суды часто признают управление транспортным средством в состоянии опьянения. Субъектом преступления может быть любое физическое, вменяемое лицо, достигшее 16 лет, управляющее транспортным средством в состоянии опьянения. Преступления, предусмотренные статьей 345-1 УК, следует отличать от других сходных транспортных правонарушений. Так, например, от нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (статья 345 УК) заключается в субъекте, который управляет транспортным средством в состоянии опьянения. Условием ответственности за преступление, предусмотренное статье 346 УК, является управление транспортным средством лицом, ранее лишенным права управления транспортными средствами. Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что причиной установления в уголовном законодательстве новой нормы закона, а именно, статьи 345-1 УК, явилась неблагоприятная ситуация с нарушениями правил дорожного движения, совершенного водителем в состоянии опьянения. Это, в свою очередь, будет серьезно противостоять преступлениям в виде управления транспортным средством в состоянии опьянения, повлекшего вредные последствия, и в конечном итоге должно изменить неблагоприятную динамику автотранспортных уголовных правонарушений.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |