|
|
|
Обжалование результатов налоговой проверки
Адвокат Таир Назханов, адвокат, LLM Пасечникова Ника, Магистрант Томского государственного университета
1.ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
Налоговые органы не менее чем за 30 календарных дней до начала проведения налоговой проверки, проводимой по особому порядку на основе оценки степени риска, направляют или вручают извещение о проведении налоговой проверки налогоплательщику (налоговому агенту). В извещении указываются форма налоговой проверки, перечень подлежащих проверке вопросов, предварительный перечень необходимых документов, права и обязанности налогоплательщика при проведении налоговой проверки, а также другие данные, необходимые для проведения налоговой проверки. Налоговый орган вправе начать налоговую проверку, проводимую по особому порядку на основе оценки степени риска, без извещения налогоплательщика о начале проверки в тех случаях, когда имеется обоснованный риск, что налогоплательщик может скрыть или уничтожить необходимые для проведения проверки документы, связанные с налогообложением, либо имеются другие обстоятельства, делающие проверку невозможной или не позволяющие провести ее в полном объеме. Налоговый орган осуществляет налоговую проверку, проводимую по особому порядку на основе оценки степени риска без извещения налогоплательщика (налогового агента) на основании письменного разрешения вышестоящего налогового органа. Срок проведения налоговой проверки, указываемый в предписании, не должен превышать 30 рабочих дней с даты вручения ПРЕДПИСАНИЯ. Налоговая проверка проводится на основании предписания, которое должно содержать следующие сведения: 1) дата и номер регистрации предписания в налоговом органе; 2) наименование налогового органа, вынесшего предписание; 3) фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование налогоплательщика (налогового агента); 4) идентификационный номер; 5) форма и вид проверки; 6) фамилии, имена, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) проверяющих лиц, а также специалистов, привлекаемых для участия в проведении налоговой проверки в соответствии с настоящим Кодексом; 7) срок проведения налоговой проверки; 8) проверяемый период, за исключением хронометражного обследования.
Предписание должно быть подписано первым руководителем налогового органа или лицом, его замещающим. В случае продления сроков проведения налоговой проверки, и (или) изменения количества, и (или) замены лиц, проводящих проверку, и (или) изменения проверяемого периода оформляется дополнительное предписание, в котором указываются номер и дата регистрации предыдущего предписания, ФИО лиц, привлекаемых к проведению проверки. На основании одного предписания может проводиться только одна налоговая проверка. Датой начала проведения налоговой проверки считается дата вручения налогоплательщику предписания. При вручении предписания налогоплательщик на экземпляре предписания налогового органа ставит подпись об ознакомлении и получении предписания, а также дату и время получения предписания. В случае отказа в получении предписания должностное лицо налогового органа делает на экземпляре предписания налогового органа соответствующую запись и составляет акт об отказе налогоплательщика от получения предписания с привлечением понятых (не менее 2-х). Отказ налогоплательщика от получения предписания о проведении налоговой проверки не является основанием для отмены налоговой проверки. Отказ налогоплательщика от получения предписания налогового органа означает недопуск должностных лиц налогового органа к налоговой проверке. В случае отказа налогоплательщика от получения предписания датой начала проведения проверки считается дата составления акта об отказе налогоплательщика (налогового агента) в получении предписания. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ ПРЕДПИСАНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕКИ В Налоговом Кодексе (далее-НК) ПРЯМО НЕ ПРЕДУСМОТРЕН. В качестве акта о назначении проверки предписание может являться самостоятельным предметом судебного оспаривания, поскольку выносится в рамках осуществления органом государственных доходов властных полномочий, влечет определенные правовые последствия для налогоплательщика (налогового агента). Поэтому, предписание можно обжаловать в порядке главы 22 НК - порядок обжалования действий (бездействий) должностных лиц налоговых органов. Согласно ст. 187 НК налогоплательщик и налоговый агент имеют право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов вышестоящему налоговому органу (административный порядок) или в суд (судебный порядок). В соответствии с п. 2, 3 ст. 65 Закона о правовых актах, предписание органа государственных доходов может быть оспорено в порядке главы 29 ГПК до прекращения его действия, а именно завершения налоговой проверки путем составления акта налоговой проверки По результатам налоговой проверки выносится уведомление. Его можно обжаловать, если налогоплательщик (налоговый агент) не согласны с суммой доначисления. Оно также обжалуется либо в вышестоящий налоговый орган или в суд. ВАЖНО: обжалуется уведомление, а не акт налоговой проверки.
2. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ УВЕДОМЛЕНИЯ
Порядок подачи жалобы налогоплательщиком (налоговым агентом): 1. Подается в уполномоченный орган в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения уведомления. При этом копия жалобы должна быть направлена в налоговые органы, проводившие налоговую проверку и рассматривавшие возражения налогоплательщика к предварительному акту налоговой проверки. (В случае пропуска по уважительной причине срока этот срок по ходатайству налогоплательщика может быть восстановлен, в качестве уважительной причины признается временная нетрудоспособность физического лица, в отношении которого проведена налоговая проверка, а также руководителя и (или) главного бухгалтера (при его наличии) налогоплательщика). Важное условие: Ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы удовлетворяется при условии, что налогоплательщиком жалоба и ходатайство поданы не позднее 10 рабочих дней со дня окончания периода временной нетрудоспособности лиц. ВАЖНО: Подача жалобы (заявления) в уполномоченный орган или суд приостанавливает исполнение уведомления о результатах проверки в обжалуемой части. Жалоба подается в письменной форме и в ней должны быть указаны: 1) наименование уполномоченного органа, в который подается жалоба; 2) ФИО, либо полное наименование лица, подающего жалобу, его место жительства (место нахождения); 3) ИИН/БИН; 4) наименование налогового органа, проводившего налоговую проверку; 5) обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства; 6) дата подписания жалобы налогоплательщиком (налоговым агентом); 7) перечень прилагаемых документов. Жалоба подписывается налогоплательщиком (налоговым агентом) либо лицом, являющимся его представителем. Налогоплательщик, подавший жалобу в уполномоченный орган, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании своего письменного заявления. Это не лишает его права на подачу повторной жалобы. Однако, в период с даты назначения тематической проверки до даты ее завершения нельзя вправе производить отзыв жалобы Отказ в рассмотрении жалобы: Уполномоченный орган отказывает в рассмотрении жалобы в следующих случаях: 1) подачи налогоплательщиком жалобы с пропуском срока обжалования; 2) несоответствия жалобы формальным требованиям; 3) подачи жалобы за налогоплательщика лицом, не являющимся его представителем; 4) подачи налогоплательщиком искового заявления в суд по вопросам, изложенным в жалобе. Порядок рассмотрения жалобы, направленной в уполномоченный орган: Для рассмотрения жалоб на уведомление о результатах проверки уполномоченный орган создает апелляционную комиссию. По окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения апелляционной комиссии. По жалобе выносится мотивированное решение в срок не более 30 рабочих дней с даты регистрации жалобы, а по жалобам налогоплательщиков, подлежащих налоговому мониторингу, - не более 45 рабочих дней с даты регистрации жалобы. Жалоба рассматривается в пределах, обжалуемых налогоплательщиком вопросов. Уполномоченный орган при рассмотрении жалобы в случае необходимости вправе: 1) направлять запросы налогоплательщику (налоговому агенту) и (или) в налоговые органы, проводившие налоговую проверку и рассматривавшие возражения налогоплательщика к предварительному акту налоговой проверки, о предоставлении в письменной форме дополнительной информации либо пояснения по вопросам, изложенным в жалобе; 2) направлять запросы в государственные органы, соответствующие органы иностранных государств и иные организации по вопросам, находящимся в компетенции таких органов и организаций; 3) проводить встречи с налогоплательщиком по вопросам, изложенным в жалобе; 4) запрашивать у сотрудников налоговых органов, принимавших участие в проведении налоговой проверки и рассматривавших возражения налогоплательщика к предварительному акту налоговой проверки, дополнительную информацию и (или) пояснения по возникшим вопросам. По итогам рассмотрения жалобы на уведомление о результатах проверки уполномоченным органом выносится одно из следующих решений: 1) оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения; 2) отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки полностью или в части. При рассмотрении жалобы уполномоченный орган в случае необходимости вправе назначить тематическую проверку (срок по общему правилу - не более 30 рабочих дней). Вопросы определяются уполномоченным органом, но в рамках изложенных в жалобе налогоплательщика на уведомление о результатах проверки. Проведение тематической проверки не может быть поручено налоговому органу, проводившему налоговую проверку, результаты которой обжалуются (за исключением случая, когда обжалуемая налоговая проверка была проведена уполномоченным налоговым органом). Решение по результатам рассмотрения жалобы выносится с учетом результатов тематической и (или) повторной тематической проверок. При этом в случае несогласия уполномоченного органа с результатами таких проверок он вправе не учитывать их при принятии решения по жалобе, однако такое несогласие должно быть мотивированным. Решение уполномоченного органа, обязательно для исполнения налоговыми органами.
3. СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ УВЕДОМЛЕНИЯ
Уведомление в судебном порядке обжалуется в порядке гл. 29 ГПК. Статья 292 ГПК предусматривает право граждан и юридических лиц оспорить решение, действия (бездействие) государственного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения, организации, должностного лица, государственного служащего в суде. Дела об обжаловании решений, действий (бездействия) должностных лиц органов государственных доходов гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическими лицами подсудны специализированным межрайонным экономическим судам. Гражданин и юридическое лицо вправе обратиться в суд с заявлением в течение 3-х месяцев со дня, когда им стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов. (Пропуск срока не является основанием для суда к отказу в принятии заявления, однако если по ходатайству налогоплательщика данный срок не восстановлен, то суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявления). Подготовка - срок 10 рабочих дней со дня принятия заявления. Заявление рассматривается судом в месячный срок со дня окончания подготовки дела к судебному разбирательству с участием гражданина, представителя юридического лица, руководителя государственного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения, организации, должностного лица или государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых оспариваются, или их представителей. Суд вправе по своей инициативе истребовать указанных от лиц все документы и материалы, на основании которых принимались оспариваемые решение. Решение суда направляется для устранения допущенных нарушений закона руководителю государственного органа в порядке подчиненности органу в течение трех рабочих дней после вступления решения суда в законную силу. Копия решения суда направляется вышестоящему государственному органу и прокурору. Об исполнении решения должно быть сообщено суду, гражданину или юридическому лицу не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. За неисполнение решения суда виновные должностные лица несут ответственность, предусмотренную законом. При оспаривании налогоплательщиком уведомления о результатах налоговой проверки либо акта проверки по основанию нарушений налоговым органом установленных главой 89 НК порядка и сроков проведения налоговых проверок следует исходить из оценки характера допущенных нарушений и их влияния на законность и обоснованность результатов проверки. Очень важно, что с 1 июля 2021 года будет новый порядок обжалования в связи со вступлением в силу нового Административного процедурно-процессуального кодекса. Авторы надеются, что после этой знаменательной даты количество выигрышных со стороны налогоплательщиков дел станет больше. Пока же картина грустная. По статистике Генеральной прокуратуры в 2019 году по стране было рассмотрено судами 971 гражданское дело об оспаривании действий (бездействий), решений налоговых органов, но удовлетворено было всего 190, то есть меньше 20 процентов от общего количества всех дел. Но обжаловать в административном и гражданском порядках все равно надо, потому что в случае превышения недоимки в 50 тысяч МРП первого руководителя и бухгалтера могут привлечь к уголовной ответственности. А так есть шансы уменьшить сумму и доказать отсутствие умысла на совершение 245 УК в последующем уголовном деле. Ниже приведены статистические данные по судебным спорам с налоговыми органами:
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |