|
|
|
Гарантируя права потребителей
Защита прав потребителей на протяжении долгих лет в Казахстане отсутствовала как явление. До недавнего времени потребители в нашей стране, по сути, были бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовали свои условия. На прилавках и витринах магазинов и на рынках зачастую можно было встретить объявления такого характера: «Товар обмену и возврату не подлежит», «Необдуманно сделанные покупки назад не принимаются» и т.п. В случае какой-либо поломки товара продавец обосновывал отказ в обмене и возврате денег тем, что на момент покупки все работало, и советовал обращаться в сервисный центр.
Закрепляя права и обязанности
Принятие Закона РК от 4 мая 2010 года № 274-IV «О защите прав потребителей» явилось важным и значимым событием в данной сфере, в первую очередь для защиты интересов потребителей Казахстана, которые теперь могут отстаивать свои права, в том числе в судебном порядке. Изучение дел, поступающих в суды по защите прав потребителей, показывает, что из года в год увеличивается количество дел, рассмотренных судами по данной категории. Законом потребитель поставлен на одну ступень с продавцом товаров, услуг и работ как главный объект рыночных отношений. Вся жизнь человека так или иначе связана с правом. Ежедневно, сами того не осознавая, мы вступаем в различные правовые отношения: покупая товар в магазине - заключаем договор купли-продажи, садясь в поезд - становимся стороной в договоре перевозки, заходя в лифт - пользуемся коммунальными услугами. Все эти договоры объединяет одно - Закон «О защите прав потребителей», который закрепляет права и обязанности как организаций, продающих товары или оказывающих услуги, так и граждан-потребителей, которые этими товарами и услугами пользуются. Закон регулирует, в частности, отношения между потребителем-гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли, с одной стороны, и организацией (индивидуальным предпринимателем), производящей товары для реализации потребителям, реализующей товары по договору купли-продажи (продавцом), выполняющей работы и оказывающей услуги потребителям по возмездному договору - с другой стороны. Потребительское законодательство не ограничивается Законом «О защите прав потребителей». Отношения в области защиты прав потребителей регулируются также законами «О сертификации», «О стандартизации», «О естественных монополиях и регулируемых рынках», «О лекарственных средствах», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О безопасности пищевых продуктов», «О техническом регулировании» и другими. Перечень нормативных актов открывает Конституция РК, которая закрепляет право граждан на отдых, охрану здоровья, образование и т.д., а также устанавливает гарантии осуществления этих прав. От наиболее существенных нарушений потребителей защищают нормы административного и уголовного законодательства. Но основное регулирование отношений с участием потребителей все-таки осуществляется нормами гражданского законодательства и, в частности, Гражданского кодекса РК.
Действуют в комплексе
Там, где действует несколько нормативных актов, неизбежно возникает вопрос об их соотношении. По общему правилу Гражданский кодекс РК имеет преимущественную силу при регулировании любых правоотношений в сфере гражданского оборота. В то же время, понимая важность установления особенностей правового регулирования отношений с участием граждан, законодатель оговаривает, что в дополнение к правам, предоставленным ГК, потребитель пользуется правами, предоставленными Законом РК «О защите прав потребителей». Таким образом, ГК и Закон «О защите прав потребителей» действуют в комплексе и дополняют друг друга. Основное требование к другим нормативным актам, затрагивающим интересы потребителей, заключается в том, что эти документы не должны содержать норм, противоречащих Закону «О защите прав потребителей», и не должны снижать гарантийных прав потребителей, предусмотренных действующим законодательством. Потребитель определяется как физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести, либо заказывающее, приобретающее и (или) использующее товар, работу, услугу для удовлетворения своих потребностей. Не является потребителем гражданин, который, приобретая товары (работы, услуги), использует их в деятельности, которую он осуществляет самостоятельно на свой риск с целью систематического извлечения прибыли. Товары (работы, услуги) могут приобретаться (заказываться) для личных (например, медицинские услуги) либо для бытовых нужд (например, приобретение электробытовых приборов), либо одновременно и для личных, и для бытовых (например, приобретение студентом калькулятора для использования как дома, так и на занятиях). Не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования в производстве, а также заказывающий для организаций за их счет работы, услуги в этих же целях (например, приобретение фотокамеры для работы в издательстве, редакции, химическая чистка штор, натирка полов и т.д.). Однако является потребителем гражданин, пользующийся услугой личного характера, хотя и заказанной для производственных нужд (например, услуга по перевозке, по проживанию в гостинице во время командировки). Под «потребителем» понимается не только гражданин, который непосредственно приобрел товар или заказал работу (услугу), но и гражданин, пользующийся ими. Например, потребителем является как тот, кто купил телевизор или билет в театр, так и тот, кто пользуется этим телевизором или является зрителем в театре. Гражданин, в свою очередь, выступает потребителем трех элементов: товаров, работ, услуг. В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» под товаром понимается продукт деятельности изготовителя (исполнителя), предназначенный для реализации. Сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты и т.п. могут рассматриваться в качестве товара в тех случаях, когда они реализуются потребителю продавцом по договору купли-продажи в качестве самостоятельной товарной единицы. В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» под работами понимается деятельность, направленная на удовлетворение потребностей потребителей, результаты которой имеют материальное выражение. А под услугами понимается деятельность, направленная на удовлетворение потребностей потребителей, результаты которой не имеют материального выражения.
Только по договору
Законодательством в отдельных случаях предусматривается, что пользоваться товаром, результатом работы, услугой может только гражданин, заключивший договор с продавцом, исполнителем. Например, воспользоваться услугой по договору перевозки железнодорожным транспортом в поездах дальнего следования и воздушным транспортом может только гражданин, который указан в билете. Именно этот гражданин является стороной по договору перевозки, соответственно, только он в данном случае является потребителем. При покупке отдельных видов товаров, в частности оружия, действуют установленные законодательством ограничения - продажа отдельных видов оружия может быть осуществлена только при наличии у гражданина, его приобретающего, лицензии, при этом предусмотрены специальные правила регистрации приобретенного оружия. Таким образом, только гражданин, заключивший договор купли-продажи, будет являться потребителем в отношениях, вытекающих из такого договора. Законодательство о защите прав потребителей распространяется не на абсолютно все отношения. Например, когда один гражданин продает другому какую-нибудь вещь, законодательство о защите прав потребителей не действует (в таком случае применяются общие нормы гражданского законодательства). А когда автомобиль приобретается у компании-продавца, поставляющей автомобили, гражданин-покупатель приобретает статус потребителя, и на такие отношения распространяется законодательство о защите прав потребителей. Не регулируются законодательством о защите прав потребителей отношения, вытекающие из гражданско-правовых договоров, не связанных с приобретением товаров, выполнением работ, оказанием услуг. А также отношения, вытекающие из безвозмездных гражданско-правовых договоров. Например, отношения, вытекающие из договора безвозмездного хранения в гардеробах организаций, если при сдаче вещи на хранение вознаграждение за хранение не оговорено или иным способом не обусловлено. Не регулируются законодательством о защите прав потребителей гражданско-правовые отношения граждан с организациями (общественными объединениями, жилищно-строительными, дачно-строительными кооперативами, товариществами и т.д.), если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. Однако законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам (в том числе членам этих организаций) платных услуг. Так, например, если уставом предусмотрена обязанность кооператива обеспечивать оказание платных коммунальных услуг гражданам, то на отношения, возникающие по поводу предоставления указанных услуг, распространяется действие законодательства о защите прав потребителей. Не регулируются законодательством о защите прав потребителей отношения между гражданами и органами, выполняющими в соответствии с законодательством возложенные на них государственно-властные или административно-распорядительные полномочия: - отношения, возникающие при осуществлении судом правосудия; - отношения, возникающие при осуществлении нотариусом нотариальных действий; - отношения, возникающие при осуществлении государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными учреждениями возложенных на них законодательством административно-распорядительных полномочий (оформление паспортно-визовыми службами паспортов и виз); - деятельность органов местного самоуправления по благоустройству территории, содержанию и ремонту автомобильных дорог и др.
Т. Жолкенова, судья Костанайского городского суда
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |