| ||||||||||||||||||||
|
|
|
Т.Иванова Налоговый консультант
КАКАЯ СТАВКА НАЛОГА НА ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ, ОКАЗАННЫЕ ИНОСТРАННЫМ ПЕРЕВОЗЧИКОМ?
1.В соответствии с налоговым законодательством услуги перевозчика из-за границы, должны облагаться налогом (КПН). Компания оплатила 5% КПН (п.п.6 п.1 ст. 192 НК РК), но с иностранным перевозчиком договор не заключали, документ о подтверждении резидентства перевозчика не представляли в налоговое управление, полагая, что очевиден факт нерезидентства перевозчика по представленным документам при растаможке, включая инвойсы. В настоящее время, налоговое управление требует предъявить договор с указанным перевозчиком и сертификат его резидентства, которые компания пусть с опозданием, но имеет возможность представить, хотя они и не были указаны при оформлении процедуры растаможки. Данное действие нашей компании ранее было одобрено ресурсом www.paragraf.kz. от 16.05.2015г. Однако, если компания выполнит запрос по представлению запрашиваемых налоговым управлением документов, то не возникнет ли обязательство у компании по уплате 20% КПН у источника выплаты? Резюмируя вышеизложенное, просьба пояснить, в каком размере облагается услуга иностранного перевозчика КПН у источника выплаты? 2. В соответствии с налоговым законодательством услуги перевозчика из-за границы входят в таможенную стоимость, но не входит в себестоимость товаров. При этом, данная услуга облагается НДС и оплачивается получателем груза (наша компания оплатила данный налог при растаможке груза) а также КПН 5%, исходя из этого не будет ли двойного налогообложения?
Комментарии автора. Еще раз обращаем Ваше внимание, что ответ на вопрос от 16 мая по поводу уведомление о предоставлении сертификата резидентства был дан исходя из информации, изложенной в вопросе. При этом к образцу уведомления не было приложено описание нарушения. Вам была предоставлена лишь информация, касательно предоставления сертификата резидентства, основанная на положениях Налогового кодекса, что не является одобрением или наоборот Ваших действий. При налогообложении доходов нерезидента из источников в РК, основополагающим документом в первую очередь является договор с нерезидентом, который оказывает услуги резиденту РК, так же инвойсы, единые перевозочные документы, акты выполненных работ, перечень которых был перечислен в предыдущем ответе. На основании договора выясняется какие конкретно услуги были оказаны нерезидентом. В Вашем случае, возможно были оказаны транспортно-экспедиторские услуги, ставка КПН по которым составляет 20 процентов. При заполнении формы 101.04 согласно Правилам номер и дата договора указываются в обязательном порядке. Кроме того, при таможенном оформлении так же необходимо предоставлять все документы, в том числе договора. Из информации, предоставленной Вами в дополнительном вопросе следует, что договора нет. Поэтому действия органов Налоговой службы в данном случае правомерны, так как возникает вопрос о правомерности применения ставки 5 процентов за услуги и кто конкретно оказал данную услугу ( в данном случае для этого и нужен сертификат резидентства, чтобы выяснить является ли он налогоплательщиком в своей стране). Сертификат резидентсва при растомаживании груза как правило в таможенные органы не предоставляется. КПН от оказания транспортных услуг В соответствии со статьей 689 Гражданского кодекса РК по договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ему другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза плату, согласно договору или тарифу. Согласно подпункта 16 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса доходами нерезидента из источников в РК признаются доходы от оказания транспортных услуг в международных перевозках. В целях раздела 7 Налогового кодекса международными перевозками признаются любые перевозки пассажиров, багажа, товаров, в том числе почты, морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, осуществляемые между пунктами, находящимися в разных государствах, одним из которых является Республика Казахстан. Международными перевозками в целях данного раздела не признаются: перевозка, осуществляемая исключительно между пунктами, находящимися за пределами Республики Казахстан, а также исключительно между пунктами находящимися на территории Республики Казахстан; транспортировка полезных ископаемых по трубопроводам. Согласно пункту 1 статьи 193 Налогового кодекса доходы юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность без образования постоянного учреждения, определенные статьей 192 Налогового кодекса, облагаются подоходным налогом у источника выплаты без осуществления вычетов. При этом сумма корпоративного подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты при осуществлении международной перевозке груза, исчисляется налоговым агентом по ставке 5 % ( п.5 ст.194 ). Исчисление и удержание корпоративного подоходного налога по доходам, облагаемым у источника выплаты, производятся налоговым агентом: 1) не позднее дня выплаты доходов юридическому лицу-нерезиденту - по начисленным и выплаченным доходам; 2) не позднее срока, установленного пунктом 1 статьи 149 настоящего Кодекса для представления декларации по корпоративному подоходному налогу, - по начисленным и невыплаченным доходам, которые отнесены на вычеты. Обязанность и ответственность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет корпоративного подоходного налога у источника выплаты возлагаются на лиц, выплачивающих доход нерезиденту и признанных налоговыми агентами, в том числе нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение. Согласно статье 195 Налогового кодекса корпоративный подоходный налог у источника выплаты, удерживаемый с доходов юридического лица-нерезидента, подлежит перечислению налоговым агентом в бюджет: 1) по начисленным и выплаченным суммам дохода, кроме случая, указанного в подпункте 3) настоящего пункта, - не позднее двадцати пяти календарных дней после окончания месяца, в котором производилась выплата дохода, по рыночному курсу обмена валюты на дату его выплаты; 2) по начисленным, но невыплаченным суммам дохода при отнесении их на вычеты - не позднее десяти календарных дней после срока, установленного для сдачи декларации по корпоративному подоходному налогу, по рыночному курсу обмена валюты на последний день налогового периода, установленного статьей 148 настоящего Кодекса, в декларации по корпоративному подоходному налогу, за который доходы нерезидента отнесены на вычеты. 3) в случае выплаты предоплаты - не позднее двадцати пяти календарных дней после окончания месяца, в котором был начислен доход нерезидента в пределах суммы выплаченной предоплаты, по рыночному курсу обмена валюты на дату его начисления. Перечисление сумм подоходного налога с доходов юридического лица-нерезидента у источника выплаты в бюджет осуществляется налоговым агентом по месту своего нахождения. В соответствии со статьей 196 Налогового кодекса налоговый агент обязан представлять в налоговый орган по месту своего нахождения расчет по корпоративному подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты с дохода нерезидента (ф.101.04), в следующие сроки: 1) за первый, второй и третий кварталы - не позднее 15 числа второго месяца, следующего за кварталом, в котором произведена выплата доходов нерезиденту; 2) за четвертый квартал - не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, установленным статьей 148 настоящего Кодекса, в котором произведена выплата доходов нерезиденту и (или) за который начисленные, но невыплаченные доходы нерезидента отнесены на вычеты. При этом подтверждающими документами является договор на оказание транспортных услуг, инвойс, акт выполненных работ, другие документы. На основании вышеизложенного, при выплате нерезиденту доходов за услуги международной перевозки возникают обязательства по удержанию и уплате в бюджет КПН у источника выплаты в размере 5%, а также предоставлению расчета формы 101.04. НДС за нерезидента В соответствии с пунктом 1 статьи 241 Налогового кодекса, если иное не установлено пунктом 6 настоящей статьи, работы, услуги, предоставленные нерезидентом, являются оборотом налогоплательщика Республики Казахстан, получающего работы, услуги, если местом их реализации является Республика Казахстан, и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с Налоговым кодексом. Статьей 232 Налогового кодекса определено, что для целей исчисления НДС, если иное не установлено настоящей статьей, место реализации товаров, работ, услуг определяется в соответствии со статьей 236 Налогового кодекса. Место реализации товаров, работ, услуг в Таможенном союзе определяется в соответствии со статьей 276-5 Налогового кодекса. Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 236 Налогового кодекса местом реализации работ, услуг признается место осуществления предпринимательской или любой другой деятельности лица, выполняющего работы, оказывающего услуги, не предусмотренные подпунктами 1 - 4 настоящего пункта и пунктом 4 настоящей статьи. На основании вышеизложенного, учитывая, что услуги международной перевозки не отражены в подпунктах 1 - 4 пункта 2 статьи 236 Налогового кодекса, в рассматриваемой ситуации у ТОО обязательств по уплате НДС за нерезидента не возникает. Относительно учета ТМЗ Согласно пункту 5 статьи 57 Налогового кодекса «Учет ТМЗ в целях налогообложения осуществляется в соответствии с МСФО и требованиями законодательства РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», если иное не предусмотрено настоящим Кодексом». Себестоимость товара в бухгалтерском учете формируется либо согласно МСФО, либо НСФО. Предприятие в своей учетной политике должно, прописать согласно каким стандартам финансовой отчетности ведет бухгалтерский учет, и от выбора компании будет зависеть формирование себестоимости товара в бухгалтерском учете. В МСФО учет запасов регулируется стандартом МСФО (IAS) 2 «Запасы». Согласно МСФО (IAS) 2 «Запасы» себестоимость запасов должна включать все затраты на приобретение, затраты на переработку и прочие затраты, понесенные для того, чтобы обеспечить текущее местонахождение и состояние запасов. То есть при применении МСФО или МСФО для МСБУ, включение транспортных расходов в себестоимость ТМЗ производиться вне зависимости от того, приобретаются они у местных или у зарубежных поставщиков. С января 2013 года вступил в силу НСФО, в нем сказано: пункт 35 НСФО. Себестоимость запасов состоит из покупной цены, импортных пошлин, налогов (кроме возмещаемых) пункт 37 НСФО. Затраты на переработку и прочие затраты, понесенные для того, чтобы обеспечить текущее местонахождение и состояние запасов, признаются расходами в том периоде, в котором они понесены. Соответственно при применении НСФО, транспортных расходы, для целей бухгалтерского учета, признаются расходами периода и не включаются в себестоимость ТМЗ вне зависимости от того, приобретаются они у местных или у зарубежных поставщиков. Таким образом, относится ли на себестоимость товара, приобретенного по импорту, транспортные расходы по его доставке, зависит от того, по каким стандартам финансовой отчетности работает данная компания. Если компания работает согласно МСФО, то транспортные расходы, включаются в себестоимость товара, если по НСФО, то относятся на расходы периода. Относительно двойного налогообложения В соответствии с пунктом 1 статьи 99 Таможенного кодекса таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза (г. Москва, 25 января 2008 года). В статье 5 данного Соглашения расписаны подробно принципы и виды расходов, которые включаются в таможенную стоимость товаров, с которой должен исчисляться и уплачиваться НДС на импортируемый товар. Общий принцип таков: расходы, которые были понесены до границы стран-участников стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), включаются в таможенную стоимость, и облагаются НДС на импорт. Расходы, понесенные после пересечения границы стран ЕАЭС, не включаются в таможенную стоимость товара, и не облагаются НДС при таможенном оформлении поступившего товара. Поэтому расходы на транспортировку будут включаться в таможенную стоимость товара до границы ЕАЭС, после пересечения данной границы расходы по перевозке товара не включаются в таможенную стоимость товара. Согласно статье 246 Налогового кодекса облагаемым импортом являются товары, ввозимые или ввезенные на территорию ТС (за исключением освобожденных от НДС в соответствии со статьей 255 Налогового кодекса), подлежащие декларированию в соответствии с таможенным законодательством ТС и (или) таможенным законодательством РК. НДС исчисляется по ставке 12%, применяемой к размеру облагаемого импорта. При этом в размер облагаемого импорта включаются таможенная стоимость импортируемых товаров, определяемая в соответствии с таможенным законодательством ТС и (или) таможенным законодательством РК, а также суммы налогов и таможенных платежей, подлежащих уплате в бюджет при импорте товаров в РК, за исключением НДС на импорт (статья 247 Налогового кодекса). Но, согласно статье 256 Налогового кодекса при определении суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, получатель товаров, работ, услуг, являющийся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 228 настоящего Кодекса, имеет право на зачет сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих уплате за полученные товары, включая основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также если выполняются условия, предусмотренные данной статьей. Согласно статье 266 Налогового кодекса, сумма налога на добавленную стоимость исчисляется как разница между суммой налога на добавленную стоимость, начисленного по облагаемым оборотам в соответствии со статьей 268 Кодекса, и суммой налога, относимого в зачет в соответствии со статьей 256 Кодекса. При этом: 1) положительная разница является суммой налога, подлежащей уплате в бюджет в порядке, установленном настоящим Кодексом; 2) отрицательная разница является превышением суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога. Сумма корпоративного подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, исчисляется налоговым агентом путем применения ставок, установленных статьей 194 настоящего Кодекса, к сумме доходов, облагаемых у источника выплаты. Исходя из вышеизложенного, двойного налогообложений нет, так как НДС уплаченный на таможне относится в зачет.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |