|
|
|
Письмо Комитета внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан от 11 февраля 2021 года № КВГА-03-КВ/2643-И
См.: Письмо ТОО «ИнфоТех&Сервис» от 16 февраля 2022 года № 20 «Закупки ИС «Параграф», производимые как объекта интеллектуальной собственности способом из одного источника - полностью соответствуют действующему законодательству о закупках, интеллектуальной собственности и авторском праве, а потому являются правомерными»
Комитетом внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан проведен мониторинг государственных закупок способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках за 2020 год (общее количество договоров - 1695), основанием которых является пп.3 п.3 ст.39 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434 «О государственных закупках» (далее - Закон). Согласно письму Министерства юстиции Республики Казахстан от 30 июля 2020 года № 1-10/2902-И, направленного в целях обеспечения правильного применения норм в случаях приобретения товаров и услуг, являющихся объектами интеллектуальной собственности, у лица, обладающего исключительными правами в отношении приобретаемых товаров, услуг в соответствии с установленными принципами осуществления государственных закупок, в соответствии с пп. 3) п. 3 ст. 39 Закона, в случаях приобретения товаров, услуг, являющихся объектами интеллектуальной собственности, у лица, обладающего исключительными правами в отношении приобретаемых товаров, услуг, государственные закупки осуществляются способом из одного источника путём прямого заключения договора о государственных закупках. Это вытекает из принципа соблюдения прав на объекты интеллектуальной собственности, содержащихся в закупаемых товарах (п. 9 ст. 4 Закона). При этом необходимо понимать, что указанная норма предусмотрена для случаев, когда кроме как у лица, обладающего исключительными правами, закупить товар/услугу, являющиеся объектами интеллектуальной собственности, невозможно. То есть норма о специальном порядке закупок объектов интеллектуальной собственности не является абсолютной. Для предотвращения злоупотреблений она должна применяться с учетом специфики товаров и услуг, на которые может распространяться правовая охрана, с пониманием основ регулирования прав интеллектуальной собственности. К примеру, нелогично полагать наличие исключительных прав в отношении товара, вошедшего во всеобщее пользование (например, ручки, принтер, монитор и др.). То есть на первом этапе нужно понимать, что закупаемому товару / услуге должны быть свойственны особые характеристики, связанные с интеллектуальным трудом автора. При этом важно установить, кто является правообладателем, распорядился ли своими исключительными правами правообладатель, если да, в каком объеме. Наличие документа, свидетельствующего о правах на интеллектуальную собственность (свидетельство об авторском праве, на товарный знак, патент), не всегда означает владение исключительными правами. К примеру, автор или правообладатель может передать или временно предоставить третьим лицам свои исключительные права на интеллектуальную собственность на основании соответствующих гражданско-правовых сделок (договоры уступки или лицензии/сублицензии). Таким образом, создается конкурентная среда, когда объект интеллектуальной собственности можно на законных основаниях приобрести у нескольких потенциальных поставщиков. В этом случае закупки не должны производиться по специальному порядку (принцип предоставления потенциальным поставщикам равных возможностей). Кроме того, следует учитывать, что на рынке может быть несколько объектов интеллектуальной собственности, обладающих аналогичными или сходными характеристиками. К примеру, заказчику могут быть предложены программные обеспечения, решающие одни и те же задачи. В этом случае нельзя произвольно выбирать для заключения договора любого обладателя исключительных прав на определенный объект интеллектуальной собственности по любой цене. На основании принципа оптимального и эффективного расходования денег, используемых для государственных закупок, заказчик должен выбирать для закупки тот товар или услугу, которые имеют более низкую цену. В этой связи Комитет поручает: 1. Провести анализ по договорам о государственных закупках, заключенных в соответствии с пп.3 п.3 ст.39 Закона, согласно прилагаемой таблице и предоставить промежуточную информацию (с заполнением столбца N / результат предварительного изучения (установлено/не установлено) в срок до 18:30 часов 12 февраля текущего года. 2. В случае подтверждения нарушения законодательства о государственных закупках необходимо провести внеплановый аудит на основании подпункта 3) пункта 5 статьи 18 Закона Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле» и принять меры реагирования в соответствии с законодательством РК, с представлением итоговой информации в Комитет не позднее 19 февраля текущего года. 3. Результаты исполнения поручения представить в виде таблицы и справки о проделанной работы с дублированием на электронный адрес d.yakhieva@minfin.gov.kz. 4. Ответственность за качество и своевременность предоставляемой информации возлагается на первых руководителей.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |