|
|
|
См.: начало
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Научно-практический комментарий
Глава 30. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ, В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Глава 30 КоАП объединила в себе нормы, призванные охранять безопасность на различных видах транспорта и его инфраструктуре, что является общим объектом всех статей комментируемой главы. Административные нормы предусматривают ответственность за административные правонарушения на противоправные действия (бездействия) воздушном, железнодорожном, водном, морском и автомобильном транспорте, а также на объектах, связанных с их эксплуатацией. Общественный вред и опасность возрастающего с годами количества совершаемых в Республике Казахстан административных правонарушений в области транспорта и дорожного хозяйства очевидны и требуют эффективных правовых механизмов их минимизации и устранения Факультативным объектом административных правонарушений главы 28 КоАП часто выступают общественные отношения в области жизни здоровья и материального благополучия населения, ведь в основном с нарушений Правил поведения и пользования транспортом, подвергается угрозе жизнь и здоровье людей, наносится ущерб, как конкретному гражданину, так и всему обществу. Значительные размеры социальных и экономических потерь от транспортных происшествий придают этой главе государственную значимость. Кроме норм настоящей главы, охрану и защиту общественных отношений в сфере транспорта и дорожного хозяйства призваны осуществлять также конкурирующие нормы уголовного кодифицированного законодательства, которые отличаются большей общественной опасностью, и почти всегда являются материальными нормами права. Следует отметить такое важное качество комментариев к настоящей главе то, что часто осуществляется мотивированное применение, в ходе разъяснения не только норм КоАП, но и иных норм кодифицированного законодательства (Уголовного, Гражданского, Гражданско-процессуального, уголовно-процессуального, Налогового, Предпринимательского, Бюджетного, Экологического, Водного, Лесного, Трудового и других кодексов), что позволило достаточно полно раскрыть специфику, охраняемых административным правом общественных отношений, в сфере транспорта и дорожного хозяйства. В комментариях выявлены теоретических и некоторых практические проблем административно-правового регулирования процесса обеспечения безопасности на транспорте и в сфере дорожного хозяйства, а также особенностям привлечения к административной ответственности правонарушителей. В содержании разъяснены и предложены обоснованные решения проблемных вопросов, связанных с сущностью, особенностями, формами и структурой предупредительной деятельности транспортной деликтности. Обоснованны и внесены конкретные предложения по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения. Среди полезных свойств комментариев к настоящей главе, следует отметить, что они осуществлены на основе действующих норм административного права от Конституции до ведомственных Правил, Инструкций, Регламентов, Стандартов, а также учебных и научных источников. Комментарии соответствуют требованиям и потребностям административно-процессуальной деятельности, которая регулируется Общей и процедурной частями КоАП, законами и подзаконными нормативно-правовыми актами. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей главой, предусмотрены все виды административных взысканий (основных и дополнительных) от предупреждения до административного ареста, но юрисдикционные полномочия по их наложению кроме суда, в основном возложены на правоохранительные органы и органы транспортного контроля. В комментариях подробно разъяснен механизм применения мер административного правового обеспечения производства по делам об административных правонарушениях с использованием Нормативных постановлений Верховного Суда РК, а также писем Генеральной Прокуратуры и иных уполномоченных органов.
Статья 559. Нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте 1. Нарушение правил проезда гужевых повозок (саней) и прогона вьючных, верховых животных и скота через железнодорожные пути, выпаса скота в полосе отвода железных дорог - влечет предупреждение или штраф в размере пяти месячных расчетных показателей. 2. Повреждение железнодорожного пути, защитных лесонасаждений, снегозащитных ограждений и других путевых объектов, сооружений и устройств сигнализации и связи - влечет штраф на физических лиц в размере пяти, на юридических лиц - в размере двадцати месячных расчетных показателей. 3. Несоблюдение установленных габаритов при погрузке и выгрузке грузов - влечет штраф на физических лиц в размере пяти, на юридических лиц в размере пятнадцати месячных расчетных показателей. 4. Подкладывание, сбрасывание на железнодорожные пути или оставление на них предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов, - влекут штраф в размере двадцати месячных расчетных показателей. 5. Проход по железнодорожным путям в неустановленных местах - влечет предупреждение или штраф в размере трех месячных расчетных показателей. 6. Нарушение требований законодательства Республики Казахстан о железнодорожном транспорте, совершенное при: 1) содержании станционных и магистральных путей железнодорожной сети и железнодорожных подъездных путей; 2) содержании, эксплуатации и ремонте подвижного состава, технических средств, железнодорожных искусственных сооружений, направленных на обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте, - влечет штраф на физических лиц в размере трех, на должностных лиц - в размере семи, на субъектов малого предпринимательства - в размере восьми, на субъектов среднего предпринимательства - в размере десяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере тридцати месячных расчетных показателей. 7. Нарушение правил безопасности на железнодорожном транспорте, повлекшее повреждение железнодорожного подвижного состава до состояния, не подлежащего восстановлению, - влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере ста, на субъектов крупного предпринимательства - в размере двухсот месячных расчетных показателей. 8. Нарушение правил безопасности на железнодорожном транспорте, в результате которого допущено повреждение подвижного состава в объеме, требующем его отцепку и подачу на ремонт, - влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере семидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере ста пятидесяти месячных расчетных показателей. 9. Непредоставление информации в уполномоченный орган участниками перевозочного процесса о допущенных нарушениях безопасности на железнодорожных путях в установленные правилами безопасности на железнодорожном транспорте сроки - влечет штраф на должностных лиц, на субъектов малого предпринимательства в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере двадцати пяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере тридцати месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Безопасность движения на железнодорожном транспорте обеспечивается на основании Закона РК от 8 декабря 2001 года «О железнодорожном транспорте». Этот закон регулирует общественные отношения между перевозчиками, участниками перевозочного процесса, государственными органами, пассажирами, отправителями, получателями, грузоотправителями, грузополучателями, другими физическими и юридическими лицами при осуществлении перевозки пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа и почтовых отправлений железнодорожным транспортом. На основании п.34-11 статьи 14 этого Закона утверждение правил безопасности на железнодорожном транспорте относятся к компетенции уполномоченного органа (Министерства РК) на железнодорожном транспорте. До 2015 года такая компетенция была только у Правительства РК, но в связи с политикой государства о децентрализации государственной власти, эти полномочия были преданы уполномоченному органу. Приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 334 были утверждены Правила безопасности на железнодорожном транспорте. Для любого вида транспорта первостепенное значение имеют правила безопасности распространяющиеся как на транспорт, так и на местность где пролегает трасса. На железнодорожном транспорте это проезд через пути, которые оборудуются специальными средствами, при пересечении автомобильных и железных дорог. Статьей 114 Земельного кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442 определен порядок земли под эксплуатацию железнодорожного транспорта. В целях обеспечения безопасности населения, а также безопасной эксплуатации объектов на земельных участках, примыкающих к полосе отвода земель для нужд железнодорожного транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями землепользования, в пределах которых ограничиваются или запрещаются те виды деятельности, которые не совместимы с целями установления зон. В охранные зоны железнодорожного транспорта входят: защитные лесные полосы, земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объектов транспорта, а также земельные участки, примыкающие к полосе отвода железнодорожного транспорта, расположенные в селеопасных, оползнеопасных зонах и в местах, подверженных другим опасным воздействиям. Охранные зоны могут устанавливаться без изъятия земельных участков у собственников земельных участков и землепользователей. Общим объектом правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте. Так как железнодорожный транспорт является источником повышенной опасности, то факультативным объектом правонарушения может являться жизнь, здоровье и материальное благополучие людей. Объективная сторона 1 части рассматриваемой статьи характеризуется действиями (бездействиями) в виде нарушения правил: 1) проезда гужевых повозок (саней) через железнодорожные пути; 2) прогона вьючных, верховых животных и скота через железнодорожные пути. Следует уесть, что прогон вьючного или верхового животного или скота через железнодорожные пути может быть квалифицирован за каждое противоправное действие, так и при совокупности; 3) выпаса скота в полосе отвода железных дорог. Согласно пунктам 11 и 12 раздела 24 Правил дорожного движения, при прогоне животных через железнодорожные пути стадо должно делится на группы такой численности, чтобы с учетом количества погонщиков был обеспечен безопасный прогон каждой группы. Водителям гужевых повозок (саней), погонщикам и владельцам вьючных, упряжных, верховых животных и скота не допускается: 1) оставлять животных без надзора в случаях, не исключающих их появление на дорогах с твердым покрытием; 2) прогонять животных через железнодорожные пути и дороги вне специально отведенных мест, а также в темное время суток и условиях недостаточной видимости (кроме скотопрогонов на разных уровнях); 3) вести животных по дороге с асфальто- и цементобетонным покрытием при наличии иных путей[1481]. Субъектом административного правонарушения части 1 настоящей статьи являются физические вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста, а именно водители гужевых повозок, а также погонщики верховых и вьючных животных. Санкция статьи предусматривает два вида административного взыскания: 1)предупреждение; 2) штраф в размере пяти месячных расчетных показателей. Но произвольный выбор наказания недопустим. При вынесении постановления о наложении административного взыскания по комментируемой статье, вышеперечисленные должностные лица должны учитывать требования части 2 статьи 43 КоАП, которая гласит, что «При отсутствии обстоятельств, предусмотренных статьей 57 и примечанием к статье 366 настоящего Кодекса, суд (судья), орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, обязан применить предупреждение, предусмотренное соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса». Объективная сторона части 2 комментируемой статьи проявляется в противоправных действиях (в редких случаях бездействиях), нарушающих безопасность движения на железнодорожном транспорте посредством: технического воздействия на железнодорожные пути; нанесения повреждений защитным лесным насаждениям, защитным сооружениям и другим объектам, сооружениям, устройствам сигнализации и связи. Вопреки очевидности наличия ущерба, нанесенного данными противоправными действиями, для квалификации административного деяния имеет большое значение факт приведения путей, сооружений, исключающее безопасное функционирование транспорта, поскольку соответственный размер штрафа не способен возместить ущерб, наносящийся транспортной системе. Железнодорожные пути, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие объекты железнодорожного транспорта, связанные с движением поездов и маневровой работой, являются зонами повышенной опасности и должны иметь сигнальное ограждение. На основании пункта 16 Правил безопасности на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 334, последствия противоправных действий, указанных в настоящей части статьи являются инцидентами. Неисправности пути, подвижного состава, в том числе вагонов производства компании "PatentesTalgo S.L.", устройств сигнализации, централизации, блокировки и связи, контактной сети, электроснабжения и других технических средств в результате которых допущена задержка поезда на перегоне или на станции более 1 часа, являются инциндентом. Субъектами административного правонарушения части 2 настоящей статьи являются физические вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста, а также юридические лица. Объективна сторона части 3 исследуемой статьи проявляется в противоправных действиях путем несоблюдения установленных габаритов при погрузке или выгрузки грузов. Превышение допустимых пределов соответствующих грузов могут привести к физической перегрузке транспортного полотна, подъездных путей и создать угрозу безопасности движения на транспорте. Диспозиция части 3 статьи 559 КоАП изложена в виде: «Несоблюдение установленных габаритов при погрузке и выгрузке грузов». По нашему мнению предлог «и» следует заменить на «или», так как несоблюдение установленных габаритов при погрузке не может существовать отдельно от аналогичных противоправных действий при выгрузке. Грузовые отправки на железнодорожном транспорте осуществляются через грузовые терминалы. В соответствии с п.22 статьи 1 Закона РК «О железнодорожном транспорте» грузовой терминал - это комплекс сооружений и технических средств на подъездном пути, предназначенный для предоставления комплекса услуг грузоотправителям и грузополучателям и осуществления смешанных перевозок. Механизм перевозки грузов, в том числе и негабаритных грузов, железнодорожном транспортом урегулирован приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 545. Местами погрузки и выгрузки являются пути, предназначенные для выполнения погрузки и выгрузки грузов, на станциях открытых для производства грузовых операций, места хранения грузов, склады, площадки, платформы. Грузоотправители подготавливают грузы для погрузки и перевозок таким образом, чтобы обеспечивалась безопасность движения и погрузочно-разгрузочных работ, сохранность грузов, вагонов, контейнеров. Погрузка, размещение и крепление грузов в вагонах, контейнерах должны обеспечивать безопасность движения поездов, возможность механизации и безопасности погрузочно-разгрузочных работ, сохранность грузов, вагонов, контейнеров в соответствии с требованиями стандартов. Размещение и крепление грузов в вагонах, контейнерах производится в соответствии с условиями размещения и крепления грузов. Субъектами административного правонарушения части 3 настоящей статьи являются физические вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста, а также юридические лица. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает ответственности за противоправные действия, которые могут вызвать нарушение движения поездов и даже их крушение. Квалифицирующими признаками объективной стороны правонарушения выражаются тремя противоправными действиями в форме подкладывания, сбрасывания и оставления на железнодорожных путях предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов. Обеспечение процесса соблюдения Правил безопасности на железнодорожном транспорте изложены в приказе и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 334. На основании подпунктов 30 и 31 п. 16 этих Правил, наложение посторонними лицами предметов на железнодорожный путь, которые вызвали необходимость применения экстренного торможения поезда и его остановку следует квалифицировать как инцидент на транспорте. Также к ним модно отнести иные нарушения безопасности движения, случаи, которые явились следствием сторонних причин, не попадающие в перечень Правил безопасности на железнодорожном транспорте. Субъектом административного правонарушения части 4 настоящей статьи являются физические вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста. Объективная сторона пятой 5 данной статьи предусматривает административную ответственность граждан за проход по железнодорожным путям в неустановленных местах. Согласно п. 34-17 статьи 14 Закона РК от 8 декабря 2001 года «О железнодорожном транспорте» к компетенции уполномоченного органа относится утверждение правил нахождения пассажиров, граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности железнодорожного транспорта, проведения в них работ, проезда и перехода через железнодорожные пути. Переходы и выходы на пассажирские платформы и перроны должны быть доступны для инвалидов и маломобильных групп населения (оборудованы пандусами, специализированными лифтами). Оборудование и содержание переходов через железнодорожные пути относятся к ведению сотрудников вокзалов и утверждаются руководителем уполномоченного органа. Такой порядок утвержден приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 23 января 2015 года № 55 «Об утверждении Правил организации деятельности железнодорожных вокзалов». На основании пункта 12 этих Правил переходы и выходы на пассажирские платформы и перроны должны быть доступны для инвалидов и маломобильных групп населения (оборудованы пандусами, специализированными лифтами). Не допускается загораживание ручной кладью, багажом, иными предметами проходы в или из здания вокзала, на перроны, посадочные платформы, пешеходные мосты, настилы, тоннели Субъектами административного правонарушения части 5 настоящей статьи являются физические вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста. Объективная сторона шестой 6 комментируемой статьи предусматривает ответственность за нарушение требований законодательства Республики Казахстан о железнодорожном транспорте и проявляется в противоправных действиях (бездействиях) при: 1) содержании станционных и магистральных путей железнодорожной сети и железнодорожных подъездных путей; 2) содержании, эксплуатации и ремонте подвижного состава, технических средств, железнодорожных искусственных сооружений, направленных на обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте. На основании пункта 4 статьи 5 Закона РК от 8 декабря 2001 года «О железнодорожном транспорте» национальный оператор инфраструктуры осуществляет эксплуатацию, содержание и модернизацию, строительство магистральной железнодорожной сети. Строительство новых магистральных путей осуществляется по решению уполномоченного органа. В соответствии со статьей 88-4 этого же закона к правам уполномоченного органа относится: 1) содержание станционных и магистральных путей железнодорожной сети и железнодорожных подъездных путей; 2) содержание, эксплуатация и ремонт подвижного состава; 3) содержание, эксплуатация и ремонт технических средств, направленных на обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте; 4) содержание, эксплуатация и ремонта искусственных сооружений, а также железнодорожных переездов. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, могут являться: 1) физические вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста; 2) должностные лица в порядке, предусмотренном статьей 30 КоАП ; 3) юридические лица в виде субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства. Часть 7 комментируемой статьи предполагает ответственность за нарушение правил безопасности на железнодорожном транспорте. Объективная сторона рассматриваемой части заключается в противоправных действиях (бездействиях) повлекшее повреждение железнодорожного подвижного состава до состояния, не подлежащего восстановлению. Привлечение к административной ответственности виновных лиц не исключает привлечение их к материальной ответственности (взыскание стоимости утраченного имущества). Статья 78 Закона РК от 8 декабря 2001 года «О железнодорожном транспорте» предусматривает порядок ответственности за самовольное занятие, повреждение или утрату вагонов и контейнеров. Перевозчик, грузоотправитель, грузополучатель, а также иные лица не вправе использовать не принадлежащие им вагоны, контейнеры для собственных перевозок, хранения грузов, а также использовать их под погрузку без разрешений владельцев, если это не предусмотрено соответствующими договорами. За несоблюдение такого требования виновная сторона, помимо платы за пользование вагонами, контейнерами, несет перед владельцем имущественную ответственность в виде штрафа в размере платы за пользование вагонами, контейнерами. Выплата штрафа не освобождает виновную сторону от имущественной ответственности перед владельцем, установленной Гражданским кодексом Республики Казахстан. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 7 настоящей статьи, могут являться юридические лица в виде субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства. Часть 8 рассматриваемой статьи предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности на железнодорожном транспорте. Объективная сторона выражена в противоправных действиях (бездействиях) в результате которых наступают негативные последствия в виде повреждения подвижного состава в объеме, требующем его отцепку и подачу на ремонт. На основании пункта 16 Правил безопасности на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 334, последствия противоправных действий, требующих отцепку части подвижного состава являются инцидентами. Отцепка вагона от пассажирского поезда в пути следования из-за технических неисправностей (учитывается на всех станциях, кроме станции формирования пассажирского поезда). Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, могут являться юридические лица в виде субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства. Объективная сторона части 9 комментируемой статьи выражается в противоправном бездействии в виде непредоставлении информации в уполномоченный орган о допущенных нарушениях безопасности на железнодорожных путях в установленные сроки правилами безопасности на железнодорожном транспорте. Причем диспозиция статьи определяет, что субъектами такого административного правонарушения могут являться любые участниками перевозочного процесса на железнодорожном транспорте. На основании п. 2-1 статьи 30 Закона РК от 8 декабря 2001 года № 266 «О железнодорожном транспорте» предусмотрен порядок представления информации о происшествиях на железнодорожном транспорте. Участники перевозочного процесса и вспомогательные службы железнодорожного транспорта обязаны информировать о нарушениях безопасности движения на магистральных, станционных и подъездных путях уполномоченный орган и его территориальные подразделения. Участниками перевозочного процесса и вспомогательными службами железнодорожного транспорта информация о нарушениях безопасности движения предоставляется не позднее одного часа с момента происшествия посредством телефонной или факсимильной связи. Подробная информация о нарушениях безопасности движения предоставляется не позднее суток с момента происшествия в письменной форме в соответствии с Правилами безопасности на железнодорожном транспорте. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 9 настоящей статьи, могут являться: 1) должностные лица; 2) юридические лица в виде субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства. Субъективная сторона по всем частям комментируемой статьи может быть выражена как в виде прямого умысла, так и неосторожностью. Возбуждать производство по комментируемой статье и налагать административное взыскание имеют право: 1) по части первой, второй, четвертой и пятой –уполномоченные должностные лица органов внутренних дел; (ст. 685 КоАП ); 2) по части второй, третьей, четвертой, шестой, седьмой, восьмой и девятой – уполномоченные должностные лица органов транспортного контроля (ст. 691 КоАП ).
Статья 560. Нарушение правил использования средств железнодорожного транспорта 1. Незаконный проезд в грузовых поездах, посадка и высадка на ходу поезда, проезд на подножках и крышах вагонов, незаконная без надобности остановка поезда - влекут штраф на физических лиц в размере пяти месячных расчетных показателей. 2. Выброс мусора и иных предметов из окон и дверей вагонов поездов, незаконное открытие наружных дверей во время движения поезда - влекут предупреждение или штраф на физических лиц в размере трех месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Закон РК «О железнодорожном транспорте» от 8 декабря 2001 года № 266 определяет правила использования средств железнодорожного транспорта. Статья 32-2 этого закона устанавливает положение, согласно которому участники перевозочного процесса и вспомогательные службы железнодорожного транспорта несут ответственность за нарушение требований по безопасности в соответствии с законами Республики Казахстан. При этом перевозочный процесс следует рассматривать как перевозку не только грузов, но и пассажиров. Статья 67 Закона РК «О железнодорожном транспорте» определяет права и обязанности пассажира, за нарушение которых предусмотрены меры правового воздействия и юридической ответственности. Общим объектом правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в сфере железнодорожного транспорта. Исходя из характеристик квалифицирующих признаков правонарушения, то можно определить, что факультативным объектом правонарушения может являться жизнь, здоровье людей. Объективная сторона части 1 комментируемой статьи выражена противоправными действиями, нарушающие безопасность и правила использования средств железнодорожного транспорта, и характеризуется следующими квалифицирующими признаками: 1) незаконный проезд в грузовых поездах; 2) посадка или высадка на ходу поезда; 3) проезд на подножках и крышах вагонов; 4) незаконная без надобности остановка поезда. В связи с требованиями статьи 67 Закона РК «О железнодорожном транспорте» пассажир обязан: 1) предъявить документ, удостоверяющий личность, при приобретении проездного документа (билета), при посадке в поезд и при проверке проездного документа (билета) в пути следования, за исключением поездов пригородного сообщения; 2) иметь проездной документ (билет) при посадке в поезд и в пути следования до окончания поездки; 3) соблюдать общественный порядок, правила пользования пассажирскими вагонами и объектами, предназначенными для обслуживания перевозок пассажиров, а также бережно относиться к имуществу перевозчика и соблюдать правила пожарной безопасности, как в пути следования, так и в местах ожидания. Объективная сторона второй 2 исследуемой статьи выражена противоправными действиями, нарушающих безопасность и правила использования средств железнодорожного транспорта, и характеризуется двумя квалифицирующими признаками: 1) выброс мусора и иных предметов из окон и дверей вагонов поездов; 2) незаконное открытие наружных дверей во время движения поезда. Согласно статье 3 Закона РК «О железнодорожном транспорте» правовые основания организации пассажирских перевозок и багажа железнодорожным транспортом осуществляются в порядке и на условиях, установленных уполномоченным органом. При выбросе мусора из окон дверей и вагонов поезда следует квалифицировать только по части 2 статьи 560 КоАП и дополнительной квалификации по статье 434 КоАП за загрязнение мест общего пользования не подлежит. Правила использования средств железнодорожного транспорта при осуществлении пассажирских перевозок установлены Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 545 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа и почтовых отправлений». При проезде в вагоне пассажирского поезда не допускается: 1) проезжать без наличия проездных документов (билетов); 2) проезжать на подножках, крышах вагонов и под вагонами, производить посадку и высадку на ходу поезда; 3) провозить ручную кладь, которая может повредить или загрязнить вагон или вещи других пассажиров, а также зловонные, огнеопасные, отравляющие, легко воспламеняющие, взрывчатые и другие опасные вещества; 4) останавливать поезд посредством стоп-крана без необходимости; 5) проезжать в тамбурах и на переходных площадках; 6) курить в неустановленных местах; 7) выбрасывать из окон и дверей вагонов мусор и другие предметы. На основании статьи 785 КоАП должностные лица, уполномоченные осуществлять производство по делам об административных правонарушений, предусмотренных исследуемой статьей, имеют право применить меры обеспечения административного производства. На основании пункта 65 Правил перевозок пассажиров на железнодорожном транспорте перевозчик может отказать в перевозке в случае, если пассажир при посадке в поезд или в пути следования нарушает общественный порядок и мешает спокойствию других пассажиров. В этом случае работниками правоохранительных органов в присутствии начальника поезда и проводника вагона производится высадка пассажира на ближайшей тарифной станции, где функционирует опорный пункт, о чем составляется акт в 3 экземплярах с указанием наличия ручной клади. Плата за проезд и перевозку багажа пассажиру не возвращается. В соответствии с п.5 первого параграфа Правил безопасности на железнодорожном транспорте участники перевозочного процесса, вспомогательные службы железнодорожного транспорта обеспечивают: 1) безопасные условия для жизни и здоровья человека, проезда пассажиров; 2) безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; 3) безопасность движения при эксплуатации технических средств железнодорожного транспорта. Субъектом административного правонарушения по обоим частям комментируемой статьи являются физические вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста. Субъективная сторона по всем частям рассматриваемой статьи может быть выражена только в виде прямого умысла. Возбуждать производство по комментируемой статье и налагать административное взыскание имеют право по всем частям –уполномоченные должностные лица органов внутренних дел, а именно начальники линейных отделов, отделений, пунктов полиции органов внутренних дел и их заместители ( часть 2 п.2 ст. 685 КоАП ). Но произвольный выбор наказания недопустим. При вынесении постановления о наложении административного взыскания по комментируемой статье, вышеперечисленные должностные лица должны учитывать требования части 2 статьи 43 КоАП, которая гласит, что «При отсутствии обстоятельств, предусмотренных статьей 57 и примечанием к статье 366 настоящего Кодекса, суд (судья), орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, обязан применить предупреждение, предусмотренное соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса».
Статья 561. Эксплуатация железнодорожного подвижного состава и городского рельсового транспорта без государственной регистрации или перерегистрации 1. Эксплуатация железнодорожного подвижного состава и городского рельсового транспорта без государственной регистрации или перерегистрации - влечет штраф на физических лиц в размере двух, на субъектов малого предпринимательства - в размере пяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере семи, на субъектов крупного предпринимательства - в размере двадцати месячных расчетных показателей. 2. Действие (бездействие), предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влечет штраф на физических лиц в размере пяти, на субъектов малого предпринимательства - в размере семи, на субъектов среднего предпринимательства - в размере десяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере тридцати месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ_____________________________________________ В соответствии со статьей 9 Закона РК «О железнодорожном транспорте» от 8 декабря 2001 года № 266 подвижной состав и залог подвижного состава подлежат обязательной государственной регистрации в порядке, установленном уполномоченным органом. Таким уполномоченным органом на сегодняшний день является Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан. Объектом правонарушения являются общественно-правовые отношения, возникающие при соблюдении требований к эксплуатации железнодорожного подвижного состава и городского рельсового транспорта. Правовой основами регистрации транспортных средств городского рельсового транспорта является статья 15-1 Закона РК от 21 сентября 1994 года «О транспорте в Республике Казахстан» Порядок государственной регистрации транспортных средств городского рельсового транспорта определяется уполномоченным государственным органом. Правовой основами регистрации подвижного состава и его залога является статья 9 Закона РК от 8 декабря 2001 года «О железнодорожном транспорте». За государственную регистрацию подвижного состава и его залога взимается сбор в порядке и размере, определяемых Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс). Объективная сторона части 1 комментируемой статьи проявляется в противоправных действиях (бездействиях) нарушающих требования нормативных правовых актов регулирующих вопросы государственной регистрации или перерегистрации железнодорожного подвижного состава и городского рельсового транспорта. Государственная регистрация подвижного состава, предназначенного для перевозок пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа и почтовых отправлений железнодорожным транспортом в Республике Казахстан, и его залога производится территориальными органами Комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (далее – регистрирующий орган) в целях формирования единого государственного банка данных и соблюдения требований безопасности движения. Механизм регистрации и перерегистрации регламентирован Правилами государственной регистрации подвижного состава и его залога, утвержденного приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 333.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |