|
|
|
Идеальная налоговая система. Какая она должна быть и возможно ли ее ожидать в Казахстане? Мовенко Оксана Ивановна Налоговый консультант Компании «Аллегория»
В 2023 году будет подготовлен новый Налоговый кодекс. Об этом Президент РК Касым-Жомарт Токаев сказал в Послании народу Казахстана еще 1 сентября 2022 года. «Устойчивый экономический рост напрямую зависит от понятной, предсказуемой налоговой политики. В целях перезагрузки фискального регулирования в 2023 году будет подготовлен новый Налоговый кодекс. Его наиболее проблемный блок – налоговое администрирование – должен быть полностью обновлен. Предстоит также обеспечить полную цифровизацию налогового контроля, исключив любое очное взаимодействие», - сказал Президент в Послании народу Казахстана. Предварительное обсуждение подходов к разрабатываемому правительством проекту нового Налогового кодекса уже состоялось в Комитете по финансам и бюджету Мажилиса. Первый вице-министр национальной экономики Тимур Жаксылыков рассказал депутатам об основных подходах, которые будут применены при написании проекта кодекса - «В первую очередь речь идет об увеличении собираемости налогов и платежей в бюджет. То есть, акцент будет сделан на стимулирование бизнеса к расширению налогооблагаемой базы. Налоговые льготы будут направлены на получение реального мультипликативного эффекта». Что бизнес услышал из Поручения главы государства в области налогообложения? – «Обеспечить справедливое налогообложение». Что выделило Министерство финансов? – «В первую очередь речь идет об увеличении собираемости налогов и платежей в бюджет и стимулирование бизнеса к расширению налогооблагаемой базы. Рассчитывать на внушительные налоговые послабления не стоит. Планируется изменение действующей налоговой системы, но идеальную создать точно не получится. Даже если очень сильно постараться, то в мире невозможно найти абсолютно идеальную налоговую систему. Хотя бы по причине того, что самой лучшей налоговой системой является та, которая будет лучшей для всех сторон. Понятие «лучшее», к чему бы оно не относилось, не может быть исключительно объективным.
Цели бизнеса и государства разные – предприниматели стремятся платить как можно меньше налогов, государство же заинтересовано в увеличении налоговых поступлений. Никогда лучшая налоговая система для правительства не будет лучшей для налогоплательщика и наоборот. Поэтому любое государство должно стремиться не к лучшей, а наиболее оптимальной налоговой системе. Какой же должна быть оптимальная система налогообложения? Во-первых, она должна быть стабильной. Это то, чего уже нет в казахстанской модели налоговой системы. Налоговый кодекс самый непостоянный из всех кодексов и законов страны, который термит изменения по несколько раз в год, причем зачастую существенные и основательные. Помимо самого Кодекса, меняется еще и смежное законодательство. В пенсионном законодательстве, социальном и медицинском страховании, в Предпринимательском кодексе и различных правилах и инструкциях. Я уже не говорю о пилотных проектах, издаваемых МинФином. Бизнесу приходится работать в жестких условиях постоянных изменений. И тут уже не до того чтобы развиваться и укрупняться.
Во-вторых, налоговая система должна быть понятной. И самое главное для налогоплательщиков. Чтобы бизнес развивался, необходимы четкие, прозрачные и понятные правила. В этом направлении сделаны существенные шаги, которые упростили жизнь налогоплательщикам. Так, предоставление возможности бесплатно получать электронно-цифровую подпись, бесплатно использовать кабинет налогоплательщика, либо использовать платформу e-salyk и многое другое – это большой шаг вперед по сравнению с другими странами. Однако упрощение в коммуникациях с налоговыми органами это только одна составляющая большой налоговой системы. Важно еще, чтобы налогоплательщик, прочитав Налоговый кодекс, имел чёткие ответы на вопросы, как исчислять и уплачивать налоги. К сожалению, на данный момент есть немало нерешенных проблем, которые создают для налогоплательщиков определенные барьеры. Прямым подтверждением тому служат многочисленные обращения за разъяснениями в налоговые органы по тем или иным вопросам налогового законодательства. Может показаться, что данная проблема не является существенной, и решать ее можно не в первую очередь. Если у предпринимателя возникли вопросы касаемо налогообложения, есть специальный механизм, который позволяет ему получить ответы на них путем подачи обращений в государственные органы. Но есть нюанс и заключается он в том, что налоговые разъяснения не имеют прямой юридической силы. То есть сослаться на них при проверке или в суде не получится. Также достаточно часто налоговая меняет свою позицию, что лишь вызывает все больше вопросов. Я сама была свидетелем, когда на один и тот же вопрос в разные промежутки времени (с небольшой, кстати, разницей) были получены разные ответы. В результате из-за того, что существующая налоговая система недостаточно понятна для бизнеса, предприниматели неумышленно допускают нарушения, что влечет за собой штрафы. По сути, налогоплательщика наказывают за то, что сам законодатель не соблюдает провозглашённый им в налоговом законодательстве принцип. В-третьих, налоговая система должна быть справедливой. Здесь можно долго рассуждать о том, как налоговые органы «стимулируют» бизнес увеличивать налогооблагаемую базу. Несмотря на то что правила устанавливает государство, налоговая система должна обеспечивать не только его интересы, но и налогоплательщиков. Если говорить о существующей налоговой системе Казахстана, можно отметить широкие права и полномочия налоговых органов, чем они часто пользуются. Безосновательные иски в суды о признании сделок недействительными. Утверждение, что бухгалтерские документы, составленные по утвержденным формам, не значат ничего. Добросовестным налогоплательщикам навешивают огромные доначисления, только потому, что контрагент не сдал отчет или не уплатил налоги. Признание недействительной регистрации или перерегистрации в соответствии с налоговым кодексом стало причиной доначислений по НДС и КПН. Я лично была свидетелем, когда компанию сняли с НДС потому, что в системе не отметили исполненным уведомление об отсутствии по юридическому адресу. Это была ошибка сотрудника налогового органа, но налогоплательщику пришлось два месяца бегать пока вопрос решили. В итоге сослались на какую-то техническую ошибку. Второму заблокировали счета, хотя никакого уведомления в принципе не было. И только через месяц рассмотрения жалобы сняли ограничение. По заявлениям о возврате превышения зачетного НДС приходят отписки об оставлении их без рассмотрения, когда налоговое законодательство такое вообще не предусматривает. Сотрудники налоговых органов просто устно отказываются выносить предписания на проверку. Отсутствие справедливости в данном случае выражается в полной безнаказанности налоговых органов. В новой налоговой системе должна быть предусмотрена система наказания не только представителей бизнеса, но и налоговой службы. Принцип справедливости налоговой системы можно рассматривать в разных интерпретациях. В т.ч. и возможность пользоваться налоговыми льготами или использовать тот или иной налоговый режим. Например, в настоящее время Налоговый кодекс предусматривает несколько специальных налоговых режимов, с помощью которых налогоплательщики могут на законных основаниях оптимизировать свое налогообложение. Однако, статья 683 Налогового Кодекса жестко отсеивает большинство налогоплательщиков от этой возможности. Причем с каждым годом в нее включается больше и больше ограничений по видам деятельности. Считаю абсолютно не справедливым и не поддающимся логическому объяснению включение в пп.3 п.2 данной статьи таких видов деятельности как юридические услуги, бухгалтерские услуги, консультационные и маркетинговые услуги. Ведь специалисты в данных областях не являются крупными налогоплательщиками. Зачастую это субъекты микробизнеса, с небольшими оборотами. Казахстанский бизнес уже привык работать в режиме «жесткой импровизации» со стороны законодателя и налоговых органов, однако очень хотелось бы видеть новый Налоговый Кодекс действительно новым, который будет «стимулировать» бизнес не только кнутом.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |