|
|
|
Письмо Министерства юстиции Республики Казахстан от 31 октября 2024 года № ЖТ-2024-05620122
В последнее время возникла негативная тенденция: после обсуждений проектов нормативно-правовых актов на порталах общественного совета и «Открытые НПА», зарегистрированные в Министерстве Юстиции (МЮ РК) и официально опубликованные документы часто имеют иной вид, нежели поступившие на рассмотрение общественности. Это вызывает обоснованное разочарование, так как наше тщательное изучение и предложения оказываются не учтенными в итоговых версиях документов, несмотря на то, что орган-разработчик первоначально соглашается с нашими рекомендациями. Кроме того, известны случаи, когда проекты НПА изменялись на стадии итогового согласования МЮ РК, несмотря на прохождение согласований в других государственных органах. В связи с этим прошу разъяснить следующие моменты: 1. Если проект НПА после обсуждения на порталах общественного совета и «Открытые НПА» существенно изменяется, обязан ли он поступить на повторное обсуждение на эти порталы? 2. В случае, если проект после согласований с государственными органами и после согласования в МЮ РК подвергается концептуальным изменениям (не касающимся юридической техники, а в части изменения сути НПА), должен ли он быть направлен на повторное обсуждение?
Рассмотрев Ваш запрос, поступивший в Министерство юстиции посредством единой платформы приема и обработки всех обращений граждан «Е-өтініш», касательно процедур публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов (далее - НПА) в случае внесения в НПА концептуальных изменений в ходе согласования их с государственными органами, сообщаем следующее. В соответствии с требованиями статей 17-1 и 18 Закона «О правовых актах» консультативные документы регуляторной политики (далее - консультативные документы) и проекты НПА размещаются для публичного обсуждения на Портале «Открытые НПА» (далее - Портал). Порядок размещения и публичного обсуждения консультативных документов и проектов НПА регулируется: - Правилами законотворческой работы Правительства (постановление Правительства от 29 декабря 2016 года № 907); и - Правилами размещения и публичного обсуждения проектов подзаконных нормативных правовых актов на интернет-портале открытых нормативных правовых актов (приказ и.о. Министра юстиции от 30 сентября 2021 года № 849, далее - Правила). В период обсуждения проекта НПА на Портале целевые группы, экспертные и общественные советы могут размещать свои заключения и рекомендации или направить их органу-разработчику. В случае несогласия с заключениями и рекомендациями государственный орган-разработчик предоставляет ответ с обоснованием причин несогласия. Государственный орган-разработчик при согласии с заключениями и рекомендациями вносит в проект НПА соответствующие изменения и (или) дополнения. В соответствии с частью третьей пункта 9 вышеуказанных Правил при принятии концептуальных замечаний и предложений к проектам НПА государственные органы-разработчики размещают новую версию проекта. При этом, доработанная версия проекта НПА размещается в целях ознакомления заинтересованных лиц, без его повторного обсуждения. Далее, в соответствии с действующим законодательством проект НПА проходит этапы согласования с заинтересованными государственными органами, принятия акта, а также государственной регистрации в органах юстиции (в случае если проект НПА подлежит государственной регистрации). Учитывая вышеизложенное, отмечаем, что публичное обсуждение проектов НПА на Портале проходит до направления их на согласование в государственные органы и не предусматривает их повторного обсуждения с целевыми группами после согласования с государственными органами и принятия НПА. Вместе с тем отмечаем, что по итогу завершения обсуждений на Портале автоматически формируется отчет о завершении публичного обсуждения проекта НПА, который является обязательным документом к проекту НПА при внесении его на согласование в государственные органы.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |