|
|
|
Источник: Комитета государственных доходов МФ РК (www.kgd.gov.kz/ru)
27.04.2022 Е-Salyq Business»: упрощение исполнения налоговых обязательств
Комитетом государственных доходов МФ РК разработано мобильное приложение «E-Salyq Business». Основной целью разработки является реализация поручения Главы государства о необходимости кардинального упрощения процедур исполнения налоговых обязательств индивидуальных предпринимателей. Мобильное приложение работает по всей стране с 1 января 2022 года. Скачать это бесплатное приложение можно в App Store, Play Market и App Gallery. На сегодняшний день количество пользователей составило более 27 тыс.
Налоговые процедуры, которые упрощает «E-Salyq Business». Функционал мобильного приложения позволяет: 1)зарегистрироваться в качестве ИП; 2) выдать чек мобильного приложения (альтернатива чеков ККМ); 3) учитывать доходы ИП (на основании чеков приложения); 4) рассчитать налоги и социальные платежи; 5) вести учет наемных работников и их доходов; 6) сдать упрощенную декларацию (ФНО 910.00); 7) прекратить предпринимательскую деятельность (упрощенная ликвидация).
Кроме того, в «E-Salyq Business» реализуются удобные сервисы. Так, можно: - получить уведомления, в том числе в качестве альтернативного способа оповещения; - оплатить налоги одним платежным документом сразу за несколько налогов; - управлять платежами. Это зачеты и возвраты; - получить определенные справки. Справки о регистрации в качестве ИП, о доходах ИП, о доходах работников. Все они предназначены для предъявления по месту требования. Таким образом, в данном мобильном приложении предусматривается поэтапная реализация всего жизненного цикла налогообложения индивидуального предпринимателя.
Демонстрация ряда сервисов мобильного приложения «E-Salyq Business» в онлайн режиме. Главная страница приложения состоит из нескольких разделов: - Это Профиль индивидуального предпринимателя (Профиль); - Модуль выдачи чеков (Чеки); - Учет доходов ИП (Доходы) - Учет работников и их доходов (Работники ИП). И еще два вспомогательных раздела. Это раздел «Сервисы». В нем находятся сервисы, с помощью которых производится регистрация индивидуального предпринимателя, изменение его рег. данных, смена режимов налогообложения и другое. В разделе «Помощь» находится служба поддержки, там же размещены частые вопросы и ответы на них. Имеется возможность обращения на Блог Председателя. Также на Главной странице размещены ссылки на мобильное приложение «E-Salyq Azamat», Кабинет налогоплательщика и Портал Е-gov. Для удобства налогоплательщиков здесь же размещен Налоговый календарь с напоминаниями о предстоящих налоговых событиях, о таких как сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов.
Подробнее о каждом разделе. Первое. Профиль пользователя. Здесь отражены тестовые данные условного предпинимателя. В Профиле указываются актуальные сведения об индивидуальном предпринимателе. Это его регистрационные данные, статус (действующий, бездействующий, приостановивший деятельность), виды деятельности. Указан орган госходохов, в котором зарегистрирован ИП, банковские реквизиты (номер счета ИП), степень риска предпринимателя. Также в Профиле предприниматель вводит данные о доходах, заявленных им для рассчета его социальных платежей. Второе. Демонстрация функционала по выдаче чеков. Абсолютно новая функция для разработок Комитета госдоходов. Фактически это альтернатива контрольно-кассовой машине. Ее упрощенная версия с фискализацией доходов. Конечно, данный сервис не может полноценно заменить контрольно-кассовые машины для торговых объектов с большим количеством наименований товаров. Но для небольших торговых точек, где продается несколько наименований вполне можно использовать. Сейчас дорабатывается сам функционал и используемые в нем справочники. Сейчас данный сервис позволяет сформировать чек на услуги, работы, направить его получателю, например, по whatsapp или с использованием других мессенджеров. Подлинность выданных чеков подтверждается QR-кодом. Заодно для пользователей приложения решена одна из актуальных вопросов по освобождению от уплаты услуг Операторов фискальных данных. Приложение находится во внутреннем контуре КГД. Соответственно, данные о выданных чеках уже находятся у нас. Таким образом, использование модуля выдачи чеков позволит определенным категориям предпринимателей исключить расходы на приобретение, содержание кассовых аппаратов и оплату услуг Операторов фискальных данных (Казахтелеком, Транстелеком, Jusan mobile, Картел). В третьих, наличие данных по чекам мобильного приложения дало возможность автоматического формирования регистра доходов. Сейчас предприниматель, не имеющий учетные системы, вынужден вести его вручную. Рассмотрим, как это работает в приложении. Зайдем во вкладку «Доходы». Как видите, сумма дохода по каждому выданному чеку приложения учитывается в регистре доходов. Мы видим суммы дохода за день, за месяц. Для удобства предпринимателя, доходы отображаются и в целом за налоговый период, в зависимости от выбранного налогового режима. В нашем случае предприниматель осуществляет расчеты на основе упрощенной декларации, поэтому доходы отображаются за полугодие. Но можно легко переключить на отображение доходов помесячно. Кроме того, поскольку не по всем доходам будут формироваться чеки приложения, в регистре доходов предусмотрена возможность ручного внесения дополнений. Возможны различные ситуации. Например, предприниматель использует контрольно-кассовую машину, ему так удобнее. Поэтому предусмотрена возможность внесения дополнений в части отражения доходов по чекам ККМ, а также по безналичным перечислениям на счет ИП и прочим доходам. Также предусмотрены корректировки в случае уценки, наценки товаров и т.д. Для корректировки суммы дохода необходимо нажать на соответствующую иконку, находящуюся в правом верхнем углу, со знаком «плюс». Параллельно прорабатывается возможность автоматизации получения в мобильное приложение данных по Z-отчетам ККМ (итог по выбитым чекам). Обращаем внимание, что реализован инструмент мониторинга достижения предельных величин доходов. Как Вы знаете, для специальных налоговых режимов установлены пределы получаемых доходов. Например, по той же упрощенной декларации такой предел в текущем году составляет 73,6 млн. тенге (или 24 038 мрп). При достижении 80% от предельного размера дохода индикатор меняет цвет на желтый, при 100% – на красный. Аналогично установлен индикатор по достижению порога по НДС, при превышении которого налогоплательщик обязан встать на учет по НДС (минимум оборота для постановки на учет по НДС – 61,3 млн.тенге (20 000 МРП*3 063). Таким образом, приложение заблаговременно ставит в известность о необходимости смены режима и/или постановки на рег.учет по НДС, во избежении штрафных санкций. Четвертое. В «E-Salyq Business» осуществляется автоматический расчет налогов и социальных платежей, как за самого предпринимателя, так и за его работников. Это основной функционал, исключающий сложности при расчете налогов и платежей для предпринимателя, не имеющего определенные навыки и бухгалтера. Расчет налоговых обязательств предпринимателя производится на основании отраженных в приложении доходов (Соцналог, ИПН). При этом для расчета соцплатежей предприниматель указывает размер облагаемых ими доходов в Профиле предпринимателя (для исчисления ОПВ, платежей ОСМС, Соцотчислений). Этот же модуль применяется для расчета обязательств физлиц по договорам гражданско-правового характера. Рассчитанные обязательства предприниматель может просмотреть во вкладке «Налоги» бокового меню приложения. Для удобства уплаты результаты отображаются за каждый месяц отдельно. В данном разделе можно сразу оплатить налоги. В настоящее время по оплате социальных платежей БВУ не представлен соответствующий сервис. Предполагается в текущем году, что один из банков, возможно, представит сервис оплаты. Пятый модуль. Это модуль Учета наемных работников. Вход в него находится на главной странице или можно зайти через боковое меню. Ведет этот модуль сам предприниматель. Самостоятельно вносит данные по своим работникам. Как видите, указываются данные в разрезе каждого лица, начиная от его Ф.И.О., ИИН до размера начисляемой заработной платы и имеющихся льгот (вычеты и корректировки в соответствии с ЗРК). Здесь же указываются даты приема и увольнения. На текущий год мы планируем доработки в части заключения трудовых договоров, обмена данными по ним с информационной системой Минтруда. Над следующим модулем мы продолжаем работу. Это модуль представления налоговой отчетности. Предусматривается предварительное заполнение упрощенной декларации (ФНО 910.00). В настоящее время идет доработка формирования Упрощенной декларации за 2022 год. Форма дорабатывалась, внесены изменения и дополнения. Отчетность полугодовая, первый срок в августе. Работы проводятся по установленному графику. Для обеспечения предварительного заполнения декларации необходимо наличие самих данных, подлежащих отражению в ней. Все данные, что есть в «E-Salyq Business», подтягиваются. Это доходы по чекам приложения, доходы, указанные предпринимателем через режим дополнения доходов и корректировки. Также данные по налогам и платежам рассчитываемые приложением. Одно из основных направлений в данной работе – это обеспечение полноты сведений и автоматизация их получения, в частности работа по корректному отображению данных из Z-отчетов кассовых аппаратов. Также следует отметить, что начата подготовительная работа по получению данных от банков второго уровня Здесь хотелось бы пояснить, чтобы было понятно всем. Речь не идет о массовом получении данных о перечислениях на банковские счета всех индивидуальных предпринимателей. Вопрос касается только предоставления возможности органам госдоходов по получению данных об итоговых суммах перечислений (поступлений) на банковский счет ИП для заполнения регистра доходов. И такая возможность предусмотрена исключительно в тех случаях, когда такой предприниматель подпишет согласие на раскрытие банковской тайны. Подписываться согласие будет непосредственно в мобильном приложении, с использованием электронно-цифровой подписи предпринимателя. Еще раз обращаю внимание на то, что для получения данных, их использования в расчете налогов, составлении декларации нужно подписанное согласие предпринимателя. В противном случае, предприниматель самостоятельно будет вносить дополнительные доходы в регистр доходов (в правом верхнем углу «плюс»). В части упрощения процедур налогового администрирования. В данном направлении также проводится работа по автоматизации отдельных процедур.
Сервисы мобильного приложения. Посредством приложения можно представить заявление на прекращение деятельности ИП в упрощенном порядке. Ранее необходимо было обращаться непосредственно в подразделение органов госдоходов или направить заявление через кабинет налогоплательщика. К сожалению, в большинстве случаев, для завершения процедуры приходилось обращаться в УГД, что вызывало волокиту и возможные коррупционные риски. Сейчас достаточно зайти в Сервисы - модуль «Прекращение деятельности». При этом процедурой вправе воспользоваться индивидуальные предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС. Сейчас предприниматель должен указать в приложении, что им представлена ликвидационная отчетность, снят с учета кассовый аппарат. Данная процедура также дорабатывается с целью обеспечения полной автоматизации процесса. Например, предусматривается автоматическое прекращение деятельности отдельных ИП. Если предприниматель в течение 60 последовательных дней не будет отражать доходы в мобильном приложении, в том числе необходимые для исчисления соцплатежей, то сработает автоматическое прекращение деятельности ИП. Условием также является подписанное предпринимателем согласие с проведением такой процедуры.
Сервисы получения уведомлений и справок. До реализации указанного функционала для подтверждения размеров задекларированных доходов налогоплательщики обращались непосредственно в орган госдоходов. Заверяли декларации, предоставляли письма. По доходам работников справку выдавали непосредственно сами предприниматели. Сейчас достаточно зайти в модуль выдачи справок, выбрать вид необходимой справки, указать период и справка будет сформирована.
Также, дополнительно в приложении дорабатывается функционал изменения регистрационных данных ИП. Изменение адреса место нахождения ИП, видов деятельности и другое (вкладка Сервисы). Это процедура, затрагивающая интеграцию с другим информационными системами. Как только работы по ней будут успешно завершены, мы опубликуем ее в приложении. Таким образом, мы стараемся сделать так, чтобы с помощью мобильного приложения «E-Salyq-Business» предприниматели могли получать максимально возможный спектр услуг дистанционно, без посещения налоговых органов. Предприниматели проявляют интерес к данному продукту. Предложения и замечания предпринимателей, в том числе поступающие в службу поддержки МП, обсуждаются и наиболее интересные и необходимые включаются в план работы. Как пример, предложения в части интеграции с системой Минтруда для получения и передачи данных по трудовым договорам. Также в текущем году запланировано расширение функционала «E-Salyq Business» для использования приложения крестьянскими и фермерскими хозяйствами. Работа по совершенствованию функционала приложения проводится постоянно.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |