|
|
|
О мерах по совершенствованию законодательства РК для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и введении ответственности за заражение заболеваниями представляющую опасность для окружающих
Кожахмет Руслан Маликович, Адвокат адвокатской конторы «International Major Lawyers», магистр международного права
«Назрела необходимость ввести наказание за нарушение требований, предъявляемых к лицам, помещенным под карантин» - Токаев К.К.1
23 марта 2020 г. в средствах массовой информации опубликован текст выступления Президента РК Токаева К.К. и одной из многих затронутых им тем коснулось ужесточения мер в отношении лиц, не соблюдающих карантин. После этого появилась публикация о показательном примере привлечения гражданина РК к уголовной ответственности по статье 304 Уголовного кодекса РК отказавшегося после прилета из Минска в г. Нур-Султан от помещения на карантин в медицинское учреждение.2 Привлекается местный житель Туркестанской области сбежавший из больницы из-под карантина.3 Ранее в отношении женщины не сообщившей полиции список близких и потенциальных контактов при заражении коронавирусом также начали досудебное производство по этой же статье УК РК.4 Автором уже исследовалась тема привлечения к ответственности в подобных ситуациях в публикации размещенной на сайте «Zakon.kz»5. В настоящей работе пришло время дополнения работы и выдвижению предложений по совершенствованию законодательства РК для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Повторим только отдельные тезисы прежней работы для понимания сути наших предложений. Оговоримся, что ответственность при введении чрезвычайного положения ранее освещавшаяся не исследуется повторно. Начнем с того, Уголовный кодекс РК от 04.07.2014 г. не предусматривает уголовного наказания за граждан за уклонение от лечения опасного заболевания или карантина при подозрении на них. Указанная выше статья 304 УК РК предусматривает уголовную ответственность за нарушение санитарных правил или гигиенических нормативов, повлекшее по неосторожности массовое заболевание, заражение, облучение или отравление людей. Тяжесть ее меняется в зависимости от наличия или отсутствия последствий в виде причиненных по неосторожности смерти одного человека либо смерти двух или более лиц. Закрепленные Кодексом РК о здоровье определения содержания санитарных правил и гигиенических нормативов и сферы их применения не относятся к физическим лицам и следовательно граждане никаким образом не могут их нарушить при обычной повседневной деятельности, в том числе в текущей ситуации со вспышкой коронавирусной инфекции. Данная статья УК РК предполагает своего рода специального субъекта, т.е. лицо которое подлежит привлечению к уголовной ответственности в случае наличия не только общих признаков, но и дополнительных признаков, определяющих его. В рассматриваемой статье это лица, которые в силу своей хозяйственной и иной деятельности должны соблюдать санитарные правила и гигиенические нормативы. В этой связи граждане в Республики Казахстан могут быть привлечены исключительно к административной ответственности. В частности по статье 430 Кодекса РК об административных правонарушениях от 05 июля 2014 г. (далее - КоАП РК) за отказ от приема лекарственных средств и иное уклонение от лечения лиц с заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также лиц, находившихся в контакте с ними и нуждающихся в профилактическом лечении, продолжающиеся после письменного предупреждения, сделанного учреждением здравоохранения (штраф 5 МРП). Если эти действия допущены со стороны родителей или лиц, их заменяющих, от лечения несовершеннолетних детей с заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, то они влекут штраф на физических лиц в размере десяти месячных расчетных показателей. Другая статья 431 КоАП РК предусматривает ответственность за сокрытие лицами с заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, источника заражения и лиц, находившихся с ними в контакте, создающее опасность заражения этими болезнями других лиц, влечет штраф в размере пяти месячных расчетных показателей. Здесь следует указать статью 425 КоАП РК ранее автором не упоминавшуюся в предыдущей публикации. Статья 425 КоАП РК закрепило ответственность за нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов, технических регламентов, не повлекшее причинение вреда здоровью человека, в виде штрафа на физических лиц в размере тридцати месячных расчетных показателей. Аналогичные действие (бездействие), повлекшее причинение вреда здоровью человека, если это действие (бездействие) не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, влечет штраф на физических лиц в размере двухсот месячных расчетных показателей. Основания возможности привлечения граждан за уклонение от лечения или карантина по статье 425 КоАП РК в зависимости от обстоятельств заключаются в следующем. В соответствии с пунктом 3 статьи 148 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18.09.2009 г. (далее - Кодекс РК о здоровье) больные инфекционными и паразитарными заболеваниями, лица с подозрением на инфекционное и паразитарное заболевания, бактерионосители подлежат изоляции и лечению, а находившиеся в контакте с ними лица - медицинскому наблюдению и при необходимости изоляции и лечению. Коронавирус включен в перечень таких инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих согласно приказу Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 21 мая 2015 года № 367 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих» (далее - приказ МЗиСР РК о перечне опасных заболеваний). Ограничительные мероприятия, в том числе карантин, на отдельных территориях, объектах вводятся решением Главного государственного санитарного врача соответствующей территории или его заместителей. Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 239 «Об утверждении Правил осуществления ограничительных мероприятий, в том числе карантина, на территории Республики Казахстан«(далее - приказ МНЭ РК о карантине) также предусмотрено, что ограничительные мероприятия, в том числе карантин обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами независимо от форм собственности на территории Республики Казахстан. При возникновении инфекционных заболеваний, предусмотренных перечнем заболеваний, представляющих опасность для окружающих ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на соответствующих территориях вводят ограничительные мероприятия, в том числе карантин, которые включают в себя: 1) направление лиц, являющихся потенциальными источниками распространения инфекционных заболеваний, а также находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, на медицинское обследование с отстранением их от работы до получения результатов лабораторного обследования; 2) временное отстранение от работы больных хроническими инфекционными заболеваниями, хронических бактерионосителей, представляющих опасность для окружающих; 3) изоляцию и лечение больных инфекционными заболеваниями, лиц с подозрением на инфекционное заболевание; 4) медицинское наблюдение и, при появлении соответствующих клинических симптомов, изоляция и лечение лиц, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, на сроки инкубационного периода по эпидемиологическим показаниям; 5) проведение профилактической и очаговой дезинфекции, дезинсекции и дератизации в помещениях, территориях, в очагах инфекционных заболеваний. Эти ограничительные мероприятия, в том числе карантин, вводятся на срок инкубационного периода со дня регистрации последнего случая заболевания. При стабилизации эпидемиологической ситуации на территории населенного пункта руководители территориальных подразделений ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на соответствующих территориях отменяют ограничительные мероприятия, в том числе карантин. Указанные выше нормы Кодекса РК о здоровье народа, приказ МНиСР РК о перечне опасных заболеваний, приказ МНЭ РК о карантине составляющие части санитарно-эпидемиологического законодательства РК. На основании вышеизложенного приходим к выводу о том, что законодательство РК содержит нормы для привлечения граждан к административной ответственности за уклонение от лечения и нарушение условий карантина и не предполагает уголовной ответственности за это. Это почти полный перечень статей КоАП РК, которые в зависимости от обстоятельств могут быть применены к физическим лицам при уклонении от лечения или карантина, по статье 669 КоАП РК когда лицо, в отношении которого судом принято решение о его принудительной госпитализации уклоняется от пребывания в медицинском учреждении, то оно может быть привлечено к ответственности за неисполнение решения суда или иного судебного акта и исполнительного документа. Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта и исполнительного документа, может повлечь штраф на физических лиц в размере пяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до пяти суток. Эти же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, могут повлечь административный арест на срок до десяти суток. Как видно из приведенного выше и норм КоАП РК привлечение к уголовной ответственности граждан в случаях указанных ссылках на публикации в средствах массовой информации является незаконным и излишне суровым. Очевидно, что власти (органы здравоохранения, правоохранительные органы) не имеет устоявшейся практики обращения в суды с требованием принудительной госпитализации и под давлением обстоятельств, в том числе для общего блага, способны реализовать только меры тотальных запретов и воплощать политику запугивания. Полагаю, что именно беспомощность и отчасти правовым нигилизмом сотрудников этих органов, и стала причиной тому, что Президент РК поручил ввести уголовное наказание в отношении лиц, нарушающих карантин. Эта идея не нова и с недавнего времени в Российской Федерации также озаботились аналогичной проблемой для чего и разработали законопроект об уголовной ответственности за побег из-под карантина. Законопроект не предусматривает лишение свободы в качестве вида наказания, а только штраф, исправительные работы и лишения права занимать определенную должность.6 Здесь возникают вопросы. Как в части механизма исполнения этих наказаний в случае, если данное лицо является носителем заболевания или нуждается в лечении. Вполне возможно, что лицо после лечения от болезни будет не в состоянии работать или лишится заработка, и следовательно не сможет исполнить наказание в виде штрафа либо исправительных работ. Это наказание причинит физические страдания и больше направлено на унижение человеческого достоинства, что является недопустимым согласно уголовному законодательству РК. Также необходимо задаться вопросами. Следует ли привлекать несознательных граждан к уголовной ответственности за то, что при отсутствии достоверной и полной информации о болезни, не удовлетворительных бытовых условиях пребывания в больницах, недобросовестном отношении к своим обязанностям медицинского персонала, порой грубом и некорректном поведении, а также наличия иных обычных проблемах системы казахстанского здравоохранения они оставляют места карантина?! Пытался ли кто-либо изучать причины этих отказов от карантина, несообщения о своих контактах во время заболевания и побега? Ответим, что введение уголовного наказания за данные действия и бездействие представляется нам неэффективным. Этой мерой проблему не решить и кроме того, наказание согласно уголовному законодательству РК применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых уголовных правонарушений как осужденным, так и другими лицами. Никакая социальная справедливость не будет восстановлена если привлечь их к уголовной ответственности и более того при таком механизме больше людей подвергаются опасности быть зараженными. Начиная от сотрудников органа уголовного преследования, адвоката, прокурора, судьи, секретаря суда, состава судей апелляционной инстанции и иных при исполнении наказания. Предлагаемые нами меры заключаются в совершенствовании действующего законодательства РК, правоприменительной практики наряду с введением дополнительных режимов в медицинских учреждениях. Так, в настоящее время имеются правовые механизмы для принудительной госпитализации граждан по решению суда. Рассмотрение данных дел в порядке особого производства налажено и позволяет использовать дистанционные технологии. Данный порядок следует также распространить на лиц, которых необходимо поместить в карантин при подозрении на наличии заболеваний представляющих опасность для окружающих и уклонения данного лица от добровольного пребывания в карантине. В этой связи в медицинских учреждениях для категории лиц принудительно помещенных на карантин по решению суда следует предусмотреть соответствующие помещения и процедуры, которые исключают возможность уклонения от лечения и побег. Аналоги подобных медицинских учреждений имеются для лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией либо психическими заболеваниями. Также необходимо закрепить однозначное и исчерпывающееся в своем содержании определение «карантин». В подпункте 118 пункта 1 статьи 1 Кодекса РК о здоровье народа оно определятся через совмещенное понятие «ограничительные мероприятия, в том числе карантин» под которыми понимаются меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим предпринимательской и (или) иной деятельности. Далее эти меры и карантин раскрываются через ряд видов в зависимости от мест их введения в приказе МНЭ РК от 20 марта 2015 года № 239 «Об утверждении Правил осуществления ограничительных мероприятий, в том числе карантина, на территории Республики Казахстан«. Общий анализ этих норм не позволяет выделить карантин от ограничительных мер и наоборот, что затрудняет выяснение, что нарушается лицом ограничительная мера или карантин. Автор не может предложить без исследования совместно с узкими специалистами возможный вариант понятия «карантин» в этой работе. Касательно уголовной ответственности. Правильным нам представляется будет введение уголовное ответственности за умышленное заражение заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, но для этого необходимо провести научное исследование на предмет возможности доказывания прямой причинно-следственной связи заболевания одного лица вследствие заражения его другим. Следующий состав для обсуждения его включения в УК РК является действия (бездействие) за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, повлекшее по неосторожности заболевание двух и более лиц, заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Помимо предложенного необходимо доработать диспозицию статьи 304 УК РК в части определения «массовости» в законодательстве РК, которое отсутствует в законодательстве РК. Описанные предложения не являются исчерпывающими поскольку по нашему мнению законодательство РК в области здравоохранения, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также введения и функционирования чрезвычайного положения необходимо значительно переработать для обеспечения бесперебойной и эффективной работы государственных органов и защиты общественного здоровья.
1 https://www.zakon.kz/5013105-tokaev-soobshchil-ob-uzhestochenii.html 2 https://www.zakon.kz/5013096-v-otnoshenii-zhitelya-kokshetau-nachali.html 3 https://www.zakon.kz/5013142-kakie-pravonarusheniya-soversheny-v.html 4 https://www.zakon.kz/5011651-almatinskie-politseyskie-pozhalovalis.html 5 https://www.zakon.kz/5011715-pravovoe-polozhenie-grazhdan-ih.html
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |