|
|
|
См.: начало
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Научно-практический комментарий
Глава 19. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В главе 19 КоАП казахстанский законодатель устанавливает составы административных правонарушений в области космической деятельности и административную ответственность в РК за их совершение. Глава состоит из двух статей. Законодательство Казахстана в области космической деятельности основывается на Конституции РК и включает Закон РК от 6 января 2012 г. № 528-IV «О космической деятельности» и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан. К примеру, приказ Министра по инвестициям и развитию РК от 28 апреля 2015 года № 493 «Об утверждении Правил отбора кандидатов в космонавты и присвоения статуса кандидата в космонавты, космонавта»; совместный приказ Министра по инвестициям и развитию РК от 20 июня 2016 года № 511 и Министра обороны РК от 27 июня 2016 года № 313 «Об утверждении Правил планирования космических съемок, получения, обработки и распространения данных дистанционного зондирования Земли из космоса национальным оператором космической системы дистанционного зондирования Земли»; приказ Министра по инвестициям и развитию РК от 28 апреля 2015 года № 506 «Об утверждении Правил утилизации космических объектов и технических средств, выведенных из эксплуатации» и другие. Кроме того, составной частью национального законодательства Республики Казахстан в области космической деятельности являются международные договоры. Дела об административных правонарушениях в области космической деятельности рассматриваются в соответствии со статьей 684 КоАП рассматриваются судами.
Статья 310. Нарушение законодательства Республики Казахстан в области космической деятельности 1. Нарушение законодательства Республики Казахстан в области космической деятельности, совершенное в виде: 1) реализации проекта в области космической деятельности, по которому отсутствует положительное заключение отраслевой экспертизы в области космической деятельности; 2) запуска космического объекта с территории Республики Казахстан, а также за ее пределами в случае его осуществления казахстанским участником космической деятельности без положительного решения Правительства Республики Казахстан о запуске космического объекта; 3) уклонения от государственной регистрации космического объекта; 4) создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей; 5) использования космической техники и (или) небесных тел для негативного воздействия на окружающую среду; 6) нарушения международных норм и стандартов по загрязнению космического пространства, – влечет штраф на физических лиц в размере пятидесяти, на должностных лиц – в размере ста, на субъектов малого предпринимательства – в размере ста семидесяти пяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере трехсот, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятисот месячных расчетных показателей, с приостановлением действия лицензии на право осуществления деятельности в сфере использования космического пространства на шесть месяцев или без такового. 2. Действие (бездействие), предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влечет лишение лицензии.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Согласно пп.7) ст. 1 Закона РК «О космической деятельности», космическая деятельность (далее - Закон) – это деятельность, направленная на исследование и использование космического пространства для достижения научных, экономических, экологических, оборонных, информационных и коммерческих целей. Участниками космической деятельности могут выступать физические и (или) юридические лица, осуществляющие космическую деятельность на территории Республики Казахстан, а также в космическом пространстве в соответствии с Законом. В зависимости от статуса участников космической деятельности будет определяться круг правовых норм, которыми они должны руководствоваться, то есть границы юрисдикции их деятельности. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области космической деятельности, общественная безопасность и государственного управления. Объективная сторона части 1 характеризуется действием, выраженным в нарушении законодательства Республики Казахстан в области космической деятельности. 1) реализации проекта в области космической деятельности, по которому отсутствует положительное заключение отраслевой экспертизы в области космической деятельности Согласно Закону, проект в области космической деятельности – это совокупность мероприятий по созданию, использованию и утилизации космической техники и технологий, направленных на осуществление космической деятельности (пп. 9) ст. 1). В соответствии со ст. 10 Закона, проекты в области космической деятельности подлежат обязательной отраслевой экспертизе. И реализация проекта без положительного заключения отраслевой экспертизы в области космической деятельности запрещается. Следует отметить, что отраслевая экспертиза проектов в области космической деятельности осуществляется уполномоченным органом в целях определения целесообразности, технической возможности, экономической эффективности, а также соответствия законодательству Республики Казахстан, техническим регламентам, международным и национальным стандартам в области космической деятельности. Порядок проведения экспертизы регламентирован приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 апреля 2015 года № 483 «об утверждении Правил осуществления отраслевой экспертизы проектов в области космической деятельности». По результатом отраслевой экспертизы проектов уполномоченным органом выдается заключение, основанное на всестороннем анализе и оценке представленных заявителем материалов, а также оформленное в соответствии с требованиями Приказа. 2) запуска космического объекта с территории Республики Казахстан, а также за ее пределами в случае его осуществления казахстанским участником космической деятельности без положительного решения Правительства Республики Казахстан о запуске космического объекта В соответствии с пп. 12) ст. 1 Закона, космический объект – это космический аппарат и (или) средство его выведения в космическое пространство и их составные части. Казахстанскими участниками космической деятельности являются физические и (или) юридические лица Республики Казахстан, осуществляющие космическую деятельность на территории Республики Казахстан, а также в космическом пространстве в соответствии с Законом. Согласно п. 2 ст. 18 Закона, запуски космических объектов с применением космических ракетных комплексов осуществляются при наличии положительного решения Правительства Республики Казахстан, принятого в соответствии с порядком согласования и принятия решений о запусках космических объектов с территории Республики Казахстан, а также за ее пределами в случае их осуществления казахстанскими участниками космической деятельности. Порядок получения соответствующего решения определен постановлением Правительства РК от 26 июня 2012 г. № 838 «Об утверждении Правил согласования и принятия решений о запусках космических объектов с территории Республики Казахстан, а также за ее пределами в случае их осуществления казахстанскими участниками космической деятельности». При этом действие Правил не распространяется на запуски космических объектов, осуществляемые с космодрома «Байконур» РФ в соответствии с Договором аренды комплекса «Байконур» между Правительством РК и Правительством РФ от 10 декабря 1994 года и Соглашением между Правительством РК и Правительством РФ о порядке представления и получения заключения (согласования) по планам запусков космических аппаратов и испытательных пусков ракет с космодрома «Байконур» от 18 ноября 1999 года. 3) уклонения от государственной регистрации космического объекта Как было отмечено ранее, под космическим объектом понимается космический аппарат и (или) средство его выведения в космическое пространство и их составные части. В соответствии с п.1 ст. 11 Закона, государственной регистрации подлежат космические объекты: 1) принадлежащие физическим или юридическим лицам Республики Казахстан, а также права на данные космические объекты; 2) принадлежащие иностранным физическим или юридическим лицам, запускаемые в космическое пространство с территории Республики Казахстан. Под государственной регистрацией космических объектов и прав на них, указанных в пп.1) п.1 ст. 11 Закона, понимается учет космических объектов, акт признания и подтверждения государством возникновения, изменения или прекращения прав (обременения прав) на космический объект в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан. Государственная регистрация космических объектов, указанных в пп. 2) п.1 ст. 11 Закона, означает запись в регистре космических объектов без государственной регистрации прав на них. Государственная регистрация осуществляется в срок до пяти рабочих дней со дня поступления заявления в уполномоченный орган. Права на космические объекты возникают с момента их государственной регистрации и подтверждаются свидетельством о государственной регистрации, выданным уполномоченным органом. Правила государственной регистрации космических объектов и прав на них и форма регистра космических объектов, утверждены приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 апреля 2015 года № 484. 4) создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей Вопросы безопасности космической деятельностью регулируются Главой 5 Закона РК «О космической деятельности». Так, согласно ст. 27 Закона космическая деятельность в Казахстане осуществляется при условии обеспечения охраны здоровья людей и окружающей среды, защищенности имущества физических и юридических лиц. Безопасность космической деятельности обеспечивается уполномоченным органом в соответствии с установленными правилами безопасности, а также другими государственными органами в пределах компетенции, установленной законодательством Республики Казахстан. В соответствии со ст. 30 Закона, при осуществлении космической деятельности запрещается создание непосредственной угрозы жизни и здоровью людей. Космическая деятельность в рамках отдельного проекта при наступлении угрозы жизни и здоровью людей, причинении материальных убытков или ущерба окружающей среде ограничивается или запрещается в соответствии с экологическим законодательством Республики Казахстан. Возмещение вреда здоровью физических лиц, ущерба окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, государства, возникшего вследствие осуществления космической деятельности, производится добровольно или по решению суда в соответствии с законами Республики Казахстан. Вред подлежит возмещению в полном объеме с учетом степени потери трудоспособности потерпевшего, затрат на его лечение и восстановление здоровья, затрат по уходу за больным. 5) использования космической техники и (или) небесных тел для негативного воздействия на окружающую среду; В соответствии со ст. 30 Закона, при осуществлении космической деятельности запрещается использование космической техники и (или) небесных тел для негативного воздействия на окружающую среду. Под окружающей средой согласно пп. 41) ст. 1 Экологического кодекса РК следует понимать совокупность природных и искусственных объектов, включая атмосферный воздух, озоновый слой Земли, поверхностные и подземные воды, земли, недра, растительный и животный мир, а также климат в их взаимодействии. Приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 21 января 2015 года № 27 «Об утверждении перечня экологически опасных видов хозяйственной и иной деятельности» аэрокосмическая деятельность, в том числе эксплуатация и вывод из эксплуатации космических аппаратов и объектов космической деятельности, отнесена к экологически опасным видам хозяйственной и иной деятельности. В этой связи нарушение правил безопасности при осуществлении космической деятельности, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или среднего вреда здоровью человека, смерть человека и иные тяжкие последствия, влечет уголовную ответственность (ст. 282 УК от 3 июля 2014 г.). Кроме того, ст. 324 устанавливает уголовное наказание за нарушение экологических требований к хозяйственной или иной деятельности, в том числе в сфере космической деятельности, если это деяние повлекло или могло повлечь причинение крупного ущерба окружающей среде, или причинило вред здоровью человека, а в квалифицирующей части, - повлекшее причинение особо крупного ущерба окружающей среде либо смерть человека, либо массовое заболевание людей. Установление причинной связи между совершенным деянием и наступившими вредными последствиями предполагает выяснение вопроса о том, не вызваны ли такие последствия иными факторами, в том числе естественно-природными, не наступили ли они вне зависимости от совершенного правонарушения, а также в какой степени естественно-природные факторы повлияли на характер и объем наступивших вредных последствий. 6) нарушения международных норм и стандартов по загрязнению космического пространства В соответствии со ст. 30 Закона, при осуществлении космической деятельности запрещается нарушение международных норм и стандартов по загрязнению космического пространства. Согласно пп.6) ст. 1 Закона под космическим пространством понимается пространство, простирающееся за пределами воздушного пространства. Под международными нормами и стандартами подразумевается комплекс норм и стандартов, устанавливающих порядок соблюдения требований, направленных на предотвращение загрязнения космического пространства. В целом следует отметить о пяти крупных международных документов, которые являются правовой базой сотрудничества в космической области. 1. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 января 1967 года[1092]. Договор устанавливает общую правовую основу использования космического пространства в мирных целях и создает рамки для развития космического права. Одновременно в Договоре 1967 г. обязанность государств избегать вредного загрязнения космического пространства. 2. Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство от 22 апреля 1968 года[1093]. Согласно данному договору стороны обязуются помогать космонавтам в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки, а также возвращать космонавтов и объекты, запущенные в космическое пространство. 3. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами от 29 марта 1972 года[1094]. Этот документ впервые регламентировал ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами, и обеспечения, в частности, безотлагательной выплаты на основании положений Конвенции полной и справедливой компенсации жертвам такого ущерба. 4. Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство от 15 января 1975 года, которая обязала государства-участники регистрировать все запускаемые с их территории космические объекты, а также учреждения, занимающиеся подобной деятельностью[1095]. 5. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 18 декабря 1979 года[1096]. Казахстан присоединился к этим международным актам, приняв соответствующие законы в 1997 году. Следует отметить, что субъективная сторона по пп. 1) -3) выражается в форме умысла, тогда как по пп. 4) -6) может быть выражена как в форме умысла, так и неосторожности. Субъектом правонарушения является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, должностное лицо, юридическое лицо. В части 2, в отличие от первой части комментируемой статьи, квалифицирующим признаком определяет повторность, т. е. совершение аналогичного правонарушения в течение года после наложения административного взыскания по первой части ст. 310 КоАП. Это свидетельствует о том, что нарушитель не сделал соответствующие выводы, пренебрежительно относится к соблюдению законодательства Республики Казахстан в области космической деятельности, умышленно или по неосторожности причиняет или своими действиями (бездействием) способен причинить вред окружающей среде, жизни и здоровью людей. В этом случае единственным безальтернативным административным взысканием является лишение лицензии. Дела по данным правонарушениям, согласно ч. 1 ст. 684 КоАП, рассматривают судьи специализированных районных и приравненных к ним административных судов.
Статья 311. Нарушение правил создания и эксплуатации (применения) космических систем на территории Республики Казахстан, а также в космическом пространстве 1. Нарушение правил создания и эксплуатации (применения) космических систем на территории Республики Казахстан, а также в космическом пространстве, выразившееся в эксплуатации космической системы, результаты которой привели к превышению предельно допустимых значений воздействия опасных и вредных факторов производственной деятельности на эксплуатирующий персонал, население, космическую систему, сопрягаемые объекты, окружающую среду и околоземное пространство, – влечет штраф на физических лиц в размере тридцати, на субъектов малого предпринимательства – в размере сорока, на субъектов среднего предпринимательства – в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста месячных расчетных показателей, с приостановлением действия лицензии на право осуществления деятельности в сфере использования космического пространства на шесть месяцев или без такового. 2. Неустранение нарушений, повлекших привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью первой настоящей статьи, по истечении срока приостановления действия лицензии на право осуществления деятельности в сфере использования космического пространства – влечет лишение лицензии.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Объектом данного правонарушения является общественная безопасность, окружающая среда и околоземное пространство. Объективная сторона части 1 характеризуется действием либо бездействием, выраженным в нарушении предусмотренных требований при создании и эксплуатации (применения) космических систем на территории Республики Казахстан, а также в космическом пространстве. В соответствии с пп. 4) ст. 1 Закона РК от 6 января 2012 года «О космической деятельности» (далее - Закон), под космической системой понимается совокупность функционально-взаимосвязанных орбитальных и наземных технических средств, предназначенных для решения задач в космическом пространстве. Создание космических систем и космических ракетных комплексов включает научные исследования и опытно-конструкторские работы, проектирование, изготовление, монтаж, строительство, испытание космических систем и космических ракетных комплексов, их составных частей, а также ввод в эксплуатацию. Правила создания и эксплуатации (применения) космических систем на территории Республики Казахстан, а также в космическом пространстве утверждены приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 29 апреля 2015 года № 525. Следует также отметить, что 29 апреля 2015 года № 523 принят также приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан «Об утверждении Правил создания и эксплуатации (применения) космических ракетных комплексов на территории Республики Казахстан». Согласно этим Правилам организации, участвующие в создании и эксплуатации (применении) космических систем и составных частей, должны осуществлять работы в соответствии с Экологическим кодексом, Кодексом о здравоохранении, законами Республики Казахстан от 7 июня 2000 года «Об обеспечении единства измерений», от 9 ноября 2004 года «О техническом регулировании». В Правилах также отмечено, что безопасная эксплуатация космической системы подразумевает свойство эксплуатируемой системы сохранять при выполнении заданных функций в определенных условиях и в течение установленного времени состояние, при котором исключено или не превышает оцениваемые риски воздействие опасных и вредных производственных факторов на эксплуатирующий персонал, население, космическую систему, сопрягаемые объекты, окружающую среду и околоземное пространство. В этой связи за нарушение Правил создания и эксплуатации (применения) космических систем на территории Республики Казахстан, а также в космическом пространстве, в результате которых наступили вышеназванные вредные последствия, предусмотрена административная ответственность. Для квалификации деяния необходимо установить, какие именно пункты Правил были нарушены. Правонарушение является оконченным в момент наступления превышения предельно допустимых значений воздействия опасных и вредных факторов производственной деятельности на эксплуатирующий персонал, население, космическую систему, сопрягаемые объекты, окружающую среду и околоземное пространство. Субъективная сторона может быть выражена как в форме умысла, так и неосторожности. Субъектом выступает физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста и юридические лица-субъекты предпринимательства. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает повышенную административную ответственность в виде лишения лицензии за неустранение нарушений, повлекших привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью первой комментируемой статьи, по истечении срока приостановления действия лицензии на право осуществления деятельности в сфере использования космического пространства. Это обусловлено тем, что соответствующее физическое или юридическое лицо продолжает нарушать правила создания и эксплуатации космических систем, и тем самым осуществлять негативное воздействие на окружающую среду, подвергать опасности жизнь и здоровье людей. Непринятие мер по устранению нарушений после такой серьезной меры, как приостановление действия лицензии, означает умышленное действие или бездействие. Поэтому единственным административным взысканием здесь является только лишение лицензии.
См.: продолжение
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |