|
|
|
См.: начало
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Научно-практический комментарий
Глава 52. ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ
Статья 892. Исполнение постановления о наложении административного взыскания в виде предупреждения Постановление о наложении административного взыскания в виде предупреждения исполняется судьей, органом (должностным лицом), вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления в соответствии со статьей 823 настоящего Кодекса.
КОММЕНТАРИЙ____________________________________________ Согласно статье 43 КоАП, предупреждение состоит в официальной даче судом, органом (должностным лицом), уполномоченным налагать административное взыскание, отрицательной оценки совершенного правонарушения и предостережении физического или юридического лица о недопустимости противоправного поведения. Сущность административного взыскания в виде административного предупреждения заключается в причинении виновному лицу определенных лишений и ограничений. По мнению Т.Д. Даубекова, «Предупреждение же фактически выражает только негативную официальную оценку поведения нарушителя и не влечет для него никаких правовых последствий, кроме состояния административной наказанности» [1932]. Правовые последствия для правонарушителя, подвергнутого административному предупреждению, могут наступить в двух случаях: 1) совершения однородного правонарушения, которое будет являться квалифицирующим признаком правонарушения, если в диспозиции статьи особенной части КоАП будут слова «Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания…»; 2) совершения однородного правонарушения, которое на основании ст. 57 КоАП будет являться обстоятельством, отягчающим ответственность за административное правонарушение. То есть правонарушитель будет сознавать, что при повторном совершении однородного правонарушения к нему будет применено более суровое наказание и повторное предупреждение исключено на основании положений ч. 2 ст. 43 КоАП. Диспозиция комментируемой статьи состоит только из одной части и предусматривает порядок исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде предупреждения. На основании нормативного постановления Верховного Суда РК от 22 декабря 2016 года № 12 предупреждение может применяться только в качестве основного административного взыскания (ч. 1 ст. 42 КоАП) и подлежит назначению самостоятельно без каких-либо дополнительных взысканий. Согласно содержанию исследуемой статьи, субъектами исполнения административного взыскания в виде предупреждения являются судья или должностное лицо, которые вынесли постановление о наложении административного взыскания. Исполнение постановления о наложении административного взыскания в виде предупреждения заключается в информировании правонарушителя о принятом решении судьей или должностным лицом и осуществляется путем: 1) объявления решения правонарушителю незамедлительно по окончании рассмотрения дела об административном правонарушении; 2) вручения копии постановления правонарушителю в течение трех суток со дня его объявления; 3) отправления копии постановления в течение трех суток со дня его объявления. Аналогичным способом о наложении административного взыскания в виде предупреждения должны быть проинформированы заинтересованные лица, указанные в ч. 2 ст. 823 КоАП, а именно: 1) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; 2) потерпевший; 3) законные представители физического лица; 4) представители индивидуального предпринимателя, юридического лица; 5) защитник. При объявлении постановления по делу об административном правонарушении должны быть указаны: 1) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; 2) порядок и сроки обжалования постановления; 3) решение вопроса об изъятых вещах и документах, находившихся при физическом лице, об изъятых документах и имуществе, принадлежащих юридическому лицу. Порядок объявления постановления по делу об административном правонарушении разъяснен нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20 апреля 2018 года № 5. Постановление оглашается незамедлительно после его вынесения. После оглашения судья устно разъясняет существо, мотивы и правовые последствия принятого постановления, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания. Судья также разъясняет право, порядок и срок обжалования постановления, указанные действия подлежат отражению в протоколе судебного заседания. Такого порядка объявления постановления о наложении административного взыскания в виде предупреждения должны придерживаться должностные лица, уполномоченные принимать решения по делам об административных правонарушениях. Часть 4 ст. 822 КоАП предусматривает порядок оформления постановления по делу об административном правонарушении. Постановление, вынесенное по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, оформляется письменно и подписывается должностным лицом, вынесшим такое постановление, либо оформляется в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи должностного лица, вынесшего такое постановление. А значить информировать участников производства о принятом решении можно путем отправления постановления в форме электронного документа. Однако ч. 1 ст. 43 КоАП предусматривает, что административное взыскание в виде предупреждения выносится только в письменной форме. К сожалению нет нормативного разъяснения о возможности вынесения административного предупреждения в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи должностного лица, вынесшего такое постановление. Но государственный политический курс взят на «Цифровизацию правоохранительных органов и судов», исполнение постановления о наложении административного взыскания в виде предупреждения должно осуществляться в электронном формате. Согласно инициативе 4.6 Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года, дела об административных правонарушениях будут поэтапно переводиться в электронный формат. Это снизит возможности для фальсификации и коррупции, сделает производство по этим делам более экономным, уменьшит нагрузку на государственный бюджет без ущерба защите прав и свобод человека и гражданина. Будет создана цифровая система подачи заявлений о правонарушениях, оплаты штрафов, что минимизирует влияние человеческого фактора. Предусматривается внедрение элементов искусственного интеллекта в судопроизводстве, а также аналитические инструменты для работы с большими объемами данных правовой статистики. Будет создана открытая электронная система единой судебной практики. Любой участник судебного процесса сможет ознакомиться со всеми судебными актами по интересующим его характеристикам[1933]. В 2019 году законодательно закреплен порядок ведения производства через Единый реестр административных производств. Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в бумажной и (или) электронной формах через Единый реестр административных производств[1934]. Порядок ведения Единого реестра административных производств определяется Генеральным Прокурором РК и является обязательным для исполнения органами, осуществляющими производство по делам об административных правонарушениях. Процессуальные документы, составленные в электронной форме, предусмотрены ст. 737-2 КоАП. Процессуальные документы, составленные в электронной форме, удостоверяются электронной цифровой подписью суда, органа (должностного лица) и в установленных КоАП случаях подписываются участниками производства цифровой рукописной или электронной цифровой подписями. Процессуальные документы, составленные в электронной форме, предоставляются участникам производства посредством направления на указанный ими почтовый или электронный адреса, либо иными способами, предусмотренными порядком ведения Единого реестра административных производств. Наряду с предоставлением процессуальных документов в электронной форме допускается их предоставление участникам производства на бумажном носителе.
Статья 893. Добровольное исполнение постановления о наложении штрафа, предписания о необходимости уплаты штрафа 1. Штраф подлежит уплате лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати суток со дня вступления постановления о наложении штрафа, предписания о необходимости уплаты штрафа в законную силу. В случае отсрочки, предусмотренной статьей 888 настоящего Кодекса, штраф подлежит уплате лицом, привлеченным к административной ответственности, со дня истечения срока отсрочки. 2. Штраф, наложенный за совершение административного правонарушения, вносится физическим лицом или перечисляется юридическим лицом в государственный бюджет в установленном порядке с последующим уведомлением в письменной или электронной форме судьи или органа (должностного лица), вынесшего постановление о наложении штрафа, оформившего предписание о необходимости уплаты штрафа.
КОММЕНТАРИЙ____________________________________________ Законом РК от 28 декабря 2018 года № 127-VI «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» были внесены дополнения и изменения в содержание статьи, дополнительно предусмотрев механизм добровольного исполнения штрафа на основании предписания о необходимости уплаты штрафа. Часть 1 рассматриваемой статьи предусматривает сроки добровольного исполнения постановления о наложении штрафа, предписания о необходимости уплаты штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности. По обоим документам срок составляет 30 суток со дня вступления постановления о наложении штрафа и предписания о необходимости уплаты штрафа в законную силу. На основании ч. 4 ст. 822 КоАП постановление, вынесенное по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, оформляется письменно и подписывается должностным лицом, вынесшим такое постановление, либо оформляется в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи должностного лица, вынесшего такое постановление. Предписание о необходимости уплаты штрафа с квитанцией установленного образца направляется собственнику (владельцу) транспортного средства в течение десяти суток со дня фиксации административного правонарушения. Постановление о наложении административного взыскания, предписание о необходимости уплаты штрафа подлежат исполнению с момента вступления их в законную силу. Статья 883 КоАП регламентирует сроки вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении и предписания о необходимости уплаты штрафа: 1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, предписания о необходимости уплаты штрафа, если оно не было обжаловано или опротестовано. Конкретные сроки обжалования перечислены в ст. 829-4 КоАП; 2) немедленно после вынесения постановления по жалобе, протесту, а также постановления в случае, предусмотренном ст. 839 КоАП; 3) немедленно в случае, предусмотренном абзацем первым ч. 2 ст. 811 КоАП, а именно постановление об административном правонарушении в порядке сокращенного производства вступает в силу после 7 дней со дня вручения постановления о наложении штрафа или предписания о необходимости уплаты штрафа. Нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20 апреля 2018 года № 5 разъяснен механизм сокращенного наложения штрафа. На основании ч. 2 ст. 829-11 КоАП предусмотрено право на сокращение размера административного штрафа, наложенного на лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, с соблюдением ограничительного предела сокращения (не более чем на 30% от общего размера административного штрафа). В случае сокращения размера административного штрафа в резолютивной части постановления достаточно указать окончательный размер административного штрафа, подлежащий взысканию, без приведения расчета, который подлежит отражению в описательно-мотивировочной части постановления. То есть самому исполнителю штрафа не надо вычислять размер административного штрафа, подлежащего уплате. Вторым абзацем ч. 1 комментируемой статьи предусматриваются сроки уплаты штрафа в случае отсрочки срока добровольного исполнения штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности. Порядок отсрочки и рассрочки исполнения постановления о наложении административного взыскания и предписания о необходимости уплаты штрафа изложен в ст. 888 КоАП. При наличии обстоятельств, делающих исполнение предписания о необходимости уплаты штрафа, постановления о наложении административного взыскания в виде административного ареста, лишения специального права или штрафа (за исключением взыскания штрафа на месте совершения административного правонарушения) невозможным в установленные законом сроки, судья, орган (должностное лицо), вынесший постановление, или орган, оформивший предписание, могут по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, оформлено предписание, отсрочить исполнение постановления, предписания на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата штрафа может быть рассрочена судьей, органом (должностным лицом), вынесшим постановление, или органом, оформившим предписание, на срок до трех месяцев. Также при исполнении постановления о назначении административного взыскания может быть решен вопрос, связанный с заменой лица, с которого взыскивается штраф. В ч. 2 ст. 887 КоАП установлено, что штраф, наложенный на несовершеннолетнего, не имеющего самостоятельного заработка, может быть взыскан с его родителей или иных законных представителей. Таким образом, могут возникнут случаи, когда штраф подлежит уплате не лицом, привлеченным к административной ответственности, а его родителями или иныхми законными представителями. Слово «могут» не обязывает судью и должностное лицо отсрочить исполнение постановления, предписания, что создает питательную среду для коррупции. По нашему мнению следует определить четкие критерии и случаи, в которых судья или должностное лицо обязан принять решение об отсрочке или рассрочке исполнения предписания или постановления, а также определить критерии невозможности принятия такого решения. Таким образом, в случае отсрочки исполнения постановления о наложении штрафа, предписания о необходимости уплаты штрафа срок исполнения может составить два месяца со дня вступления в законную силу указанных документов. Часть 2 исследуемой статьи определяет правовую основу уплаты административного штрафа физическим лицом и порядок уведомления судьи или органа (должностного лица), вынесшего постановление о наложении штрафа, оформившего предписание о необходимости уплаты штрафа. Штраф, наложенный за совершение административного правонарушения, вносится физическим лицом или перечисляется юридическим лицом в государственный бюджет в установленном порядке с последующим уведомлением в письменной или электронной форме судьи или органа (должностного лица), вынесшего постановление о наложении штрафа, оформившего предписание о необходимости уплаты штрафа. Установленный порядок уплаты штрафа может быть различным и такую информацию можно получить на многих сайтах Интернета. Помимо обычной кассы, такую услугу предоставляют терминалы банков второго уровня. Оплатить штраф можно с помощью различных платежных карт, а также в расчетно-кассовых отделениях банках и Интернет-банкинге. Кроме того, оплачивать штрафы можно через сайт электронного правительства еgov.kz[1935]. Ранее в ч. 2 анализируемой статьи содержится требование уведомления судьи или органа (должностного лица), вынесшего постановление о наложении штрафа, оформившего предписание о необходимости уплаты штрафа в письменной или электронной форме. Квитанцию можно самому правонарушителю отнести в суд или орган, наложивший штраф, отправить почтой или сканированную копию отправить по электронной почте, указанной в постановлении о наложении штрафа, предписания о необходимости уплаты штрафа. Законом РК от 29 декабря 2019 года № 300 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» редакция части 2 комментируемой статьи была изменена. В настоящее время это процедура считается не обязательной, так как факт уплаты штрафа автоматически вносится в единый реестр административного производства (ЕРАП). Правовые основания ведения утверждены отмеченным Законом, дополнив КоАП новыми статьями 737-1 и 737-2. Порядок ведения ЕРАП регулируется ведомственными приказами Генерального Прокурора РК. Пунктом 29 нормативного постановления Верховного Суда РК от 6 октября 2017 года № 7 «О некоторых вопросах применения судами норм Особенной части Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях» предусмотрены последствия добровольной неуплаты штрафа, которые не всегда применяются в административной практике. В соответствии с ч. 1 ст. 893 КоАП, штраф подлежит уплате лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати суток со дня вступления постановления в законную силу. В случае неуплаты наложенного судом штрафа по истечении данного срока или по истечении срока отсрочки, предусмотренной ст. 888 КоАП, такое лицо подлежит ответственности по ст. 669 КоАП независимо от обращения постановления к принудительному исполнению. Для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 669 КоАП судья, должностное лицо, ответственное за исполнение административного штрафа должно направить информацию в орган, имеющий право возбуждать производство по делу об административном правонарушении, предусмотренное ст. 669 КоАП. Правом возбуждения таких дел обладают: 1) органы внутренних дел (пп. 1) ч.1 ст. 804 КоАП); 2) государственные судебные исполнители (пп. 56) ч. 1 ст. 804 КоАП). После оплаты штрафа постановление о наложении штрафа, по которому взыскание штрафа произведено полностью, с отметкой об исполнении возвращается проверяющему органу, вынесшему постановление (ст. 898 КоАП). При этом в течение года со дня окончания исполнения постановления о наложении административного взыскания лицо, на которое был наложен штраф, считается подвергнутым административному взысканию (ст. 61 КоАП). Немаловажным является тот факт, что сведения о лице, привлеченном к административной ответственности, заносятся в административный банк данных о лицах, совершивших административное правонарушение, и хранятся в течение года со дня исполнения постановления. То есть, уклонение от исполнения и неуплата административного штрафа способствует тому, что каждый должник продолжает числиться по специальному учету Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной Прокуратуры РК длительное время.
Статья 894. Принудительное исполнение постановления о наложении штрафа на физическое лицо, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя и адвоката, предписания о необходимости уплаты штрафа 1. Постановление о наложении штрафа или предписание о необходимости уплаты штрафа направляется судом, уполномоченным органом (должностным лицом) администрации организации, где лицо, привлеченное к ответственности, работает либо получает вознаграждение, пенсию, стипендию, для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из его заработной платы или иных доходов. Удержание штрафа производится в срок, не превышающий шести месяцев. Очередность взыскания штрафа производится в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Республики Казахстан. 2. В случаях увольнения лица, привлеченного к ответственности, с работы либо невозможности взыскания штрафа из его заработной платы или иных доходов администрация организации в десятидневный срок со дня увольнения или наступления события, влекущего невозможность взыскания, возвращает постановление о наложении штрафа, предписание о необходимости уплаты штрафа суду, органу (должностному лицу), вынесшим постановление, с указанием нового места работы лица, привлеченного к ответственности (если оно известно), причин невозможности взыскания, а также с отметкой о произведенных удержаниях (если таковые производились). 3. Если физическое лицо, подвергнутое штрафу, не работает или взыскание штрафа из заработной платы или иных доходов невозможно по другим причинам, постановление о наложении штрафа, предписание о необходимости уплаты штрафа направляются судом, уполномоченным органом, вынесшими постановление, судебному исполнителю для принудительного исполнения в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан. 4. Постановление о наложении штрафа по административным правонарушениям, рассматриваемым органами государственных доходов, а также по иным административным правонарушениям в области налогообложения в отношении индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей и адвокатов исполняется органами государственных доходов в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан.
КОММЕНТАРИЙ____________________________________________ Законом РК от 28 декабря 2017 года № 127-VI «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» были внесены дополнения и изменения в содержание ст. 894 КоАП, дополнительно предусмотрев механизм принудительного исполнения предписания о необходимости уплаты штрафа. Статья регламентирует процесс принудительного исполнения постановления о наложении штрафа, наложенного на определенный круг лиц: 1) физическое лицо - это лицо, достигшее к моменту окончания или пресечения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста (ст. 28 КоАП); 2) индивидуальный предприниматель - вид физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Важной особенностью осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является тот факт, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое, в соответствии с законом, не может быть обращено взыскание, в отличие, например, от участника общества с ограниченной ответственностью, где участник отвечает по обязательствам учреждённого им общества в основных случаях только в пределах своей доли в уставном капитале этого общества и ни в коем случае не своим личным имуществом. Этот существенный факт относится к основному недостатку этой формы ведения. На основании ст. 2 ПК РК от 29 октября 2015 года предпринимательством является самостоятельная, инициативная деятельность граждан, оралманов и юридических лиц, направленная на получение чистого дохода путем использования имущества, производства, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, основанная на праве частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственного предприятия (государственное предпринимательство); 3) частный нотариус - гражданин, осуществляющий нотариальную деятельность без образования юридического лица на основании лицензии, застраховавший свою гражданско-правовую ответственность по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда в результате совершения нотариальных действий, вступивший в члены нотариальной палаты. Согласно ч. 2 ст. 15 Закона РК от 14 июля 1997 года «О нотариате» нотариус, занимающийся частной практикой, вправе открывать текущие счета в банковских учреждениях, нанимать и увольнять помощников, технических работников, согласно трудовому законодательству, распоряжаться доходом, полученным от совершения нотариальных действий, выступать в судах от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 4) частный судебный исполнитель - это гражданин Республики Казахстан, достигший двадцатипятилетнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, получивший лицензию частного судебного исполнителя и вступивший в Республиканскую палату[1936]. 5) адвокат - это гражданин Республики Казахстан, имеющий высшее юридическое образование, получивший лицензию на занятие адвокатской деятельностью, являющийся членом коллегии адвокатов и оказывающий юридическую помощь на профессиональной основе в рамках адвокатской деятельности, регламентируемой Законом Республики Казахстан от 5 июля 2018 года «Об адвокатской деятельности и юридической помощи». Так как Законом РК от 28 декабря 2017 года № 127-VI «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» заголовок статьи просто дополнили словами «предписания о необходимости уплаты штрафа», то по смыслу принудительное исполнение предписания о необходимости уплаты штрафа распространяется на всех субъектов административной ответственности. Статья 33 КоАП более подробно детализирует административную ответственность частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, индивидуальных предпринимателей. Частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты и индивидуальные предприниматели подлежат административной ответственности за административное правонарушение в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП. Индивидуальные предприниматели подлежат административной ответственности за административное правонарушение, если деяние (действие либо бездействие) было совершено, санкционировано, одобрено органом, лицом, осуществляющим функции управления, работником индивидуального предпринимателя, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Привлечение к административной ответственности индивидуальных предпринимателей освобождает от административной ответственности за данное правонарушение работника индивидуального предпринимателя. Часть 1 предусматривает порядок и основные направления исполнения постановления о наложении штрафа или предписания о необходимости уплаты штрафа. Во-первых, обязанностью направления постановления или предписания обладает суд или должностное лицо, которое вынесло это постановление или предписание. Во-вторых, постановление или предписание направляется администрации организации, где лицо, привлеченное к ответственности, работает либо получает вознаграждение, пенсию, стипендию. В-третьих, сроки удержания штрафа не могут превышать шести месяцев с момента вынесения постановления или предписания о необходимости уплаты штрафа. В-четвертых, очередность взыскания штрафа производится в порядке, предусмотренном ст. 742 ГК. При достаточности денег клиента в банке для удовлетворения всех требований, предъявленных к клиенту, изъятие денег осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента или иных лиц (календарная очередность), если иное не предусмотрено ст. 27 Закона РК от 26 июля 2016 года «О платежах и платежных системах». При недостаточности денег клиента в банке для удовлетворения очередного требования, предъявленного к клиенту, банк аккумулирует поступающие в пользу клиента деньги, сумма которых достаточна для удовлетворения указанного требования, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан. При предъявлении к клиенту нескольких требований банк производит изъятие денег клиента в следующей очередности: 1) в первую очередь осуществляется изъятие денег по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований по взысканию алиментов; 2) во вторую очередь производится изъятие денег по исполнительным документам, предусматривающим изъятие денег для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, выплате вознаграждений по авторскому договору, обязательствам клиента по перечислению обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, отчислений и (или) взносов на обязательное социальное медицинское страхование в фонд социального медицинского страхования; 3) в третью очередь производится изъятие денег по обязательствам клиента перед бюджетом; 4) в четвертую очередь производится изъятие денег по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований; 5) в пятую очередь производится изъятие денег для удовлетворения других требований, предъявленных к клиенту в порядке календарной очередности. Часть 2 комментируемой статьи касается порядка принудительного исполнения постановления о наложении штрафа в случаях увольнения лица, привлеченного к ответственности, с работы либо невозможности взыскания штрафа из его заработной платы или иных доходов. В этих случаях администрация организации в десятидневный срок со дня увольнения или наступления события, влекущего невозможность взыскания, возвращает постановление о наложении штрафа, предписание о необходимости уплаты штрафа суду, органу (должностному лицу), вынесшим постановление, с указанием нового места работы лица, привлеченного к ответственности (если оно известно), причин невозможности взыскания, а также с отметкой о произведенных удержаниях (если таковые производились). При установлении нового места работы правонарушителя, на которого наложен административный штраф, постановление направляется в порядке, предусмотренном ч. 1 исследуемой статьи. Если должник не устроился на работу и не имеет источник существования, принудительное исполнение постановления о наложении штрафа осуществляется в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 894 КоАП. Часть 3 рассматриваемой статьи регулирует механизм принудительного взыскания штрафа с физического лица: 1) который не работает; 2) который не имеет иных источников доходов; 3) по другим причинам. В вышеперечисленных случаях суд или уполномоченный орган, наложивший административный штраф, должен направить постановление судебному исполнителю для принудительного исполнения в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан, а именно Законом РК от 2 апреля 2010 года «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей». На основании ст. 35 этого закона должник обязан по требованию судебного исполнителя предоставить ему информацию об имеющемся у него имуществе, а также сообщить сведения об источниках доходов. На основании п. 6 нормативного постановления Верховного Суда РК от 31 марта 2017 года № 1 «О применении судами некоторых норм законодательства об исполнительном производстве» при отсутствии у должника денег, достаточных для погашения задолженности, взыскание обращается на другое имущество должника. Судебный исполнитель обязан принять меры по обеспечению исполнения исполнительных документов. Мерами по обеспечению исполнения исполнительных документов являются: 1) наложение ареста на имущество должника, включая деньги и ценные бумаги; 2) изъятие движимого имущества должника, находящегося у него либо у иных физических или юридических лиц; 3) изъятие недвижимого имущества должника, находящегося у него либо у иных физических или юридических лиц; 4) запрещение должнику совершать определенные действия, в том числе запрещение органам юридического лица принимать решения, а равно приостановление действия принятых решений по отчуждению движимого и недвижимого имущества, имущественных и неимущественных прав, ценных бумаг и долей в уставном капитале и имуществе юридического лица; 5) запрещение должнику пользоваться принадлежащим ему на праве собственности имуществом, в том числе деньгами, либо указание пользоваться им в пределах, установленных судебным исполнителем; 6) опечатывание имущества должника; 7) изъятие правоустанавливающих документов; 8) запрещение другим лицам передавать имущество, в том числе деньги, должнику или выполнять по отношению к нему иные действия. Частью 4 анализируемой статьи предусмотрены особенности исполнения постановления о наложении штрафа по административным правонарушениям, рассматриваемым органами государственных доходов, а также по иным административным правонарушениям в области налогообложения. Субъектами административной ответственности являются: индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, частных судебные исполнители и адвокаты, понятия которых изложены в комментариях к части первой настоящей статьи. Такие постановления о наложении административного штрафа исполняются органами государственных доходов в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан. Учет исполнения штрафов регламентируется одиннадцатой главой НК РК от 25 декабря 2017 года. Уполномоченный орган в целях осуществления задач по принудительному исполнению исполнительных документов ведет Единый реестр должников. Сведения о должниках размещаются на официальном интернет-ресурсе уполномоченного органа. Единый реестр должников формируется и ведется посредством автоматизированной информационной системы по исполнительному производству. Сведения для включения в Единый реестр должников, за исключением сведений по должникам, не имеющим задолженности по исполнительному производству о периодическом взыскании более трех месяцев, а также по исполнительным документам о принятии и отмене мер обеспечения иска, направляются судебными исполнителями в течение трех рабочих дней после возбуждения исполнительного производства.
Статья 895. Принудительное исполнение постановления о наложении штрафа на юридическое лицо 1. Постановление о наложении штрафа направляется судом, уполномоченным органом (должностным лицом) судебному исполнителю для изъятия денег с банковского счета юридического лица без его согласия в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан, законодательством Республики Казахстан о платежах и платежных системах, исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей. Постановление о наложении штрафа по административным правонарушениям, рассматриваемым органами государственных доходов, а также по иным административным правонарушениям в области налогообложения исполняется органами государственных доходов в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан. 2. Банк или организация, осуществляющая иные виды банковских операций, обязаны перечислить сумму штрафа в бюджет в установленном порядке. 3. В случае отсутствия денег на счетах юридического лица судебный исполнитель обращает взыскание на другое принадлежащее должнику имущество в соответствии с законами Республики Казахстан.
КОММЕНТАРИЙ__________________________________________ В наименовании анализируемой статьи под штрафом следует понимать только административный, а не уголовный штраф, так как юридическое лицо не является субъектом уголовного правонарушения. Более подробные характеристики административному штрафу изложены в ст. 44 КоАП. В содержании нормы урегулирован правовой порядок принудительного исполнения штрафа, наложенного на юридическое лицо, совершившее административное правонарушение. Часть 1 комментируемой статьи предусматривает следующие механизмы исполнения принудительного взыскания штрафа с юридического лица: 1) постановление о принудительном взыскании штрафа, вынесенного судьей или должностным лицом уполномоченного органа, исполняется судебным исполнителем;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |